|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: ...ПБОЮЛ с 2001 г. применяет УСН. Правомерно ли при выездной налоговой проверке должностными лицами налоговой инспекции за 2002 г. был доначислен ЕСН исходя из объекта налогообложения и налоговой базы: с 1 по 31 января 2002 г. - суммы дохода, определяемой из стоимости патента на 2002 г.; с 1 февраля 2002 г. - валовой выручки, полученной за период с 1 февраля по 31 декабря 2002 г., и коэффициента 0,1?
Вопрос: Я являюсь индивидуальным предпринимателем, в целях налогообложения с 2001 г. применяю упрощенную систему налогообложения. За 2002 г. я исчислил и заявил в налоговой декларации по единому социальному налогу сумму налога исходя из налоговой базы для данных налогоплательщиков как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1. При выездной налоговой проверке должностными лицами налоговой инспекции за 2002 г. был доначислен единый социальный налог исходя из объекта налогообложения и налоговой базы: с 1 по 31 января 2002 г. - суммы дохода, определяемой из стоимости патента на 2002 г.; с 1 февраля 2002 г. - валовой выручки, полученной за период с 1 февраля по 31 декабря 2002 г., и коэффициента 0,1. Правомерны ли действия должностного лица, осуществляющего выездную налоговую проверку, в части доначислений единого социального налога за 2002 г. с учетом вышеизложенного?
Ответ: В 2002 г. согласно абз.2 п.2 ст.236 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Федеральный закон N 198-ФЗ)) для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, объектом налогообложения при исчислении единого социального налога являлась валовая выручка, определяемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" с учетом положений п.3 ст.237 НК РФ. Согласно положениям абз.2 п.3 ст.237 НК РФ (в ред. Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ) в 2002 г. налоговая база для данных налогоплательщиков определялась как произведение валовой выручки и коэффициента 0,1.
Пунктом 3 ст.3 Федерального закона от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" было установлено, что валовая выручка исчисляется как сумма выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), продажной цены имущества, реализованного за отчетный период, и внереализационных доходов. При этом правовые основания для уменьшения валовой выручки на сумму покупной стоимости товара (кроме того, на сумму налога на добавленную стоимость, на сумму акцизов, сумму налога с продаж, сумму стоимости патента) при исчислении в 2002 г. единого социального налога индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, отсутствовали. Применение иного подхода при исчислении валовой выручки для определения объекта налогообложения и налоговой базы индивидуальных предпринимателей - субъектов малого предпринимательства неправомерно, поскольку указанные налогоплательщики осуществляли деятельность, регламентированную Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ. В соответствии со ст.10 Федерального закона N 198-ФЗ названный Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2002 г., за исключением абз.9 п.11 ст.1, который вступает в силу с 1 января 2003 г. Вместе с тем согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-О положения Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, которыми были изменены объекты налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению по крайней мере не ранее чем по истечении одного месяца со дня опубликования данного Федерального закона, то есть не ранее чем с 1 февраля 2002 г. В соответствии с положениями ст.52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. Статьей 240 НК РФ установлено, что налоговым периодом при исчислении единого социального налога признается календарный год. Учитывая Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 159-О о том, что положения Федерального закона от 31.12.2001 N 198-ФЗ, которыми изменены объекты налогообложения и налоговая база по единому социальному налогу в отношении налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, подлежат применению не ранее чем с 1 февраля 2002 г., такие налогоплательщики исчисляют сумму единого социального налога за налоговый период 2002 г. исходя из объекта налогообложения и налоговой базы: с 1 по 31 января 2002 г. - суммы дохода, определяемой из стоимости патента на 2002 г.; с 1 февраля 2002 г. - валовой выручки, полученной за период с 1 февраля по 31 декабря 2002 г., и коэффициента 0,1. Таким образом, действия налоговых органов при выездной налоговой проверке правомерны. Вместе с тем обращаем внимание налогоплательщиков, перешедших на упрощенную систему налогообложения до 2001 г., которые до 1 января 2003 г. являлись плательщиками единого социального налога, на то, что в случае, если у них не проводилась выездная налоговая проверка правильности исчисления данного налога за 2002 г., следует уточнить свои обязательства в соответствии с нормами ст.81 НК РФ, а именно пересчитать сумму налога с учетом разъяснений и представить с учетом произведенных расчетов изменения (в виде уточненной декларации) в ранее представленную в налоговый орган налоговую декларацию по единому социальному налогу за 2002 г. Одновременно в случае увеличения суммы налога, подлежащего уплате, налогоплательщик обязан уплатить недостающую сумму единого социального налога и соответствующие ей пени. В этом случае он освобождается от привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
В.И.Гавришова Советник налоговой службы РФ III ранга 17.06.2004
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |