Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Вопрос: ...ПБОЮЛ с 2001 г. применяет УСН. Правомерно ли при выездной налоговой проверке должностными лицами налоговой инспекции за 2002 г. был доначислен ЕСН исходя из объекта налогообложения и налоговой базы: с 1 по 31 января 2002 г. - суммы дохода, определяемой из стоимости патента на 2002 г.; с 1 февраля 2002 г. - валовой выручки, полученной за период с 1 февраля по 31 декабря 2002 г., и коэффициента 0,1?



Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем, в целях налогообложения с 2001 г. применяю упрощенную систему налогообложения.

За 2002 г. я исчислил и заявил в налоговой декларации по единому социальному налогу сумму налога исходя из налоговой базы для данных налогоплательщиков как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.

При выездной налоговой проверке должностными лицами налоговой инспекции за 2002 г. был доначислен единый социальный налог исходя из объекта налогообложения и налоговой базы:

с 1 по 31 января 2002 г. - суммы дохода, определяемой из стоимости патента на 2002 г.;

с 1 февраля 2002 г. - валовой выручки, полученной за период с 1 февраля по 31 декабря 2002 г., и коэффициента 0,1.

Правомерны ли действия должностного лица, осуществляющего выездную налоговую проверку, в части доначислений единого социального налога за 2002 г. с учетом вышеизложенного?

Ответ: В 2002 г. согласно абз.2 п.2 ст.236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 198-ФЗ)) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, объектом налогообложения при исчислении единого социального налога являлась валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" с учетом положений п.3 ст.237 НК РФ.

Согласно положениям абз.2 п.3 ст.237 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) в 2002 г. налоговая база для данных налогоплательщиков определялась как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.

Пунктом 3 ст.3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" было установлено, что валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов.

При этом правовые основания для уменьшения валовой выручки на сумму покупной стоимости товара (кроме того, на сумму налога на добавленную стоимость, на сумму акцизов, сумму налога с продаж, сумму стоимости патента) при исчислении в 2002 г. единого социального налога индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, отсутствовали.

Применение иного подхода при исчислении валовой выручки для определения объекта налогообложения и налоговой базы индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства неправомерно, поскольку указанные налогоплательщики осуществляли деятельность, регламентированную Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ.

В соответствии со ст.10 Федерального закона N 198-ФЗ названный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г., за исключением абз.9 п.11 ст.1, который вступает в силу с 1 января 2003 г.

Вместе с тем согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-О положения Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, которыми были изменены объекты налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, то есть не ранее чем с 1 февраля 2002 г.

В соответствии с положениями ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Статьей 240 НК РФ установлено, что налоговым периодом при исчислении единого социального налога признается календарный год.

Учитывая Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-О о том, что положения Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, которыми изменены объекты налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению не ранее чем с 1 февраля 2002 г., такие налогоплательщики исчисляют сумму единого социального налога за налоговый период 2002 г. исходя из объекта налогообложения и налоговой базы:

с 1 по 31 января 2002 г. - суммы дохода, определяемой из стоимости патента на 2002 г.;

с 1 февраля 2002 г. - валовой выручки, полученной за период с 1 февраля по 31 декабря 2002 г., и коэффициента 0,1.

Таким образом, действия налоговых органов при выездной налоговой проверке правомерны.

Вместе с тем обращаем внимание налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения до 2001 г., которые до 1 января 2003 г. являлись плательщиками единого социального налога, на то, что в случае, если у них не проводилась выездная налоговая проверка правильности исчисления данного налога за 2002 г., следует уточнить свои обязательства в соответствии с нормами ст.81 НК РФ, а именно пересчитать сумму налога с учетом разъяснений и представить с учетом произведенных расчетов изменения (в виде уточненной декларации) в ранее представленную в налоговый орган налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2002 г. Одновременно в случае увеличения суммы налога, подлежащего уплате, налогоплательщик обязан уплатить недостающую сумму единого социального налога и соответствующие ей пени. В этом случае он освобождается от привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

В.И.Гавришова

Советник налоговой службы РФ

III ранга

17.06.2004

————






Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Вопрос: Обязан ли индивидуальный предприниматель, переведенный на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и осуществляющий виды деятельности, в отношении которых применяется общий режим налогообложения, при отсутствии у него доходов от таких видов деятельности представлять "нулевую" налоговую декларацию по единому социальному налогу? >
Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем. В соответствии с гражданско-правовым договором оказываю услуги организации, применяющей упрощенную систему налогообложения. Указанная организация с 2003 г. освобождена от уплаты единого социального налога. Прошу разъяснить, кто является плательщиком и страхователем в целях уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации.



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.