Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Арендные отношения (Окончание) ("Все о налогах", 2006, N 8)



"Все о налогах", 2006, N 8

АРЕНДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

(Окончание. Начало см. "Все о налогах", 2006, N 7)

Аренда зданий и сооружений

Согласно ст. 130 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) здания и сооружения относятся к недвижимым вещам.

По договору аренды здания или сооружения арендодатель обязуется передать арендатору здание или сооружение во временное владение и пользование или только во временное пользование.

Договор аренды здания, сооружения должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 609 ГК РФ) путем составления одного документа, подписанного сторонами, другой способ заключения договора не допускается.

Несоблюдение письменной формы договора аренды здания, сооружения влечет недействительность договора.

В силу п. 2 ст. 651 ГК РФ государственной регистрации подлежат договоры аренды зданий и сооружений, заключенные на срок не менее года, и только с момента государственной регистрации договор аренды считается заключенным. Указанный порядок распространяется и на договоры аренды нежилых помещений (см. п. 2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 01.06.2000 N 53 "О государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений").

При продлении договора аренды здания, заключенного на срок менее одного года, на такой же срок после окончания первоначального срока аренды отношения сторон регулируются новым договором аренды, который не подлежит государственной регистрации в силу п. 2 ст. 651 ГК РФ (см. п. 10 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").

При аренде здания или сооружения арендатору одновременно переходят права и на ту часть земельного участка, которая занята арендуемой недвижимостью и необходима для ее использования, а следовательно, переходят и обязанности по уплате соответствующих налогов.

Собственник земельного участка, на котором находится передаваемое в аренду недвижимое имущество, может и не быть арендодателем, т.е. владельцем недвижимости, находящейся на принадлежащем ему земельном участке. В этом случае аренда здания и сооружения допускается без согласия собственника, если это не противоречит условиям пользования участком, установленным законом или договором с собственником.

Если земельный участок продается другому лицу, за арендатором сохраняется право пользования частью земельного участка, которая занята арендуемым зданием или сооружением.

Существенным условием договора аренды зданий и сооружений является установление размера арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор считается незаключенным. Согласно п. 1 ст. 654 ГК РФ к договору аренды здания или сооружения не применяются правила определения цены, предусмотренные п. 3 ст. 424 ГК РФ.

Президиум ВАС РФ в п. 12 Информационного письма от 11.01.2002 N 66 указал, что возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы, поскольку арендодатель фактически не получает встречного предоставления за переданное в аренду здание. Оплата арендатором коммунальных услуг сама по себе не означает возмездности договора аренды.

Передача здания или сооружения арендодателем и принятие его арендатором осуществляются по передаточному акту или иному документу, который должен быть подписан обеими сторонами (ст. 655 ГК РФ). Если какая-либо из сторон уклоняется от подписания передаточного акта, это рассматривается как отказ стороны от исполнения своих обязательств по договору.

Обязательство арендодателя считается исполненным после передачи объекта аренды арендатору и подписания передаточного акта (для организации - по форме N ОС-1).

Передаточный акт составляется и по окончании срока договора аренды, когда арендатор возвращает имущество арендодателю.

Особенности аренды зданий,

сооружений, нежилых помещений,

находящихся в федеральной собственности

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 1 ст. 212 ГК РФ). При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом.

Понятие "собственность на имущество" включает в себя право владения - физическое обладание этим имуществом, право пользования - возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения - возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.

В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является:

- имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

- имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации).

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании п. 1 ст. 125 ГК РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Муниципальной собственностью является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (п. 1 ст. 215 ГК РФ). От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Как отмечалось выше, аренда - это предоставление арендодателем арендатору имущества за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Арендуемое имущество может находиться в хозяйственном ведении либо оперативном управлении учреждений, казенных предприятий или государственных органов.

Согласно ст. 294 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых ГК РФ.

Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 295 ГК РФ организация не вправе продавать указанное имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника.

Остальным имуществом, принадлежащим организации на праве хозяйственного ведения, она распоряжается самостоятельно.

Если организация, которой недвижимое имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, сдает его в аренду без согласия собственника имущества, то такая сделка аренды недействительна в силу ст. 168 ГК РФ и влечет для сторон неблагоприятные последствия, предусмотренные гражданским законодательством.

На основании п. 1 ст. 296 ГК РФ право оперативного управления представляет собой владение, пользование и распоряжение казенным предприятием или учреждением закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности этого казенного предприятия или учреждения, заданиями собственника и назначением имущества. Такое предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться всем закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества (п. 1 ст. 297 ГК РФ).

Аренда имущества, находящегося в федеральной собственности, имеет некоторые особенности, касающиеся, в частности, заключения договора аренды и установления арендных платежей.

Управление федеральной собственностью осуществляет Правительство РФ (пп. "г" п. 1 ст. 114 Конституции РФ).

В настоящее время функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений осуществляет Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом (Росимущество), что установлено Постановлением Правительства РФ от 08.04.2004 N 200. Оно находится в ведении Минэкономразвития России.

Максимальный срок оформления договоров аренды нежилых помещений и других объектов федерального имущества составляет один месяц (Распоряжение Минимущества России от 28.06.2001 N 1810-р). Исчисление срока начинается с даты представления арендатором (балансодержателем) полного пакета необходимых документов, соответствующих установленным требованиям, в том числе органов юстиции, осуществляющих регистрацию сделок с недвижимым имуществом.

В договоре на аренду федерального имущества должен быть определен размер арендной платы, сроки и порядок ее внесения. С 1 июля 1998 г. Распоряжением Мингосимущества России от 30.04.1998 N 396-р введен единый порядок определения величины перечисляемой в федеральный бюджет арендной платы за пользование находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями, сооружениями.

Арендная плата рассчитывается исходя из базовой величины стоимости строительства 1 кв. м, которая определяется и ежегодно публикуется Госстроем России, при отсутствии официальной информации - по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Минимальная величина арендной платы за 1 кв. м устанавливается и ежегодно изменяется органами власти субъекта Российской Федерации в зависимости от местных условий.

Порядок расчета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом определен Распоряжением Мингосимущества России от 14.05.1999 N 671-р.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.1998 N 685 "О мерах по обеспечению поступления в федеральный бюджет доходов от использования федерального имущества" (в ред. от 23.03.2006) установлен порядок внесения арендных платежей за пользование арендуемым федеральным недвижимым имуществом. Согласно этому документу арендатор в соответствии с договором аренды ежемесячно, не позднее 10-го числа отчетного месяца перечисляет арендную плату на лицевой счет территориального органа Мингосимущества России, открытый им в органах Федерального казначейства.

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и расположенного на территории Российской Федерации, перечисляются в порядке, установленном федеральными законами о федеральном бюджете на конкретный год.

Оформление расчетных документов при перечислении арендной платы осуществляется арендатором в соответствии с Правилами указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 24.11.2004 N 106н).

Положением о порядке осуществления операций по использованию средств, поступающих в федеральный бюджет от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление бюджетным учреждениям, имеющим право на дополнительное бюджетное финансирование (утв. Приказом Минфина России от 30.06.2004 N 57н), определено, что арендная плата за пользование федеральным имуществом, закрепленным за арендодателями, перечисляется арендаторами в доход федерального бюджета на счета управлений Федерального казначейства Минфина России по субъектам Российской Федерации, открытые на балансовом счете N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации".

Пеня за неуплату или неполную уплату арендной платы за аренду федерального имущества в установленный договором срок подлежит перечислению арендаторами в доход федерального бюджета по коду 2010241 "Прочие доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности" Классификации доходов бюджетов Российской Федерации.

Арендодатели уведомляют арендаторов о реквизитах счетов N 40101 и порядке оформления расчетных документов на перечисление в доход федерального бюджета арендной платы и пеней за неуплату или неполную уплату арендной платы в соответствии с названным Положением.

Налоговые агенты при аренде

государственного и муниципального имущества

При заключении договора аренды имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, организация-арендатор признается налоговым агентом (п. 3 ст. 161 НК РФ). Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость.

Объекты имущества не ограничены определенными категориями, а значит, данная норма действует в отношении аренды любого имущества - движимого и недвижимого, в том числе земли.

Организации признаются налоговыми агентами, если они арендуют имущество непосредственно у органов государственной власти и управления и (или) органов местного самоуправления (см. Письмо ФНС России от 14.02.2005 N 03-1-03/208/13 "О налогообложении НДС аренды помещений"). При этом организации, освобожденные от обязанности плательщика НДС в силу ст. 145 НК РФ, также признаются налоговыми агентами, если являются арендаторами указанного имущества, и несут ответственность в случае неисполнения возложенной на них функций по удержанию и уплате налога.

Возможность исполнить функцию налогового агента у арендатора появляется только по факту перечисления денежных средств арендодателю.

Налоговая база налоговым агентом определяется как сумма арендной платы с учетом налога.

Поэтому при заключении договора аренды арендодатель должен предусмотреть сумму налога в составе арендной платы, причем сумма налога должна быть выделена отдельной строкой.

Отсутствие суммы налога в составе арендной платы может привести к неприятным последствиям. Объясним почему.

Как было отмечено выше, обязанностью налогового агента является исчисление, удержание из доходов налогоплательщика и перечисление суммы налога в бюджет (п. 4 ст. 173 НК РФ). Теперь представим, что в договоре указан только размер арендной платы. Следовательно, налоговый агент исчислит с арендной платы сумму налога по ставке 18/118, удержит ее из размера арендной платы и перечислит в бюджет. В итоге арендодатель получает неполную сумму арендной платы. Можно поступить по-другому. Налоговый агент увеличивает стоимость услуги по договору аренды на сумму налога по ставке 18%, затем исчисляет сумму налога с общей суммы по ставке 18/118 и перечисляет в бюджет. Что в результате? Сумма налога фактически удержана не из доходов арендодателя, следовательно, налоговый агент теряет право на вычет.

Кроме того, отсутствие в договоре суммы налога, выделенного отдельной строкой, может быть квалифицировано налоговым органом как нарушение требований ст. 169 НК РФ, что может привести к утрате права на вычет.

Таким образом, при заключении договора аренды государственного или муниципального имущества обратите внимание, чтобы договорные отношения были оформлены правильно.

Налоговые агенты обязаны уплачивать налог на добавленную стоимость независимо от того, производилась уплата арендной платы или нет. Порядок и сроки уплаты НДС установлены налоговым законодательством и не могут быть изменены сторонами (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.06.2004 по делу N А26-128/04-29).

Пример 1. Организация для производственных целей арендует нежилое помещение, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды арендная плата составляет 11 800 руб. в месяц с учетом НДС и вносится арендатором не позднее 10-го числа отчетного месяца. Организация является плательщиком НДС и уплачивает налог в бюджет ежемесячно.

Ниже рассматриваются варианты отражения арендной платы в бухгалтерском и налоговом учете в зависимости от момента исполнения обязанности по уплате налога в бюджет.

Вариант 1. Расчеты с бюджетом по уплате налога производятся арендатором в том периоде, в котором происходит перечисление арендных платежей. Согласно условиям примера арендная плата вносится за месяц, и в этом же периоде осуществляются расчеты с бюджетом:

Дебет 26 "Общехозяйственные расходы" Кредит 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" - признаны расходы по аренде за текущий месяц - 10 000 руб.;

Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" Кредит 76 - отражен НДС по арендной плате - 1800 руб.;

Дебет 76 Кредит 51 "Расчетные счета" - перечислена арендная плата за месяц без учета НДС - 10 000 руб.;

Дебет 76 Кредит 68 "Расчеты по налогам и сборам" - исчислена и удержана сумма НДС с арендной платы - 1800 руб. (11 800 / 118 х 18);

Дебет 68 Кредит 51 - произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога - 1800 руб.;

Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету НДС с арендной платы, признанной в расходах, - 1800 руб.

Вариант 2. Предположим, что организация перечислила в бюджет НДС, удержанный из суммы арендной платы, в размере 1800 руб. 20-го числа месяца, следующего за отчетным, что соответствует требованиям законодательства (ст. 174 НК РФ). При отражении указанных хозяйственных операций изменяется порядок применения налоговых вычетов.

Отметим, что с 1 января 2006 г. условия применения вычетов у налоговых агентов не изменились (п. 3 ст. 171 НК РФ).

В бухгалтерском учете производятся следующие записи:

в отчетном месяце - январе:

Дебет 26 Кредит 76 - признаны расходы по аренде за текущий месяц - 10 000 руб.;

Дебет 19 Кредит 76 - отражен НДС по арендной плате - 1800 руб.;

в месяце, следующем за отчетным, - феврале:

Дебет 26 Кредит 76 - признаны расходы по аренде за текущий месяц - 10 000 руб.;

Дебет 19 Кредит 76 - отражен НДС по арендной плате за текущий месяц - 1800 руб.;

Дебет 76 Кредит 68 - исчислена и удержана сумма НДС с арендной платы за январь - 1800 руб. (11 800 / 118 х 18);

Дебет 76 Кредит 51 - перечислена арендная плата за месяц без учета НДС - 10 000 руб.;

Дебет 68 Кредит 51 - произведены расчеты с бюджетом по уплате удержанного налога за январь - 1800 руб.;

Дебет 68 Кредит 19 - принят к вычету НДС с арендной платы, признанной в расходах в январе, - 1800 руб.

При совершении всех операций, признаваемых объектами налогообложения, налогоплательщиком выписываются счета-фактуры. В Книге продаж выписанные счета-фактуры регистрируются во всех случаях, когда возникает обязанность по исчислению НДС, в том числе при исполнении обязанностей налоговых агентов (п. 16 Постановления Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость"; в ред. от 11.05.2006).

Организация, выступающая в роли налогового агента, выписывает счет-фактуру в единственном экземпляре на полную сумму арендной платы в соответствии с условиями договора с выделением суммы налога. При этом на счете-фактуре делается пометка "Аренда государственного (муниципального) имущества".

Следовательно, в нашем примере арендатор выписывает счет-фактуру на общую сумму 11 800 руб. с указанием налога в размере 1800 руб. Ставка налога - 18/118.

Основанием для принятия к вычету сумм налога, удержанных налоговыми агентами, служат также первичные документы, подтверждающие принятие к учету услуг по аренде, и документы, подтверждающие уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Учет аренды имущества у физических лиц

Нередко организации арендуют имущество и нежилые помещения у физических лиц, которыми могут быть и работники организации.

Рассмотрим порядок учета расходов по аренде имущества. Предположим, организация арендовала у своего работника транспортное средство. При заключении договора аренды транспортного средства работник передает принадлежащее ему транспортное средство своей организации во временное владение на платной основе и сам его не использует в течение срока аренды.

Организация имеет право допустить к управлению арендованным транспортным средством как собственника, т.е. арендодателя, так и любое другое лицо, имеющее необходимую квалификацию.

Договор аренды является возмездным, и организация обязана выплачивать арендодателю арендную плату, размер и сроки выплаты которой определяются договором.

Арендная плата за основные средства, используемые в производственных целях, согласно п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н; далее - ПБУ 10/99) относится к расходам по обычным видам деятельности и включается в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг. На основании п. 6 ПБУ 10/99 расходы по обычным видам деятельности принимаются к учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной или иной форме либо величине кредиторской задолженности, которая определяется из условий договора.

При выплате арендной платы организация должна удержать налог на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), поскольку в силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.

Доходы налогоплательщика, полученные от сдачи в аренду имущества, подлежат обложению НДФЛ на общих основаниях, при этом исчисление и уплату налога производит налоговый агент в соответствии со ст. 226 НК РФ.

Налоговая ставка по данному виду дохода составляет 13% (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Является ли арендная плата объектом налогообложения единым социальным налогом (далее - ЕСН)? Из ст. 236 НК РФ следует, что не относятся к объекту налогообложения выплаты, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), а также договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав). Таким образом, сумма арендной платы не является объектом налогообложения ЕСН.

В случае заключения гражданско-правового договора на оказание услуг, связанных с управлением автотранспортом, в том числе арендованным у работника, на суммы вознаграждения за оказание таких услуг ЕСН начисляется в общеустановленном порядке (см. Письмо Минфина России от 10.02.2004 N 04-04-06/21).

Договор аренды имущества предусматривает уплату арендатором арендной платы, которая относится к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров, работ или услуг (пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Затраты организации, произведенные по договору аренды транспортного средства, заключенному с физическим лицом, в том числе затраты на техническое обслуживание, текущий ремонт, а также затраты на приобретение топлива и горюче-смазочных материалов (ГСМ) для обеспечения работы данного автомобиля, исходя из фактического пробега автомобиля (с учетом фактического расхода топлива и ГСМ в производственных целях и стоимости их приобретения), могут быть учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль (см. Письмо УФНС России по г. Москве от 11.11.2004 N 26-12/72753).

При аренде транспортного средства без экипажа обязанностью арендатора является поддержание надлежащего состояния транспортного средства, осуществление текущего и капитального ремонта. Арендатор несет расходы на содержание транспортного средства, его страхование, включая страхование своей ответственности, а также расходы, возникающие в связи с его эксплуатацией, если иное не предусмотрено договором (ст. ст. 644, 646 ГК РФ).

При аренде транспортного средства у юридического лица арендатор вправе учитывать затраты на текущий ремонт арендуемого амортизируемого основного средства как прочие расходы и признавать их для целей налогообложения прибыли в размере фактических затрат в том отчетном периоде, в котором они были произведены (ст. 260 НК РФ).

Расходы на ремонт основных средств при аренде основных средств у физического лица в этом случае могут быть учтены в составе расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, в качестве прочих расходов (пп. 2 п. 1 ст. 253 НК РФ).

Расходы на содержание и эксплуатацию транспортного средства, в том числе расходы на запчасти и ГСМ, учитываются в соответствии со ст. 254 НК РФ.

Расходы по страхованию арендованного автомобиля включаются в состав расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 263 НК РФ).

Также согласно ст. 4 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" при заключении договора аренды организация обязана застраховать свою гражданскую ответственность. При возникновении права владения транспортным средством застраховать ответственность следует не позднее чем через пять дней после возникновения такого права.

Пример 2. Организация взяла в аренду у своего сотрудника легковой автомобиль. Сотрудник является водителем организации. Сумма арендной платы, определенная договором, составляет 6000 руб. Арендованный автомобиль оценен в 150 000 руб. На основании распоряжения руководителя сотруднику возмещены расходы по уплате транспортного налога в сумме 400 руб.

Расходы организации по выплате сотруднику компенсации суммы уплаченного им транспортного налога не могут быть отнесены к расходам по обычным видам деятельности, так как ст. 357 НК РФ обязанность уплаты транспортного налога возложена на лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Данный расход организации в силу п. 12 ПБУ 10/99 должен быть отнесен к прочим внереализационным расходам.

В целях налогообложения прибыли этот расход не учитывается, поскольку может быть отнесен к аналогичным выплатам в пользу работников, перечисленным в п. 29 ст. 270 НК РФ. В данной ситуации сумма компенсации сотруднику учитывается при определении бухгалтерской прибыли и не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Возникает постоянная разница, т.е. расход, исключаемый из расчета налоговой базы по налогу на прибыль как текущего отчетного периода, так и всех последующих отчетных периодов.

Постоянные разницы отчетного периода на основании п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 (утв. Приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н; далее - ПБУ 18/02) отражаются в бухгалтерском учете обособленно (в аналитическом учете соответствующего счета учета активов и обязательств, в оценке которых возникла постоянная разница).

Постоянная разница приводит к образованию постоянного налогового обязательства, под которым понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых платежей по налогу на прибыль в отчетном периоде (п. 7 ПБУ 18/02). Постоянное налоговое обязательство признается в том отчетном периоде, в котором возникла постоянная разница. Оно определяется как произведение постоянной разницы на ставку налога на прибыль, установленную законодательством и действующую на отчетную дату. В бухгалтерском учете постоянное налоговое обязательство отражается по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянное налоговое обязательство" и кредиту счета 68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль".

Следует обратить внимание на то, что на сумму компенсации уплаченного сотрудником транспортного налога организация обязана начислить взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Указанные взносы начисляются на суммы оплаты труда (доход) работников, начисленные по всем основаниям. Пункт 22 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765), определяет, что взносы не начисляются на вознаграждения, выплачиваемые гражданам по договорам гражданско-правового характера, а также по авторским договорам, следовательно, на сумму компенсации взносы следует начислять, хотя эта точка зрения неоднозначна, так как данные выплаты не являются оплатой труда. Предположим, что ставка взносов для указанной организации составляет 1,2%.

В бухгалтерском учете перечисленные выше операции отражаются следующими записями:

Дебет 001 "Арендованные основные средства" - отражена стоимость автомобиля, определенная договором аренды,- 150 000 руб.;

Дебет 20 "Основное производство" Кредит 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - отражена сумма арендной платы - 6000 руб.;

Дебет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 73 - отражена сумма начисленной сотруднику компенсации - 400 руб.;

Дебет 99 Кредит 68 - отражено постоянное налоговое обязательство - 96 руб.;

Дебет 91, субсчет 2 "Прочие расходы" Кредит 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" - начислены взносы от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 5 руб.;

Дебет 73 Кредит 68 - удержан налог на доходы физических лиц - 832 руб. [(6000 + 400) х 13%];

Дебет 73 Кредит 50 "Касса" - выплачена сотруднику сумма арендной платы и компенсации - 5568 руб.

И.Н.Соколова

Консультант по налогам

ЗАО "BKR-Интерком-Аудит"

Подписано в печать

11.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
...Предприниматель осуществляет розничную торговлю и платит ЕНВД. Им арендован магазин с площадью торгового зала 140 кв. м. По договору аренды предпринимателем произведена перепланировка магазина, в результате которой торговая площадь была увеличена за счет части площади административного помещения до 170 кв. м. Перепланировка не была зарегистрирована в органах кадастрового учета. Утрачивается ли в этом случае обязанность по уплате ЕНВД? ("Все о налогах", 2006, N 8) >
...В каком порядке производится уменьшение суммы исчисленного предпринимателями за налоговый период ЕНВД на сумму уплаченных ими страховых взносов в ПФР в виде фиксированных платежей? Вправе ли предприниматели, уплатившие за текущий год взносы в ПФР в виде фиксированных платежей в полном размере, распределить данную сумму взносов равными долями по кварталам для целей уменьшения исчисленного за каждый налоговый период данного года ЕНВД? ("Все о налогах", 2006, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.