Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




В русле совершенствования правил игры на рынке ценных бумаг ("Управление в кредитной организации", 2006, N 4)



"Управление в кредитной организации", 2006, N 4

В РУСЛЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВИЛ ИГРЫ

НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ

Осуществляя свой план законопроектной деятельности на 2006 г., Правительство Российской Федерации на финише весенней сессии внесло в Государственную Думу несколько законопроектов, которых в банковском сообществе ждали уже давно. Речь идет, в частности, о проекте закона N 303812-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и о проекте закона N 295632-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг".

В интересах создания правовых условий

для выпуска ипотечных ценных бумаг

Как известно, в силу разного рода причин в нашей стране пока практически не создано надлежащих правовых условий для выпуска ипотечных ценных бумаг. Предлагаемый Правительством Российской Федерации законопроект N 303812-4 как раз и направлен на устранение препятствий для выпуска ипотечных ценных бумаг, а также на совершенствование положений принятого в недавнем прошлом Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах".

В проекте федерального закона для расширения возможностей по формированию ипотечного покрытия предлагается предусмотреть возможность включения в ипотечное покрытие требования о возврате основной суммы долга по кредитным договорам и договорам займа отдельно от требования по уплате процентов по этим же договорам.

В связи с невозможностью заранее установить фактический размер процентов по ипотечным кредитам (займам) положения действующего Закона об ипотечных ценных бумагах, предусматривающие страхование недвижимого имущества от риска утраты или повреждения, предлагается уточнить, ограничив размер страховой суммы размером требования о возврате суммы основного долга. Кроме того, законопроектом предлагается исключить из Закона об ипотечных ценных бумагах положения о страховании заемщиком - физическим лицом жизни и здоровья. Обязанность страхования жизни и здоровья повышает расходы на получение ипотечного кредита (займа), что снижает его доступность для граждан. Указанный вид страхования является чрезмерным, поскольку кредитор по договору кредита (займа) уже имеет достаточное обеспечение своих имущественных притязаний в виде залога недвижимого имущества.

Проектом федерального закона предусматривается установить запрет на учет требований, обеспеченных залогом недвижимого имущества, в отношении которого в течение более чем шести месяцев отсутствует его страхование от риска утраты или повреждения. Указанное ограничение устанавливается в связи с тем, что в Законе об ипотечных ценных бумагах не предусмотрено правовых последствий за нарушение требования о страховании недвижимого имущества в течение всего срока действия обязательства. Кроме того, эмитенту ипотечных ценных бумаг предоставляется право заменить требование, обеспеченное залогом недвижимого имущества, в отношении которого отсутствует страхование.

Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, этим документом предполагается предоставить эмитенту ипотечных ценных бумаг возможность использовать входящие в состав ипотечного покрытия денежные средства для исполнения обязательств перед владельцами ипотечных ценных бумаг. При этом уменьшение размера ипотечного покрытия будет осуществляться одновременно с уменьшением размера самого обеспеченного обязательства. Указанное соразмерное уменьшение обязательства и его обеспечения не нарушает прав и законных интересов инвесторов. Кроме того, законопроект предусматривает наделение эмитента ипотечных ценных бумаг правом продавать входящее в состав ипотечного покрытия имущество и осуществлять определенные расходы, в первую очередь связанные с выпуском и обращением облигаций с ипотечным покрытием, за счет имущества, входящего в состав ипотечного покрытия. Указанные расходы могут погашаться за счет ипотечного покрытия при соблюдении ряда условий: право погашать расходы за счет ипотечного покрытия должно быть предусмотрено решением о выпуске облигаций; решение о выпуске таких облигаций должно содержать исчерпывающий перечень расходов и их предельный размер; оплата расходов допускается только при условии соблюдения требований к размеру ипотечного покрытия, установленных Законом об ипотечных ценных бумагах.

Весьма важно то, что законопроектом предусматривается возможность эмиссии двух и более выпусков ипотечных облигаций на основе одного ипотечного покрытия. Это позволит выпускать ипотечные ценные бумаги с различным уровнем риска и доходности для различных категорий инвесторов.

Законопроектом также предлагается право эмитента досрочно погасить облигации с ипотечным покрытием в случаях, предусмотренных решением о выпуске указанных облигаций.

В целях обеспечения устойчивости деятельности эмитентов ипотечных ценных бумаг законопроектом предусматривается восстановление размера (суммы) обеспеченных ипотекой требований до установленной Законом об ипотечных ценных бумагах величины в срок не более трех месяцев, в том числе путем приобретения новых обеспеченных ипотекой требований и (или) частичного погашения облигаций, если соответствующее право предусмотрено решением о выпуске таких облигаций.

В соответствии с проектом федерального закона управляющему ипотечным покрытием предоставляется возможность реализовать права требования, составляющие ипотечное покрытие ипотечных сертификатов участия, в случае если такое требование не соответствует закону или по нему допущена просрочка исполнения. Кроме того, предлагается исключить из числа документов, подлежащих представлению для регистрации правил доверительного управления ипотечным покрытием, копию реестра ипотечного покрытия.

Законопроектом также предлагается уточнить редакцию ряда норм Закона об ипотечных ценных бумагах. В частности, уточняются нормы, регламентирующие порядок раскрытия информации об ипотечных ценных бумагах, связанные с правами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

В Правительстве РФ полагают, что внесение предлагаемых изменений в Закон об ипотечных бумагах предоставит участникам рынка возможность выпускать и приобретать ипотечные ценные бумаги разной степени надежности и доходности, а также создаст более благоприятный режим для рефинансирования ипотечных кредитов (займов).

Развитие рынка ипотечных бумаг, в свою очередь, положительно скажется на социальной сфере, поскольку повысится доступность ипотечных кредитов (займов) для граждан.

Вопросов к авторам законопроекта у депутатов не было

Представляя в Государственной Думе законопроект N 303812-4, заместитель руководителя Федеральной службы по финансовым рынкам В.А. Гусаков обратил внимание на то, что законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" нацелен на устранение последних препятствий для выпуска ипотечных облигаций. Ряд поправок направлен на устранение отдельных смысловых опечаток в действующем Законе.

В частности, действующий запрет на уменьшение размера ипотечного покрытия, абсолютно справедливый, к сожалению, фактически не предусматривает возможности исполнения обязательств по облигациям, в том числе выплаты процентов по ним, за счет денежных средств, поступающих от погашения ипотечных кредитов, находящихся в покрытии.

Другим примером является ситуация с недвижимостью, входящей в ипотечное покрытие. Запрещая нахождение в составе ипотечного покрытия недвижимого имущества дольше чем в течение двух лет, действующий Закон в то же время фактически не позволяет вывести эту недвижимость из ипотечного покрытия по истечении этого двухлетнего срока. Соответствующие поправки корректируют формулировки и позволяют данные необходимые действия исполнить.

Действующим Законом предусматривается обязательное страхование предмета ипотеки от риска утраты или повреждения в течение всего срока действия обязательства, однако не предусматриваются правовые последствия нарушения данного требования. Для устранения этого пробела вводится норма, предусматривающая запрет на учет требований, обеспеченных залогом недвижимого имущества, в отношении которого более чем в течение шести месяцев отсутствует страхование от риска утраты или повреждения.

Законопроектом уточняется очередность выплат по облигациям разных выпусков с одним ипотечным покрытием. В частности, предлагается ввести норму о том, что установленная очередность применяется также в случаях получения денежных средств от реализации ипотечного покрытия и при досрочном погашении облигаций, если иной порядок не установлен решением о выпуске указанных облигаций. Такие поправки позволят эмитировать облигации с различным уровнем риска и доходности, что сделает их более привлекательными для определенной группы инвесторов.

Наконец, предусматривается возможность частичного погашения облигаций в случае досрочного погашения ипотечных кредитов, входящих в ипотечное покрытие. Учитывая значительную долю ипотечных кредитов, погашаемых досрочно, данная поправка позволит эмитентам отечественных ценных бумаг обеспечить эффективное управление риском досрочного погашения.

В рамках национального приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" выпуск ипотечных ценных бумаг предусматривается уже в 2006 г., что позволит снизить процентную ставку по ипотечным кредитам. Кроме того, ипотечные ценные бумаги могут выступить надежным и качественным объектом для инвестирования средств пенсионных накоплений в рамках проводимой пенсионной реформы.

Федеральной службой по финансовым рынкам разработан и введен в действие комплекс подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающий возможность выпуска ипотечных ценных бумаг. Он уже начал действовать. Принятие предлагаемого законопроекта позволит устранить последние препятствия для выпуска ипотечных облигаций.

В ходе обсуждения законопроекта вопросов к представителю Правительства РФ не было. За концепцию документа проголосовал 431 депутат, то есть все присутствовавшие в зале.

Российские депозитарные расписки и их особенности

Законопроект N 295632-4 вводит в сферу банковского законодательства нашей страны российскую депозитарную расписку как новый вид эмиссионной ценной бумаги. Эта бумага удостоверяет право собственности на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента (представляемых ценных бумаг) и закрепляет право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен российской депозитарной расписки соответствующего количества представляемых ценных бумаг, оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем российской депозитарной расписки прав по представляемым ценным бумагам, включая получение выплат, которые причитаются по представляемым ценным бумагам.

Законопроект устанавливает специальные требования к эмитентам российских депозитарных расписок. Ими могут выступать только депозитарии, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, отвечающие требованиям к размеру собственного капитала (собственных средств), установленным к таким депозитариям федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, и осуществляющие депозитарную деятельность не менее 3 лет.

Эмиссия российских депозитарных расписок допускается законопроектом при условии, что учет прав депозитария на представляемые ценные бумаги осуществляется на счете, открытом ему как лицу, действующему в интересах других лиц. При этом указанные права должны учитываться организацией, которая в соответствии с правом страны эмитента представляемых ценных бумаг является центральным депозитарием, а в случае ее отсутствия - организацией, включенной в перечень, утвержденный федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

Процедура эмиссии российских депозитарных расписок, установленная законопроектом, имеет свои особенности, которые связаны с отсутствием таких этапов процедуры эмиссии, как принятие решения о размещении российских депозитарных расписок и государственная регистрация отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) российских депозитарных расписок. Законопроектом предлагается не ограничивать срок размещения российских депозитарных расписок одним годом с даты государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска). При этом в решении о выпуске (дополнительном выпуске) российских депозитарных расписок предусматривается указание только максимального количества российских депозитарных расписок, которые могут быть размещены, а их размещение предполагается осуществлять по мере обеспечения наличия (соответствия) необходимого количества представляемых ценных бумаг.

Соответственно вместо государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) российских депозитарных расписок законопроектом вводится обязанность депозитария - эмитента российских депозитарных расписок ежеквартально в течение всего срока размещения российских депозитарных расписок представлять в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг отчет об итогах размещения российских депозитарных расписок, содержащий указание на количество размещенных в отчетном периоде российских депозитарных расписок, оставшееся количество российских депозитарных расписок, которые указанный депозитарий имеет право разместить в пределах их максимального количества, а также количество представляемых ценных бумаг, хранение и (или) учет прав на которые обеспечил такой депозитарий.

Законопроектом устанавливаются дополнительные требования к решению о выпуске (дополнительном выпуске) российских депозитарных расписок. Так, в частности, законопроектом предусматривается, что если представляемыми ценными бумагами являются акции, решение о выпуске российских депозитарных расписок должно содержать: порядок выдачи (направления) владельцами российских депозитарных расписок указаний депозитарию о порядке голосования по таким акциям; обязательства депозитария по обеспечению осуществления права голоса по иностранным акциям не иначе как в соответствии с указаниями владельцев российских депозитарных расписок, а также по предоставлению владельцам российских депозитарных расписок итогов голосования.

Публичное размещение и (или) обращение российских депозитарных расписок допускается законопроектом только в случае соблюдения следующих условий:

при наличии договора с эмитентом представляемых ценных бумаг;

если представляемые ценные бумаги обращаются на торгах иностранных фондовых бирж, перечень которых установлен федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг.

При этом законопроектом устанавливается дополнительное основание для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) российских депозитарных расписок, в отношении которых предполагается их публичное размещение и (или) обращение, помимо оснований, предусмотренных ст. 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", связанных с отсутствием в договоре с эмитентом представляемых ценных бумаг (договоре между депозитарием и эмитентом представляемых ценных бумаг, устанавливающем права и обязанности депозитария и эмитента представляемых ценных бумаг в отношении порядка реализации владельцами прав по российским депозитарным распискам, раскрытия информации в связи с выпуском российских депозитарных расписок, а также ответственность указанных лиц) хотя бы одного из условий, определяемых законопроектом.

Законопроектом устанавливаются также иные особенности эмиссии и обращения российских депозитарных расписок.

Правительство считает, что принятие законопроекта N 295632-4 позволит обеспечить удовлетворение потребностей российских инвесторов в части доступа к иностранным рынкам капитала через формирование на территории Российской Федерации рынков российских депозитарных расписок на иностранные ценные бумаги. Появление указанных ценных бумаг повысит инвестиционную привлекательность российского рынка и ликвидность, расширит спектр используемых финансовых инструментов.

Привлечение на российский фондовый рынок ценных бумаг иностранных эмитентов возможно путем как прямого допуска таких инструментов, так и на основе заимствования зарубежного опыта выпуска вторичных инструментов в рамках программ депозитарных расписок.

Однако при применении механизмов прямого допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок российские владельцы иностранных ценных бумаг не имеют прямого доступа к информации об иностранной организации - эмитенте ценных бумаг, сталкиваются с трудностями при осуществлении прав по таким ценным бумагам. В связи с этим формирование рынка российских депозитарных расписок представляется наиболее оптимальным и основным каналом связи российского рынка ценных бумаг с международными фондовыми рынками.

Рассмотрев проект федерального закона, предложенный Правительством РФ, Комитет Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам отметил, что увеличение числа финансовых инструментов, безусловно, необходимо и своевременно. Тем не менее отдельные положения законопроекта нуждаются в доработке. Например, требуют согласования с действующим законодательством и сложившейся практикой реализации депозитариями прав владельцев ценных бумаг нормы законопроекта, регулирующие получение доходов по ценным бумагам и иных причитающихся владельцам ценных бумаг выплат в соответствии с решением о выпуске российских депозитарных расписок.

Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет считает, что при подготовке документа к процедуре второго чтения требуется более тщательное его рассмотрение для устранения возможных правовых коллизий, которые могут иметь место в связи с отсутствием в России опыта законодательного регулирования такого рода ценных бумаг, а также унификации с иностранным правом.

Концепция законопроекта поддержана.

Но коррективы в него неизбежны

От имени Комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам выступил депутат В.А. Тарачев. По его словам, в настоящее время российский фондовый рынок нуждается в новых инструментах, и сегодня правительственный законопроект предлагает один из них. Российские депозитарные расписки по своей сути являются аналогом иностранных ценных бумаг, так называемых ADR (американские депозитарные расписки, которые используются на финансовых рынках Соединенных Штатов) и GDR (глобальные депозитарные расписки, используемые в основном на финансовых рынках Европы).

Формирование рынка российских депозитарных расписок представляется наиболее оптимальным и основным каналом связи российского рынка ценных бумаг с иностранными фондовыми рынками. Привлечение на российский финансовый рынок ценных бумаг иностранных эмитентов возможно как путем прямого допуска к иностранным ценным бумагам, к их обращению, так и на основе использования положительного иностранного опыта при выпуске российских депозитарных расписок. Необходимо отметить, что при прямом допуске иностранных ценных бумаг на российский финансовый рынок российские владельцы ценных бумаг не имеют прямого доступа к информации об иностранной организации - эмитенте ценных бумаг и сталкиваются с трудностями при осуществлении прав по таким ценным бумагам.

Принятие данного законопроекта, по мнению депутата, позволит обеспечить удовлетворение потребностей российских инвесторов в части доступа к иностранным ценным бумагам через формирование на территории Российской Федерации рынка российских депозитарных расписок. Появление указанных ценных бумаг на российском финансовом рынке, безусловно, должно повысить его инвестиционную привлекательность и ликвидность и расширить спектр используемых финансовых инструментов.

Концепция документа была поддержана единогласно. Это свидетельствует о его больших перспективах. Хотя, конечно, в текст документа предстоит внести коррективы по тем позициям, о которых говорилось выше.

И.Е.Смирнов

Издательская группа "БДЦ-пресс"

Подписано в печать

10.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Новости банковского сообщества ("Управление в кредитной организации", 2006, N 4) >
Финансовая отчетность и риски в деятельности кредитных организаций ("Управление в кредитной организации", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.