Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Конституционно-правовые основы введения в России обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2006, N 2)



"Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2006, N 2

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВВЕДЕНИЯ В РОССИИ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

ЗА ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ОПАСНОГО ОБЪЕКТА

Конституционно-правовые проблемы введения в России обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта в современных условиях приобретают принципиальное значение. Страхование как система защиты имущественных прав граждан, организаций и государства занимает важное место в финансовой системе и является самостоятельным комплексным правовым институтом. Страхование как правовая категория формирует отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении страховых случаев за счет денежных фондов, состоящих из уплачиваемых страховых взносов.

В настоящее время, в отличие от советского периода, идет процесс разгосударствления страховых функций и диверсификация самих фондов страхования. Формирование страховых фондов преследует прежде всего цели обеспечения реализации важнейших конституционных прав граждан: на жизнь (ст. 20 Конституции РФ), на частную собственность (ст. 35 Конституции РФ), на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции РФ), на жилище (ст. 40 Конституции РФ), на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41 Конституции РФ), на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов власти или их должностными лицами (ст. 53 Конституции РФ) и т.д.

Регулирование разнообразных общественных отношений в сфере страхования производится в соответствии с нормами различных отраслей права, таких как административное право, финансовое право, гражданское право. В настоящее время ключевым моментом структурной политики государства на рынке страховых услуг является оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования.

Обязательное страхование характеризуется сплошным охватом страхуемых объектов, обязательностью страхования указанных объектов.

Российское страховое законодательство нормативно регулирует условия и порядок обязательного страхования жизни, здоровья и имущества застрахованных лиц или гражданской ответственности перед третьими лицами - за свой счет либо за счет заинтересованных лиц, а также имущества граждан - за счет средств, предоставленных из соответствующего бюджета.

В современных условиях получили широкое распространение такие виды обязательного страхования, как:

- обязательное страхование гражданской ответственности владельца транспортного средства;

- обязательное медицинское страхование за счет отчислений предприятий и организаций, формирующих преобладающую часть страховой премии;

- обязательное страхование военнослужащих, сотрудников правоохранительных и таможенных органов, работников налоговых служб и некоторых других категорий служащих, проводимое за счет средств федерального бюджета;

- обязательное страхование пассажиров на железнодорожном, воздушном, водном и автомобильном транспорте, формируемое за счет внесения обязательных страховых платежей страхуемыми лицами. В данном случае обязательное страхование является частным случаем установленного законом понуждения к заключению договора.

Однако до недавнего времени практически отсутствовали конкретные правовые механизмы проведения обязательного страхования в таких важных направлениях, как страхование ответственности организаций, эксплуатирующих опасные объекты, использующих атомную энергию, не действовало давно востребованное обществом обязательное противопожарное страхование и страхование ответственности при использовании гидротехнических сооружений.

Таким образом, принятие соответствующих законов об обязательном страховании некоторых видов ответственности стало объективной необходимостью.

В Российской Федерации работают около 45 тыс. опасных объектов различного типа и различной формы собственности. Из них только в промышленности более 8000 взрывоопасных и пожароопасных объектов. В России эксплуатируется около 150 тыс. км магистральных газопроводов, 62 тыс. км нефтепроводов. Общая протяженность трубопроводов составляет более 220 тыс. км. На территории Российской Федерации эксплуатируется более 30 тыс. водохранилищ и несколько сотен накопителей промышленных стоков и отходов, имеется около 60 крупных водохранилищ емкостью более 1 млрд куб. м. На предприятиях топливно-энергетического комплекса в эксплуатации находятся 350 комплексов гидротехнических сооружений, в том числе более 100 гидроэлектростанций, создающих и обслуживающих наиболее крупные водохранилища России. В Министерстве транспорта РФ общее количество гидротехнических сооружений, используемых для обеспечения судоходства, составляет более 700. В Министерстве сельского хозяйства РФ эксплуатируется более 200 гидротехнических сооружений преимущественно I и II классов, создающих при авариях чрезвычайные ситуации.

В зонах непосредственной угрозы жизни и здоровью людей в случае возникновения техногенных чрезвычайных ситуаций проживает около 80 млн человек, то есть 55% населения страны. Численность городского населения составляет почти 75% общей численности населения страны. При этом только 15% граждан проживают на территории, на которой нет опасных объектов. Ежегодные потери от чрезвычайных ситуаций в городах составляют не менее 800 - 1000 человек.

Большую опасность представляют аварии с выбросом химически и биологически опасных веществ, взрывы и пожары, гидродинамические аварии, аварии на электроэнергетических системах и очистных сооружениях.

В 1995 - 2000 гг. на территории Российской Федерации произошло 10 527 чрезвычайных ситуаций, в том числе от общего количества: локальных - 63,8%, местных - 22%, территориальных - 13,4%, региональных - 0,4%, федеральных - 0,29%, трансграничных - 0,01%.

Материальный ущерб, причиненный чрезвычайными ситуациями, по заявленным данным федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, только в 2000 г. составил около 24,8 млрд руб., в том числе от чрезвычайных ситуаций техногенного характера - 1,4 млрд руб., чрезвычайных ситуаций природного характера - 23,3 млрд руб., биолого-социальных чрезвычайных ситуаций - 0,097 млрд руб.

Аварии на опасных объектах ежегодно в России причиняют вред здоровью 200 тыс. человек, а гибнет в результате аварий и катастроф порядка тысячи человек <1>. Ущерб от чрезвычайных ситуаций в год достигает 6 - 7% валового внутреннего продукта (ВВП) страны.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Катастрофы и человек: Книга 1. Российский опыт противодействия чрезвычайным ситуациям. М.: АСТ - ЛТД, 1997.

Умеренный прогноз ВВП на 2005 г. дает сумму ВВП в 37 267 млрд руб. В этом случае ущерб от аварий и катастроф может составить 2236 млрд руб. Необходимо заметить, что в эту сумму входит ущерб как от техногенных аварий, так и от природных катастроф.

При этом, по данным Министерства по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации (далее МЧС), в связи с тем, что физическое старение и износ основных средств производства в большинстве отраслей промышленности и сфере жизнеобеспечения достигли 70%, средний годовой рост социальных и экономических потерь от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) составляет:

- по числу погибших людей - 4,3% в год;

- по числу потерпевших - 8,6% в год;

- по имущественному ущербу физическим и юридическим лицам - 10,4% в год.

Расчет ожидаемого ущерба от техногенных катастроф, по данным МЧС <2>, может составить более 32 млрд руб. в год.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Предотвращение и ликвидация катастроф. 2001. N 1-2. С. 9 - 10.

Важнейшим направлением решения государственной социальной проблемы сохранения жизни, здоровья и имущества людей должно стать принятие федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", проект которого находится в настоящее время на рассмотрении в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Необходимость введения обязательного страхования гражданской ответственности владельцев опасных объектов за вред, причиненный авариями при эксплуатации опасных объектов, продиктована высоким уровнем опасности таких аварий для жизни, здоровья и имущества людей, большими размерами причиняемого материального ущерба. Создание специальной системы обязательного страхования при эксплуатации опасных объектов продиктовано также опытом государственного регулирования опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений большинства зарубежных стран и Российской Федерации.

Принятие данного закона, кроме того, позволит, по мнению разработчиков законопроекта, осуществлять четкое правовое и экономическое регулирование в области защиты прав населения и организаций, которые могут пострадать при авариях на опасных объектах, а также существенно снизить риск и размеры бюджетных затрат на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих в случае таких аварий, компенсацию вреда, причиняемого потерпевшим.

Проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" подготовлен во исполнение Федеральных законов "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "О безопасности гидротехнических сооружений" и в соответствии с ними.

Статья 935 ГК РФ устанавливает, что федеральным законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц. Аналогичная норма содержится и в Законе Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации". При этом указанный Закон устанавливает положения, которые должны содержаться в федеральном законе о конкретном виде обязательного страхования.

В целях реализации указанных положений ГК РФ и Закона РФ "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <3> предлагаемым законопроектом устанавливаются:

- условия осуществления обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта;

- субъекты обязательного страхования, которые участвуют в осуществлении этого вида страхования;

- понятие страхового случая для этого вида страхования;

- характер вреда, который подлежит возмещению по договору обязательного страхования;

- принципы определения и размер страховой суммы;

- принципы исчисления страховой премии и утверждения страховых тарифов и коэффициентов к ним;

- порядок заключения договора страхования, основные обязанности страхователя и страховщика;

- порядок и условия осуществления страховых выплат и условия освобождения страховщика от обязанности произвести страховые выплаты;

- условия прекращения договора страхования.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями от 7 марта 2005 г. N 12-ФЗ, 21 июля 2005 г. N 104-ФЗ).

Предусматриваемое законопроектом обязательное страхование позволит не только реально защитить имущественные интересы граждан и юридических лиц, но и экономически стимулировать меры по повышению уровня безопасности опасных объектов. К факторам такого стимулирования следует отнести оценку безопасности эксплуатации опасных объектов со стороны страховщиков, реализацию тарифной политики в зависимости от уровня риска (вероятности) аварии.

Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" <4> рассчитывает прогнозируемую экономическую эффективность от введения этого вида обязательного страхования в соотношении 1 к 3,5. Это означает, что один рубль затрат позволит получить годовую экономию более трех с половиной рублей.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона N 231802-4, представленное субъектом права законодательной инициативы при внесении законопроекта в Государственную Думу 2 ноября 2005 г.

Из чего же складываются ожидания разработчиков законопроекта?

Законопроект группирует опасные объекты, подлежащие обязательному страхованию, следующим образом:

1) автозаправочные и газонаполнительные станции, а также базы, на которых осуществляется хранение, оптовая торговля моторными топливами и другими горюче-смазочными веществами (I группа);

2) предприятия как единые имущественные комплексы, в состав которых входят цеха, участки, площадки, сооружения, технические устройства, а также иные производственные объекты, безопасность которых регулируется законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов (II группа) и на которых:

а) получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества;

б) используется оборудование, работающее под давлением более 0,07 мегапаскаля или при температуре нагрева воды более 115 градусов;

в) получаются расплавы черных и цветных металлов и сплавы на основе этих расплавов;

г) ведутся горные работы, работы по обогащению полезных ископаемых, а также работы в подземных условиях;

3) гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники, сооружения, предназначенные для защиты от наводнений и разрушений берегов водохранилищ, берегов и дна русел рек, сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, безопасность которых регулируется законодательством Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений (III группа).

По каждой группе опасных объектов подсчитываются предполагаемые расходы бюджета на обязательное страхование опасных объектов с учетом разных тарифов и форм собственности. Например, для первой группы - автозаправочных и газонаполнительных станций, представляющих собой опасные объекты для возникновения местной чрезвычайной ситуации, - предполагается применение тарифа 0,212%, а страховая премия, подлежащая уплате за опасные производственные объекты, находящиеся в государственной собственности, составит 4,1%, в муниципальной собственности - 6,2% страховой премии. Предполагаемый размер бюджетных средств на обязательное страхование автозаправочных и газонаполнительных станций, по расчетам разработчиков законопроекта, должен составить не более 400 млн руб., по гидротехническим сооружениям - менее 1500 млн руб., по другим опасным производственным объектам - около 1600 млн руб.

Размер страхового тарифа колеблется от 0,1% (для гидросооружений, авария на которых может привести к возникновению местной катастрофы) до 0,20 - 0,23% (для объектов, авария на которых может привести к возникновению федеральной катастрофы).

Законопроектом предполагается включение отчислений на обязательное страхование гражданской ответственности организаций прочих форм собственности в себестоимость продукции (работ, услуг) страхователя, что уменьшит размер налоговых поступлений в бюджет и увеличит общую сумму расходов бюджета в связи с принятием законопроекта.

В целом прогнозируемая экономическая эффективность от обязательного страхования должна сложиться, по мнению разработчиков законопроекта, за счет превышения компенсации ущерба гражданам и предприятиям по страховым случаям, которую будут осуществлять страховые компании за счет страховых резервов и без участия государственного бюджета, над общей суммой расходов бюджета в связи с принятием законопроекта более чем на 20 000 млн руб.

В пояснительной записке <5> к указанному законопроекту особо подчеркивается, что после принятия закона страховать свою гражданскую ответственность будут обязаны все владельцы опасных объектов - юридические лица или индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче опасного объекта и т.п.) и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Пояснительная записка к проекту федерального закона N 231802-4, представленная субъектом права законодательной инициативы при внесении законопроекта в Государственную Думу 2 ноября 2005 г.

Страховая выплата будет осуществляться страховщиком при наступлении страхового случая, который определен в законопроекте как установленный факт наступления гражданской ответственности страхователя за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта, произошедшей в период действия договора обязательного страхования. При этом установление страхового случая возможно как на основании судебного решения, так и на основании собственного решения страховщика, согласованного им с органом, осуществляющим государственный надзор за безопасностью опасного объекта, и уполномоченным федеральным органом.

При этом страховая выплата определена для физического лица: при причинении вреда жизни и здоровью - 300 тыс. руб.; при причинении вреда имуществу - 180 тыс. руб.; при нарушении условий жизнедеятельности - 100 тыс. руб.; для юридического лица - в пределах страховой суммы в размере действительной стоимости погибшего или поврежденного имущества.

При определении размера страховой суммы будет учитываться величина возможного вреда, которая устанавливается на основании специального расчета. Вред, подлежащий возмещению по каждому страховому случаю по договору обязательного страхования, ограничивается установленным верхним пределом страховой суммы по договору обязательного страхования. В законопроекте приводятся минимальные значения страховых сумм, которые обеспечат необходимый уровень компенсации в случае причинения вреда каждому потерпевшему физическому и юридическому лицу.

Законопроектом устанавливаются конкретные сроки, в которые должны быть произведены требуемые действия по установлению страхового случая, определению и выплате страховых возмещений потерпевшим.

Законопроектом предусмотрено, что правила обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта, страховые тарифы по обязательному страхованию, их структура и порядок применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования устанавливаются Правительством РФ.

Вместе с тем проект закона устанавливает возможность формирования страховщиками Фонда предупредительных мероприятий в целях предупреждения аварий на опасных объектах, снижения вероятности причинения вреда третьим лицам.

Введение закона об обязательном страховании гражданской ответственности предполагает формирование следующих дополнительных факторов социальной экономической эффективности:

1. Оперативная и эффективная защита жертв (граждан и предприятий) от аварий на опасных объектах. Пострадавшие в результате аварии получат оперативно соразмерную материальную компенсацию от страховщика.

2. Снижение нагрузки на государственный бюджет, совершенствование государственной системы социального обеспечения (обязательное медицинское страхование; социальное страхование; различные социальные фонды), что приведет к снижению налогового бремени и, наконец, опосредованно к снижению цен на товары (работы, услуги). И одновременно будут возмещаться услуги государственных и муниципальных больниц и по оказанию первой помощи пострадавшим.

3. Создание новых рабочих мест (за счет увеличения объема страхования и расширения других инфраструктур в этой области: оценщиков, аудиторов, ремонтных служб, экспертов, страховых агентов, страховых брокеров, сюрвейеров, создателей компьютерных программ и службы подготовки необходимых специалистов для этого).

4. Процент обновления оборудования и технической оснащенности опасных объектов резко увеличится за счет целевых средств страховщика по управлению рисками и предупреждению страховых событий, что эффективно повлияет на рентабельность предприятий, эксплуатирующих опасные объекты. Это приведет к увеличению налоговых поступлений в государственный бюджет за счет данного вида страхования.

5. Огромный косвенный экономический и социальный эффект за счет улучшения экологической обстановки в стране и в результате этого - повышение качества и экологической безопасности товаров (работ, услуг), что повлияет на здоровье нации и конкурентоспособность российской продукции.

Казалось бы, прохождение в законодательном органе законопроекта об обязательном страховании гражданской ответственности, сопровожденное изложенными выше обоснованиями и аргументацией, должно было быть быстрым и беспроблемным. Однако это не так. К тексту законопроекта имеются серьезные претензии у всех государственных структур, рассматривавших его.

Например, в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы <6> по проекту федерального закона, подготовленного к рассмотрению его в первом чтении, указано на наличие ряда принципиальных замечаний, к которым отнесены, в частности, следующие:

- представляется сомнительной возможность вывода из эксплуатации некоторых объектов, указанных в ст. 4 законопроекта, владельцы которых не исполнили обязанности по заключению договоров обязательного страхования;

- не согласуется с нормой ГК РФ (ст. 1079) положение статьи законопроекта, предусматривающее случаи, когда вред не подлежит возмещению (например, вред, причиненный жизни и/или здоровью работников страхователя, а также их имуществу, находящемуся на территории опасного объекта, на котором они исполняли служебные, должностные или иные трудовые обязанности или осуществляли работу по договору гражданско-правового характера; вред, причиненный страхователю утратой (гибелью), недостачей или повреждением имущества, принадлежащего ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании; вред, причиненный потерпевшему утратой (гибелью), недостачей или повреждением антикварных и других уникальных предметов, зданий и сооружений, имеющих историко-культурное значение, изделий из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, наличных денег, ценных бумаг, предметов религиозного характера, а также произведений науки, литературы и искусства, других объектов интеллектуальной собственности);

- обращает на себя внимание то, что в законопроекте страховая сумма определяется исходя из того, что потерпевшими будут только физические лица, хотя законопроектом под понятием "потерпевшие" подразумеваются не только физические, но и юридические лица;

- предлагается переработать механизм определения страховой суммы, так как очевидно, что предусмотренный законопроектом порядок ее определения не обеспечивает покрытия всего причиненного вреда;

- законопроект не устанавливает основных принципов государственного регулирования страховых тарифов (например, установление экономически обоснованных тарифов или установление тарифов исходя из допустимого уровня убыточности).

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы по проекту федерального закона N 231802-4, подготовленное по поручению Совета Государственной Думы от 8 ноября 2005 г.

В заключении Правительства РФ <7> на проект федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта" также указывается ряд серьезных претензий к представленной редакции законопроекта. При этом изложена позиция Правительства РФ по поддержке законопроекта при условии учета указанных замечаний. В частности, приводятся следующие рекомендации:

- установить единые условия, порядок, правовые и экономические основы проведения обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта с целью защиты имущественных интересов физических и юридических лиц, что отсутствует в настоящее время в законопроекте;

- обратить внимание на то, что гидротехнические сооружения в соответствии с Федеральным законом "О безопасности гидротехнических сооружений" являются не опасными объектами, а защитными сооружениями и риск гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии на них, регулируется самостоятельным федеральным законом;

- установить в новом тексте законопроекта порядок и условия проведения дополнительной экспертизы опасного объекта при заключении договора страхования, а также механизм учета результатов экспертизы при расчете возможного ущерба;

- определить статус "аккредитованной организации", дающей заключение по расчету возможного ущерба, а также порядок и критерии осуществления уполномоченным федеральным органом исполнительной власти согласования расчета возможного ущерба.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Заключение Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2005 г. на проект федерального закона N 231802-4 "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта".

Особо отмечено, что в законопроекте условием освобождения страховщика от обязанности по страховой выплате является, в частности, ситуация, когда авария вызвана умышленным нарушением работником страхователя правил промышленной безопасности, а также невыполнением страхователем предписаний уполномоченного органа или неких указаний страховщика. Указанные условия освобождают страховщика от обязанности по страховой выплате практически во всех случаях наступления гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасных объектов, что лишает законопроект какого-либо смысла.

Президент Российской Федерации, рассмотрев в феврале 2006 г. указанный законопроект уже после его принятия в первом чтении (в ноябре 2005 г.), подтвердил, что законопроект может быть представлен к рассмотрению во втором чтении только после устранения изложенных недочетов.

В заключении на проект федерального закона Президент РФ <8> остановился, в частности, на следующих принципиальных недоработках документа:

- в законопроекте не учтены индивидуальные особенности конкретных опасных объектов, отнесенных к одной категории;

- отсутствует практический смысл предлагаемой классификации объектов (на три группы), имеющих разную степень потенциальной опасности. При этом в законопроекте не предусмотрены механизмы, позволяющие учитывать различия в организации страхования ответственности по различным объектам и способные предотвратить возможность селекции страховых рисков страховщиками;

- согласно ст. 6 законопроекта страховая сумма по договору обязательного страхования определяется на основании расчета возможного ущерба и устанавливается в определенном размере для различных опасных объектов. Страховая сумма увеличивается в случаях, если авария, произошедшая на опасном объекте, может привести к возникновению локальной, местной, территориальной, региональной или федеральной чрезвычайной ситуации. Вместе с тем необходимо учитывать, что не всегда можно заранее оценить тяжесть последствий, к которым способна привести авария на опасном объекте. Кроме того, подобный критерий оценки степени потенциальной опасности объекта не соответствует, в частности, применяемому в Федеральном законе "О промышленной безопасности опасных производственных объектов";

- представляется некорректным положение статьи законопроекта, согласно которому по договору обязательного страхования не подлежит возмещению вред, причиненный потерпевшему утратой (гибелью), недостачей или повреждением объектов интеллектуальной собственности;

- необходимо ограничить возможность одностороннего отказа страховщика от исполнения договора обязательного страхования. Прекращение договора обязательного страхования допустимо лишь по соглашению сторон или в судебном порядке;

- необходимо уточнить срок исковой давности, применяемый при направлении заявления о страховой выплате страховщику от потерпевшего или его представителя (общий срок - 3 года согласно ст. 196 ГК РФ или сокращенный срок - 2 года согласно ст. 966 ГК РФ).

     
   ————————————————————————————————
   
<8> Заключение Президента Российской Федерации от 10 февраля 2006 г. N Пр-89 на проект федерального закона N 231802-4, принятый Государственной Думой в первом чтении 16 декабря 2005 г.

Имеется ряд замечаний к законопроекту и у Комитета Государственной Думы по экологии <9>. Однако экологи посчитали, что в соответствующих статьях законопроекта необходимо лишь определить правовую нишу для регулирования отношений по возмещению экологического ущерба при эксплуатации опасного объекта, имея в виду отнесение этих отношений к предмету правового регулирования в области экологического страхования. Восполнить упущенные экологические нормы данного законопроекта целесообразно в федеральном законе "О государственном регулировании системы экологического страхования рисков и ответственности по возмещению вреда окружающей среде в Российской Федерации", разработку которого в настоящее время ведет Комитет Государственной Думы по экологии. Данный же законопроект, при условии отнесения отношений по возмещению экологического ущерба к законодательству об экологическом страховании, Комитетом Государственной Думы по экологии поддержан.

     
   ————————————————————————————————
   
<9> Заключение Комитета Государственной Думы по экологии от 27 декабря 2005 г. на проект федерального закона N 231802-4.

Из всего вышеизложенного ясно, что закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного объекта", устанавливающий для владельцев опасных объектов обязанность страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда в результате аварии при эксплуатации опасного объекта, будет принят в ближайшее время. Это позволит осуществлять экономическое регулирование в области защиты прав физических и юридических лиц, которые могут пострадать при авариях на опасных объектах, существенно снизить риск и размеры бюджетных выплат на локализацию и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, возникающих в случае аварии на опасном объекте, а также стать для владельцев опасных объектов экономическим стимулом к проведению превентивных мероприятий по повышению уровня безопасности опасных объектов.

Очевидно также, что текст законопроекта будет существенно изменен при подготовке к его рассмотрению во втором чтении. Большой объем работы по корректировке и дополнению положений законопроекта не позволил профильному комитету Государственной Думы, ведущему работу по подготовке документа, определиться с точной датой вынесения законопроекта на рассмотрение во втором чтении. Ожидается, что законопроект будет переработан и срок его введения в действие будет перенесен с 2007 на 2008 г.

А.П.Любимов

Д. ю. н.,

действительный член РАЕН,

профессор

Подписано в печать

10.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Финансовая отчетность и риски в деятельности кредитных организаций ("Управление в кредитной организации", 2006, N 4) >
Некоторые вопросы правового регулирования передачи страхового портфеля ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.