![]() |
| ![]() |
|
Страхование туриста от невыезда ("Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2006, N 3)
"Главбух". Приложение "Учет в туристической деятельности", 2006, N 3
СТРАХОВАНИЕ ТУРИСТА ОТ НЕВЫЕЗДА
Бывает, что запланированный и долгожданный отдых срывается. И тогда турист требует от турфирмы вернуть деньги за путевку. Чтобы этого избежать, фирмы предлагают своим клиентам оформить страховку от невыезда. Не вдаваясь в нюансы самого страхования, остановимся на юридических аспектах данной услуги.
Обязана ли турфирма оформлять страховку от невыезда?
Закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" не устанавливает обязанности турфирмы предлагать туристу такой вид страхования, как страхование от невыезда. Приобретение этой страховки - дело добровольное. Однако очень часто в претензиях туристов можно встретить указание на то, что их не уведомили о возможности ее получения. Таким образом, можно говорить о том, что именно данный вид страхования позволяет турфирме полностью исполнить возложенную на нее законом обязанность о предоставлении полной и достоверной информации о туристском продукте.
Примечание. Какая страховка обязательна? В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", если законодательство иностранного государства требует, чтобы лицам, которые временно находятся на его территории, была предоставлена гарантия оплаты медицинской помощи, туроператор (или турагент) обязан предоставить такие гарантии. Основной формой предоставления таких гарантий является страхование туристов на случай внезапного заболевания и от несчастных случаев. Дополнительными, так называемыми добровольными, видами страхования могут быть: страхование расходов вследствие отмены поездки за границу (страхование от невыезда), страхование гражданской ответственности лиц, занимающихся активными видами спорта, страхование персональной гражданской ответственности выезжающих за рубеж и т.п.
Так, многие туроператоры, специализирующиеся на отправке туристов в страны с визовым въездом, включили приобретение такой страховки в одно из условий покупки тура. Это связано с тем, что туроператоры предпочитают заранее страховать риск, например в связи с отказом в выдаче визы, тем самым предвосхищая предъявление претензий по этому поводу. В понятие "страхование от невыезда" входит также и такой страховой риск, как, например, внезапная болезнь туриста или его близкого родственника, а также их смерть. Также страховым случаем может являться вызов в суд в качестве любого участника процесса (переводчика, свидетеля, стороны в процессе), призыв на военную службу или военные сборы, повреждение или гибель имущества туриста по причине пожара. Таким образом, данный вид страхования актуален не только для туристов, выезжающих в страны с визовым режимом, но и для тех, у кого имеются престарелые родственники, маленькие дети или у кого есть проблемы со здоровьем. Определить, к какой группе риска относится турист, - задача менеджера, оформляющего тур. Именно он должен выяснить у туриста, намерен ли он приобрести дополнительную страховку или нет, а также разъяснить ему правила и условия страхования.
Как документально оформить страхование или отказ от него?
Чтобы не допустить разногласий между туристами и турфирмой о том, какая информация о страховании была предоставлена и предоставлена ли вообще, турфирме лучше включить в условия договора пункт о том, что турист предупрежден о возможности приобретения дополнительной страховки, а также об условиях и правилах ее использования. Если же турист отказывается от страховки от невыезда, необходимо оформить расписку об этом или указать в договоре, что турист отказался от возможности приобретения дополнительного страхования.
Пример 1. Семья с ребенком решила провести рождественские каникулы в ОАЭ. Но за два дня до начала тура глава семьи скоропостижно скончался. Туристам была возвращена часть стоимости тура, так как удалось реализовать один забронированный номер. Однако туристов это не устроило и они обратились в суд с иском к турагенту, требуя возврата полной стоимости тура. В суде турагент сослался на пункт договора, в котором было указано, что турист имеет право приобрести страховку от невыезда. Однако что это за страховка, каковы условия ее действия и, главное, факт передачи такой информации в договоре не были зафиксированы. Представленный договор с туроператором также указывал турагенту на необходимость предлагать туристам такую страховку и снимал с себя ответственность за невыполнение данного условия. Суд полностью удовлетворил требования туриста, сославшись на то, что услугами туристы не воспользовались, а надлежащая информация о дополнительном страховании предоставлена не была.
Еще один пример.
Пример 2. Турист приобрел тур во Францию, а также оформил полис страхования от невыдачи визы. В визе ему было отказано. Совершить поездку в запланированные сроки туристу не удалось. Тем не менее турист, лично обратившись в посольство Франции, получил визу. Но, для того чтобы поехать во Францию, ему пришлось повторно приобретать авиабилеты и дополнительно продлевать проживание в отеле. Обратившись в страховую компанию за страховой выплатой, он получил отказ, так как первоначальный отказ в визе был погашен последующей ее выдачей. Тем не менее турист обратился в суд с иском к турфирме и потребовал взыскать с нее свои дополнительные расходы. Суд принял сторону туриста, мотивировав это тем, что, если турист визу все-таки получил, значит, первоначальный отказ был получен не по его вине.
Примечание. Мнение специалиста А.В. Берсон, начальник управления продаж комплексного страхования в туризме страховой компании "РЕСО-Гарантия" - Все ли компании оказывают турфирмам услугу по страхованию "от невыезда"? - Все популярнее становится запрос страховки от невыезда, поскольку все большее количество туристов из России пользуется возможностью путешествий в страны Шенгенского соглашения и Европейского союза. Однако не все страховые компании предоставляют клиентам и своим партнерам данный вид страхования, поскольку, во-первых, на него необходимо иметь отдельную лицензию, что есть далеко не у всех. Во-вторых, если у страховой компании имеется незначительный портфель по выезжающим за рубеж и нет достаточного резерва страховой премии и если начать работать по невыезду с частными лицами (как правило, это "рисковые" туристы по визе) или с туроператорами без хорошего объема, то будут серьезные убытки.
Д.Г.Донских Начальник юридического отдела Юридического агентства "Персона Грата" Подписано в печать 03.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |