![]() |
| ![]() |
|
Имеет ли право организация - таможенный перевозчик учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты по договору страхования риска гражданской ответственности от причинения вреда товару, вверенному ей по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, установленных в договоре? ("Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 16)
"Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения", 2006, N 16
Вопрос: Имеет ли право организация - таможенный перевозчик учесть в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, затраты по договору страхования риска гражданской ответственности от причинения вреда товару, вверенному ей по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, установленных в договоре?
Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 263 НК РФ расходы по обязательным видам страхования (установленные законодательством Российской Федерации) включаются в состав прочих расходов в пределах страховых тарифов, утвержденных в соответствии с законодательством Российской Федерации и требованиями международных конвенций. В случае если данные тарифы не утверждены, расходы по обязательному страхованию включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат. Согласно ст. 94 Таможенного кодекса РФ обязанность застраховать риск гражданской ответственности от причинения вреда товару, вверенному им по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, возникших из договора возложена также на таможенных перевозчиков. Минимальная страховая сумма при этом - 20 000 000 руб. Необходимо учесть, что в силу п. 4 ст. 3 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" условия и порядок осуществления обязательного страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования, которые должны содержать положения, определяющие: а) субъекты страхования; б) объекты, подлежащие страхованию; в) перечень страховых случаев; г) минимальный размер страховой суммы или порядок ее определения; д) размер, структуру или порядок определения страхового тарифа;
е) срок и порядок уплаты страховой премии (страховых взносов); ж) срок действия договора страхования; з) порядок определения размера страховой выплаты; и) контроль за осуществлением страхования; к) последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субъектами страхования; л) иные положения. Учитывая вышеизложенное, налоговые органы придерживаются твердой позиции, что такие виды страхования, как страхование организацией - таможенным перевозчиком риска своей гражданской ответственности от причинения вреда товару, вверенному ей по договору перевозки, или по причине нарушения обязательств, установленных в договоре, не соответствуют критериям обязательного страхования, а также не содержатся в перечне добровольных видов страхования, предусмотренном ст. 263 НК РФ, поэтому такие затраты не могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Однако налогоплательщик, не согласный с таким фискальным подходом, может обратиться к судебной практике по аналогичным делам (см., например, Постановление ФАС ВВО от 27.01.2006 N А43-21719/2005-16-672). Судьи считают, что в законе, устанавливающем требование об обязательном страховании, должны быть указаны три элемента обязательного страхования, как требует ст. 936 ГК РФ: объект страхования, страховой риск и минимальный размер страховой суммы. Если обязанность страхования связана с деятельностью организации, то при соблюдении указанных условий страховые суммы могут быть отнесены на уменьшение облагаемой базы по налогу на прибыль.
Ю.М.Лермонтов Советник налоговой службы II ранга Подписано в печать 02.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |