Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Отклоняйся, но с умом... ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4)



"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4

ОТКЛОНЯЙСЯ, НО С УМОМ...

(Порядок применения статьи 40 НК РФ)

Статья 40 НК РФ позволяет налоговым органам пересчитывать цены, примененные налогоплательщиком, и доначислять выручку, а значит, и налоги. Однако данная статья далеко не совершенна. При ее толковании мнения налогоплательщика и налогового органа расходятся, но никакой поддержки ни для налогоплательщика (кроме здравого смысла и желания защитить свои интересы), ни для инспекции (в виде конкретных разъяснений, писем вышестоящих органов) нет, поэтому в суде каждая сторона трактует названную норму в свою пользу.

Напомним: ст. 40 Налогового кодекса Российской Федерации дает право пересчитывать цены только в определенных случаях, основной из которых - отклонение примененной цены от рыночной на 20% и более.

Методика расчета данного отклонения нормативными документами не установлена. Помимо этого неясен вопрос об источнике и порядке получения информации об уровне рыночных цен на конкретный период или дату, а также о правилах применения рыночной цены в расчете отклонения.

Предлагаем свою методику, основанную на трактовке ст. 40 НК РФ во взаимосвязи ее с другими нормами Налогового кодекса РФ, письмами и разъяснениями Минфина России, решениями арбитражных судов, а также соответствующую правилам математики и статистики по расчету отклонений.

Методика расчета отклонения

Пункт 3 ст. 40 НК РФ допускает, что цены товаров, работ или услуг, примененные сторонами сделки, могут отклоняться более чем на 20% от рыночной цены. Следовательно, чтобы установить такое отклонение, необходимо:

- определить рыночную цену идентичных (однородных) товаров (работ или услуг) в соответствующем периоде;

- рассчитать сумму, составляющую 20% рыночной цены;

- рассчитать отклонение (О) цены товара (Цт) (работы или услуги) от рыночной цены (Цр) в рублях: О = Цр - Цт;

- сравнить полученное отклонение с суммой, составляющей 20% рыночной цены, определяемой согласно ст. 40 НК РФ.

Данный подход соответствует математическим и статистическим правилам расчета отклонений.

Рассмотрим применение методики на примере определения цены подакцизного товара (водки):

- определим "отклоняющуюся" цену как дилерскую;

- для расчета используем отпускные цены без учета НДС, так как исключение НДС не влияет на результаты сравнения.

Цена по дилерским сделкам с учетом НДС (Ц*дс) будет равна сумме цены по дилерским сделкам (Цдс) и НДС по ставке 18%, т.е. Цдс х 1,18.

Аналогично будет рассчитываться рыночная цена с учетом НДС (Ц*р): Цр х 1,18, а 20% рыночной цены с учетом НДС составят: Цр х 1,18 х 0,2.

Отклонение цены по дилерским сделкам (Одс) от рыночной цены с НДС будет определяться следующим образом:

Одс = Цр х 1,18 - Цдс х 1,18 = (Цр - Цдс) х 1,18.

Таким образом, при учете НДС сравниваются те же суммы, увеличенные в 1,18 раза, следовательно, включение в цену налога на добавленную стоимость не влияет на результат сравнения.

Пусть Ц*р составит 50 руб., а Ц*дс - 45 руб. Тогда:

Цр = 50 руб. : 1,18 = 42,37 руб.;

Цдс = 45 руб. : 1,18 = 38,14 руб.

Следовательно, сумма, составляющая 20% рыночной цены, будет равна:

с учетом НДС - 50 руб. х 0,2 = 10 руб.;

без учета НДС - 42,37 руб. х 0,2 = = 8,47 руб.

Отклонение цены по дилерским сделкам от рыночной цены составит:

с учетом НДС - 50 руб. - 45 руб. = 5 руб.;

без учета НДС - 42,37 руб. - 38,14 руб. = 4,23 руб.

Сравнивая отклонения с суммой, составляющей 20% рыночной цены товара, для вариантов с учетом и без учета НДС, можно заметить, что результат сравнения при исключении НДС не изменяется: отклонение в любом случае составляет 10% рыночной цены.

Если рассматривается подакцизный товар, то суммы акциза из цены исключаться не должны, так как в соответствии с п. 3 ст. 193 НК РФ ставки акциза зависят от объемной доли этилового спирта в алкогольной продукции и от статуса покупателей (оптовые или розничные торговцы). Поэтому исключение суммы акциза может повлиять на результаты сравнения цены по дилерским сделкам с рыночной ценой.

Проведем сравнение цены реализации с рыночной ценой. Для этого:

1) определим рыночную цену идентичных (однородных) товаров (работ или услуг) в соответствующем периоде. Цена одной бутылки будет равна отношению цены заказа с акцизом и без НДС к числу бутылок;

2) рассчитаем сумму, составляющую 20% рыночной цены (Спр):

Спр = Цр х 20% : 100%;

3) рассчитаем отклонения цены по дилерским сделкам от рыночной цены (в абсолютных показателях - рублях):

Одс = Цр - Цдс;

4) сравним полученное отклонение с суммой, составляющей 20% рыночной цены.

При расчете фактического отклонения в процентах для упрощения можно применить следующую формулу:

Одс = (Цр - Цдс) : Цр х 100%.

Пусть рыночная цена заказа (10 бутылок) составит 1000 руб., дилерская - 810 руб. Тогда для одной бутылки:

1) Цр = 1000 руб. : 1,18 : 10 = 84,75 руб.,

Цдс = 810 руб. : 1,18 : 10 = 68,64 руб.;

2) Спр = 84,75 руб. х 20% : 100% = 16,95 руб.;

3)Одс = 84,75 руб. - 68,64 руб. = 16,11 руб., т.е. 19% [(84,75 руб. - 68,64 руб.) : 84,75 руб. х 100%] или (16,11 руб. х 100% : 84,75 руб.).

Однако налогоплательщики могут столкнуться с ситуацией, когда представители налогового органа будут считать отклонение дилерской цены от рыночной путем деления второй на первую, что не совсем соответствует математическому подходу.

Порядок определения рыночных цен

Согласно п. 4 ст. 40 НК РФ рыночной признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в Информационном письме от 17 марта 2003 г. N 71 разъяснил, что налог и пени, в соответствии с п. 3 ст. 40 НК РФ, доначисляются на основе рыночных цен, а не цен, примененных самим налогоплательщиком.

Помимо этого уровень рыночных цен должен определяться из официальных источников.

Исходя из этого, налоговый орган должен не сам признавать рыночной цену реализации продукции, а обращаться в специализированный орган с запросом о существующих на конкретный момент рыночных ценах на данную (или подобную) продукцию. Более того, о такой обязанности сказано в Письме Минфина России от 18 июля 2005 г. N 03-02-07/1-190. В нем к официальным источникам информации отнесены сведения о ценах, опубликованные, в частности, в официальных изданиях уполномоченных органов в области статистики, ценообразования, таможенных органов. Арбитражный суд Омской области (Постановление от 2 октября 2001 г. по делу N А-505/01) и ФАС Поволжского округа (Постановление от 16 декабря 2004 г. по делу N А12-12899/03-с42) относят к официальным источникам информации также документы Торгово-промышленной палаты, в которых указан уровень цен.

Порядок применения рыночных цен

Рыночная цена определяется единой суммой, в которую составной частью входят акциз и НДС, и только метод экономического анализа позволит определить, в какой части уплата косвенных налогов ложится на покупателя, а в какой - уменьшает собственный доход продавца.

Иногда налоговые органы в своих расчетах используют цены за вычетом акциза, ссылаясь на п. 6 ст. 274 НК РФ, в котором сказано, что для целей налогообложения прибыли рыночные цены определяются в порядке, аналогичном порядку, установленному абз. 2 п. 3, а также п. п. 4 - 11 ст. 40 НК РФ (без включения в них НДС и акциза).

Считаем такое мнение ошибочным. Право вынести мотивированное решение о доначислении налога и начислении пеней предоставлено ст. 40 НК РФ вне зависимости от конкретного налога, а потому нормы, предусмотренные только в целях отдельной главы НК РФ, нельзя применять ко всем налогам.

Конструкция п. 3 ст. 40 НК РФ позволяет выделить два понятия. Во-первых, "рыночная цена". Это понятие установлено только в п. 4 ст. 40 НК РФ, и именно оно определяет право налогового органа вынести мотивированное решение о доначислении налога и начислении пеней.

Во-вторых, "результаты сделки". Эти результаты зависят от того, какой конкретный налог проверяется, и определяются в соответствии с правилами, установленными для конкретного налога специальной главой НК РФ или другим налоговым законом.

Таким образом, при определении права налогового органа доначислять налог и начислять пени неприменим п. 6 ст. 274 НК РФ, который является специальной нормой, предусматривающей, что при определении учетной стоимости внереализационных доходов, полученных в натуральной форме, используются рыночные цены, но без включения в них НДС и акциза.

Отсутствие вины налогоплательщика при доначислении налога

Согласно ст. 40 НК РФ налоговый орган по результатам сопоставления цен может вынести решение о доначислении налога и начислении пеней. Однако инспекции могут не ограничиться этим и по результатам проверки (в частности, по ст. 40 НК РФ) привлечь налогоплательщика к налоговой ответственности в виде взыскания штрафа.

Такая позиция налоговых органов, на наш взгляд, неправомерна. НК РФ не содержит нормы, обязывающей налогоплательщика самостоятельно рассчитывать налог исходя из рыночных цен. Пункт 3 ст. 40 НК РФ предоставляет такое право только налоговым органам. Таким образом, даже если инспекция доначисляет налог и начисляет пени в соответствии с этой нормой НК РФ, бездействие налогоплательщика полностью соответствует законодательству, а следовательно, не признается налоговым правонарушением и не влечет за собой налоговой ответственности.

Более того, применение низких цен является политикой налогоплательщика по стимулированию продаж, расширению рынка сбыта продукции, поддержанию своих покупателей, конкурентной борьбе. Чем шире ассортимент и дилерская сеть, тем больше продаж и, соответственно, выручки получит организация от своей деятельности. Следовательно, больше налогов попадет в бюджеты различных уровней. А значит, применение штрафных санкций является еще и косвенной причиной снижения доходов бюджета.

Е.И.Хаустова

Налоговый юрист

ООО "Юридическая компания "РУСправо"

г. Омск

Подписано в печать

14.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
О добросовестности налогоплательщика ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4) >
К вопросу о целесообразности введения единой ставки НДС ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.