Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Транспортный налог: кратко обо всем ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 8)



"Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 8

ТРАНСПОРТНЫЙ НАЛОГ: КРАТКО ОБО ВСЕМ

Порядок исчисления и уплаты транспортного налога установлен гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ. В целях единообразного применения норм данной главы МНС России разработаны специальные Методические рекомендации <1>, являющиеся внутриведомственным документом, обязательным для исполнения налоговыми органами (Письмо Минфина России от 16.06.2006 N 03-06-04-04/24).

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Методические рекомендации по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации, утв. Приказом МНС России от 09.04.2003 N БГ-3-21/177.

Транспортный налог относится к региональным налогам и вводится в действие на всей территории субъекта РФ соответствующим законом этого субъекта. При этом законодательные органы субъекта РФ определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты.

В гл. 28 НК РФ Законом N 131-ФЗ <2> были внесены значительные изменения: теперь региональные власти не вправе утверждать отчетность по транспортному налогу, однако разрешено не устанавливать отчетные периоды. Об этих и других изменениях, а также о порядке исчисления и уплаты транспортного налога, действующем с 1 января 2006 г., пойдет речь в данной статье.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Федеральный закон от 20.10.2005 N 131-ФЗ "О внесении изменений в главу 28 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".

Налогоплательщики

Согласно ст. 357 НК РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства (ТС), признаваемые объектом налогообложения. Включение лица в состав налогоплательщиков происходит на основании сведений, поступающих в налоговую службу от органов, осуществляющих государственную регистрацию ТС. При этом в п. 4 Методических рекомендаций даны разъяснения по регистрации отдельных видов наземных ТС.

На практике возникают ситуации, когда ТС куплено, но по каким-либо причинам не эксплуатируется (например, хранится на складе в разобранном состоянии). Соответственно, руководство принимает решение не регистрировать данный автомобиль в органах ГИБДД. Нужно ли в этом случае уплачивать транспортный налог? На наш взгляд, нет, так как Налоговым кодексом обязанность уплачивать налог поставлена в зависимость только от наличия регистрации ТС. Суды зачастую придерживаются этой точки зрения и считают, что если по каким-либо причинам автомобиль не поставлен на учет в ГИБДД, то и обязанность по уплате транспортного налога отсутствует, а значит не нужно сдавать декларацию (см., например Постановления ФАС ВВО от 30.01.2006 N А43-16227/2005-35-548, ФАС ВСО от 16.06.2005 N А33-29910/04-С3-Ф02-2677/05-С1). Не нужно уплачивать налог с ТС, находящихся в собственности организации, но приобретенных для перепродажи, и не зарегистрированных в ГИБДД. Однако нужно помнить о том, что в соответствии с Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" эксплуатация ТС, не прошедших регистрацию в органах ГИБДД, запрещена <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Административная ответственность за управление ТС, не зарегистрированными в установленном порядке, определена ст. 12.1 КоАП РФ.

Много вопросов у бухгалтеров возникает по поводу того, кто является плательщиком транспортного налога при лизинге ТС. Правилами регистрации автомототранспортных средств, утвержденными Приказом МВД России от 27.01.2003 N 59, предоставлено право по письменному соглашению зарегистрировать ТС на любого участника договора лизинга. Этим же документом предусмотрена возможность временной регистрации ТС на лизингополучателя, даже если оно уже зарегистрировано на лизингодателя. Однако, несмотря на наличие временной регистрации на лизингополучателя, плательщиком налога все равно остается лизингодатель, так как постоянная регистрация оформлена на него (Письма Минфина России от 06.03.2006 N 03-06-04-04/07, от 16.09.2005 N 03-06-04-04/39, от 02.11.2005 N 03-06-04-04/43).

Объект налогообложения

Объектом обложения транспортным налогом являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом или гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие воздушные и водные ТС (п. 1 ст. 358 НК РФ). При этом п. 2 ст. 358 НК РФ предусмотрен перечень объектов, которые не подлежат налогообложению.

Например, не являются объектом налогообложения ТС, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом (пп. 7 п. 2 ст. 358 НК РФ). При этом, как пояснила ФНС по г. Москве в Письме от 29.03.2005 N 18-08/1/20366, основанием для того, чтобы автомобиль не подлежал обложению транспортным налогом, является только подлинник справки об угоне, выданной органами МВД России (ГУВД, ОВД, УВД и др.), осуществляющими работу по расследованию и раскрытию преступлений, в том числе угонов (краж) ТС. Если налогоплательщик представил копию справки, инспекция направляет запрос в соответствующий орган МВД России с просьбой подтвердить факт угона ТС. Кроме того, факт кражи ТС может подтвердить приговор суда о привлечении к ответственности лица, виновного в краже, в том случае, если транспорт владельцу возвращен не был (Постановление ФАС СЗО от 10.03.2006 N А13-8082/2005-19).

Налоговая база, налоговые ставки

Налоговая база зависит от вида ТС и определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ. Так, для ТС, имеющих двигатели, налоговой базой является мощность двигателя в лошадиных силах. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому ТС.

Налоговые ставки зависят от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя, валовой вместимости, категории ТС в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя, один килограмм силы тяги реактивного двигателя или единицу ТС (ст. 361 НК РФ). Ставки налога приведены в п. 1 ст. 361 НК РФ, однако субъектам РФ разрешено изменять их в сторону увеличения или уменьшения, но не более чем в пять раз. Кроме этого, законодательным органам субъекта РФ дано право устанавливать дифференцированные налоговые ставки в зависимости от срока полезного использования и категории ТС (п. 3 ст. 361 НК РФ).

Чтобы определить размер налоговой ставки, нужно правильно определить категорию ТС. Для этого можно воспользоваться двумя нормативными документами:

- Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденным Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359;

- Конвенцией о дорожном движении (Вена, 08.11.1968), ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29.04.1974 N 5938-VIII.

Минфин в Письме от 22.11.2005 N 03-06-04-02/15 разъяснил, что в случае спорных вопросов Конвенция имеет преимущество перед Классификатором.

Налоговый и отчетный периоды по транспортному налогу

Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом по транспортному налогу признается календарный год, а отчетные периоды (I, II и III кварталы) установлены только для организаций. При этом законодательным органам субъектов РФ дано право не устанавливать на своей территории отчетные периоды (п. 3 ст. 360 НК РФ). Так, например, поступили законодательные власти Москвы <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Закон г. Москвы от 23.10.2002 N 48 "О транспортном налоге" (в ред. Закона г. Москвы от 26.04.2006 N 17).

Порядок исчисления сумм налога

и авансовых платежей, сроки уплаты

В первую очередь по этому вопросу отметим следующее: сумма налога, подлежащая уплате физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию ТС, а организации исчисляют налог самостоятельно. Сумма налога определяется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, установленной законом субъекта РФ.

Налогоплательщики - организации ежеквартально исчисляют и уплачивают авансовые платежи, если законом субъекта РФ не предусмотрено освобождение от этой обязанности для отдельных категорий налогоплательщиков согласно п. 6 ст. 362 НК РФ. Сумма авансового платежа определяется в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки (п. 2.1 ст. 362 НК РФ). Сумма налога, подлежащая уплате по итогам налогового периода, у организации рассчитывается как разница между исчисленной суммой налога и суммой авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Авансовые платежи по транспортному налогу введены с 1 января 2006 г. Законом N 131-ФЗ.

В случае если ТС находится в собственности неполный налоговый период, то размер налога определяется с использованием специального коэффициента, рассчитываемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых ТС было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу полных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц, в течение которого происходит постановка или снятие с учета ТС, принимается в расчет как полный месяц (п. 3 ст. 362 НК РФ).

Органы, осуществляющие регистрацию ТС, обязаны в течение 10 дней сообщать в налоговые органы о ТС, зарегистрированных или снятых с учета.

Пример. Организация приобрела легковой автомобиль и зарегистрировала его в органах ГИБДД 01.04.2006. Мощность двигателя автомобиля - 150 л. с. В августе 2006 г. организация продала автомобиль, и 10.08.2006 он был снят с учета. По данному ТС налоговая ставка составляет 8 руб. за одну лошадиную силу.

Сумма авансового платежа за II квартал 2006 г. составит 300 руб. (150 л. с. х 8 руб. х 1/4).

Так как в августе автомобиль был снят с учета, общая сумма налога по итогам налогового периода определяется с учетом коэффициента. Полных месяцев, когда автомобиль находился в собственности организации, в 2006 г. было 5. Таким образом, коэффициент составит 0,42 <5> ((5 / 12) мес.).

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Отметим, что в налоговой отчетности по транспортному налогу этот коэффициент указывается в виде десятичной дроби с точностью до сотых долей.

Общая сумма налога, начисленная за 2006 г., равна 504 руб. (150 л. с. х 8 руб. х 0,42).

Итого к уплате за III квартал 2006 г. - 204 руб. (504 - 300).

Суммы налога и авансовых платежей по налогу уплачиваются по месту нахождения ТС в сроки, установленные законом субъектов РФ (п. 1 ст. 363 НК РФ). Срок уплаты налога должен быть установлен не ранее срока, установленного Налоговым кодексом для сдачи налоговой декларации, то есть 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

Налогоплательщики - физические лица уплачивают налог по итогам налогового периода на основании уведомлений, полученных от налогового органа. Форма налогового уведомления утверждена Приказом ФНС России от 31.10.2005 N САЭ-3-21-551@. Порядок вручения налогового уведомления установлен ст. 52 НК РФ. Оно может быть передано физическому лицу лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт получения уведомления.

Отчетность по транспортному налогу

В соответствии с новой ст. 363.1 НК РФ, введенной Законом N 131-ФЗ, форма налоговой декларации утверждается Минфином России. В настоящей момент действует форма, утвержденная Приказом Минфина России от 13.04.2006 N 65н. Если законодательством субъекта РФ предусмотрена уплата авансовых платежей, то налогоплательщики - юридические лица по истечении I, II и III кварталов представляют в налоговые органы расчет по авансовым платежам по форме, утвержденной Приказом Минфина России от 23.03.2006 N 48н. Расчеты по авансовым платежам должны представляться не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом (п. 3 ст. 363.1 НК РФ).

О.А.Холоднова

Консультант по вопросам

бухгалтерского учета и налогообложения

компании "Ю-Софт"

Подписано в печать

03.08.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Оптимизируем налоги в сфере розничной торговли ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 8) >
Бухгалтеру - о Трудовом кодексе ("Торговля: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.