Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Учет операций по ликвидации основных средств (Начало) ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 29)



"Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 29

УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ЛИКВИДАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ

Если на балансе организации есть объекты основных средств, которые не используются в хозяйственной деятельности, хотя срок их полезного использования еще не истек, то, ликвидировав их, можно не только освободить полезную площадь, но и уменьшить облагаемую базу по налогу на имущество. Рассмотрим, как отразить такие операции в бухгалтерском и налоговом учете.

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете стоимость объекта основных средств, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, согласно п. 29 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденного Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н (в ред. от 12.12.2005 N 147н), подлежит списанию. Выбытие объекта основных средств имеет место в случае продажи; прекращения использования вследствие морального или физического износа; ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации; передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд; передачи по договору мены, дарения; внесения в счет вклада по договору о совместной деятельности; выявления недостачи или порчи активов при их инвентаризации; частичной ликвидации при выполнении работ по реконструкции; в иных случаях.

Согласно п. 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания), для определения целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления, а также для оформления документации при выбытии указанных объектов в организации приказом руководителя создается комиссия, в состав которой входят соответствующие должностные лица, в том числе главный бухгалтер (бухгалтер) и лица, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств. Комиссией оформляется акт на списание основных средств по формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств":

акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4);

акт о списании автотранспортных средств (форма N ОС-4а);

акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (форма N ОС-4б).

Акты составляются в двух экземплярах. В них указывают характеристику объекта, причины его выбытия, состояние основных частей, деталей и узлов, затраты по списанию объектов основных средств, а также стоимость материальных ценностей, поступивших от разборки объектов основных средств. Подписанный комиссией акт утверждается руководителем организации, а данные результатов списания вносятся в инвентарную карточку (книгу) учета объекта (форма N ОС-6), объектов (форма N ОС-6б) и группового учета объектов основных средств (форма N ОС-6а).

Согласно п. 31 ПБУ 6/01 и п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы от списания с бухгалтерского учета объектов основных средств отражаются в бухгалтерском учете в отчетном периоде, к которому они относятся, и подлежат зачислению на счет прибылей и убытков в качестве операционных расходов. Операционные расходы отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы".

В бухгалтерском учете при списании объекта основных средств производятся записи в порядке, установленном п. 84 Методических указаний, а также Инструкцией по применению Плана счетов. Так, к счету 01 "Основные средства" открывается субсчет "Выбытие основных средств". В дебет этого субсчета переносится стоимость выбывающего объекта, а в кредит - сумма накопленной амортизации. По окончании процедуры выбытия остаточная стоимость основных средств списывается со счета 01, субсчет "Выбытие основных средств", в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы". Оплата услуг подрядчиков по ликвидации объектов основных средств отражается по дебету счета 91, субсчет "Прочие расходы", в корреспонденции с кредитом счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

Если в процессе ликвидации основных средств получены запасные части и другие материалы, пригодные для дальнейшего использования, а также вторичное сырье, то согласно п. 54 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, п. 9 ПБУ 5/01 материальные ценности, остающиеся от списания не пригодных к восстановлению и дальнейшему использованию средств в обороте, в бухгалтерском учете приходуются по текущей рыночной стоимости на дату принятия их к учету, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты. Согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н, в учете организации признается внереализационный доход.

Принятие к учету пригодных к дальнейшему использованию запасных частей, металлолома отражается по дебету счета 10 "Материалы" в корреспонденции с кредитом счета 91, субсчет "Прочие доходы".

Налоговый учет

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ для целей исчисления налога на прибыль затраты на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходы на ликвидацию имущества (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества и др.) учитываются в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией. При этом в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ такие расходы должны быть обоснованы и документально подтверждены. Ликвидация основного средства будет экономически обоснованной, если уничтожаемое имущество непригодно для дальнейшего использования, а его восстановление невозможно или экономически нецелесообразно.

Согласно ст. 272 НК РФ расходы при методе начисления признаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 Кодекса. Поэтому расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, включая суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации, расходы на ликвидацию имущества (его демонтаж, вывоз и др.) включаются в состав внереализационных расходов в том отчетном периоде, в котором произошла ликвидация (Письмо Минфина России от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27).

Если при ликвидации получены запасные части, металлолом, другие материалы, то в соответствии с п. 13 ст. 250 НК РФ доходы налогоплательщика в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (за исключением случаев, предусмотренных пп. 18 п. 1 ст. 251 НК РФ) признаются внереализационными и учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Такая позиция отражается в Письме Минфина России от 26.10.2005 N 03-03-04/1/300.

Оценка доходов в виде стоимости материалов, полученных при ликвидации основных средств, в целях налогообложения прибыли может быть произведена на основании п. п. 5, 6 ст. 274 НК РФ исходя из их рыночной стоимости (без НДС).

В соответствии с пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ организация, определяющая доходы и расходы методом начисления, стоимость имущества, полученного при ликвидации основного средства, признает внереализационным доходом на дату составления акта ликвидации амортизируемого имущества.

Разниц при признании доходов в виде стоимости материалов, полученных при ликвидации, в бухгалтерском и налоговом учете не возникает.

Что касается списания стоимости полученных материалов при их использовании, то с 1 января 2006 г. в связи с изменениями в гл. 25 НК РФ, внесенными Федеральным законом от 06.06.2005 N 58-ФЗ, внереализационные доходы в виде стоимости полученных материалов или иного имущества уменьшаются на сумму налога на прибыль, исчисленного с указанного дохода. Поскольку согласно п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость МПЗ в виде излишков, выявленных в ходе инвентаризации, и (или) имущества, полученного при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств, определяется как сумма налога на прибыль, исчисленная с дохода (со стоимости выявленных излишков или стоимости полученных материалов), предусмотренного п. п. 13 и 20 ст. 250 НК РФ.

До вступления в силу данных изменений включать в состав расходов при налогообложении прибыли стоимость имущества, полученного при ликвидации основного средства, было нельзя (Письма МНС России от 29.04.2004 N 02-5-10/33; УМНС России по г. Москве от 16.08.2004 N 26-12/53720).

Таким образом, в отличие от бухгалтерского учета в целях обложения налогом на прибыль в составе расходов можно учесть только 24% от рыночной стоимости полученного при демонтаже имущества.

Разница между стоимостью запасных частей, включенных в расходы при их использовании в бухгалтерском и налоговом учете, признается постоянной разницей и приводит к возникновению постоянного налогового обязательства, которое отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам" (п. п. 4, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02, утвержденного Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н; Инструкция по применению Плана счетов).

Пример 1. При ликвидации основного средства в июне 2006 г. были оприходованы запасные части на сумму 20 000 руб., которые в том же месяце использованы для ремонта других основных средств.

В налоговом учете сумма расходов на ремонт составит: 4800 руб. (20 000 руб. х 24%).

В бухгалтерском учете будут сделаны записи:

Д-т 20, К-т 10-5 - 20 000 руб. - стоимость запчастей списана для ремонта (требование-накладная);

Д-т 99, К-т 68 - 3648 руб. ((20 000 - 4800) х 24%)) - отражено постоянное налоговое обязательство (бухгалтерская справка-расчет).

(Окончание см. "Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 30)

Н.Володина

Ведущий аудитор

Группа компаний РУСКОНСАЛТ

Подписано в печать

19.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Распространяются ли положения абз. 4 ст. 346.2 НК РФ на сельскохозяйственных товаропроизводителей, передающих на давальческих началах произведенную ими сельскохозяйственную продукцию другим хозяйствующим субъектам для ее промышленной переработки, если данная сельскохозяйственная продукция не прошла первичную переработку? ("Финансовая газета", 2006, N 29) >
Возможно ли заверить акт выполненных работ печатью "Для счетов-фактур"? ("Финансовая газета. Региональный выпуск", 2006, N 29)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.