|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Вопрос: Организация подала заявление о переходе на специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения. В связи с этим налоговая инспекция требует восстановить и уплатить в бюджет суммы НДС, ранее принятые к вычету с остаточной стоимости основных средств и со стоимости остатков товарно-материальных ценностей. Правомерно ли данное требование?
Вопрос: Организация подала заявление о переходе на специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения. В связи с этим налоговая инспекция требует восстановить и уплатить в бюджет суммы НДС, ранее принятые к вычету с остаточной стоимости основных средств и со стоимости остатков товарно-материальных ценностей. Правомерно ли данное требование?
Ответ: Вычетам подлежат суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные налогоплательщиками по товарам (работам, услугам), приобретаемым для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость (пп.1 п.2 ст.171 Налогового кодекса РФ). Организации, применяющие специальные налоговые режимы в виде УСНО, ЕНВД, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) плательщиками налога на добавленную стоимость не признаются, и, соответственно, осуществляемые ими операции налогом на добавленную стоимость не облагаются (п.2 ст.346.11, п.4 ст.346.26 НК РФ). Позиция как МНС, так и Минфина России такова, что если приобретенные до перехода организации на специальные режимы налогообложения и не полностью самортизированные на этот момент основные средства, а также НМА, покупные товары, сырье и материалы, не отпущенные ранее в производство, будут использоваться при осуществлении операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, то суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по данному имуществу, необходимо восстановить и вернуть в бюджет (Письмо Минфина России от 06.02.2004 N 04-03-11/15, Письмо МНС России от 30.10.2002 N 03-1-09/2827/13-АЛ095). При этом исчисление суммы налога, подлежащей восстановлению по амортизируемому имуществу, производится с учетом остаточной стоимости такого имущества, сформированной по данным бухгалтерского учета. Суммы налога по вышеуказанному имуществу, принятые к вычету до перехода на специальные режимы налогообложения в виде ЕНВД И УСНО, показываются по строке 370 разд.2.1 Декларации по налогу на добавленную стоимость (утв. Приказом МНС России от 20.11.2003 N БГ-3-03/644) и подлежат восстановлению (Инструкция по заполнению Декларации по налогу на добавленную стоимость и Декларации по налогу на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, утверждена Приказом МНС России от 21.01.2002 N БГ-3-03/25). Переход на уплату ЕСХН организациями и индивидуальными предпринимателями предусматривает в числе прочих налогов и замену уплаты налога на добавленную стоимость уплатой единого сельскохозяйственного налога (п.3 ст.346.1 НК РФ). И для плательщиков ЕСХН аналогичная необходимость в восстановлении и уплате в бюджет НДС исключена с 1 января 2004 г. (п.8 ст.346.3 НК РФ, п.2 ст.3 Федерального закона от 05.04.2004 N 16-ФЗ). Но Налоговый кодекс не содержит каких-либо норм, обязывающих восстанавливать сумму НДС, ранее правомерно принятую к вычету по товарно-материальным ценностям и основным средствам, приобретенным до применения организацией специальных налоговых режимов в виде УСНО или ЕНВД. Поэтому требования налоговых органов о восстановлении и уплате в бюджет НДС, ранее принятого к зачету, по нашему мнению, неправомерны.
Именно на это обстоятельство и ссылались налогоплательщики, оспаривая требования налоговых органов о восстановлении и уплате в бюджет сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету. И, как правило, суды поддерживали позицию налогоплательщиков (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 21.05.2003 N Ф03-А51/03-2/927, ФАС Западно-Сибирского округа от 26.01.2004 N Ф04/381-1395/А70-2003, ФАС Московского округа от 10.02.2004 N КА-А41/370-04, ФАС Поволжского округа от 24.02.2004 N А65-12330/2003-СА1-7, ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2004 N А42-4871/03-15, ФАС Центрального округа от 09.03.2004 N А64-2972/03-11). 30 марта 2004 г. Президиум Высшего Арбитражного Суда в мотивировочной части Постановления N 15511/03 указал на то, что последующее изменение режима налогообложения не может служить основанием для обязания общества, не являющегося плательщиком налога на добавленную стоимость, восстанавливать суммы этого налога, правомерно предъявленные к вычету в предыдущих налоговых периодах. Следовательно, в случае если спорное имущество приобреталось и использовалось для производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения, возникает право на налоговый вычет, несмотря на последующие изменения в использовании имущества. Даже если указанное Постановление и не поставит точку в затянувшемся споре между налоговыми органами и налогоплательщиками, то судебная практика по этому вопросу, вероятно, станет более единообразной.
М.Н.Ахтанина Издательство "Главная книга" 17.06.2004
————
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |