![]() |
| ![]() |
|
Автомобиль на вашем предприятии ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 16)
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 16
АВТОМОБИЛЬ НА ВАШЕМ ПРЕДПРИЯТИИ
Многие организации используют в своей деятельности автотранспортные средства, как собственные, так и арендованные. Поэтому актуальными остаются вопросы учета затрат на их содержание и эксплуатацию. В данной статье рассмотрены особенности учета таких расходов, их оформление и обоснование.
Покупка автотранспортного средства: бухгалтерский учет
Автотранспортное средство отражается в бухгалтерском учете в составе основных средств, если оно соответствует критериям, изложенным в п. 4 ПБУ 6/01 <1>: - ОС используется в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг либо в управленческой деятельности; - срок полезного использования ОС превышает 12 месяцев;
- не предполагается перепродажа ОС; - ОС способно приносить экономические выгоды в будущем. ————————————————————————————————<1> Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н.
Приобретенное транспортное средство отражается по первоначальной стоимости, которая включает все фактические затраты, связанные с покупкой: сумму, уплаченную поставщику, посреднические вознаграждения, проценты по кредиту, регистрационные сборы, пошлины, оплату информационных и консультационных услуг, затраты по сигнализации, расходы на регистрацию в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел и т.д. (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01). Обратите внимание: транспортное средство подлежит регистрации в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета, замены номерных агрегатов (п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации"). Во исполнение Постановления N 938 принят Приказ МВД России от 27.01.2003 N 59, которым утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации. Однако данная регистрация транспортных средств носит не правовой, а технический характер и не является государственной регистрацией имущества в смысле ст. 164 ГК РФ. То есть право собственности на автомобиль по умолчанию возникает при его передаче (ст. 223 ГК РФ), а не регистрации. Эта позиция подтверждается судебной практикой (см. Решение ВС РФ от 29.07.1999 N ГКПИ99-547, п. 4 Обзора судебной практики ВС РФ от 10.07.2002). Для включения транспорта в состав основного средства и ввода в эксплуатацию организация составляет Акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме N ОС-1 и заполняет Инвентарную карточку по форме N ОС-6, которые утверждены Постановлением Госкомстата России N 7 <2>. ————————————————————————————————<2> Постановление Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств".
Начисление суммы амортизации начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо его списания (п. 21 ПБУ 6/01). Амортизация начисляется линейным способом; способом уменьшаемого остатка; способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования ОС; способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). При этом способ начисления амортизации закрепляется в учетной политике. Обычно в целях избежания расхождений в налоговом и бухгалтерском учете организации выбирают линейный способ начисления амортизации.
Покупка автотранспортного средства: налоговый учет
В налоговом учете автотранспортное средство включается в состав амортизируемого имущества, так как его срок полезного использования составляет более 12 месяцев, а первоначальная стоимость более - 10 000 руб. (ст. 256 НК РФ). Первоначальная стоимость автотранспортного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов (ст. 257 НК РФ). При этом в первоначальную стоимость не включаются проценты за кредит (Письмо Минфина России от 01.08.2005 N 03-03-04/1/111, пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ), расходы по страхованию (ст. 263 НК РФ), суммовые разницы (Письмо УМНС по г. Москве от 03.11.2004 N 26-12/71414, пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ). Организация самостоятельно определяет срок полезного использования автомобиля на дату ввода его в эксплуатацию в соответствии со ст. 258 НК РФ и Постановлением Правительства РФ N 1 <3>. В целях исключения различий между налоговым и бухгалтерским учетом организации устанавливают одинаковый срок полезного использования основного средства. ————————————————————————————————<3> Постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
Налоговым кодексом предусмотрены следующие методы начисления амортизации: - линейный; - нелинейный. При линейном методе сумма начисленной за один месяц амортизации определяется как произведение первоначальной (восстановительной) стоимости ОС и нормы амортизации. Начисление амортизации начинается в первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию. Следует учитывать, что по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более 300 000 и 400 000 руб., норма амортизации применяется со специальным коэффициентом 0,5. У организаций, применяющих ПБУ 18/02 <4>, возникают временные разницы. (На наш взгляд их можно избежать, если срок полезного использования транспортного средства в бухгалтерском учете установить больше в два раза, чем в целях налогообложения, то есть нормы амортизации должны быть равны.) ————————————————————————————————<4> Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н.
С 1 января 2006 г. организации имеют право включить в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% первоначальной стоимости ОС (п. 1.1 ст. 259 НК РФ). Вычет сумм НДС, предъявленных продавцом налогоплательщику по приобретенным транспортным средствам производится согласно п. 1 ст. 172 НК РФ в полном объеме после принятия их на учет.
Расходы на обязательное страхование гражданской ответственности
Владелец транспортного средства в течение пяти дней с момента возникновения права владения (приобретения в собственность, получения в хозяйственное ведение или оперативное управление и т.п.) обязан застраховать свою гражданскую ответственность (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"). В бухгалтерском учете расходы организации - владельца автомобиля, заключившей договор страхования автогражданской ответственности, учитываются согласно ПБУ 10/99 <5>. Такие расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности и признаются прочими расходами (ст. 3 ПБУ 10/99). ————————————————————————————————<5> Положение по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н.
Полис ОСАГО, как правило, оформляется на один год, поэтому его стоимость необходимо предварительно учесть на счете 97 в составе расходов будущих периодов. На затраты организация такие расходы списывает в порядке, устанавливаемом ею самостоятельно (равномерно, пропорционально объему изготовленной продукции и др.), в течение периода, к которому они относятся (п. 65 Положения N 34н <6>). В налоговом учете расходы на обязательное страхование включаются в состав прочих расходов (п. 2 ст. 263 НК РФ). ————————————————————————————————<6> Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
Добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств
Добровольное страхование транспортных средств включает страхование от угона или ущерба, противоправных действий третьих лиц, стихийного бедствия и т.п. Бухгалтерский учет расходов по добровольному страхованию ведется в том же порядке, что и при обязательном страховании транспортных средств. Такие расходы отражаются на счете 97 и списываются на расходы в порядке, предусмотренном учетной политикой организации. При налогообложении прибыли расходы по добровольным видам страхования имущества согласно п. 3 ст. 263 НК РФ включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат. При использовании метода начисления суммы страховки признаются в качестве расхода в том отчетном (налоговом) периоде, в котором по условиям договора налогоплательщиком были перечислены (выданы из кассы) денежные средства на оплату страховых взносов. Если уплата страхового взноса осуществляется разовым платежом, то по договорам, заключенным на срок более одного отчетного периода, расходы признаются равномерно в течение срока действия договора (п. 6 ст. 272 НК РФ). При использовании кассового метода признание расходов осуществляется в момент оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ). Вопрос о правомерности включения в затраты для целей налогообложения прибыли расходов на добровольное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств имеет положительную для налогоплательщика судебную практику (Постановление ФАС МО от 10.10.2005, от 03.10.2005 N КА-А40/9616-05).
Путевые листы и учет расхода ГСМ
Расходы, связанные с содержанием транспортных средств, необходимо подтвердить документально. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, поименованные в ст. 9 Закона N 129 <7>. ————————————————————————————————<7> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Формы путевых листов утверждены Постановлением Правительства РФ N 78 <8>, которое распространяется на юридических лиц всех форм собственности, осуществляющих деятельность по эксплуатации автотранспортных средств. ————————————————————————————————<8> Постановление Правительства РФ от 28.11.1997 N 78 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте".
Ранее специалисты контролирующих органов указывали, что организация не вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать форму путевого листа (Письмо Минфина России от 15.07.2005 N 03-03-04/1/75). Имелась на этот счет и противоречивая судебная практика, как положительная (Постановление ФАС СЗО от 05.04.2004 N А56-22408/03), так и отрицательная для налогоплательщика (Постановление ФАС СЗО от 19.01.2005 N А13-5025/04-14). Однако теперь в своих письмах Минфин отмечает, что формы путевых листов, содержащихся в Постановлении Правительства РФ N 78, обязательны для применения автотранспортными предприятиями, а остальные организации вправе разработать и утвердить свою форму путевого листа или иного документа, подтверждающего произведенные расходы горюче-смазочных материалов, в которой должны быть отражены все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ (Письма Минфина России от 16.03.2006 N 03-03-04/2/77, от 07.04.2006 N 03-03-04/1/327). Также указано, что путевые листы могут составляться еженедельно, ежемесячно, ежеквартально (хотя ранее финансисты отмечали, что путевой лист выписывается только на один день или смену). Главное, чтобы путевой лист подтверждал обоснованность произведенных расходов и на основании его можно было организовать учет отработанного времени и расход ГСМ. Для списания израсходованного топлива в путевых листах указывается пробег автотранспортного средства, время выезда из гаража и пункт следования. Кроме того, в путевых листах фиксируется марка и количество горючего, его остаток при выезде и при возвращении, расход по норме и фактический, определяется экономия или перерасход горючего. Если путевой лист не содержит данной информации, то он не подтверждает использование автомобиля для производственной деятельности. Нормы расхода ГСМ устанавливаются организацией исходя из технических характеристик транспортного средства, износа его двигателя, а также статистических данных о расходе топлива и смазочных материалов. Для этого организация может использовать Нормы расхода топлив и смазочных материалов в автомобильном транспорте (Р3112194-0366-03), утвержденные Минтрансом России от 29.04.2003, которые действуют до 01.01.2008. При определении норм расхода топлива автомобилей, для которых нормы расхода топлива и смазочных материалов не утверждены, необходимо руководствоваться соответствующей технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (Письмо Минфина России от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/223). Организации следует сделать контрольные замеры топлива, результаты оформить актом. Установленные нормы утверждаются приказом директора предприятия. Приобретенные горюче-смазочные материалы учитываются организацией на счете 10 "Материалы", субсчет 3 "Топливо". Здесь же отражается наличие и движение нефтепродуктов (нефть, дизельное топливо, керосин, бензин и др.) и смазочных материалов, предназначенных для эксплуатации транспортных средств. Вызывает вопросы возможность принятия к вычету НДС по топливу, приобретенному за наличный расчет лишь на основании чека АЗС. Мнения по этому поводу весьма противоречивы. Так, Минфин считает, что в этом случае НДС принимать к вычету нельзя - его следует включить в стоимость приобретенного топлива (Письмо от 21.08.2001 N 04-03-11/113). В Постановлении ФАС УО от 09.12.2003 N Ф09-4204/03-АК, напротив, указано на возможность принятия НДС к вычету, так как, по мнению суда, в данном случае можно воспользоваться п. 7 ст. 168 НК РФ. Он предусматривает, что при реализации товаров в розничной торговле счета-фактуры могут не выставляться, и суммы НДС в расчетных первичных документах отдельной строкой можно не выделять, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы, а НДС к вычету может рассчитываться расчетным путем. Налогоплательщику, который решится на это, нужно быть готовым к тому, чтобы отстаивать свое мнение в арбитражном суде. Более осторожному налогоплательщику не стоит особенно уповать и на позицию Минфина, так как право на включение невозмещаемого налога (НДС) в стоимость приобретенного топлива финансовое ведомство связывает с применением п. п. 5, 6 ПБУ 5/01 <9>. Но ПБУ регулирует порядок ведения бухгалтерского учета и не может определять порядок формирования стоимости материально-производственных запасов в целях налогообложения. К сожалению, разрешить эту коллизию законодатель не спешит. ————————————————————————————————<9> Положение по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01, утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н.
При заправке автомашины за наличный расчет на АЗС водителю выдаются под отчет денежные средства на покупку ГСМ. При этом необходимо соблюдать требования по организации расчетов с подотчетными лицами, установленные Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 N 40. Согласно п. 11 этого документа выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Форма авансового отчета N АО-1 утверждена Постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 N 55. Нередко организации приобретают топливные талоны с указанием определенного количества топлива, которое водитель, получивший талоны в под отчет, может залить в бак автомобиля. Такие талоны следует учитывать на счете 50, субсчет 3 "Денежные документы", по стоимости их приобретения при переходе права собственности на топливо в момент заправки или на специальном субсчете счета 10 "Материалы" при переходе права собственности в момент передачи талонов покупателю. Широкое распространение получили пластиковые карты, эмитируемые как поставщиками топлива, так и банками, с помощью которых водители могут заправиться на АЗС, не получая наличные деньги в кассе предприятия. Приобретаемые топливные карты следует учитывать так же, как и топливные талоны, то есть в порядке, описанном выше. Оформляемые при приобретении топлива по талонам или картам документы (в том числе счет-фактура) позволяют принимать к вычету НДС по израсходованному топливу, не опасаясь вопросов со стороны налоговых органов. В целях исчисления налога на прибыль израсходованные ГСМ учитываются в составе материальных расходов на основании пп. 1 п. 1 ст. 254 НК РФ (Письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/2/1). Сверхнормативный расход топлива учитывается в составе внереализационных расходов.
Расходы на ремонт автотранспортных средств
Затраты по содержанию и эксплуатации автомашин, а также по поддержанию их в исправном состоянии в бухгалтерском учете относятся к расходам по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). В налоговом учете расходы на ремонт уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль и включаются в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 2 п. 1 ст. 253, ст. 260 НК РФ), при соответствии их критериям, установленным ст. 252 НК РФ. Налогоплательщики вправе создавать резервы под предстоящие ремонты основных средств (ст. 324 НК РФ).
Затраты на стоянку, парковку, мойку, техосмотр транспорта
Эти затраты в бухгалтерском учете учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 7 ПБУ 10/99). В налоговом учете они относятся в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (Письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/21), как расходы на содержание служебного автотранспорта (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Аренда гаража
Согласно п. 5 ПБУ 10/99 при использовании гаража для осуществления деятельности, связанной с производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг, арендная плата включается в состав расходов по обычным видам деятельности. Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств. Принятие арендованного имущества к учету отражается записью: дебет счета 001 "Арендованные основные средства" в сумме, указанной в договоре аренды. В налоговом учете арендные платежи у арендатора учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 11.01.2006 N 03-03-04/2/1). Расходы при этом должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода. Использование личного автомобиля в служебных целях - ситуация достаточно распространенная. С одной стороны, это может быть собственной инициативой работника, а с другой - одним из условий его приема на работу. По общему правилу за использование транспортного средства сотруднику должна выплачиваться компенсация. Иными вариантами могут быть договоры аренды или безвозмездного пользования. Рассмотрим указанные случаи.
Компенсация
Если работник использует личный легковой автомобиль в интересах работодателя с согласия или ведома последнего, то ему должна выплачиваться компенсация, а также возмещаются расходы, связанные с использованием транспортного средства (ст. 188 ТК РФ). Размер возмещения определяется в письменном соглашении сторон трудового договора. Однако при исчислении налога на прибыль к расходам может быть отнесена сумма, не превышающая размеров, установленных Постановлением Правительства РФ N 92 <10> (пп. 11 п. 1 ст. 264, п. 38 ст. 270 НК РФ):
————————————————————————————————————T————————————————————————————¬ | Транспортное средство | Нормы расходов организаций | | |на выплату компенсации, руб.| +———————————————————————————————————+————————————————————————————+ |Легковые автомобили с рабочим | | |объемом двигателя | | |— до 2000 кв. см включительно | 1200 | |— свыше 2000 кв. см | 1500 | |Мотоциклы | 600 | L———————————————————————————————————+————————————————————————————— ————————————————————————————————<10> Постановление Правительства РФ от 08.02.2002 N 92 "Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией".
При этом в сумму возмещения уже заложены износ, расходы на ГСМ, техническое обслуживание и ремонт, поэтому дополнительно перечисленные затраты на автомобиль не могут быть учтены в составе расходов организации (Письмо Минфина России от 16.05.2005 N 03-03-01-02/140). Согласно действующему Письму Минфина России от 21.07.1992 N 57 "Об условиях выплаты компенсации работникам за использование ими личных легковых автомобилей для служебных поездок" основанием для выплаты компенсации является приказ руководителя, в котором указывается размер компенсации, для получения которой работники представляют в бухгалтерию предприятия, учреждения, организации копию технического паспорта личного автомобиля, заверенную в установленном порядке. Сумма компенсации полностью не облагается ЕСН и взносами по обязательному пенсионному страхованию (пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ"). А вот с НДФЛ ситуация спорная. Согласно п. 3 ст. 217 НК РФ не облагаются этим налогом любые компенсационные выплаты (в пределах норм), установленные законодательством РФ и связанные с исполнением трудовых обязанностей. В связи с тем что право устанавливать размер компенсации предусмотрено ТК РФ, вся выплачиваемая сумма облагаться этим налогом не должна. Однако налоговая служба придерживается на этот счет иного мнения (Письмо МНС России от 02.06.2004 N 04-2-06/419@). Как разъяснили инспекторы, стороны трудового договора не могут устанавливать нормы, а вправе лишь определить размер компенсации. Поэтому следует применять установленную Правительством РФ норму, в пределах которой компенсация не будет облагаться НДФЛ. Иначе считают судьи. В Постановлениях ФАС УО от 26.01.2004 N 09-5007/03-АК и ФАС СЗО от 23.01.2006 N А26-6101/2005-210 сказано, что Постановление Правительства РФ N 92 определяет нормирование расходов исключительно для целей исчисления налога на прибыль, но не НДФЛ, следовательно, компенсация полностью не облагается данным налогом.
Договор аренды
Если автомобиль сдается в аренду, то при его использовании в служебное время работником - арендодателем заключается договор аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ). В данном случае собственник сдает транспортное средство в аренду, а также предоставляет услуги по управлению и технической эксплуатации. Выплаты физическим лицам в рамках договоров аренды не являются объектом обложения ЕСН, а вот с доходов по управлению и ремонту данный налог исчисляется (ст. 236 НК РФ). В связи с этим сумму вознаграждения по указанному договору лучше разделить. При формировании налоговой базы по прибыли согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ сумма арендной платы учитывается в составе расходов (Письмо Минфина России от 10.02.2004 N 04-04-06/21). Расходы на бензин и расходуемые в процессе эксплуатации материалы и на оплату сборов также несет арендатор в случае, если иное не установлено договором (ст. 636 ГК РФ). Исчисление и уплату НДФЛ производит арендатор (ст. 226 НК РФ). При исчислении НДФЛ работник вправе воспользоваться профессиональным налоговым вычетом (п. 2 ст. 221 НК РФ) в сумме фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением договора. Если работник предоставляет организации свой автомобиль за плату во временное пользование без оказания услуг по управлению и эксплуатации, то с ним должен быть заключен договор аренды транспортного средства без экипажа (ст. 642 ГК РФ). Затраты организации, произведенные по такому договору аренды, в том числе расходы на приобретение топлива исходя из фактического пробега автомобиля, а также издержки на приобретение запасных частей и ремонт, согласно ст. 646 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором, производятся арендатором и могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 28.12.2005 N 03-03-04/1/463). ЕСН с арендной платы не исчисляется, а НДФЛ удерживается арендатором со всей суммы договора.
Договор безвозмездного пользования
По договору безвозмездного пользования владелец автомобиля обязуется передать его в безвозмездное временное пользование организации, которая обязуется вернуть транспортное средство в том же состоянии, в каком получила, с учетом износа (ст. 689 ГК РФ). Ремонт полученного в безвозмездное пользование автомобиля является прямой обязанностью организации (ст. 695 ГК РФ). Поэтому, если договором не предусмотрено иное, затраты на него учитываются в расходах по налогу на прибыль. Расходы на бензин также учитываются в полном объеме согласно путевым листам. До недавнего времени вопрос о возникновении у организаций, которые получили в безвозмездное пользование имущество, дохода в виде экономической выгоды, считался спорным, но чаще всего решался в пользу налогоплательщиков. Однако 22 декабря 2005 г. Президиумом ВАС РФ было издано Информационное письмо N 98, в котором содержатся рекомендации по решению спорных вопросов, касающихся исчисления налога на прибыль. В п. 2 Письма указано, что в случаях безвозмездного пользования организацией имуществом, у нее возникает доход в силу п. 8 ст. 250 НК РФ в виде экономической выгоды, определяемой с учетом положений ст. ст. 40, 41 НК РФ. Кроме того, аналогичной точки зрения придерживается и Минфин (Письма от 17.02.2006 N 03-03-04/1/125, от 06.06.2006 N 03-03-04/4/100).
Организация применяет УСНО
Налогоплательщики, использующие объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", могут сократить налоговую базу единого налога в соответствии со ст. 346.16 НК РФ. Во-первых, налогоплательщик может учесть в расходах стоимость приобретения или изготовления транспортного средства (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), признаваемого амортизируемым имуществом. Такие расходы, как поясняется в п. 3 ст. 346.16 НК РФ, учитываются следующим образом: а) по приобретенным (изготовленным) транспортным средствам в период применения УСНО - с момента ввода этих транспортных средств в эксплуатацию; б) по приобретенным (изготовленным) транспортным средствам до перехода на УСНО стоимость их включается в расходы в следующем порядке: - в отношении транспортных средств со сроком полезного использования до трех лет включительно - в течение одного года применения УСНО; - в отношении транспортных средств со сроком полезного использования от трех до 15 лет включительно в течение первого года применения УСНО - 50% стоимости, второго года - 30% стоимости и третьего года - 20% стоимости; - в отношении транспортных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет - в течение 10 лет применения УСНО равными долями исходя из их стоимости. При этом в течение налогового периода расходы принимаются за отчетные периоды равными долями. В случае если налогоплательщик применяет УСНО с момента постановки на учет в налоговых органах, стоимость транспортных средств принимается по первоначальной стоимости этого имущества, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете. В противном случае, в соответствии с п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ на дату такого перехода отражается остаточная стоимость приобретенных (изготовленных) транспортных средств, которые оплачены до перехода на УСНО, в виде разницы цены приобретения (изготовления) и суммы начисленной амортизации в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ. Так как транспортные средства подлежат государственной регистрации, они учитываются в расходах организации, находящейся на УСНО, с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Это условие не распространяется на транспортные средства, введенные в эксплуатацию до 31 января 1998 г. Во-вторых, налогоплательщик может учесть в расходах стоимость ремонта транспортного средства (пп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), в том числе арендованного. Стоимость приобретенного топлива можно учесть в расходах в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 346.16 и пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ. Расходы на содержание служебного транспорта, а также на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Постановлением Правительства РФ N 92, учитываются согласно пп. 12 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Расходы на аренду транспортного средства организация, находящаяся на УСНО, учитывает в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Кроме того, налогоплательщик вправе учесть расходы на обязательное страхование транспортного средства (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 НК РФ) в пределах страховых тарифов или (если они не утверждены) в сумме фактических затрат. Все перечисленные расходы принимаются к учету, если они обоснованы и документально подтверждены.
Л.П.Бойко Ведущий эксперт-консультант компании "Правовест" Подписано в печать 02.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |