|
|
Кредитование рыбной отрасли: быть или не быть ("Банковское кредитование", 2006, N 4)
"Банковское кредитование", 2006, N 4
КРЕДИТОВАНИЕ РЫБНОЙ ОТРАСЛИ: БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ
Далеко не каждый банк готов сегодня брать на себя риски, связанные с кредитованием рыбной отрасли. Негативный опыт финансирования предприятий рыбной промышленности прошлых лет и отсутствие достаточной информации для принятия решения по данному вопросу - вот основные причины нежелания банков работать в этой сфере. Автор подробно рассматривает основные риски, которые необходимо учитывать при принятии решения о предоставлении кредита предприятиям рыбной промышленности. Кроме того, в статье предлагаются возможные варианты залогового обеспечения кредита.
Особенности рыбной отрасли
Спецификой рыбной промышленности является ее тесная взаимосвязь с другими отраслями экономики - транспортной, торговой, пищевой и т.д. Рыбная промышленность включает в себя несколько видов деятельности: улов рыбы, ее переработку, производство консервов и другой продукции. Таким образом, говоря о рыбной промышленности, необходимо представлять все этапы деятельности и взаимосвязь компаний, работающих в этом секторе. Рыбная промышленность России представлена в основном двумя регионами: Дальневосточным (Приморский край, Камчатка, Сахалин), обеспечивающим около 75% общероссийской добычи рыбы в Тихоокеанском бассейне, и Северо-Западным (Мурманск, Калининград, Архангельск), производящим вылов рыбы в бассейнах Баренцева и Белого морей. Учитывая сосредоточенность предприятий рыбной промышленности в отдельных регионах России, можно отметить, что бюджеты многих прибрежных районов в основном формируются за счет платежей таких компаний. Между тем уровень добычи рыбы в 2004 г. составил всего 3,2 млн тонн, что на 60% ниже аналогичного уровня 1990 г. Это отражает как общее состояние экономики страны, так и недостаток законодательной базы в вопросах регулирования рыбной отрасли. Принятие Правительством РФ в 2003 г. Концепции развития рыбного хозяйства в долгосрочной (до 2020 г.) перспективе, а также Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" в декабре 2004 г. уже сыграло свою положительную роль в развитии отрасли и привело к увеличению объемов добычи в минувшем году (впервые за последние 5 лет).
С января по ноябрь 2005 г. общероссийский улов рыбы и водных биоресурсов в Мировом океане составил 2,97 млн тонн (превысив уровень добычи за аналогичный период предшествующего года на 11,6%). При этом основная доля улова была добыта в водном пространстве РФ и только 0,78 млн тонн - в водах международного бассейна. В таблице приведены данные по объему улова в основных рыбодобывающих регионах России. Производственные мощности российского рыбопромышленного комплекса оцениваются в 4,5 млн тонн в год. При этом 3,3 млн тонн (или 73%) производства пищевой рыбной продукции осуществляется в море, а 1,2 млн тонн - на берегу. Самой мощной производственной базой обладает Дальний Восток. У него же и наибольший объем добычи рыбы. Далее следуют западный и северный регионы России.
