Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Нужен ли конкурс при "малых" госзакупках? ("Главбух". Приложение "Учет в медицине", 2006, N 3)



"Главбух". Приложение "Учет в медицине", 2006, N 3

НУЖЕН ЛИ КОНКУРС ПРИ "МАЛЫХ" ГОСЗАКУПКАХ?

В июне 2006 г. был выпущен знаковый для всех бюджетных, в том числе и для медицинских, учреждений документ, который должен был внести ясность в порядок разрешения споров при размещении заказов за счет бюджетных или внебюджетных средств. К сожалению, эта благая цель была достигнута только частично и спровоцировала появление новых проблем.

Что это за документ?

Упомянутым документом является Постановление Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 24 "О применении к государственным (муниципальным) учреждениям пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" и статьи 71 Бюджетного кодекса РФ".

При всей значимости Постановления хотелось бы обратить внимание на статус данного документа - это рекомендация арбитражным судам при рассмотрении споров по указанной тематике. И в первую очередь с применением данного Постановления можно будет столкнуться во время разбирательства в арбитражном суде.

Какие права даны учреждениям

В Постановлении дается разъяснение, что в соответствии со ст. ст. 48 и 120 Гражданского кодекса РФ учреждение является юридическим лицом, имущество которого обособлено от имущества создавшего его публичного образования. Именно поэтому учреждение может от своего имени: приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права; нести обязанности; быть истцом и ответчиком в суде.

При реализации этих полномочий учреждение выступает как хозяйствующий субъект и действует в своих интересах в соответствии с предусмотренными в его учредительных документах целями.

Как регламентируется порядок расходования средств

Статьи 70 и 71 Бюджетного кодекса РФ регламентируют порядок расходования учреждением денежных средств. На основании ст. 71 Кодекса все закупки бюджетными учреждениями товаров, работ и услуг на сумму свыше 2000 МРОТ (200 000 руб.) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов. Контракты заключаются в порядке, предусмотренном параграфом 4 гл. 30 Гражданского кодекса РФ и иными федеральными законами. Это закреплено в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ (далее - Закон о размещении заказов). В рассматриваемом Постановлении Пленума ВАС РФ даны три рекомендации, на каждой из которых мы остановимся подробнее.

Первая рекомендация Пленума арбитражным судам

Арбитражным судам рекомендовано при рассмотрении споров иметь в виду, что в силу положений Закона о размещении заказов и особенно его ст. ст. 4 и 9 для заключения государственного (муниципального) контракта учреждению необходимо получить полномочия государственного (муниципального) заказчика. Такими полномочиями его может наделить только соответствующий орган государственной власти РФ (субъекта РФ) или орган местного самоуправления.

Данная рекомендация Высшего Арбитражного Суда РФ означает, что учреждения, не наделенные этими полномочиями, не имеют права осуществлять закупки на суммы, превышающие 200 000 руб. по одной сделке. Размещением заказов и заключением государственных и муниципальных контрактов на такие суммы должен заниматься соответствующий распорядитель бюджетных средств (то есть тот орган власти, которому подведомственно учреждение). Это относится к расходованию средств как из бюджетных, так и из внебюджетных источников.

Примечание. Если учреждение лишено полномочий заказчика

Если у учреждения нет полномочий государственного или муниципального заказчика, оно самостоятельно, в общем порядке, заключает договоры закупки. Цена договора не должна превышать 200 000 руб.

Вторая рекомендация Пленума арбитражным судам

Арбитражным судам в обязательном порядке необходимо различать:

- договоры (контракты), заключаемые учреждением в пределах выделенных по смете денежных средств для обеспечения собственных нужд;

- контракты, заключаемые в целях обеспечения государственных (муниципальных) нужд в соответствии с Законом о размещении заказов.

Постановление Пленума, к сожалению, не дает четкого разграничения между понятиями "собственные и государственные (муниципальные) нужды". Поэтому расшифровка термина "государственные (муниципальные) нужды" дается в Постановлении в соответствии со ст. 3 Закона о размещении заказов.

Под такими нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств соответствующего бюджета и внебюджетных источников финансирования потребности учреждения в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления его функций, в том числе для реализации целевых программ, а также для исполнения международных обязательств РФ.

Третья рекомендация Пленума арбитражным судам

В Постановлении Пленума особо подчеркивается, что, заключая государственный (муниципальный) контракт, бюджетное учреждение действует в интересах и от имени публичного образования. Поэтому оно должно быть уполномочено органом государственной власти РФ, субъекта РФ или органом местного самоуправления на выполнение функций государственного (муниципального) заказчика и должно в полном объеме руководствоваться положениями Закона о размещении заказов.

Исключением являются случаи, когда соответствующие товары (работы, услуги) поставляются или оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком РФ предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (п. 2 ст. 1 Закона о размещении заказов). В настоящее время в соответствии с Указанием ЦБ РФ от 14 ноября 2001 г. N 1050-У это 60 000 руб.

Если бюджетным учреждением получены полномочия государственного или муниципального заказчика, это означает, что необходимо руководствоваться Законом о размещении заказов. А следовательно, заключать государственные или муниципальные контракты на сумму свыше 60 000 руб. и использовать все указанные в этом Законе процедуры и правила их применения.

В то же время отсутствие у бюджетного учреждения полномочий заказчика означает полную самостоятельность в порядке расходования денежных средств до 200 000 руб., но приводит к запрету на проведение закупок, превышающих эту сумму.

А.А.Храмкин

Директор

Института госзакупок РАГС,

председатель

Ассоциации экспертов по госзакупкам

Подписано в печать

14.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Учитываем затраты на форменную одежду ("Главбух". Приложение "Учет в медицине", 2006, N 3) >
Изменен порядок оформления рецептурных бланков ("Главбух". Приложение "Учет в медицине", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.