Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Об исполнении обязанности по уплате земельного налога ("Налоговые споры", 2006, N 8)



"Налоговые споры", 2006, N 8

ОБ ИСПОЛНЕНИИ ОБЯЗАННОСТИ

ПО УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА

При наступлении срока уплаты авансовых платежей по земельному налогу организации столкнулись со следующей проблемой. Для того чтобы исчислить сумму платежа, им нужны данные о кадастровой стоимости земельного участка, которые они должны были получить из соответствующих местных органов. Однако не все муниципалитеты довели необходимую информацию до сведения налогоплательщиков. Стоит ли ее добывать самостоятельно? И вообще, платить или не платить налог в такой ситуации?

Как известно, чтобы исчислить сумму земельного налога (авансовых платежей), налогоплательщикам нужно знать кадастровую стоимость земельного участка, поскольку именно она выступает в качестве налоговой базы (ст. 390 НК РФ). Но как налогоплательщик эту информацию должен узнать? Как указано в п. 14 ст. 396 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка должна быть доведена до сведения налогоплательщика, причем не позднее 1 марта года, за который надо уплатить налог.

Данный порядок распространяется на всех без исключения налогоплательщиков: это и организации, и физические лица, в т.ч. индивидуальные предприниматели. Но если за физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, налог исчисляют налоговые органы, т.е. эта категория налогоплательщиков без данной информации вполне может обойтись, то для всех других налогоплательщиков подобная информация необходима. В связи с этим Кодексом установлено, что порядок доведения до налогоплательщиков информации о кадастровой стоимости земельных участков на соответствующей территории должен быть утвержден органом местного самоуправления, а в Москве и Санкт-Петербурге - городским исполнительным органом государственной власти <*>.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> На рассмотрении в Госдуме находится законопроект, который вносит изменения в п. 14 ст. 396 НК РФ. Полномочия по определению порядка доведения сведений о кадастровой стоимости земельных участков предлагается передать Правительству РФ. - Прим. ред.

Однако, как выяснилось, на практике не все так просто. Вводя у себя на территории новый порядок уплаты земельного налога, а это по большей части произошло в 2006 г., местные власти практически везде предусмотрели уплату авансовых платежей - такое право им предоставлено федеральным законодателем. Однако не везде принят и действует отмеченный выше порядок уведомления налогоплательщиков о кадастровой стоимости земли. Вот и получается, что, с одной стороны, налоговым органам каким-то образом нужно обеспечить поступления в бюджет и проконтролировать уплату налогоплательщиками земельного налога (авансовых платежей), а, с другой стороны, налогоплательщики, которые должны самостоятельно исчислить сумму авансового платежа (организации и индивидуальные предприниматели), не могут этого сделать, так как у них нет данных о налоговой базе.

Один из наших читателей - Анатолий Германович Бейвель, главный экономист ФГУП "НИЦИАМТ" (г. Дмитров), сообщил нам следующее. Весной этого года в помещении ИФНС России по г. Дмитрову появилось никем не подписанное объявление, из которого следовало, что данные о государственной кадастровой оценке земельных участков для исчисления земельного налога налогоплательщики могут получить в отделении Управления Роснедвижимости Московской области по Дмитровскому району; был указан телефон и адрес, по которому налогоплательщики должны обращаться.

Возник вопрос: вправе ли налоговый орган, орган местного самоуправления или еще кто-то другой возложить на налогоплательщиков дополнительную, не предусмотренную ст. 23 НК РФ, обязанность самостоятельно, своими силами и за свой счет получать сведения о кадастровой стоимости земельных участков? Из норм гл. 31 НК РФ, напротив, следует, что налогоплательщик не должен добывать эти сведения, они должны быть доведены до него (в уведомительном порядке).

Этот вопрос Анатолий Германович задал Управлению ФНС России по Московской области, направив в его адрес официальный запрос, хотя сам он убежден, что подобные объявления надо просто игнорировать. По мнению Анатолия Германовича, термин "доведены" означает, что сведения о кадастровой стоимости земельных участков должны быть либо опубликованы в соответствующих официальных источниках информации, либо направлены налогоплательщику почтовым отправлением, как это предусмотрено, например, в г. Москве. Согласно Распоряжению Правительства г. Москвы от 04.04.2005 N 522-РП кадастровая стоимость земельных участков доводится до сведения налогоплательщиков Департаментом земельных ресурсов г. Москвы заказными почтовыми отправлениями с уведомлением о вручении.

Если налогоплательщикам не сообщили сведения о кадастровой стоимости земельных участков и если отсутствовала официальная информация, это равнозначно тому, что налогоплательщиков оставили в неведении относительно стоимостной характеристики объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ), т.е. налоговой базы.

Чтобы избежать претензий со стороны налоговиков по поводу того, что расчет по авансовому платежу не сдан в срок, а значит, и возможного штрафа по ст. 126 НК РФ, А.Г. Бейвель предлагает сдавать нулевые расчеты. Мы же со своей стороны напоминаем, что по действующему налоговому законодательству привлечение налогоплательщиков к ответственности за неуплату авансовых платежей, а также начисление пеней на эти суммы не предусмотрено. Минфин России в Письме от 06.05.2006 N 03-06-02-02/75 освободил налогоплательщиков еще и от уплаты пеней, если земельный налог (авансовые платежи) не уплачен из-за неполучения сведений о кадастровой оценке земли.

Пока готовился данный материал, Анатолий Германович сообщил нам, что он получил ответ из регионального налогового управления. Из ответа следует, что размещенное на стенде налоговой инспекции объявление носит лишь информационный характер и не возлагает на налогоплательщиков какие-либо дополнительные обязанности.

Подписано в печать

07.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
НДС в отсутствие денег ("Налоговые споры", 2006, N 8) >
Можно ли учесть расходы на аренду офиса, если он расположен в жилом помещении? ("Налоговые споры", 2006, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.