![]() |
| ![]() |
|
Кодекс-2007: Президент одобрил пакет налоговых законов ("Российский налоговый курьер", 2006, N 16)
"Российский налоговый курьер", 2006, N 16
КОДЕКС-2007: ПРЕЗИДЕНТ ОДОБРИЛ ПАКЕТ НАЛОГОВЫХ ЗАКОНОВ
Нынешнее лето принесло налогоплательщикам немало налоговых новостей. Активности законодателей не помешала даже небывалая жара, установившаяся в центральной России. Результатом законотворческой деятельности стало рекордное количество поправок, внесенных в Налоговый кодекс. Мы внимательно отслеживали все изменения, вплоть до того момента, пока они не приобрели статуса федеральных законов. О них и пойдет речь.
Основной итог таков: первая часть Налогового кодекса переписана практически полностью, во вторую внесены точечные поправки. Напомним, что начало 2006 г. тоже выдалось богатым на новшества в сфере налогообложения. Но тогда большая часть изменений относилась ко второй части Кодекса и лишь несколько поправок было внесено в первую. Значительная часть летних поправок вступит в силу с 1 января 2007 г. В то же время отдельные положения будут применяться с 1 января 2008 г. (например, переход на поквартальное исчисление и уплату НДС для всех категорий налогоплательщиков) и даже с 1 января 2010-го. Так, запрет на повторное истребование документов при налоговых проверках будет распространяться только на документы, представленные после указанной даты. А некоторые поправки (они затрагивают интересы плательщиков НДПИ и касаются нормативных потерь) распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г.
Первая часть Кодекса: новые принципы налогового администрирования
Закон о мерах по совершенствованию налогового администрирования <*> Госдума собиралась принять еще в прошлом году. Но тогда депутатам помешали разногласия и с "коллективным" автором законопроекта (в его роли выступало Правительство), и с бизнес-сообществом. Кроме того, в думском портфеле находились еще два аналогичных проекта, которые, по-видимому, и стали донорами большинства поправок к правительственному законопроекту. И вот через год с небольшим, а именно 27 июля 2006 г., законопроект все-таки приобрел статус Федерального закона N 137-ФЗ (далее - Закон N 137-ФЗ). ————————————————————————————————<*> См. РНК, 2005, N 19, с. 59. - Примеч. ред.
Изменения, внесенные этим Законом, затрагивают почти каждую статью первой части Налогового кодекса. Конечно, не все поправки равнозначны: одни устраняют технические неточности, другие вводят принципиальные новшества. Рассмотрим наиболее важные поправки в той последовательности, в которой они изложены в Законе. Существенные изменения затронули ст. 21, регламентирующую права налогоплательщиков. Так, с 1 января 2007 г. налогоплательщики не имеют права претендовать на налоговые кредиты. Такое понятие исключается из налогового законодательства. В то же время налогоплательщики получают право требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц. Кроме того, налогоплательщики смогут участвовать в рассмотрении материалов налоговых проверок. Обязанности налогоплательщиков, перечисленные в ст. 23, также не остались без внимания законодателей. Пункт о том, что налогоплательщики должны представлять в налоговый орган необходимую информацию и документы в случаях и порядке, предусмотренных Налоговым кодексом, исключен. Кроме того, сокращен срок, в течение которого налогоплательщик обязан сообщить об открытии или закрытии счетов. С 1 января 2007 г. налогоплательщик обязан будет уведомить налоговые органы не позднее семи дней со дня открытия (закрытия) счета. Сейчас этот срок составляет 10 дней. В новой редакции изложена ст. 58, регламентирующая порядок уплаты налогов и сборов. В частности, в нее включен новый пункт о порядке уплаты авансовых платежей. С будущего года при внесении авансовых платежей с опозданием (позже срока, установленного Налоговым кодексом) на их сумму будут начисляться пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ. В то же время в соответствии с новой редакцией ст. 58 нарушение порядка исчисления или уплаты авансовых платежей не будет являться основанием для того, чтобы привлекать налогоплательщика к налоговой ответственности. Изменен порядок начисления и уплаты пеней, установленный в ст. 61. По новым правилам не начисляются пени на недоимку, которую налогоплательщик не смог погасить из-за того, что судом или налоговым органом были приостановлены его операции в банке или наложен арест на имущество. Пени не начисляются и тогда, когда недоимка образовалась в результате того, что налогоплательщик выполнял письменные разъяснения о применении налогового законодательства, данные ему (или неопределенному кругу лиц) уполномоченным на то финансовым, налоговым или другим государственным органом. В ст. 78, посвященной зачету или возврату излишне уплаченных сумм налога, с 1 января 2007 г. исключается пункт, согласно которому правила, изложенные в этой статье, применяются и в отношении налогов, уплаченных во внебюджетные фонды. Кроме того, согласно новой редакции ст. 78 налоговые органы, обнаружив факт переплаты налога, обязаны в течение 10 дней проинформировать об этом налогоплательщика. Чтобы вернуть излишне уплаченную сумму налога, налогоплательщику нужно будет написать в налоговый орган заявление о возврате таких сумм. На возврат переплаты налоговому органу отводится месяц со дня получения заявления от налогоплательщика. Налогоплательщик имеет право претендовать и на возврат сумм излишне взысканного налога, предусмотренный ст. 79. В новой редакции этой статьи установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимок, неуплаченных пеней и штрафов по другим налогам возврат осуществляется только после зачета излишней суммы в счет имеющейся недоимки. Одно из принципиальных нововведений в Кодекс касается налоговой декларации, которой посвящена ст. 80. Согласно новой редакции этой статьи налогоплательщики, среднесписочная численность работников у которых на 1 января текущего календарного года будет превышать 100 человек, должны представлять декларации и расчеты авансовых платежей в налоговый орган только в электронном виде. Но эта норма введена с оговоркой: до 1 января 2008 г. она будет распространяться на налогоплательщиков со среднесписочной численностью работников более 250 человек. Масштабные изменения затронули и порядок проведения налоговых проверок. Эта тема найдет отражение в одном из ближайших номеров журнала. А пока скажем лишь о некоторых новациях. Так, с 1 января 2007 г. законодательно закрепляется, что выездная проверка может проводиться на территории налогового органа, если налогоплательщик не может выделить отдельное помещение для проведения проверки. Что касается истребования документов в ходе проверок, предусмотренного ст. 93, то законодатели существенно ограничили налоговые органы. Во-первых, истребовать можно будет только копии. А во-вторых, не допускается требовать от налогоплательщиков нотариального заверения копий документов. Кроме того, при выездной проверке налоговые органы не имеют права требовать те документы, которые уже были представлены в налоговую инспекцию ранее, например при камеральной проверке. Исключение составляют случаи, когда документы сдавались в подлиннике и впоследствии были возвращены налогоплательщику или же ранее представленные копии были утрачены вследствие обстоятельств непреодолимой силы. Еще одно принципиальное новшество в первой части Кодекса касается срока давности привлечения налогоплательщика к ответственности за налоговое правонарушение. Согласно новому пп. 1.1 п. 1 ст. 113 НК РФ течение срока давности может быть приостановлено, если налогоплательщик активно противодействует проведению выездной налоговой проверки и это является непреодолимым препятствием для ее осуществления и определения сумм налога, подлежащих уплате в бюджет.
Вторая часть Кодекса: поправки редкие, но меткие
Изменения в часть вторую Налогового кодекса внесены сразу несколькими законами, в том числе уже упоминавшимся Законом N 137-ФЗ. Рассмотрим основные новшества, за исключением сугубо технических поправок.
Налог на добавленную стоимость
Наиболее существенные поправки внесены Законом N 137-ФЗ в гл. 21 о налоге на добавленную стоимость. Первое, о чем следует сказать: с 1 января 2008 г. для всех категорий налогоплательщиков устанавливается единый налоговый период - квартал. Эта новация повлекла за собой и ряд других изменений. Так, с 2008 г. моментом определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных п. п. 1 - 3, 8 и 9 ст. 164 НК РФ, будет считаться последний день квартала, в котором собран полный пакет документов, указанных в ст. 165. Сейчас это последний день месяца, когда собраны все необходимые документы. А моментом формирования налоговой базы при проведении строительно-монтажных работ для собственного потребления будет являться последний день каждого налогового периода. Сейчас это последний день месяца каждого налогового периода. Кроме того, существенные изменения внесены в порядок возмещения НДС. Например, с 1 января 2008 г. при подаче декларации по НДС, в которой заявлено возмещение налога (в том числе и по внутрироссийским операциям), налоговый орган будет проверять обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, путем проведения камеральной проверки.
Акцизы
Поправки в главу об акцизах внесены Федеральным законом от 26.07.2006 N 134-ФЗ (далее - Закон N 134-ФЗ). С 1 января 2007 г. этот Закон отменяет свидетельства о регистрации лиц, совершающих операции с нефтепродуктами. Одновременно в Кодексе появится новая статья - 179.3 "Свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином". При этом уточняется, что этиловый спирт, изготовленный по фармакопейным статьям, не является подакцизным товаром. Кроме того, с будущего года будет установлена единая акцизная ставка для всей алкогольной продукции - 162 руб. за 1 литр безводного этилового спирта. Правда, единая ставка не будет применяться к пиву и некоторым категориям вин <**>. ————————————————————————————————<**> Перечень подакцизных товаров, налоговые ставки по которым изменятся с 1 января 2007 г., см. в таблице на с. 19. - Примеч. ред.
По мнению производителей слабоалкогольных напитков, установление единой ставки акциза приведет к неадекватному повышению акцизных платежей для этой категории налогоплательщиков. Большую часть стоимости банки слабоалкогольного коктейля составит акциз, что, в свою очередь, может привести к разорению мелких производителей, увеличению объемов контрафактного алкоголя и переходу некоторых слоев населения на более дешевые и менее качественные продукты. Поэтому производители слабоалкогольных напитков уже направили письмо Президенту России с просьбой исключить эту поправку. В любом случае, даже если доводы производителей будут приняты во внимание, вернуться к обсуждению вопроса о возможной отмене единой ставки в отношении слабоалкогольной продукции депутаты смогут только в осеннюю сессию. Что касается акцизов на нефтепродукты, то из всего текста главы в новой редакции изъяты ремарки "за исключением нефтепродуктов". В ст. 182 "Объект налогообложения" добавлен новый пункт, устанавливающий, что получение прямогонного бензина признается объектом налогообложения. При этом налоговая база по прямогонному бензину определяется как объем полученного прямогонного бензина в натуральном выражении. Закон N 134-ФЗ также установил единый порядок уплаты акцизов. Теперь акциз будет уплачиваться по месту производства подакцизных товаров равными долями в два срока: не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем. Исключение составляют прямогонный бензин и денатурированный спирт. Акциз по ним уплачивается не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом налогоплательщики, совершающие операции с денатурированным спиртом, будут уплачивать акциз по месту оприходования этого сырья. При осуществлении операций с прямогонным бензином акциз будет уплачиваться по месту нахождения налогоплательщика. Подробнее об изменениях в гл. 22 Налогового кодекса смотрите в таблице на с. 13 и читайте в ближайших номерах журнала.
Налог на доходы физических лиц
Поправки в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса внесены двумя законами: Федеральным законом от 27.07.2006 N 144-ФЗ (далее - Закон N 144-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2006 N 119-ФЗ (далее - Закон N 119-ФЗ). Изменения небольшие, но важные для отдельных налогоплательщиков. Законом N 144-ФЗ увеличены размеры социальных налоговых вычетов на лечение и образование, которые предусмотрены ст. 219 Налогового кодекса, - с 38 000 до 50 000 руб. Причем вычет на лечение будет распространен не только на оплату лекарств и лечения, но и на уплату страховых взносов по договорам добровольного личного медицинского страхования. Этим же Законом внесены поправки в ст. 220 Кодекса, регламентирующую порядок предоставления имущественных налоговых вычетов. Так, с 1 января 2007 г. имущественный налоговый вычет до 1 млн руб. будет предоставляться не только при покупке квартиры, жилого дома и долей в них, но и при покупке комнаты как самостоятельного объекта права. А при продаже комнаты налогоплательщик сможет претендовать на вычет в сумме, полученной от продажи (если он владел комнатой более трех лет), либо в сумме до 1 млн руб. (если комната находилась в его собственности менее трех лет). Согласно поправкам, внесенным в главу о НДФЛ Законом N 119-ФЗ, расширен перечень граждан, которым полагается стандартный налоговый вычет в размере 500 руб. С 1 января 2007 г. такой вычет будет предоставляться лицам, которые принимали участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории России.
Единый социальный налог
Начиная с 1 января 2007 г. Закон N 144-ФЗ вводит в главу о едином социальном налоге новое понятие - "организация, осуществляющая деятельность в области информационных технологий". Какие организации соответствуют этому понятию, подробно описано в новой редакции ст. 241 НК РФ. Это, в частности, организации, у которых доля дохода от реализации программных продуктов, а также работ и услуг по их установке и сопровождению составляет 90% всех доходов <***>. (При этом 70% доходов должны быть получены от иностранных лиц.) ————————————————————————————————<***> Подробнее об этом см. в статье "Налоговый кодекс переписали. Технологично" // РНК, 2006, N 15. - Примеч. ред.
Для таких налогоплательщиков предусматриваются льготная система налоговых ставок и особая регрессивная шкала (см. таблицу). Обратите внимание: к числу IT-компаний, на которые распространяются упомянутые преференции, не относятся резиденты технико-внедренческих особых экономических зон. Для них, по-видимому, законодательством об ОЭЗ будут предусмотрены особые льготы.
Таблица. Льготные ставки ЕСН для IT-компаний
—————————————T—————————————T—————————————T—————————————————————————————T—————————————¬ | Налоговая | Федеральный | Фонд | Фонды обязательного | Итого | | база на | бюджет | социального | медицинского страхования | | | каждое | | страхования +—————————————T———————————————+ | | физическое | | Российской | Федеральный |Территориальные| | | лицо | | Федерации | фонд | фонды | | | нарастающим| | |обязательного| обязательного | | | итогом с | | | медицинского| медицинского | | | начала года| | | страхования | страхования | | +————————————+—————————————+—————————————+—————————————+———————————————+—————————————+ |До | 20% | 2,9% | 1,1% | 2% | 26% | |75 000 руб. | | | | | | +————————————+—————————————+—————————————+—————————————+———————————————+—————————————+ |От |15 000 руб. +|2175 руб. + |825 руб. + |1500 руб. + |19 500 руб. +| |75 001 руб. |7,9% с суммы,|1% с суммы, |0,6% с суммы,|0,5% с суммы, |10% с суммы, | |до |превышающей |превышающей |превышающей |превышающей |превышающей | |600 000 руб.|75 000 руб. |75 000 руб. |75 000 руб. |75 000 руб. |75 000 руб. | +————————————+—————————————+—————————————+—————————————+———————————————+—————————————+ |Свыше |56 475 руб. +| 7425 руб. | 3975 руб. | 4125 руб. |72 000 руб. +| |600 000 руб.|2% с суммы, | | | |2% с суммы, | | |превышающей | | | |превышающей | | |600 000 руб. | | | |600 000 руб. | L————————————+—————————————+—————————————+—————————————+———————————————+—————————————— Налог на прибыль организаций
С 1 января 2007 г. в гл. 25 будет немного изменений. Все они внесены Законом N 144-ФЗ. Основное новшество касается организаций, работающих в области информационных технологий. Для них предусмотрена возможность списывать затраты на покупку вычислительной техники как материальные расходы по мере введения таких основных средств в эксплуатацию. То есть IT-компании, которые соответствуют критериям, установленным Налоговым кодексом, вправе не амортизировать такое имущество. Кроме того, для всех налогоплательщиков предусматривается возможность амортизировать затраты на реконструкцию основных средств и списывать расходы на НИОКР равными долями в течение года (а не двух, как сейчас).
Налог на добычу полезных ископаемых
Новшества в гл. 26 внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 151-ФЗ. Он, в частности, предусматривает введение нулевой ставки налога в отношении конкретных месторождений нефти как стимул для их разработки и месторождений, из которых добывается сверхвязкая нефть, а также установление понижающих коэффициентов для месторождений со степенью выработанности более 80%.
Н.С.Воронцова Эксперт журнала "Российский налоговый курьер" Подписано в печать 02.08.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |