Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Совершенствование правового регулирования деятельности страховых актуариев ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2006, N 2)



"Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2006, N 2

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

СТРАХОВЫХ АКТУАРИЕВ

(Комментарий к проекту федерального закона N 300753-4

"О внесении изменений в Закон Российской Федерации

"Об организации страхового дела в Российской Федерации"

и статьи 1 и 4 Федерального закона "О внесении изменений

и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации

страхового дела в Российской Федерации" и признании

утратившими силу некоторых законодательных актов

Российской Федерации")

Законопроектом предлагается исключить из Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страховой деятельности в Российской Федерации" правовые нормы, предусматривающие проведение органом страхового надзора квалификационных экзаменов страховых актуариев и их аттестации для подтверждения знаний в области актуарных расчетов, а также правовые нормы, устанавливающие требования к руководителям и страховым актуариям о высшем экономическом и высшем финансовом образовании.

Функции органа страхового надзора по проведению аттестации и квалификационных экзаменов являются излишними, их осуществление финансируется за счет собираемой платы за проведение указанных экзаменов и аттестации, что не соответствует Бюджетному кодексу Российской Федерации, в соответствии с которым выполнение федеральными органами государственной власти своих функций и полномочий должно осуществляться исключительно за счет средств федерального бюджета.

В связи с этим указанные функции целесообразно передать саморегулируемым организациям актуариев (далее - СРО актуариев).

Вместе с тем следует отметить, что положение о создании СРО актуариев является предметом регулирования специальным федеральным законом, который должен определить правовой статус СРО актуариев, основные цели и предмет ее деятельности, права и обязанности ее членов, основные функции и права СРО, а также положения об основных требованиях к участию в СРО.

При этом законопроект о СРО актуариев должен рассматриваться одновременно с данным законопроектом.

С момента вступления в силу Федерального закона актуарной деятельностью могут заниматься только страховые актуарии, имеющие квалификационный аттестат, полученный до вступления в силу данного Федерального закона, и до тех пор, пока не образуются СРО актуариев, не будут определены стандарты проведения актуарной деятельности и методики актуарных расчетов, а также требования к профессиональным обязанностям актуариев.

Законопроект предлагает наделить СРО актуариев функциями по осуществлению контроля за выполнением ими профессиональных обязанностей и привлечению их к ответственности за нарушение. При этом в проекте не перечислены меры ответственности, которые может применять к своим членам саморегулируемая организация, и не указан орган управления СРО, который вправе утверждать перечень таких мер. Следует отметить, что данное положение требует уточнения, принимая во внимание, что согласно гл. 22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях СРО не отнесены к лицам, уполномоченным рассматривать административные дела (составлять протокол об административном правонарушении, возбуждать дело об административном правонарушении, проводить административное расследование). Таким образом, органами управления СРО могут приниматься меры только по выявлению нарушения законодательства Российской Федерации и направлению материалов, содержащих данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, в уполномоченные государственные органы.

Представляется, что в целях защиты интересов членов СРО компетенция органов управления СРО при осуществлении своих функций должна быть определена в специальном федеральном законе о СРО актуариев. В целях защиты интересов СРО и ее членов закон о СРО актуариев должен определить положения, регулирующие осуществление государственного надзора за деятельностью СРО, а также порядок контроля СРО за соблюдением ее членами правил и стандартов проведения актуарной деятельности, методик актуарных расчетов и законодательства Российской Федерации.

Законопроектом предлагается из перечня участников отношений, регулируемых указанным Законом (ст. 4.1), являющихся субъектами страхового дела, исключить страховых актуариев. Поскольку положения о страховых актуариях в предлагаемой законопроектом редакции не относятся к предмету регулирования Законом, следует исключить все положения о страховых актуариях, содержащиеся в Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". Вместе с тем предлагаемое изменение в ст. 4.1 Закона требует согласования со ст. 2 Закона, согласно которой сфера деятельности страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием, признается страховой деятельностью (страховым делом) и тем самым относит страховых актуариев к участникам отношений в сфере страхования. В то же время законопроектом не исключается ст. 8.1 Закона, определяющая правовой статус страхового актуария, осуществляющего деятельность исключительно в сфере страхования. В связи с изложенным законопроект требует устранения внутренней несогласованности.

Согласно изменениям в п. 3 ст. 8.1 Закона страховые актуарии осуществляют свою деятельность только на условиях членства в одной из саморегулируемых организаций, основные положения о которых определены в ст. 1 законопроекта (п. 3 ст. 8.1 Закона).

Так, установление правил и стандартов проведения актуарной деятельности, методик актуарных расчетов предлагается отнести к полномочиям СРО актуариев. Таким образом, может возникнуть ситуация, когда на территории Российской Федерации будут действовать различные правила, стандарты и методики актуарных расчетов и актуарной деятельности, поскольку в такой редакции каждая СРО актуариев вправе определять свои правила и стандарты проведения актуарной деятельности, устанавливать свои методики актуарных расчетов. Указанное положение законопроекта не соответствует ст. 71 (п. п. "ж", "р") Конституции Российской Федерации, согласно которой и во взаимосвязи со статьями Конституции РФ 8 (ч. 1), 29 (ч. 4), 34 и 114 (п. "б" ч. 1) установление правовых основ единого рынка, финансовое регулирование, установление стандартов, эталонов находится в ведении Российской Федерации.

В этой связи следует отметить, что разработка правил, стандартов деятельности страховых актуариев находится в ведении Российской Федерации и служит инструментом проведения единой финансовой (в том числе налоговой) политики и обеспечения единого рынка на территории Российской Федерации, единства экономического пространства как одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой политики и определяет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти (ст. 12 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"). В связи с изложенным следует отметить, что наделение СРО актуариев полномочиями по установлению правил и стандартов проведения актуарной деятельности, методик актуарных расчетов не является правомерным.

Кроме этого, законопроектом вносятся изменения в ст. ст. 30 и 32.1 Закона, исключающие требование об аттестации страховых актуариев и требование к руководителям и к главным бухгалтерам страховых организаций о высшем экономическом и высшем финансовом образовании, признаваемом в Российской Федерации. В отношении страховых актуариев требование о высшем экономическом и высшем финансовом образовании предлагается заменить требованием к стажу работы в сфере страхового дела, который должен составлять не менее двух лет.

Указанные положения законопроекта требуют серьезной оценки, поскольку отсутствие аттестата, который должен подтверждать знание лицом актуарных расчетов, а также требования о высшем экономическом и финансовом образовании у страхового актуария может повлечь осуществление неквалифицированных решений в оценке актуарием правильности формирования страховых резервов и обоснованности страховых тарифов, что, в свою очередь, отразится на финансовой устойчивости страховщиков.

В этой связи в целях защиты прав и законных интересов других лиц и обеспечения экономической безопасности Российской Федерации необходимо устанавливать соответствующие требования к профессиональному опыту и квалификации страховых актуариев, которые, как представляется, должен определять орган страхового надзора.

В.Б.Дорофеев

Начальник отдела по связям

с государственными органами

ОАО "Ингосстрах"

Подписано в печать

10.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Некоторые вопросы правового регулирования передачи страхового портфеля ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2006, N 2) >
Комментарий к Информационному письму Президиума ВАС РФ от 14.03.2006 N 106 ("Все о налогах", 2006, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.