Таблица
———————————————————————T———————————T———————————————T——————————————
Регион ¦ 2004 г. ¦Январь - ноябрь¦ По сравнению¦ (млн т) ¦2005 г. (млн т)¦с аналогичным ¦ ¦ ¦ периодом ¦ ¦ ¦ 2004 г. (%)
———————————————————————+———————————+———————————————+——————————————
Вся Россия ¦ 2,96 ¦ 2,97 ¦ +11,6
———————————————————————+———————————+———————————————+——————————————
Дальневосточный бассейн¦ 1,76 ¦ 1,8 ¦ +16,4
———————————————————————+———————————+———————————————+——————————————
Северный бассейн ¦ 0,265 ¦ 0,247 ¦ +12,1
———————————————————————+———————————+———————————————+——————————————
Балтийское море ¦ 0,033 ¦ 0,035 ¦ +7,9
———————————————————————+———————————+———————————————+——————————————
Азовское и Черное моря ¦ 0,029 ¦ 0,028 ¦ -3,4
———————————————————————+———————————+———————————————+——————————————
Каспийское море ¦ 0,055 ¦ 0,052 ¦ +8,2
———————————————————————+———————————+———————————————+——————————————
Правовое регулирование рыбной отрасли
Федеральное законодательство
Деятельность компаний рыбной отрасли регулируют следующие законодательные акты: - Концепция развития рыбного хозяйства в долгосрочной (до 2020 г.) перспективе (принятая в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 20.09.2003 N 1265-Р); - Федеральный закон от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (и поправки от 31.12.2005); - Постановление Правительства РФ от 15.12.2005 N 768 "О распределении общих допустимых уловов водных биологических ресурсов применительно к видам квот их добычи (вылова)"; - международные договоры и соглашения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов. Такие юридические документы имеют приоритет в отношении внутреннего законодательства Российской Федерации. Все вышеперечисленное определяет государственную политику в отношении рыбного хозяйства. Так, в Концепции развития приводятся основные меры, призванные решить проблему упадка отрасли и создать основу для ее возрождения. Приоритетными направлениями считаются разработка и создание нормативной базы, охватывающей все аспекты рыбной отрасли. Наиболее существенным изменением, внесенным в соответствии с данной Концепцией, стало введение новой системы распределения квот на вылов рыбы и принятие Федерального закона о рыболовстве. Согласно Постановлению Правительства РФ с 1 января 2004 г. в России отменена система рыбных аукционов при распределении квот на вылов рыбы, которая до этого момента была одним из самых сильных препятствий для развития отрасли и фактически создавала предпосылки для вылова рыбы в акватории нашей страны иностранными судами. Кроме законодательства, непосредственно регулирующего деятельность по вылову водных ресурсов, компании рыбной отрасли имеют дело также с нормативными документами, регламентирующими судоходство и мореплавание. Например, для выхода в рейс рыболовное судно обязано иметь как минимум следующий комплект документов и сертификатов: свидетельство о праве собственности, свидетельство о праве плавания под Государственным флагом РФ, свидетельство о минимальном составе экипажа, свидетельство о безопасности управления, документ соответствия компании, санитарное свидетельство, свидетельство об освобождении от дератизации, судовую роль, свидетельство о годности к плаванию, классификационное свидетельство, международное мерительное свидетельство, свидетельство на оборудование и снабжение, лицензию судовой радиостанции, акт соответствия (КЦСМ), свидетельство о грузовой марке, международное свидетельство о предотвращении загрязнения нефтью, международное свидетельство о предотвращении загрязнения сточными водами, свидетельство о предотвращении загрязнения атмосферы. Кроме того, необходимо иметь лицензию на транспортировку (на случай следования в порт захода с продукцией на борту), разрешительный билет, акт регистрации АРБ (аварийный радиобуй), договор на обслуживание радиоаппаратуры, оригинал договора аренды (в случае аренды судна) и копию ДСК собственника судна. Полный список документации меняется от случая к случаю и должен подтверждаться в каждом конкретном случае.
Региональные органы власти
В то время как основные принципы деятельности рыбной отрасли устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, все практические аспекты работы предприятий рыбохозяйственного комплекса решаются местными органами власти отдельного региона. Основным вопросом для предприятий рыбной отрасли является определение и распределение квот на вылов рыбных ресурсов. Федеральные законы и нормативные акты определяют и регулируют основные правила установления и контроля общего допустимого улова водных биоресурсов. Размер квот затем устанавливается Федеральным агентством по рыболовству на основе данных научных институтов, исследующих водные биоресурсы и морских обитателей. Проект распределения объемов общих допустимых уловов на предстоящий год ежегодно не позднее 10 ноября направляется Федеральным агентством по рыболовству на утверждение в Министерство сельского хозяйства. Как только эти вопросы согласованы и одобрены, Минсельхоз издает приказ, в котором четко указаны размеры уловов (выраженные в тоннах) в конкретных бассейнах рек и морей в отношении каждого вида рыб и морских обитателей. Основываясь на приказе Министерства сельского хозяйства и установленных квотах на вылов рыбы, территориальное управление Федерального агентства по рыболовству заключает пятилетний договор на закрепление доли отдельной компании в общем объеме промышленных квот на вылов водных биоресурсов. При подаче документов на выдачу квоты (доли в общем объеме квот) заявитель должен предоставить данные об объемах годового вылова, а также о выданных ему и приобретенных им квотах за три предыдущих года. Размер квот для каждой компании устанавливается на отдельные виды рыб в процентном отношении к общему объему промышленных квот. Таким образом, предприятие получает фиксированную процентную долю на вылов рыбы на пять лет, в то время как метрический объем улова может варьироваться ежегодно в зависимости от устанавливаемых Министерством сельского хозяйства объемов общего допустимого улова. Кроме квот, предприятие, занимающееся добычей рыбы, обязано ежегодно получать разрешение регионального Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору на промысел водных биологических ресурсов на каждое отдельное судно. Этот документ устанавливает: виды промысла, название и бортовой номер судна, его тип и порт приписки, наименование и адрес собственника, Ф.И.О. капитана, сведения о владельце квот, условия промысла (включая район, объекты, квоты в тоннах, орудия лова и сроки промысла). В соответствии с данным разрешением компания, ведущая промысел, должна дважды в месяц отчитываться перед Управлением Россельхознадзора об объемах добытой рыбы.
Государственная поддержка предприятий рыбной отрасли
К настоящему моменту отменены практически все льготы, существовавшие несколько лет назад для предприятий рыбной промышленности. Между тем в июне этого года в Правительство РФ были направлены на рассмотрение несколько писем по следующим проблемам: - о проведении открытого конкурса на возмещение из федерального бюджета части затрат компаний на уплату процентов; - о ставках портовых сборов; - о компенсации расходов на топливо рыбопромысловым организациям. Кроме того, в Правительстве РФ находится на рассмотрении проект закона "О прибрежном рыболовстве". Он предусматривает ряд мер государственной поддержки, стимулирования и развития данного направления.
Риски, связанные с кредитованием рыбной отрасли
Структурные риски
1. Компания не сможет выловить требуемое количество рыбы. Данная ситуация складывается в следующих случаях. А. У компании нет квот на вылов рыбы. Размеры квот и их распределение регулируются федеральным законодательством и устанавливаются конкретно для каждого региона и вида рыб. За компанией закрепляется процентная доля в общем объеме промышленных квот на следующие пять лет. Дополнительные квоты (например, не использованные кем-либо другим, оставшиеся от обанкротившегося предприятия, квоты на новый вид рыб) могут приобретаться дополнительно на специальных аукционах, проводимых региональными властями. В случае нарушения компанией законодательных норм или длительного неиспользования выделенных квот эти квоты могут быть отозваны региональными контролирующими органами. В то же время стоит отметить, что компании, давно работающие в данной отрасли, часто сталкиваются с нехваткой квот, способных полностью загрузить их производственные мощности. Дополнительным доказательством в каждом конкретном случае может служить предыдущий опыт предприятия, а также статистика по размерам квот и их использованию. Таким образом, данный риск минимален для компаний, давно работающих на данном рынке. Б. Недостаточно или совсем нет рыбы для вылова. Водные биологические ресурсы постоянно исследуются и изучаются специальными институтами - например, Тихоокеанским научным институтом рыбного хозяйства и океанографии (ТИНРО). Он регулярно делает прогноз уловов на предстоящие периоды. При этом учитываются многие факторы: жизненный цикл каждого вида рыб и морепродуктов, достаточность пищи для них, экологическая обстановка в ареале их обитания, колебания популяций из года в год на основании многолетних исследований и т.д. Сейчас ТИНРО имеет прогнозы до 2015 г. В соответствии с ними делается заключение о том, в каком объеме допустим вылов, чтобы оставалось достаточно рыбы и морепродуктов для дальнейшего размножения и сохранения популяций и видов. В результате составляется и рассчитывается общий допустимый улов, являющийся исходной базой для распределения квот. Дополнительным фактором минимизации риска нехватки (неулова) рыбы может служить тот факт, что компании обычно специализируются не на одном виде добываемых водных обитателей. Учитывая длительность нахождения судна в море, оно оснащается оборудованием для ловли нескольких видов рыб. Так что в случае необходимости перевооружение бортового оборудования позволяет довольно быстро приступить к вылову другого вида морских обитателей, а через какое-то время опять вернуться к лову необходимого вида. В. Погодные условия не позволяют производить вылов рыбы. Штормы и другие погодные явления в плавании неизбежны. Однако большинство из них не является причиной для приостановления лова. В случае сильных штормов, представляющих опасность для судна, корабль покидает место лова до окончания бури. Лов в этот момент не прекращается, а лишь переносится в другое место. Учитывая длительность плавания, непогода не оказывает существенного влияния на деятельность компании и объем улова. Г. Сезонность. Каждый вид водных обитателей имеет свой жизненный цикл, в зависимости от которого происходит миграция стай. Эти циклы хорошо известны рыбопромысловым предприятиям, которые планируют свою деятельность с учетом сезонности лова. 2. Риск утраты (гибели) судна и поломки оборудования. Каждая компания, владеющая судами, обязана страховать их от различных рисков, включая риск гибели. Банк, выступающий кредитором такой компании, может быть указан бенефициаром в страховом полисе на судно по договоренности с компанией-заемщиком, минимизировав таким образом свои риски в случае гибели судна. Существует несколько видов рыбопромысловых судов, которые можно сгруппировать в следующие категории: а) суда, предназначенные для лова рыбы и минимальной ее обработки. Наиболее ценным оборудованием таких судов являются различного рода снасти, ловушки и другие виды технической оснастки, предназначенные для лова различных видов морских обитателей. На одном судне может насчитываться свыше тысячи различных приспособлений. Следовательно, потеря или повреждение одной или нескольких снастей существенно не отразится на деятельности такого судна и компании в целом. Такие суда используются в основном для прибрежной ловли; б) суда, используемые для лова и переработки рыбы. Это самый распространенный вид. Спектр оснастки и оборудования такого судна намного шире, чем в предыдущей категории. Состав и комплектация технического вооружения судна зависят от вида рыб, степени переработки и определяются в соответствии со стратегией компании. Экипаж может производить техническое перевооружение судна в ходе плавания в зависимости от конкретного вида деятельности, осуществляемой в определенный период времени. Ремонт в случае большинства поломок оборудования в основном может осуществляться инженерами, присутствующими в судовой команде. На время ремонта капитан корабля принимает решение о временном снижении вылова рыбы или полной приостановке лова. Деятельность корабля полностью восстанавливается, как только проблемы решены. Ремонт чаще всего носит краткосрочный характер и несопоставим с общим сроком нахождения судна в рейсе. Рассматривая риск поломки холодильного оборудования, обеспечивающего сохранность и качество улова, следует отметить, что обычно на судне имеется несколько морозильных установок. Так что поломка одной из них будет компенсирована работой других. Кроме того, готовая продукция с таких кораблей регулярно отгружается покупателям, и максимальный объем улова, которым рискует судно, - это улов 2 - 3-дневной деятельности. Он полностью может быть компенсирован последующими уловами и в любом случае не сильно повлияет на общие результаты работы. Большинство поломок оборудования способны устранить члены команды. В отдельных случаях может потребоваться помощь специалистов, привлекаемых с берега. И совсем редко (учитывая то, что суда проходят необходимый ежегодный технический осмотр во внесезонный период) судно вынуждено приостановить свою деятельность и отправиться в порт для ремонта; в) суда, осуществляющие полный спектр действий по лову рыбы, ее переработке и производству консервированной продукции (плавзаводы). Это наиболее крупные суда, находящиеся длительное время в плавании и осуществляющие всю работу на борту. Имеют большое количество различного оборудования.
Продукция рыбопромысловых предприятий
Говоря о промышленном лове рыбы, следует отметить, что в данном случае компании не поставляют живую или охлажденную рыбу (в отличие от прибрежного лова). Основным продуктом, производимым рыбопромысловыми компаниями промышленного уровня, является мороженая рыба (морепродукты) различной степени обработки и переработки. Таким образом, риск скоропортящегося продукта избегается. Замороженные продукты легко транспортируются и имеют более длительный срок хранения. Требования относительно качества и стандартов продукции обычно устанавливаются в договоре, заключенном между поставщиком и покупателем. В приложении к нему перечисляется целый ряд требований, которым должна соответствовать поставляемая продукция (рыба или морепродукты). Кроме того, в нем может описываться и технология, по которой будет произведена обработка того или иного вида рыбы, моллюсков, крабов и прочей продукции. В большинстве случаев для контроля качества на борту судна присутствует представитель компании-покупателя, который постоянно следит за выполнением всех требований и технологий и может забраковать всю партию в случае несоответствия какого-либо лота установленным параметрам. Компания-поставщик контролирует качество производимой продукции для избежания конфликтов с покупателем. Более того, обычно у рыбопромысловых компаний существует несколько постоянных покупателей, и они дорожат своей репутацией и долгосрочными отношениями с ними.
Риск покупателей
Не секрет, что основная часть улова российских рыбаков экспортируется в зарубежные страны. Основными покупателями выступают Япония, Корея, Китай, Сингапур, США. Территориальная близость этих стран к основному региону добычи рыбы в России (Дальнему Востоку) позволяет компаниям-поставщикам иметь хорошие рынки сбыта и при этом экономить на транспортных расходах. Каждая компания, выступающая покупателем, должна тщательно проверяться. В то же время большинство крупных компаний имеет длительный опыт работы с определенными покупателями. Таким образом, информация, полученная от самой компании-поставщика, может служить хорошим индикатором надежности покупателя.
Финансовое положение рыбопромысловых предприятий
Нет никаких сомнений в том, что финансовое состояние каждой компании, обращающейся в банк с просьбой о кредите, должно оцениваться в каждом конкретном случае. Стоит сразу отметить, что особенность рыбопромысловых компаний состоит еще и в значительной доле транспортных расходов в общей структуре затрат (до 50%). Судоходство считается второй отраслью после авиации, где доля транспортных расходов так высока. Принимая во внимание постоянный рост цен на нефть, можно ожидать снижения уровня прибыльности таких компаний. Другой значительной статьей затрат является заработная плата команды корабля, составляющая 15 - 25% от общих расходов.
Обеспечение
Наиболее интересным обеспечением по сделкам, связанным с кредитованием предприятий рыбной промышленности, является экспортная выручка. Однако не все рыбопромысловые предприятия имеют в своей выручке валютную составляющую. В таких случаях возможно рассмотрение следующих видов обеспечения и залогов: - залог товара в обороте (рыбы или морепродуктов). Однако здесь возникает вопрос контроля такого залога; - залог судов. В этом случае существует ряд вопросов относительно оценки такого залога; - залог оборудования или оснастки судов; - залог квот. Требует дополнительной проработки вопроса с юридической точки зрения. Подводя итог всему вышеизложенному, можно однозначно сказать, что финансирование рыбной промышленности не является типовым вариантом. Риски, связанные с данной отраслью, носят специфический характер и должны внимательно рассматриваться и оцениваться кредиторами. При детальном изучении вопроса многие аспекты деятельности рыбопромысловых предприятий становятся прозрачными и ясными. Учитывая также положительную тенденцию, наметившуюся в развитии рыбной отрасли по сравнению с прошлым годом, можно ожидать дальнейшего подъема этой сферы и, следовательно, улучшения состояния предприятий, связанных с добычей рыбы.
Е.В.Поливанова Начальник аналитического отдела кредитного анализа региональных компаний Банк BSGV Подписано в печать 04.08.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |