|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Планирование выездной налоговой проверки ("Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4)
"Ваш налоговый адвокат", 2006, N 4
ПЛАНИРОВАНИЕ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ
В бизнес-прессе достаточно подробно освещается сам процесс проведения выездной проверки. Вопросам отбора налогоплательщиков для налоговой проверки посвящены в основном статьи работников налоговых органов и внутренние (для служебного пользования) письма. Попробуем дать ответ на основной вопрос, который стоит перед бизнесменом: почему для проверки выбрали именно его фирму?
По данным налоговых органов, если камеральные проверки охватывают 100% налогоплательщиков, представивших отчетность, то выездные проводятся лишь у 20 - 25% <1>, поэтому большое значение приобретает отбор организаций к проведению этого вида проверок. Создание эффективной системы такого отбора позволит <2>: - выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадров и материальных ресурсов налоговых органов; - добиться максимальной результативности налоговых проверок; - уменьшить расходы, затрачиваемые на проведение проверок; - увеличить вероятность обнаружения налоговых нарушений. ————————————————————————————————<1> См.: Сашичев В.В. Камеральная налоговая проверка // Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2002. - N 31. <2> См.: Гусева И.П. Реформирование института налогового контроля в сфере косвенного налогообложения // Адвокат. - 2004. - N 4.
Существует множество методик отбора налогоплательщиков для проведения проверок. По мнению налоговых органов, для повышения качества налогового контроля целесообразно проводить мониторинг финансово-хозяйственной деятельности организаций, включающий четыре уровня <1>: - анализ сумм начисленных налоговых платежей; - анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности организаций; - анализ динамики сумм уплаченных налоговых платежей; - анализ факторов, влияющих на формирование налогооблагаемой базы и платежеспособность хозяйствующих субъектов. ————————————————————————————————<1> См.: Пасько О.Ф. Налоговый контроль в системе эффективного налогообложения // Налоговый вестник. - 2005. - N 6.
Такой мониторинг позволяет значительно сократить временные затраты сотрудников налоговых инспекций на отбор налогоплательщиков для проведения налогового контроля в виде камеральных и выездных проверок, а также повысить эффективность работы, оценивающуюся как соотношение стоимости проведения проверки к суммам доначисленных платежей. Это особенно актуально в условиях нехватки работников налоговых инспекций и большого количества организаций. Основные правила отбора налогоплательщиков изложены в Приказе МНС России от 18 августа 2003 г. N БГ-4-06/23дсп "Об утверждении Регламента планирования и подготовки выездных налоговых проверок". Вкратце ознакомимся с данным документом.
Досье налогоплательщика
Налоговые органы формируют информационные ресурсы о налогоплательщиках на основе данных, полученных: от внутренних источников: - из бухгалтерской и налоговой отчетности налогоплательщиков, - материалов камеральных и выездных налоговых проверок, - документов по контролю за алкогольной и табачной продукцией, а также валютному контролю, - от программно-технических комплексов; от внешних источников: - в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией с государственными органами (финансовыми, таможенными, МВД и т.д.), - по запросам организаций (например, о перевозимых крупных партиях товаров, объемах потребляемой электро- и теплоэнергии). В итоге сбора информации по каждому налогоплательщику составляется документ, состоящий из четырех основных разделов: - идентификационная часть - регистрационные данные (ИНН, учредители, руководители), сведения об учетной налоговой политике, филиалах и обособленных подразделениях организации и т.д.; - данные о хозяйственных операциях - информация о крупных сделках и операциях (значительных суммах НДС, предъявленных к вычету; крупных финансовых вложениях; полученных и выданных векселях; непрофильных сделках; сделках с давальческим сырьем и т.д.); - косвенные данные о хозяйственной деятельности - сведения, поступившие от правоохранительных органов, внебюджетных фондов, других организаций (в данный раздел включаются также данные СМИ, сведения от бдительных граждан и т.д.); - информация о налоговых нарушениях, которые выявлены у аффилированных лиц; результатах встречных проверок; сведения, поступившие из различных внешних источников.
Выбор налогоплательщиков для проверки
Окончательный отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок проводится на основе информации, полученной в рамках проведения камеральной налоговой проверки, и анализа бухгалтерской и налоговой отчетности. Налоговыми органами разработаны методические рекомендации по порядку камеральной проверки каждой налоговой декларации. Программное обеспечение проверяет логическую связь между отдельными отчетными и расчетными показателями бухгалтерской и налоговой отчетности, необходимыми для исчисления налоговой базы (так называемая система контрольных отношений). При этом также сопоставляются отчетные показатели с аналогичными показателями предыдущего налогового (отчетного) периода и соотношение отдельных показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций. В результате составляется заключение по установленной форме, содержащее рекомендации об отборе соответствующих налогоплательщиков для выездных налоговых проверок с обоснованием причин для таких выводов. Существуют "обязательные" предприятия, которые в любом случае включаются в текущий план проверок: - крупнейшие (основные) налогоплательщики, которые на территории налоговой инспекции приносят бюджету наибольший доход. Проверка проводится минимум один раз в два года; - фирмы, попавшие в поле зрения правоохранительных органов или региональных налоговых управлений. Проверка проводится немедленно; - налогоплательщики, которые решили ликвидироваться; - предприятия, представляющие "нулевые" отчеты, но по сведениям инспекции ведущие хозяйственную деятельность; - организации, чья деятельность интересует другие налоговые инспекции. По мотивированным запросам такие предприятия также попадут в текущий план проверок в обязательном порядке. Имеются также "первоочередные" предприятия, которые подлежат проверке, но будут включены в план при наличии ресурсов: - налогоплательщики, чья отчетность вызывает подозрения у сотрудников камерального и аналитического отделов; - предприятия, которые систематически опаздывают с представлением налоговых деклараций и бухгалтерских отчетов; - организации, где в ходе последней проверки были вскрыты серьезные налоговые правонарушения; - фирмы, которые не проверялись более шести лет; - убыточные предприятия или фирмы, которые в течение нескольких лет показывают в отчетности небольшую прибыль или убыток ("планово-убыточные предприятия"); - налогоплательщики, результаты деятельности которых существенно отличаются от средних по отрасли.
Вопросы, решаемые при подготовке к проверке
В ходе подготовки к проведению выездной проверки решаются следующие основные вопросы: - предполагаемый объем контрольной работы; - количественный и персональный состав налоговых инспекторов с учетом масштабов финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика; - период, за который будет проверяться финансово-хозяйственная деятельность налогоплательщика; - вид проверки (комплексный или по отдельным видам налогов и сборов); - методы проведения проверки; - необходимость проведения встречных проверок; - необходимость привлечения к проведению проверки сотрудников органов внутренних дел. Подготовка завершается оформлением решения о назначении выездной налоговой проверки и утверждением программы проведения проверки. Форма решения указана в Порядке назначения выездных налоговых проверок, утвержденном Приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318.
Результативность проверок
Руководство ФНС России ставит перед налоговыми органами задачу начинать выездную налоговую проверку лишь тогда, "когда по результатам анализа всего спектра полученной информации есть основания подозревать налогоплательщика в нарушении действующего законодательства" <1>. ————————————————————————————————<1> К кому придет налоговый инспектор // Главбух. - 2004. - N 10.
В августе 2005 г. Федеральная налоговая служба объявила конкурс на оказание консультационных услуг в области разработки методологических инструментов и требований к программным средствам, позволяющим определить вероятностную налоговую базу по группам налогоплательщиков и допустимые значения отклонений от нее, а также на разработку предложений по совершенствованию системы показателей по отбору налогоплательщиков для выездной налоговой проверки. Об итогах конкурса не сообщалось, однако, по словам руководителя ФНС России А.Э. Сердюкова <2>, в I квартале 2006 г. проведено около 34 000 выездных налоговых проверок организаций и 14 000 выездных проверок физических лиц. По их результатам дополнительно начислено налогов и сборов в два раза больше, чем за аналогичный период I квартала 2005 г. ————————————————————————————————<2> См. интервью руководителя Федеральной налоговой службы Анатолия Эдуардовича Сердюкова журналу "Российский налоговый курьер". - 2006. - N 13 - 14.
Все это говорит об увеличении результативности выездных налоговых проверок. О том, как налоговые службы достигли таких результатов, не сообщается. В конце концов, налоговые органы также имеют право на свою налоговую тайну.
Б.М.Фороский Юрист ООО "Аквант" г. Уфа Подписано в печать 14.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |