|
|
Учет товарного знака ("Налоговый вестник", 2006, N 9)
"Налоговый вестник", 2006, N 9
УЧЕТ ТОВАРНОГО ЗНАКА
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" (далее - Закон N 3520-1) товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг юридических или физических лиц. Согласно п. 1 ст. 2 Закона N 3520-1 правовая охрана товарного знака осуществляется на основании его государственной регистрации или в силу международных договоров Российской Федерации. Товарные знаки регистрируются в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (в Роспатенте). Наличие исключительного права на товарный знак удостоверяется свидетельством. Как определено в п. 2 ст. 3 Закона N 3520-1, обладателем исключительного права (правообладателем) может стать организация или индивидуальный предприниматель. В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 16 Закона N 3520-1 регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет с даты подачи заявки на его регистрацию в Роспатент и продлевается по заявлению правообладателя каждый раз на десять лет. Согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" ПБУ 14/2000, утвержденному Приказом Минфина России от 16.10.2000 N 91н, исключительное право на товарный знак относится в состав нематериальных активов, если выполняются условия, установленные п. 3 этого ПБУ. При этом организация должна иметь надлежаще оформленные документы, подтверждающие исключительные права на товарный знак. Таким документом является свидетельство, выдаваемое Роспатентом. Только после получения свидетельства организация сможет включить товарный знак в состав нематериальных активов и начислять по нему амортизацию. Согласно п. 6 ПБУ 14/2000 товарные знаки, признаваемые в качестве нематериальных активов, принимаются к учету по первоначальной стоимости. Перечень расходов, включаемых в первоначальную стоимость актива, зависит от того, как товарный знак появился в организации: был куплен за плату у правообладателя или создан самой организацией. Если товарный знак приобретен за плату, в первоначальную стоимость включаются суммы, уплаченные правообладателю (продавцу), а также расходы, непосредственно связанные с приобретением. Это, в частности, расходы на оплату услуг сторонних организаций, оказанных в связи с приобретением товарного знака (п. 6 ПБУ 14/2000). Согласно п. 7 ПБУ 14/2000 первоначальная стоимость товарного знака, созданного самой организацией, определяется как сумма фактических расходов на его создание и изготовление. В состав таких расходов включаются израсходованные материальные ресурсы, оплата труда, стоимость услуг сторонних организаций и т.д.
Независимо от способа приобретения товарного знака в его первоначальную стоимость не включаются суммы НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации). В первоначальную стоимость товарного знака включаются государственные пошлины, связанные с подачей заявки на регистрацию, первичной регистрацией и выдачей свидетельства, а также перерегистрацией при смене собственника. Размер пошлин установлен Положением о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставление права пользования наименованиями мест происхождения товаров, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 12.08.1993 N 793. Расходы, связанные с уплатой пошлин за поддержание исключительного права на товарный знак и осуществляемые после его принятия к бухгалтерскому учету, списываются на расходы того отчетного периода, в котором они имели место. Обладатель исключительного права на использование товарного знака (правообладатель) может распоряжаться этим правом по своему усмотрению, например передавать его другим лицам. Закон N 3520-1 предусматривает два основных способа передачи прав на использование товарного знака: уступку товарного знака и предоставление лицензии на его использование. Правообладатель (лицензиар) может передать права на использование товарного знака (как исключительные, так и неисключительные) другому юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату) по лицензионному договору. Согласно ст. 26 Закона N 3520-1 права могут быть переданы в отношении всех товаров, для которых зарегистрирован товарный знак, или только части их. Кроме того, гл. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предусматривает передачу прав на товарные знаки по договору коммерческой концессии. По этому договору одна сторона (правообладатель) предоставляет другой стороне (пользователю) право использовать комплекс принадлежащих ему исключительных прав (ст. 1027 ГК РФ). В состав этого комплекса входят право на фирменное наименование и (или) коммерческое обозначение правообладателя, право на охраняемую коммерческую информацию, а также на другие объекты исключительных прав - товарный знак, знак обслуживания. Согласно ст. 27 Закона N 3520-1 договоры, предусматривающие передачу прав на использование товарных знаков, должны пройти государственную регистрацию и без нее считаются недействительными. При передаче прав на использование товарных знаков (как исключительных, так и неисключительных) организация-правообладатель отражает товарные знаки, переданные в пользование другим организациям, в бухгалтерском учете и начисляет амортизацию. Организация-пользователь отражает товарные знаки, полученные в пользование, на забалансовом счете в оценке, установленной в договоре. Порядок отражения в бухгалтерском учете доходов от передачи прав на использование товарного знака зависит от способа оплаты по договору - разовый (паушальный) платеж или периодические платежи (роялти) и от характера деятельности организации-правообладателя по передаче прав на товарные знаки - обычная или разовая. Организация-правообладатель признает периодические платежи (роялти) в составе доходов того периода, к которому они относятся. Разовые (паушальные) платежи учитывают как доходы будущих периодов на счете 98 "Доходы будущих периодов" с последующим списанием на доходы организации-правообладателя в течение срока действия договора. Если организация-правообладатель ведет хозяйственную деятельность преимущественно в области создания и передачи в пользование объектов интеллектуальной собственности, доходы от передачи прав на использование товарных знаков признаются доходами по обычным видам деятельности и отражаются на счете 90 "Продажи", субсчет "Выручка". Если для организации-правообладателя передача прав на использование товарного знака является разовой операцией, соответствующий доход включается в состав прочих доходов и учитывается на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы". В соответствии с п. 5 ст. 250 НК РФ доходы от предоставления в пользование товарного знака, если они не отражены налогоплательщиком на основании ст. 249 Кодекса в составе доходов от реализации, признаются в налоговом учете в составе внереализационных доходов. Организация может в учетной политике для целей налогообложения классифицировать доходы, полученные от предоставления в пользование товарных знаков. Согласно п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств. Как и в бухгалтерском учете, организация-правообладатель учитывает единовременный (паушальный) платеж за использование товарного знака в качестве дохода равномерно в течение срока действия договора. При кассовом методе доходы от предоставления в пользование товарного знака признают в день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу организации на основании ст. 273 НК РФ. Согласно ст. 25 Закона N 3520-1 исключительное право на товарный знак в отношении всех или части товаров, для которых он зарегистрирован, может быть уступлено, то есть продано юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. При этом все права на товарный знак переходят к новому лицу. Уступка оформляется договором о передаче исключительных прав на товарный знак (договор об уступке товарного знака), который должен быть зарегистрирован в Роспатенте. В этом случае в бухгалтерском учете правообладателя отражаются выбытие соответствующего актива и доход от уступки исключительного права. Остаточная стоимость исключительного права на товарный знак, который на момент передачи не полностью самортизирован в бухгалтерском учете правообладателя, списывается на расходы того периода, в котором произошла такая передача. Согласно п. 1 ст. 249 НК РФ при уступке прав на товарный знак его выбытие отражается в налоговом учете и признается доход от реализации. В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 268 НК РФ полученный доход уменьшается на остаточную стоимость реализованного актива. Согласно ст. 323 НК РФ прибыль от уступки прав на товарный знак включается в налоговую базу в том отчетном периоде, в котором произошла уступка прав, убыток, полученный при реализации нематериальных активов, включается в состав прочих расходов равномерно в течение срока, определяемого как разница между сроком полезного использования указанного актива и фактическим сроком его эксплуатации до момента реализации (п. 3 ст. 268 Кодекса). Согласно ст. 26 Закона N 3520-1 право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) по лицензионному договору. В соответствии с гл. 54 ГК РФ передача права пользования в предпринимательской деятельности фирменного товарного знака правообладателя осуществляется согласно договору коммерческой концессии (франчайзинг). Согласно п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой концессии регистрируется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, выступающего по договору в качестве правообладателя. Если правообладатель зарегистрирован в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя в иностранном государстве, регистрация договора коммерческой концессии осуществляется органом, осуществившим регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющегося пользователем. В соответствии со ст. 1030 ГК РФ вознаграждение по договору коммерческой концессии может выплачиваться пользователем правообладателю в форме фиксированных разовых или периодических платежей, отчислений от выручки или в иной форме, предусмотренной договором. Согласно пп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся, в частности, периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации [в том числе правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности (товарный знак)]. Причем вышеуказанные расходы должны соответствовать обязательным критериям, предусмотренным п. 1 ст. 252 НК РФ (расходы должны быть экономически оправданны, документально подтверждены и произведены для деятельности, направленной на получение дохода).
Г.В.Пирогова Подписано в печать 04.08.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |