Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Об особенностях правового регулирования процедур предупреждения банкротства страховых компаний (опыт США) ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2006, N 2)



"Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2006, N 2

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРОЦЕДУР

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ БАНКРОТСТВА СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ (ОПЫТ США)

В настоящее время проблемы предупреждения и особенностей банкротства страховых организаций приобретают все большее значение и широко обсуждаются в страховом сообществе. Вопросы профилактики финансовой несостоятельности страховых компаний и особенностей осуществления правового регулирования процедур их банкротства - для российского законодательства тема практически новая. В этой связи существенное значение имеет обзор зарубежного опыта.

Наиболее важными аспектами зарубежного опыта в сфере несостоятельности страховых компаний является разработка и реализация мер по предупреждению банкротства. Многолетний опыт западных стран убеждает в том, что насколько правильно и своевременно будут решены указанные вопросы в законодательстве, настолько устойчивее к внешним факторам будет рынок страхования.

Примечателен опыт США, где постоянный мониторинг платежеспособности страховых компаний - это государственная функция. Так, Закон о совершенствовании страхового дела в США (1999), так называемый Закон Грамма-Лича-Блили, позволил банкам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, страховым компаниям и другим финансовым организациям участвовать в капитале друг друга и оказывать страховые услуги от имени другой страховой компании.

Регуляторы в сфере страхования на территории штатов осуществляют постоянный мониторинг финансового положения и платежеспособности страховых организаций путем обработки ежегодного финансового отчета, который страховые компании обязаны сдавать, а также путем периодических проверок на местах. В случае если по итогам проверки или обработки отчета окажется, что страховая организация находится в плохом финансовом состоянии или обладает иными признаками неплатежеспособности, регуляторы штатов имеют возможность осуществлять ряд действий по предупреждению банкротства. Вместе с тем, несмотря на усилия регуляторов, избежать банкротства страховых организаций тем не менее не удается.

На случай, если банкротство страховщика все же происходит, во всех штатах существуют специальные фонды, покрывающие издержки, связанные с банкротством страховщиков. Так, в Нью-Йорке для этих целей создан постоянно действующий фонд, который служит для покрытия издержек в связи с банкротством страховщиков. В других же штатах для этих целей существуют так называемые объединенные гарантийные фонды (ОГФ), участие в которых является одним из лицензионных требований для страховщиков. В случае банкротства страховщика ОГФ отвечает по обязательствам банкрота перед страхователями и выгодоприобретателями.

Кроме того, в США существует Национальная ассоциация страховых комиссионеров (НАСК), которая создана с целью регулирования платежеспособности страховщиков в 1980 г. НАСК разработала специальные стандарты. Стандартам должны соответствовать как коммерческие страховщики, так и страховые департаменты штатов.

Стандарты НАСК активно способствуют совершенствованию нормативного регулирования вопросов платежеспособности страховых организаций с начала 90-х годов. Так, НАСК разработала специальные стандарты для страховых организаций, так называемые "Стандарты капиталов высокого риска" (RBC Standards). Первые положительные результаты действия указанных стандартов были получены в марте 1995 г. Указанные стандарты заменили отдельные требования штатов к размеру собственных средств страховых компаний, которые значительно отличались в различных штатах и подвергались в профессиональном сообществе жесткой критике ввиду заниженных или завышенных требований. Стандарты связывали требования к собственному капиталу страховой организации со спецификой ее деятельности, что позволяло максимально решить вопросы платежеспособности таких компаний.

С помощью специальных разработанных формул, выражающих определенные индивидуальные требования к размеру и структуре капитала, проверяющие инспекторы получили реальную возможность выявлять компании с явными признаками неплатежеспособности, что в конечном счете помогает им принимать меры по предупреждению банкротства страховой компании заблаговременно. Главным принципом требований стандартов является достаточность собственных средств. При этом разработчики стандартов исходили из индивидуальности страхового бизнеса компаний. К примеру, компания, которая занимается страхованием высотных домов в сейсмоопасном районе Калифорнии, должна обладать несколько большим запасом собственных средств, чем компания, занимающаяся страхованием малорискового бизнеса в центре Мичигана.

Стандарты устанавливают формулы для расчета необходимого размера собственных средств, которые позволяют обеспечить платежеспособность страховщика даже в случае серьезного просчета. С помощью математических расчетов можно установить различные показатели, которые позволят страховой компании оценить свои возможности. Например, можно высчитать вероятность потери размещенной части страховых резервов, что зависит от вида бизнеса, в который вложены указанные средства.

Стандарты позволяют высчитать так называемый показатель "ratio", который делится на 6 категорий. Если показатель не достигает 35%, то деятельность страховой компании может быть ограничена страховым комиссионером (insurance commissioner), до тех пор пока не появится реальная возможность улучшить положение страховой компании. На период полномочий комиссионера ограничиваются полномочия как руководителя страховой компании, так и собственника.

В некоторых штатах из-за банкротства ряда страховых компаний финансовые трудности испытывал Гарантийный фонд компенсации работникам. В начале мая 2005 г. Законом был образован Гарантийный фонд компенсации работникам штата Нью-Йорк. Департамент страхования штата Нью-Йорк предложил трансферт в размере 50 млн долл. из средств Гарантийного фонда страховщиков имущества и от несчастных случаев (существует еще один фонд - Гарантийный фонд по страхованию общественного транспорта Нью-Йорка), таким образом предложив выделить новый фонд из ранее существовавшего. Однако законодатели согласились с представителями страховых компаний, что существующий гарантийный фонд не должен разделяться. Вместо этого был выбран вариант создания гарантийного фонда на основе срочного заимствования за счет имущества ликвидируемых страховых компаний. Такой же путь был избран в Калифорнии и Аляске.

Законодательство предусматривало, что все три фонда должны пройти аудиторскую проверку и по итогам этой проверки сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в этой сфере.

Окончательные результаты проверки еще не опубликованы, но некоторые выводы обзорно уже можно сделать сейчас:

1. Неправильно был оценен размер взносов в гарантийные фонды.

2. Не были учтены разработки НАСК по модели гарантийного фонда, в том числе в части проверки финансового состояния страховых компаний.

3. Нью-йоркские фонды действуют по схеме предоплаты, поэтому они представляют собой хороший дополнительный источник на случай необходимости использования их средств штатом. Фонды управляются и контролируются Департаментом страхования штата, а не частным капиталом, как это происходит при гарантировании через ассоциации.

Необходимо отметить, что до недавнего времени в США случаи банкротства страховых компаний были редки. В результате сезона разрушительных ураганов в 2005 г. в США одна из компаний была вынуждена передать свой бизнес материнской организации, а другие - сформировать дополнительные фонды. И только лишь один случай банкротства страховщика зарегистрирован в 2004 г. (тоже после сезона ураганов) - это банкротство компании American Superior insurance Co., небольшой страховой компании во Флориде, которая занимает всего лишь 1% рынка страхования во Флориде.

По данным A.M. Best Company, несмотря на небывалый сезон ураганов, количество страховых компаний в США не изменилось и находится на том же уровне, что и в 1980 г. В 2004 г. регуляторы штатов реализовали меры по предупреждению банкротства 17 страховых компаний, а в первой половине 2005 г. только в отношении шести. Большинство из указанных компаний были ликвидированы. По мнению экспертов, причины возникновения неплатежеспособности страховых компаний могут быть разными: неадекватное ценообразование при падении цен на рынке, периоды спада инвестиционных вливаний, неадекватные резервы и возрастающие издержки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что с целью предупреждения банкротства в США на законодательном уровне создана и введена в действие качественная система мониторинга платежеспособности страховых организаций. Для целей наиболее полного и справедливого расчета с кредиторами в большинстве штатов создана система гарантийных фондов. Однако указанные системы далеки от совершенства, и в законодательство по этому поводу постоянно вносятся изменения. Тем не менее опыт США мог бы быть полезным при создании системы предупреждения банкротства страховых компаний в Российской Федерации.

А.В.Терентьев

Советник отдела регулирования

процедур банкротства

Министерства экономического

развития и торговли РФ

Подписано в печать

10.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
<Обзор нормативных документов от 10.07.2006> ("Нормативное регулирование страховой деятельности. Документы и комментарии", 2006, N 2) >
Новости банковского сообщества ("Управление в кредитной организации", 2006, N 4)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.