Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Проблемы применения Инструкции о текущих счетах правоохранительных органов ("Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 4)



"Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 4

ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТРУКЦИИ О ТЕКУЩИХ СЧЕТАХ

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Совместная Инструкция Министерства финансов РФ и Банка России "О порядке зачисления и выдачи средств с текущих счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение органов предварительного следствия и дознания" регламентирует особый порядок зачисления и выдачи денежных средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов. На практике применение пунктов Инструкции сопряжено с рядом проблем.

Совместной Инструкцией Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.1997 N 95н и Банка России от 02.10.1997 N 67 "О порядке зачисления и выдачи средств с текущих счетов по учету средств, поступающих во временное распоряжение органов предварительного следствия и дознания" (далее - Инструкция) установлен особый порядок зачисления и выдачи денежных средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов. Инструкция согласована с Верховным Судом РФ, Генеральной прокуратурой РФ, МВД России, ФСБ России, Федеральной пограничной службой РФ и Минобороны России.

Инструкция определяет круг кредитных организаций и правоохранительных органов, которым предоставлено право открывать указанные счета, основания зачисления денежных средств на эти счета, а также подробно регламентирует порядок списания с них денежных средств.

В перечень правоохранительных органов, которым предоставлено право открывать данные счета, входят: органы прокуратуры Российской Федерации, МВД, ФСБ, Федеральной службы налоговой полиции РФ, Федеральной пограничной службы РФ, воинские части, учреждения и организации Министерства обороны РФ.

Согласно Инструкции текущие счета правоохранительных органов, открываемые на балансовом счете 40302, предназначены исключительно для зачисления средств, изъятых в ходе дознания, предварительного следствия и не являющихся вещественными доказательствами, при наложении ареста на имущество обвиняемого (подозреваемого), на которое может быть обращено взыскание в целях возмещения причиненного материального ущерба или исполнения приговора в части конфискации имущества, а также для зачисления залоговых сумм, вносимых обвиняемым (подозреваемым) с санкции прокурора. Другие денежные средства на данные счета зачисляться не должны.

Списание денежных средств со счетов правоохранительных органов производится распорядителями счетов в порядке безналичных расчетов в соответствии с приговором (определением) суда или постановлением следователя, прокурора в доход Государственного фонда борьбы с преступностью, в доход федерального бюджета или при возврате денежных средств законным владельцам. Инструкция подчеркивает, что никакие другие операции по указанным счетам не производятся.

В настоящее время ряд положений Инструкции не может быть применен на практике в связи с изменениями как в законодательстве, так и в системе органов государственной власти, имевшими место в период, прошедший с момента издания Инструкции.

Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 N 306 с 1 июля 2003 г. была упразднена Федеральная служба налоговой полиции РФ, функции которой распределены между МВД и Государственным комитетом РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (в настоящее время - Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков). В связи с этим в Инструкцию следует внести соответствующие изменения, исключив из перечня правоохранительных органов, имеющих право открывать указанные счета, Федеральную службу налоговой полиции РФ и включив в него Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Согласно п. 2 Инструкции названные счета открываются правоохранительными органами, которым в соответствии с действующим законодательством предоставлено право осуществлять дознание и предварительное следствие и налагать административный арест на имущество. Необходимо отметить, что в действующем законодательстве понятие "административный арест имущества" отсутствует. Согласно ст. 3.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный арест является одним из видов административного наказания, который заключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества.

Кроме того, ранее действовавший Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР в целях обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества предоставлял следователю право своим постановлением налагать арест на имущество обвиняемого, подозреваемого (ст. 175). Однако с 01.07.2002 нормы УПК РСФСР, регламентирующие порядок наложения ареста на имущество, утратили силу. Действующий в настоящее время Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации такого права ни органам следствия, ни органам дознания не предоставляет. В соответствии со ст. 29 УПК РФ в ходе досудебного производства только суд правомочен принимать решение о наложении ареста на имущество, а следователь или дознаватель вправе лишь возбудить перед судом ходатайство о наложении ареста на имущество обвиняемого, подозреваемого.

В связи со вступлением в силу УПК РФ значительно расширился перечень органов, наделенных правом проведения дознания по делам, отнесенным к их компетенции. Согласно ст. 151 УПК РФ, кроме органов, перечисленных в Инструкции, дознание проводится службой судебных приставов, таможенными органами Российской Федерации и органами Государственной противопожарной службы.

С 1 января 2001 г. не исполняется п. 6 Инструкции в отношении перечисления конфискованных денежных средств в рублях в Государственный фонд борьбы с преступностью, поскольку в связи с вступлением в силу ст. 7 Федерального закона от 27.12.2000 N 150-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" Государственный фонд борьбы с преступностью был упразднен. В связи с этим денежные средства в рублях, в отношении которых судом принято решение о конфискации, зачисляются непосредственно в федеральный бюджет.

Также не может исполняться указание Инструкции о перечислении невостребованных законным владельцем денежных средств (п. п. 9, 10 Инструкции) на балансовый счет 40102 "Доходы и иные поступления федерального бюджета", т.к. балансовый счет 40102 был исключен из Плана счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях Указанием Банка России от 05.11.2003 N 1340-У. С 1 января 2006 г. балансовый счет 40102 также исключен из Плана счетов бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России).

Необходимо отметить, что наименование балансового счета 40302, на котором открываются счета правоохранительным органам, указанное в Инструкции, отличается от его наименования в Плане счетов бухгалтерского учета в Центральном банке РФ и Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях.

В связи с изданием Приказа Минфина России от 23.07.1999 N 49н с 25.05.1999 утратил силу Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.01.1998 N 1н "О бюджетной классификации Российской Федерации", на который делаются ссылки в Инструкции.

УПК РФ (ст. 106), так же как ранее и УПК РСФСР (ст. 99), предоставляет право вносить залоговые суммы не только обвиняемому (подозреваемому), но и любому другому физическому или юридическому лицу, что довольно часто встречается на практике. Инструкцией же предусмотрена возможность зачисления на данные текущие счета залоговых сумм, вносимых только обвиняемым (подозреваемым). Очевидно, что данное положение Инструкции также нуждается в соответствующей корректировке.

Практика показала, что положения Инструкции о порядке зачисления и списания денежных средств с указанных счетов зачастую не учитываются ни правоохранительными органами, ни судами.

Например, на эти счета правоохранительными органами зачисляются, а затем перечисляются в доход государства или возвращаются законным владельцам денежные средства, являющиеся "вещественными доказательствами". При этом органы следствия и дознания руководствуются пп. "а" п. 4 ст. 82 Уголовно-процессуального кодекса РФ, согласно которому вещественные доказательства в виде денег, изъятые при производстве следственных действий, в случае если индивидуальные признаки денежных купюр не имеют значения для доказывания, должны быть сданы на хранение в банк или иную кредитную организацию на депозитный счет органа, принявшего решение об изъятии указанных вещественных доказательств.

Инструкция не предусматривает возможности перечисления средств с указанных счетов потерпевшим и истцам в порядке возмещения ущерба, причиненного преступлением, однако при вынесении приговора судами иногда принимаются такие решения.

Правоохранительные органы представляют в банк платежные поручения на перечисление денежных средств потерпевшим или на перечисление денежных средств, являющихся вещественными доказательствами, и в соответствии с Инструкцией прилагают заверенные в установленном порядке копии приговора или постановления суда.

В соответствии со ст. 392 УПК РФ вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение приговора, определения, постановления суда влечет за собой ответственность, предусмотренную ст. 315 УК РФ.

Кроме того, банк несет гражданско-правовую ответственность перед клиентом за ненадлежащее исполнение обязательств по договору банковского счета. Согласно ст. 845 ГК РФ банк обязан выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету. В случаях невыполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных ст. 395 ГК РФ (ст. 856 ГК РФ).

Рассматривая особый режим денежных средств, находящихся на счетах по учету средств, поступающих во временное распоряжение правоохранительных органов, необходимо остановиться на попытках наложения ареста на эти денежные средства или их списания в бесспорном порядке, которые периодически предпринимаются службой судебных приставов-исполнителей.

Судебные приставы-исполнители предъявляют в банк инкассовые поручения на списание денежных средств с указанных счетов или постановления о наложении на них ареста как в случаях, когда должниками являются сами правоохранительные органы, так и в случаях, когда должниками являются физические лица, чьи средства находятся на счетах правоохранительных органов.

При этом судебные приставы-исполнители руководствуются положениями ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", согласно которым законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве состоит из настоящего Федерального закона, Федерального закона "О судебных приставах" и иных федеральных законов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов и актов других органов.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, а также актов других органов, установленные Федеральным законом "Об исполнительном производстве", распространяются на все случаи принудительного исполнения. Законодатель сделал исключение только в отношении порядка взыскания денежных средств бюджетов, указав, что порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливается бюджетным законодательством Российской Федерации (ст. 1).

В соответствии со ст. 46 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание по исполнительным документам обращается в первую очередь на денежные средства должника в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся в банках и иных кредитных организациях. Судебный пристав-исполнитель вправе выносить постановления о наложении ареста на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, согласно ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах".

Необходимо также учитывать, что постановления судебных приставов-исполнителей, согласно ст. 7 Закона "Об исполнительном производстве", являются исполнительными документами. За невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства об исполнительном производстве как банк, так и его должностные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии со ст. ст. 86, 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве".

Согласно п. 27 Инструкции предъявляемые к правоохранительным органам претензии не могут обращаться на средства, поступающие во временное распоряжение правоохранительных органов, хранящиеся на счетах, открытых на балансовом счете 40302. Поскольку учитываемые на указанных счетах средства не принадлежат правоохранительному органу, в случаях предъявления судебными приставами-исполнителями к указанному счету исполнительного документа, должником по которому является сам правоохранительный орган - владелец счета, этот исполнительный документ подлежит возврату на основании п. 27 Инструкции.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа Постановлением от 15.08.2000 по делу N 53-ИП/00 отменил Определение Арбитражного суда Республики Коми от 25.04.2000, которым Управлению ФСНП России по Республике Коми было отказано в удовлетворении его требования о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о наложении ареста на счет УФСНП, открытый на балансовом счете 40302. В своем Постановлении суд кассационной инстанции указал, что "взыскание не может быть обращено на денежные средства, находящиеся на счете должника, но поступившие в его временное распоряжение в силу норм уголовно-процессуального, налогового законодательства, а также по иным правовым основаниям, ибо данное имущество не может ему принадлежать".

Предъявляя к счету правоохранительного органа исполнительный лист, должником по которому является физическое или юридическое лицо - владелец находящихся на счете денежных средств, судебные приставы-исполнители руководствуются положениями ст. 45 Федерального закона "Об исполнительном производстве", согласно которой одной из мер принудительного взыскания является обращение взыскания на денежные средства и иное имущество должника, находящиеся у других лиц.

В этом случае содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании средств или наложении на них ареста также не могут быть выполнены банком. Иначе фактически будет иметь место повторное обращение взыскания на денежные средства должника, которые ранее были изъяты у него правоохранительными органами на законных основаниях и уже находятся в ведении государства.

Таким образом, можно говорить о коллизии интересов двух государственных органов, поскольку целью изъятия средств должника со стороны судебного пристава-исполнителя всегда является исполнение требований исполнительного документа, тогда как правоохранительные органы, изымая денежные средства, могут преследовать совсем иные цели, например обеспечение последующей конфискации имущества или избрание меры пресечения в ходе дознания или предварительного следствия.

Желательно, чтобы этот вопрос наряду с другими вопросами, отмеченными в данной статье, был учтен Банком России и заинтересованными ведомствами при издании новой редакции Инструкции.

Н.Г.Губина

ГУ Банка России по Ивановской области

М.А.Струнникова

ГУ Банка России по Ивановской области

Подписано в печать

14.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
К вопросу о возможности закрытия счета клиента банка, операции по которому приостановлены на основании решения налогового органа ("Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 4) >
Указание Банка России от 21 июня 2003 года N 1297-У "О порядке оформления Карточки с образцами подписей и оттиска печати" (Продолжение) ("Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.