Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Парламент отвечает на вызовы времени ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 7-8)



"Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 7-8

ПАРЛАМЕНТ ОТВЕЧАЕТ НА ВЫЗОВЫ ВРЕМЕНИ

На заключительном этапе весенней сессии российский парламент принял ряд законов, имеющих большое значение для финансового сектора страны. Принимая эти правовые документы, парламентарии руководствовались в первую очередь целями создания благоприятного законодательного климата для динамичного развития бизнеса и для дальнейшего укрепления национальной банковской системы в преддверии вступления России в ВТО.

Из числа банковских операций исключено...

В соответствии с принятым российским парламентом Законом "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" из числа банковских операций исключен прием платежей за услуги связи, за жилое помещение и за коммунальные услуги.

Как известно, в настоящее время широкое распространение получил такой вид бизнеса, как прием магазинами или специальными компаниями платы за услуги, предоставляемые операторами мобильной связи.

Плата за жилое помещение и коммунальные платежи также принимается специально созданными предприятиями - едиными информационно-расчетными кассовыми центрами.

Однако исходя из буквального толкования определенного ст. 5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" перечня банковских операций такие операции являются банковскими, то есть подлежат лицензированию и специальному контролю со стороны Банка России.

Более глубокий анализ указанной нормы показывает, что у приема наличных денежных средств от населения в качестве платы за оказанные услуги есть существенные отличия от банковской операции:

- основанием для приема наличных денежных средств является наличие договора между организацией, оказывающей соответствующие услуги, и организацией, принимающей такие платежи;

- плательщик - потребитель услуг состоит в договорных отношениях только с поставщиком таких услуг;

- организация, принимающая платежи, зачисляет полученные средства на свой расчетный счет, соответственно, операция по зачислению таких средств получателю платежа осуществляется в рамках банковской операции.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что операции по приему наличных денежных средств в качестве оплаты за указанные услуги не относятся к банковским операциям.

Это и побудило группу парламентариев подготовить законопроект, в соответствии с которым прием от физических лиц наличных денежных средств в оплату услуг связи, платы за жилое помещение и коммунальные услуги при соблюдении установленных условий не является банковской операцией.

При установлении этих условий особое внимание было уделено защите прав граждан, являющихся пользователями предоставленных услуг. Определено, что обязательства гражданина перед организацией, предоставившей услуги, считаются исполненными в момент поступления денег в кассу организации, принимающей платежи.

Причем вносимые в Закон изменения, по сути, не повлияют на полномочия банков по принятию платы за указанные платежи.

Хотя проект этого Закона был поддержан большинством депутатов Госдумы, тем не менее нашлись и сомневающиеся в его содержании. В частности, депутат А.В. Митрофанов в ходе третьего чтения законопроекта сказал: "Закон будет, скорее всего, принят, большинство депутатов его поддержат. Но я еще раз обращаюсь к инициаторам Закона: надо сделать все, и это зависит от вас, чтобы у нас не появилась новая категория - обманутые плательщики, чтобы не получилась такая ситуация, когда в магазинах в провинциальных городах люди заплатят, а через полгода магазин закроется, и люди придут со своими квитками, а им коммунальщики скажут: "А мы вообще ничего не знаем, денег мы не получали, магазины эти все закрылись, хозяева исчезли, так что, граждане, платите еще раз, а не хотите - мы вам отключим электричество".

Депутат В.М. Резник, один из авторов законопроекта, заявил: "Я хотел бы развеять все эти опасения. У нас в законопроекте написано, что за деятельность этих организаций, которые имеют договоры с кредитными учреждениями, несет ответственность банк перед плательщиками и перед поставщиком услуг. Поэтому банк никуда не денется, и все будет в порядке, люди свои внесенные деньги не потеряют, услугу получат".

В Совете Федерации сомневающихся не было. Сенаторов устроило то обстоятельство, что законопроект предоставлял право коммерческой организации, не являющейся кредитной организацией, осуществлять без лицензии Банка России банковские операции в части принятия от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги связи, жилое помещение и коммунальные услуги.

И очень хорошо, по мнению парламентариев, что при этом необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

- наличие договора с кредитной организацией, по условиям которого коммерческая организация обязуется от своего имени, но за счет кредитной организации осуществлять операции в части принятия по месту своего нахождения и (или) месту нахождения ее филиалов, оборудованных стационарными рабочими местами, наличных денежных средств от физических лиц в качестве платы за услуги связи, жилое помещение и коммунальные услуги в целях осуществления кредитной организацией операции по переводу денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов на банковский счет лица, оказывающего услуги (выполняющего работы), за которые взимается плата (за услуги связи, жилое помещение и коммунальные услуги);

- наличие договора между кредитной организацией и лицом, оказывающим услуги (выполняющим работы), за которые взимается плата (за услуги связи, жилое помещение и коммунальные услуги). По условиям договора кредитная организация на возмездной основе обязуется осуществлять операции по переводу денежных средств физических лиц (включая право принятия наличных денежных средств коммерческой организацией) в пользу лица, оказывающего соответствующие услуги (выполняющего работы).

Принятый Закон вносит также изменения в ст. 37 действующего Закона "О защите прав потребителей":

- оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- при использовании наличной формы расчетов оплата оказанных услуг (выполненных работ) производится в соответствии с указанием исполнителя путем внесения наличных денежных средств в кассу исполнителя, либо в кредитную организацию, либо в кассу коммерческой организации, не являющейся кредитной организацией и имеющей право принимать плату за оказанные услуги (выполненные работы) в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности", если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом обязательства потребителя перед исполнителем по оплате оказанных услуг (выполненных работ) считаются исполненными с момента внесения наличных денежных средств соответственно в кассу исполнителя, либо в кредитную организацию, либо в кассу коммерческой организации, не являющейся кредитной организацией и имеющей право принимать плату за оказанные услуги (выполненные работы) в соответствии с Федеральным законом "О банках и банковской деятельности".

Вступление в силу принятого парламентом Федерального закона обеспечит правовое регулирование операций по принятию от физических лиц наличных денежных средств в качестве платы за услуги связи, жилое помещение и коммунальные услуги, создаст основу для улучшения ситуации, сложившейся на рынке услуг связи и коммунальных платежей, и, несомненно, вызовет положительный социальный эффект.

Обусловлено правоприменительной практикой

Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 5 и 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", принятый Государственной Думой 07.07.2006 и одобренный Советом Федерации 14.07.2006, направлен на уточнение отдельных положений ныне действующего Закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", обусловленное как выявленными недостатками в результате правоприменительной практики, так и изменениями, вносимыми в банковское законодательство.

В процессе работы над проектом этого закона в российском парламенте обращалось внимание на следующие немаловажные обстоятельства.

В ст. 5 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" устанавливается исчерпывающий перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом. Организации, включенные в данный перечень, в том числе кредитные организации, в соответствии со ст. ст. 6 и 7 названного Закона обязаны принимать меры по предотвращению легализации преступных доходов и финансирования терроризма.

Закон, принятый парламентом в июле, предлагает дополнить перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, коммерческими организациями, которым предоставлено право принимать у населения наличные денежные средства в качестве платы за услуги связи, жилое помещение и коммунальные услуги. Необходимость уточнения данной нормы связана с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" и статью 37 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей".

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны идентифицировать лицо, находящееся на их обслуживании.

В связи с этим сложилась ситуация, когда кредитные организации при проведении по поручению физических лиц операций по переводу денежных средств на незначительные суммы требуют предъявления документов, позволяющих идентифицировать плательщиков, что порождает очереди и недовольство со стороны населения.

В то же время операции по проведению такого рода платежей, учитывая статус получателя денежных средств, равно как и назначение платежа, не представляют собой какой-либо опасности с точки зрения легализации преступных доходов.

Принятый парламентом Закон вводит норму, в соответствии с которой идентификация клиента - физического лица, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при осуществлении организациями операций по приему от клиентов - физических лиц следующих платежей, если их сумма не превышает 30 000 руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте:

а) связанных с расчетами с бюджетами всех уровней бюджетной системы Российской Федерации (включая предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы);

б) связанных с оплатой услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;

в) связанных с оплатой жилого помещения, коммунальных услуг, иных услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда, услуг по охране квартир и установке охранной сигнализации, а также платежей за услуги связи;

г) связанных с оплатой взносов членами садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений граждан, гаражно-строительных кооперативов, оплатой услуг платных автомобильных стоянок;

д) связанных с уплатой алиментов.

Согласно ст. 11 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" требование об идентификации личности при купле-продаже физическими лицами наличной иностранной валюты не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Однако в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" идентификация клиентов проводится при совершении всех операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами.

Принятый в июле текущего года Закон устанавливает, что при осуществлении физическим лицом операции по покупке или продаже наличной иностранной валюты на сумму, не превышающую 15 000 руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте, идентификация клиента, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся, за исключением случая, когда у работников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что данная операция осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Новый Закон также уточняет, что идентификация клиента, установление и идентификация выгодоприобретателя не проводятся при открытии физическим лицом счета (вклада) в той же кредитной организации, в которой на момент заключения нового договора банковского счета (вклада) у данного лица уже открыт счет (вклад), и при условии, что ранее данное физическое лицо (его представитель) было идентифицировано кредитной организацией в предусмотренном порядке и сведения, полученные в результате такой идентификации, не изменились.

В целях обеспечения свободной конвертируемости рубля

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле", принятый Государственной Думой 08.07.2006 и одобренный Советом Федерации 14.07.2006, был разработан Правительством России в интересах реализации задачи по обеспечению конвертируемости рубля, поставленной в Послании Президента Российской Федерации парламенту на 2006 г.

В соответствии с ч. 3 ст. 26 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" нормы, которые предоставляют Правительству РФ и ЦБ РФ возможность установления ограничений (требование о резервировании, требование об использовании специального счета) при совершении резидентами и нерезидентами валютных операций, при купле-продаже резидентами, не являющимися физическими лицами, и нерезидентами иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), при осуществлении резидентами переводов на свои счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, при совершении резидентами и нерезидентами операций с внутренними и внешними ценными бумагами, действуют до 1 января 2007 г.

Сложившаяся в настоящее время в Российской Федерации макроэкономическая ситуация, характеризующаяся, в частности, высоким уровнем золотовалютных резервов, отсутствием резких колебаний курса валюты Российской Федерации, устойчивостью платежного баланса Российской Федерации, создала возможность отмены действия ограничений, устанавливающих требование о резервировании и непосредственно влияющих на обеспечение свободной конвертируемости рубля. В связи с этим изданы Указание Банка России от 29.05.2006 N 1688-У "Об отмене требования обязательного использования специальных счетов при осуществлении валютных операций и о признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России" и Указание Банка России от 29.05.2006 N 1689-У "О признании утратившими силу отдельных нормативных актов Банка России" (зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации 07.06.2006 N N 7924 и 7923 соответственно). В соответствии с этими Указаниями с 1 июля 2006 г. утрачивают силу все нормативные акты Банка России, установившие требование о резервировании. Кроме того, указанными нормативными актами Банка России отменено требование об обязательном использовании резидентами и нерезидентами специальных счетов.

Законопроектом предлагается отменить с 1 июля 2006 г. те нормы Закона, которые предоставляют право Правительству РФ и ЦБ РФ устанавливать требование о резервировании денежных средств. С этой целью предлагается внести соответствующие изменения в ч. 3 ст. 26 Закона.

Так, в соответствии с законопроектом с 1 июля 2006 г. перестают действовать ст. 7; ч. 5 - 7, 10 ст. 8; ч. 3 - 6 ст. 11; абз. 2 ч. 4 ст. 12; ч. 5 и 6 ст. 13; ч. 5 и 6 ст. 14; ч. 2 - 5, 7, 11, 14 ст. 16; ст. 17 Закона.

При этом полная отмена ст. 16 Закона в настоящее время представляется нецелесообразной. На основании указанной статьи реализуется право досрочного возврата резидентами и нерезидентами сумм резервирования в случае принятия соответствующим органом валютного регулирования решения об отмене требования о резервировании, а также регламентированы полномочия Банка России и уполномоченных банков по проведению ими операций с размещенными суммами резервирования и обеспечена защита сумм резервирования от взыскания по обязательствам уполномоченных банков при их банкротстве.

Представляется, что на практике процесс реализации резидентами и нерезидентами права на досрочный возврат сумм резервирования будет растянут по времени и суммы резервирования могут находиться на счетах по учету средств резервирования продолжительное время после отмены с 1 июля 2006 г. требования о резервировании.

Таким образом, в целях обеспечения прав резидентов и нерезидентов на возврат сумм резервирования в соответствии с законопроектом ст. 16 Закона частично будет действовать до 1 января 2007 г.

Отмена с 1 июля 2006 г. полномочий Банка России по установлению требования об использовании резидентами и нерезидентами в случаях, предусмотренных Законом, специальных счетов приведет к необходимости признания утратившими силу нормативных актов Банка России, установивших порядок проведения расчетов по отдельным видам регулируемых валютных операций с использованием специальных счетов. В настоящее время клиентами уполномоченных банков, включая банки-нерезиденты, открыты и используются 8 видов специальных банковских счетов.

Ускоренная отмена специальных счетов приведет фактически к невозможности осуществления соответствующих платежей, поскольку для изменения порядка их осуществления клиентами и уполномоченными банками до 1 июля 2006 г. необходимо будет провести огромную работу по изменению договорной базы и используемого программного обеспечения.

Учитывая изложенное, необходимо сохранить действие соответствующих норм Закона в отношении специальных счетов до 1 января 2007 г.

В целях обеспечения плавного перехода от системы использования специальных счетов при осуществлении отдельных видов валютных операций к использованию обычных счетов, не являющихся специальными, а также снижения одномоментной нагрузки на уполномоченные банки и их клиентов по изменению договорной базы и используемого программного обеспечения Указанием N 1688-У предусмотрено право резидентов и нерезидентов наряду со специальными счетами в период с 1 июля 2006 г. до 1 января 2007 г. использовать текущие валютные счета и счета в валюте Российской Федерации.

На основании изложенного законопроектом предусмотрено, что ст. 8 Закона будет частично действовать до 1 января 2007 г.

Принятие законопроекта создаст реальные условия для обеспечения свободной конвертируемости валюты Российской Федерации.

Выступая в Государственной Думе, официальный представитель Правительства РФ, статс-секретарь - заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов был немногословен. Он отметил только, что действующим Законом "О валютном регулировании и валютном контроле" Правительству РФ и ЦБ РФ для обеспечения стабильности макроэкономической ситуации в стране предоставлено право устанавливать определенные ограничения при совершении резидентами и нерезидентами валютных операций. В настоящее время это касается прежде всего резервирования определенных средств под те или иные операции. Предложенные в действующий Закон поправки подтверждают уже свершившийся факт конвертируемости рубля, отменяя те ограничения, которые фактически уже отменены постановлениями Правительства, но формально еще присутствуют сегодня в Законе и должны действовать до 1 января следующего года.

Принятие предложенных Правительством корректив в действующий Закон обеспечит свободу расчетов между резидентами и нерезидентами во внешнеэкономической сфере. Законопроект призван продемонстрировать российскому и иностранному бизнесу необратимость проводимого курса на либерализацию в валютной сфере.

Уровень страхового возмещения увеличен до 190 тысяч рублей

Федеральным законом "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" и статью 6 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" размер страхового возмещения увеличен со 100 тыс. руб. до 190 тыс. руб.

Проект этого закона, внесенный в Государственную Думу Правительством РФ, прошел по дистанции законотворческого марафона быстро и почти без дебатов. И в этом нет ничего удивительного. Назрело.

Как было отмечено в пояснительной записке к законопроекту, в соответствии со ст. 11 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" размер страхового возмещения не может превышать 100 тыс. руб., что по итогам 2005 г. составило 0,66 доли ВВП на душу населения. Вместе с тем сложившаяся международная практика показывает, что для эффективной работы системы защиты депозитов размер страхового возмещения рекомендуется устанавливать в пределах 1 - 2 долей ВВП на душу населения. Таким образом, уровень страхового покрытия уже сейчас отстает от роста доходов населения и экономики в целом.

С точки зрения уровня социально-экономического развития страны в 2006 - 2007 гг. оптимальным (соответствующим 1 - 2 долям ВВП на душу населения) будет размер возмещения по вкладам, лежащий в диапазоне от 200 до 300 тыс. руб., а к началу 2008 г. - от 250 до 350 тыс. руб.

Основным показателем, определяющим уровень обеспеченности системы страхования резервами, является коэффициент резервирования, определяемый как отношение сформированных резервов фонда к общему объему ответственности системы страхования (общему объему всех потенциально возможных выплат).

Сравнивая коэффициенты, рассчитанные для различных уровней страхового возмещения, можно оценить уровень обеспеченности резервами системы в будущем и определить период времени, в течение которого (в случае увеличения уровня возмещения) система сможет достичь текущего показателя обеспеченности.

По состоянию на 1 февраля 2006 г. фонд обязательного страхования вкладов сформирован в размере 20,4 млрд руб. На основании отчетности банков размер ответственности системы страхования оценивается в 446,4 млрд руб. (без Сбербанка России). Соответственно, коэффициент резервирования сегодня составляет 4,5%.

К середине 2006 г. коэффициент резервирования для уровня возмещения в 100 тыс. руб. превысит 5%, а к началу 2007 г. он составит 6%.

Увеличение предельного размера страховых выплат до 190 тыс. руб. приведет к временному снижению обеспеченности системы страхования резервами - примерно до уровня 3,5 - 3,7%.

По экспертным оценкам государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов", при увеличении размера страхового возмещения до 190 тыс. руб. общий уровень ответственности агентства перед вкладчиками (без Сбербанка России) возрастет с 36 до 46% всех застрахованных депозитов.

Одним из показателей, которые могут служить основой для принятия решения об увеличении размера страхового возмещения, является процент вкладчиков, получающих полное возмещение.

В настоящее время система страхования вкладов обеспечивает полный возврат вкладов примерно для 98,5% вкладчиков (97% - без учета вкладчиков Сбербанка России).

В первом полугодии 2005 г. был отмечен более быстрый рост вкладов размером свыше 100 тыс. руб.

Данная тенденция оказывает влияние на долю вкладчиков, имеющих полное страховое покрытие. По прогнозам, при неизменном уровне страховых выплат доля таких вкладчиков может снизиться к 2007 г. до 82%.

Повышение размера страхового возмещения до 190 тыс. руб. позволит увеличивать долю вкладчиков, получающих полное страховое возмещение.

Учитывая вышеизложенное, финансовые возможности системы страхования вкладов позволяют повысить уровень страхового возмещения с середины 2006 г. до 190 тыс. руб.

Вместе с тем законопроектом предлагается ввести ступенчатую (регрессивную) шкалу возмещения по вкладам, при которой в пределах 100 тыс. руб. выплачивается полное возмещение, а свыше этой суммы - частичное (90%).

Данный подход позволяет обеспечить полную защиту владельцев мелких и средних вкладов, а также создает стимул для владельцев более крупных вкладов следить за состоянием банков.

В целях создания равноценных условий для вкладчиков банков, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации и у которых лицензия на осуществление банковских операций будет отозвана после вступления в силу предлагаемых изменений, представляется целесообразным внести аналогичные изменения в ст. 6 Федерального закона "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

Реализация предлагаемых законопроектом изменений позволит усилить защиту интересов вкладчиков, а также повысить эффективность функционирования системы обязательного страхования вкладов.

Показательный факт: в первом чтении за законопроект проголосовали 400 депутатов (88,9% от состава палаты), а в третьем - 435 (96,7%). Действительно, назрело.

Е.Е.Смирнов

Издательская группа "БДЦ-пресс"

Подписано в печать

03.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
<Мониторинг законодательства от 03.08.2006> ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 7-8) >
Национальная платежная система как закономерный этап развития рынка банковских карт ("Расчеты и операционная работа в коммерческом банке", 2006, N 7-8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.