Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Покупка готовой турфирмы ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2006, N 3)



"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2006, N 3

ПОКУПКА ГОТОВОЙ ТУРФИРМЫ

Начало деятельности турфирмы сопровождается множеством сложностей. Необходимо найти и оборудовать офис, наладить производственный процесс, учет, выдачу документов, подобрать и обучить сотрудников, разработать и реализовать рекламный план. И это только начало. Поэтому иногда выгоднее купить уже готовый бизнес. О плюсах и минусах такой сделки, о ее оформлении мы и поговорим в нашей статье.

Плюсы покупки готовой турфирмы

Покупка готовой турфирмы имеет ряд положительных факторов, например таких как:

- наличие арендованного и оборудованного офиса;

- подключенная связь и Интернет;

- сформированный штат сотрудников, обученный и действующий на своих рабочих местах;

- наличие клиентской базы с реальными потребителями;

- готовый ассортиментный перечень - туры, предназначенные для продажи, с подготовленными информационными материалами;

- наличие договоров с поставщиками (туроператорами, перевозчиками, страховщиками);

- действующий рекламный план;

- положительный имидж на рынке, узнаваемая торговая марка.

Приобретая фирму с раскрученной маркой и положительной историей, можно сэкономить два, а то и три года "раскрутки". И что самое важное - вы можете сразу получать доход, говоря бытовым языком - выйти из минуса.

Минусы покупки готовой турфирмы

Прежде чем приступать к покупке, необходимо помнить, что многие преимущества такой сделки могут одновременно сопровождаться серьезными недостатками. Тот факт, что все уже заранее установлено, может также означать, что этот бизнес труднее изменить, а "наследство" может преподнести неожиданные сюрпризы. Перечислим лишь несколько негативных обстоятельств:

- сотрудники могут отрицательно отнестись к новому владельцу и уволиться при первой возможности;

- существующее оборудование и технологические процессы могут быть устаревшими и просто неэффективными;

- клиентская база может рассыпаться - уволившиеся сотрудники уведут за собой клиентов;

- собственник помещения может отказать в аренде и не продлить договор на следующий год;

- могут обнаружиться скрытые последствия ведения бизнеса - старые обязательства и исполнительные листы, неудовлетворенные претензии потребителей, плохая репутация или испорченные отношения с поставщиками или агентами.

Примечание. Рекомендации по покупке турфирмы

Туристический бизнес нередко грешит "черной" кассой и запущенным бухгалтерским учетом. Покупая такую компанию, нужно оценить ее в целом - как имущественный и производственный комплекс. Иной туристический офис, расположенный в проходном месте, действующий на протяжении нескольких лет и активно рекламирующийся во многих изданиях, при оценке юридической составляющей оказывается подводной миной для инвестора. Нарушения и налоговые риски столь велики, что вся выгода от деятельности может пойти на выплату недоимки и штрафов по налогам и восстановление учета. Не говоря уже об административной и уголовной ответственности руководителя. Однако при этом существует возможность создания нового юридического лица, и этот способ часто используется при покупке турфирм именно по причине "дикого" учета. Необходимо оценивать все плюсы и минусы в комплексе, возможно, вы увидите положительные факторы, которые перевесят все минусы и станут основной мотивацией при покупке фирмы. Например, выгодное расположение офиса, удачное и узнаваемое название, сложившийся круг клиентов могут перевесить проблемы с бухгалтерским учетом и несколько непогашенных претензий туристов.

Иногда даже выгодно купить фирму с некоторыми недостатками, такие предложения на рынке действующего бизнеса всегда значительно дешевле. Можно купить неоптимальный или даже неудачный бизнес, но впоследствии наладить производственный процесс что называется "под себя" и получить действующий инструмент бизнеса за сравнительно небольшие деньги.

Оформление сделки

Отчуждение бизнеса - сложная сделка, требующая соблюдения множества юридических нюансов и формальностей, причем как на этапе подготовки к ней, так и в процессе ее организации и непосредственного совершения. Перед сделкой необходимо провести юридическую экспертизу, а при необходимости - получить аудиторское заключение.

Собственник фирмы должен представить на экспертизу целый комплекс правоустанавливающих и отчетных документов:

- учредительных (важно проверить наличие полного комплекта документов и то, соответствуют ли они действующему законодательству);

- разрешительных (лицензии, сертификаты, регистрация кассового аппарата, разрешения на наружную рекламу (вывеску) и прочее - их отсутствие означает, что деятельность фирмы незаконна);

- удостоверяющих права на пользование помещением;

- регулирующих функционирование фирмы и трудовые отношения внутри ее (особенно это касается сотрудников, имеющих специальное образование и опыт работы);

- финансовые отчеты за последние три года.

Однако даже при наличии этих документов нет ни малейшей возможности выявить забалансовое обязательство, выданное в нарушение действующего законодательства и правил бухгалтерского учета.

Такое обязательство возникает в случае, когда, скажем, директор фирмы получает денежные средства от имени фирмы под расписку, в которой гарантирует возврат средств имуществом турфирмы. Конечно, в данном случае имеет место превышение полномочий. Тем не менее деловая культура российских предпринимателей такова, что подобные шаги многими воспринимаются как нечто нормальное. Причем такое обязательство невозможно выявить до тех пор, пока не будет заявлено требование кредитора.

Если это произойдет после отчуждения бизнеса, то возвращать долг придется новому владельцу компании. Чтобы избежать таких рисков, возможно составление дополнительных расписок или отражение в договоре особых условий.

После достижения всех договоренностей должен быть составлен контракт, четко оговаривающий все стороны сделки.

Примечание. Что следует предусмотреть в контракте

В контракте обычно оговариваются следующие пункты.

1. Точное определение того, что передается, кем и кому, по какой цене. Этот пункт может включать подробное разбиение цен с тем, чтобы была указана ценность каждого пункта имущества.

2. Подробности относительно всех рассрочек и обязательств, которые вы готовы принять при совершении покупки.

3. Способ оплаты, к какому сроку, каким именно образом.

4. Все изменения в цене, которые могут случиться между моментом подписания договора и окончанием сделки (может быть включена распродажа имущества, приобретение оборудования, налоговые выплаты и т.д.).

5. Гарантии продавца относительно надежности предоставленной информации и дополнительные условия на случай, если эта информация окажется ложной.

6. Указания обязательств продавца в отношении управления бизнесом до момента смены владельца, метод передачи владения.

7. Как поступать в случае любых потерь или выплат, которые могут случиться с бизнесом между моментом подписания договора и окончанием сделки.

8. Положения, ограничивающие возможность продавца конкурировать с продаваемым бизнесом после совершения сделки или ограничивающие право продавца создать впоследствии такой же бизнес (например, с тем же названием).

9. Подробности завершения сделки, включающие дату, время, место и список ответственных (уполномоченных) лиц.

10. Штрафные санкции, налагаемые на продавца, если предоставленная им информация окажется ложной.

11. Сумма аванса, который покупатель выплачивает и который является гарантией того, что все оговоренные условия будут выполнены.

Г.А.Мохов

Юрист,

председатель Правовой комиссии

Российского союза туриндустрии,

генеральный директор

Юридического агентства "Персона Грата"

Подписано в печать

03.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Если условия договора нарушают права туристов ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2006, N 3) >
Работник направлен в загранкомандировку ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.