Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Планирование выездной налоговой проверки ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4)



"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4

ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ

В бизнес-прессе достаточно подробно освещается сам процесс проведения выездной проверки. Вопросам отбора налогоплательщиков для налоговой проверки посвящены в основном статьи работников налоговых органов и внутренние (для служебного пользования) письма. Попробуем дать ответ на основной вопрос, который стоит перед бизнесменом: почему для проверки выбрали именно его фирму?

По данным налоговых органов, если камеральные проверки охватывают 100% налогоплательщиков, представивших отчетность, то выездные проводятся лишь у 20 - 25% <1>, поэтому большое значение приобретает отбор организаций к проведению этого вида проверок. Создание эффективной системы такого отбора позволит <2>:

- выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадров и материальных ресурсов налоговых органов;

- добиться максимальной результативности налоговых проверок;

- уменьшить расходы, затрачиваемые на проведение проверок;

- увеличить вероятность обнаружения налоговых нарушений.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: Сашичев В.В. Камеральная налоговая проверка // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2002. - N 31.

<2> См.: Гусева И.П. Реформирование института налогового контроля в сфере косвенного налогообложения // Адвокат. - 2004. - N 4.

Существует множество методик отбора налогоплательщиков для проведения проверок.

По мнению налоговых органов, для повышения качества налогового контроля целесообразно проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий четыре уровня <1>:

- анализ сумм начисленных налоговых платежей;

- анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций;

- анализ динамики сумм уплаченных налоговых платежей;

- анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы и платежеспособность хозяйствующих субъектов.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См.: Пасько О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения // Налоговый вестник. - 2005. - N 6.

Такой мониторинг позволяет значительно сократить временные затраты сотрудников налоговых инспекций на отбор налогоплательщиков для проведения налогового контроля в виде камеральных и выездных проверок, а также повысить эффективность работы, оценивающуюся как соотношение стоимости проведения проверки к суммам доначисленных платежей. Это особенно актуально в условиях нехватки работников налоговых инспекций и большого количества организаций.

Основные правила отбора налогоплательщиков изложены в Приказе МНС России от 18 августа 2003 г. N БГ-4-06/23дсп "Об утверждении Регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок". Вкратце ознакомимся с данным документом.

Досье налогоплательщика

Налоговые органы формируют информационные ресурсы о налогоплательщиках на основе данных, полученных:

от внутренних источников:

- из бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков,

- материалов камеральных и выездных налоговых проверок,

- документов по контролю за алкогольной и табачной продукцией, а также валютному контролю,

- от программно-технических комплексов;

от внешних источников:

- в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с государственными органами (финансовыми, таможенными, МВД и т.д.),

- по запросам организаций (например, о перевозимых крупных партиях товаров, объемах потребляемой электро- и теплоэнергии).

В итоге сбора информации по каждому налогоплательщику составляется документ, состоящий из четырех основных разделов:

- идентификационная часть - регистрационные данные (ИНН, учредители, руководители), сведения об учетной налоговой политике, филиалах и обособленных подразделениях организации и т.д.;

- данные о хозяйственных операциях - информация о крупных сделках и операциях (значительных суммах НДС, предъявленных к вычету; крупных финансовых вложениях; полученных и выданных векселях; непрофильных сделках; сделках с давальческим сырьем и т.д.);

- косвенные данные о хозяйственной деятельности - сведения, поступившие от правоохранительных органов, внебюджетных фондов, других организаций (в данный раздел включаются также данные СМИ, сведения от бдительных граждан и т.д.);

- информация о налоговых нарушениях, которые выявлены у аффилированных лиц; результатах встречных проверок; сведения, поступившие из различных внешних источников.

Выбор налогоплательщиков для проверки

Окончательный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок проводится на основе информации, полученной в рамках проведения камеральной налоговой проверки, и анализа бухгалтерской и налоговой отчетности.

Налоговыми органами разработаны методические рекомендации по порядку камеральной проверки каждой налоговой декларации. Программное обеспечение проверяет логическую связь между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы (так называемая система контрольных отношений). При этом также сопоставляются отчетные показатели с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода и соотношение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций.

В результате составляется заключение по установленной форме, содержащее рекомендации об отборе соответствующих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин для таких выводов.

Существуют "обязательные" предприятия, которые в любом случае включаются в текущий план проверок:

- крупнейшие (основные) налогоплательщики, которые на территории налоговой инспекции приносят бюджету наибольший доход. Проверка проводится минимум один раз в два года;

- фирмы, попавшие в поле зрения правоохранительных органов или региональных налоговых управлений. Проверка проводится немедленно;

- налогоплательщики, которые решили ликвидироваться;

- предприятия, представляющие "нулевые" отчеты, но по сведениям инспекции ведущие хозяйственную деятельность;

- организации, чья деятельность интересует другие налоговые инспекции. По мотивированным запросам такие предприятия также попадут в текущий план проверок в обязательном порядке.

Имеются также "первоочередные" предприятия, которые подлежат проверке, но будут включены в план при наличии ресурсов:

- налогоплательщики, чья отчетность вызывает подозрения у сотрудников камерального и аналитического отделов;

- предприятия, которые систематически опаздывают с представлением налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов;

- организации, где в ходе последней проверки были вскрыты серьезные налоговые правонарушения;

- фирмы, которые не проверялись более шести лет;

- убыточные предприятия или фирмы, которые в течение нескольких лет показывают в отчетности небольшую прибыль или убыток ("планово-убыточные предприятия");

- налогоплательщики, результаты деятельности которых существенно отличаются от средних по отрасли.

Вопросы, решаемые при подготовке к проверке

В ходе подготовки к проведению выездной проверки решаются следующие основные вопросы:

- предполагаемый объем контрольной работы;

- количественный и персональный состав налоговых инспекторов с учетом масштабов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика;

- период, за который будет проверяться финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика;

- вид проверки (комплексный или по отдельным видам налогов и сборов);

- методы проведения проверки;

- необходимость проведения встречных проверок;

- необходимость привлечения к проведению проверки сотрудников органов внутренних дел.

Подготовка завершается оформлением решения о назначении выездной налоговой проверки и утверждением программы проведения проверки.

Форма решения указана в Порядке назначения выездных налоговых проверок, утвержденном Приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318.

Результативность проверок

Руководство ФНС России ставит перед налоговыми органами задачу начинать выездную налоговую проверку лишь тогда, "когда по результатам анализа всего спектра полученной информации есть основания подозревать налогоплательщика в нарушении действующего законодательства" <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> К кому придет налоговый инспектор // Главбух. - 2004. - N 10.

В августе 2005 г. Федеральная налоговая служба объявила конкурс на оказание консультационных услуг в области разработки методологических инструментов и требований к программным средствам, позволяющим определить вероятностную налоговую базу по группам налогоплательщиков и допустимые значения отклонений от нее, а также на разработку предложений по совершенствованию системы показателей по отбору налогоплательщиков для выездной налоговой проверки.

Об итогах конкурса не сообщалось, однако, по словам руководителя ФНС России А.Э. Сердюкова <2>, в I квартале 2006 г. проведено около 34 000 выездных налоговых проверок организаций и 14 000 выездных проверок физических лиц. По их результатам дополнительно начислено налогов и сборов в два раза больше, чем за аналогичный период I квартала 2005 г.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См. интервью руководителя Федеральной налоговой службы Анатолия Эдуардовича Сердюкова журналу "Российский налоговый курьер". - 2006. - N 13 - 14.

Все это говорит об увеличении результативности выездных налоговых проверок. О том, как налоговые службы достигли таких результатов, не сообщается. В конце концов, налоговые органы также имеют право на свою налоговую тайну.

Б.М.Фороский

Юрист

ООО "Аквант"

г. Уфа

Подписано в печать

14.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
<Новое в отраслевом учете от 14.08.2006> ("Главбух". Приложение "Учет в медицине", 2006, N 3) >
О добросовестности налогоплательщика ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.