Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Судебная панорама ("Налоговые споры", 2006, N 8)



"Налоговые споры", 2006, N 8

СУДЕБНАЯ ПАНОРАМА

Нашими экспертами подготовлен обзор судебной практики, из которого вы узнаете, с какими проблемами может столкнуться налогоплательщик при постановке на налоговый учет. Кроме того, мы еще раз хотим напомнить о том, что календарные и фактические сроки проведения выездной налоговой проверки - это не одно и то же.

Налогоплательщик может состоять на налоговом учете не только по месту нахождения организации, но и по месту нахождения ее обособленных подразделений и по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств. Каждая из трех процедур имеет свои особенности. Так, вновь созданную организацию или вновь зарегистрированного предпринимателя налоговая ставит на учет на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП. Практика показывает, что ведение Реестров всегда сопровождается какими-то проблемами, усложняющими жизнь налогоплательщиков, и иногда эти проблемы приходят оттуда, откуда их не ждешь.

Так, например, нас заинтересовало одно дело, наглядно показывающее, с какой поспешностью налоговые органы порой предъявляют претензии налогоплательщику (см. Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13.04.2006 по делу N А33-20715/05-Ф02-1519/06-С1). Суть дела такова. Налоговики привлекли к налоговой ответственности ООО "Удачный", а потом при рассмотрении в суде иска о взыскании штрафа выяснилось, что такой организации просто не существует. Дело в том, что ООО "Удачный" должно было появиться в результате реорганизации путем преобразования АОЗТ "Удачный". Уже и решение о регистрации Общества было принято, и в ЕГРЮЛ внесены соответствующие записи (о регистрации юридического лица при создании ООО "Удачный" и о прекращении деятельности юридического лица при реорганизации в форме преобразования - АОЗТ "Удачный"). Однако налоговая, вынося решение, не учла, что до этого суд уже разбирал другое дело, касающееся этой организации, и признал решение регистрирующего органа незаконным. Иными словами, суд сказал, что Общество не прошло перерегистрацию в установленном порядке, а стало быть, и субъектом какого-либо правонарушения ООО "Удачный" быть не может.

Надо заметить, что торопливость налоговых органов - не единственный их "грех", с неторопливостью дела обстоят не лучше. Встречаются случаи, когда налоговики, сколько могут, откладывают принятие на себя функций налогового контроля в отношении перешедших к ним на учет налогоплательщиков. Это особенно заметно, когда речь идет о возмещении налогов. ФАС Северо-Западного округа рассмотрел одну такую ситуацию. Налогоплательщик подал в инспекцию декларацию и документы, подтверждающие налоговый вычет. Но пока шла проверка, он сменил "налоговую прописку" и встал на учет в Межрегиональную инспекцию, которая отказала налогоплательщику в вычете, ссылаясь на то, что проверку налоговых деклараций она не проводила. Суд указал, что в связи с переходом Общества из одной налоговой инспекции в другую к последней со дня постановки Общества на налоговый учет переходят полномочия по осуществлению в отношении него налогового контроля и иных действий, предусмотренных НК РФ, в т.ч. связанных с возмещением НДС (см. Постановление от 21.04.2006 по делу N А13-9508/2005-19).

Правда, есть одно исключение. Если налогоплательщик до перехода в новую налоговую инспекцию обращается с заявлением о зачете (возврате налога) в старую, то отказать в его рассмотрении на том основании, что налогоплательщик уже снят с учета, старая инспекция не вправе (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 06.09.2005 N 4083/05).

Создав обособленное подразделение, организация обязана самостоятельно встать на учет по месту нахождения этого подразделения, соответствующее заявление подается в налоговый орган в течение месяца после создания обособленного подразделения (п. 4 ст. 83 НК РФ). Вот тут-то и возникает вопрос: как определить момент возникновения обязанности по постановке на налоговый учет, т.е. когда считать, что обособленное подразделение создано? В одном из дел (см. Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2006 по делу N А29-7451/2005А) налоговая инспекция посчитала, что приказа о приеме на работу директора филиала вполне достаточно для того, чтобы признать обособленное подразделение созданным. С даты, указанной в приказе, она отсчитала месячный срок, отведенный на исполнение обязанности по постановке на учет, и, обнаружив, что организация его нарушила, привлекла ее к ответственности по п. 1 ст. 116 НК РФ. Оценивая правомерность данного решения, суд обратил внимание на ст. 11 НК РФ, где даны основные понятия и термины, используемые в Кодексе, в т.ч. понятие обособленного подразделения. Выводы суда были в пользу организации: определять, когда создано обособленное подразделение, нужно вовсе не по учредительным или иным организационно-распорядительным документам организации, где отражаются этапы создания филиала, и функции, которыми он наделяется. Обособленное подразделение считается созданным с момента оборудования территориально-обособленных стационарных рабочих мест, следовательно, и срок, установленный в п. 4 ст. 83 НК РФ, исчисляется с этого же момента.

Недвижимое имущество, в частности земельные участки, необходимо поставить на учет по месту их фактического нахождения. Туда же надо подать и налоговую декларацию. Именно из этого исходил ФАС Волго-Вятского округа (см. Постановление от 03.05.2006 по делу N А82-3493/2005-14), рассматривая законность привлечения организации к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление налоговой декларации по земельному налогу в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Доводы налогоплательщика о том, что он представил налоговую декларацию по земельному налогу в Межрайонную инспекцию ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам Ярославской области, суд признал несостоятельными.

Следующее дело заинтересует тех, у кого проводится выездная налоговая проверка. В нем ФАС Волго-Вятского округа (см. Постановление от 25.04.2006 по делу N А11-15770/2005-К2-21/579) применил небезызвестное Постановление Конституционного Суда РФ от 16.07.2004 N 14-П. Ситуация заключалась в следующем. Инспекция провела выездную налоговую проверку, срок которой занял гораздо больше времени, чем установленные в ст. 89 НК РФ два месяца (с 13.10.2004 по 14.07.2005). В период с 29.11.2004 по 07.07.2005 проверка приостанавливалась по решению заместителя руководителя налоговой инспекции. По результатам проверки организация была привлечена к налоговой ответственности за неполную уплату налога.

Не согласившись с таким решением, организация оспорила его в суде, а в качестве одного из аргументов указала на нарушение срока проведения выездной налоговой проверки. Однако суд посчитал необоснованным данный довод налогоплательщика, так же как и довод о том, что приостановление проверки было незаконным. Из материалов дела видно, и это не оспаривается налогоплательщиком, что проверяющие фактически находились на его территории в пределах двух месяцев. Остается только порекомендовать налогоплательщикам четко отслеживать и фиксировать время нахождения проверяющих на территории организации. Если же проверка приостанавливается, налогоплательщик имеет полное право не пускать проверяющих на свою территорию и не выполнять их требования.

ВАС РФ УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

     
   ——————————————————————————————————————————————————T——————————————¬
   |                   Выводы суда                   |   Реквизиты  |
   +—————————————————————————————————————————————————+——————————————+
   |Если полный комплект документов в обоснование    |Постановления |
   |ставки 0% не собран в течение 180 дней со дня    |Президиума    |
   |отгрузки товаров на экспорт, налогоплательщик    |ВАС РФ от     |
   |обязан исчислить и заплатить НДС. Неуплата налога|19.04.2006    |
   |влечет привлечение к ответственности в размере   |N 14449/05, от|
   |20% от неуплаченной суммы на основании п. 1      |16.05.2006    |
   |ст. 122 НК РФ. Пени за неуплату налога           |N 15326/05    |
   |начисляются со 181 дня                           |              |
   +—————————————————————————————————————————————————+——————————————+
   |За неуплату не удержанного у налогоплательщика   |Постановление |
   |НДФЛ с налогового агента могут быть взысканы пени|Президиума    |
   |                                                 |ВАС РФ от     |
   |                                                 |16.05.2006    |
   |                                                 |N 16058/05    |
   +—————————————————————————————————————————————————+——————————————+
   |В ходе камеральной проверки налоговые органы     |Постановления |
   |независимо от наличия ошибок в декларациях могут |Президиума    |
   |истребовать документы, касающиеся отношений      |ВАС РФ от     |
   |организации с ее поставщиками и подтверждающие   |16.05.2006    |
   |право на налоговые вычеты, а также их размер.    |N N 14874/05, |
   |Отказ в возмещении сумм НДС по декларации по     |14873/05      |
   |ставке 0% не лишает налогоплательщика права на   |              |
   |повторное представление в Инспекцию надлежащих   |              |
   |документов в другом налоговом периоде (в пределах|              |
   |установленного срока)                            |              |
   +—————————————————————————————————————————————————+——————————————+
   |В ходе камеральной проверки налоговой декларации |Постановление |
   |налоговый орган вправе затребовать у             |Президиума    |
   |налогоплательщика дополнительные документы, в    |ВАС РФ от     |
   |т.ч. первичные документы — счета—фактуры,        |23.05.2006    |
   |накладные, подтверждающие правомерность          |N 14766/05    |
   |заявленных налоговых вычетов                     |              |
   +—————————————————————————————————————————————————+——————————————+
   |Признаны недействующими положения Письма         |Решение ВАС РФ|
   |ФНС России от 26.10.2004 N 09—0—10/1223,         |от 29.05.2006 |
   |обязывающие юридическое лицо представлять в      |по делу       |
   |регистрирующий орган заявление по форме N Р14001,|N 2817/06     |
   |подписанное прежним руководителем                |              |
   +—————————————————————————————————————————————————+——————————————+
   |Авансовым может считаться только платеж,         |Постановление |
   |поступивший продавцу до передачи товара.         |Президиума    |
   |Признание платежа авансовым не зависит от момента|ВАС РФ от     |
   |оформления ГТД на товар и пересечения им границы |30.05.2006    |
   |                                                 |N 15906/05    |
   +—————————————————————————————————————————————————+——————————————+
   |Налогоплательщик не вправе по своему усмотрению  |Решения ВАС РФ|
   |изменять предусмотренную налоговым               |от 31.05.2006 |
   |законодательством ставку налога. Положения Письма|по делу       |
   |ФНС России от 13.01.2006 N ММ—6—0318@            |N 3894/06, от |
   |соответствуют положениям гл. 21 НК РФ            |09.06.2006 по |
   |                                                 |делу N 4364/06|
   L—————————————————————————————————————————————————+———————————————
   

Подписано в печать

07.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Комментарий к Письму Минфина России от 18.05.2006 N 07-05-03/02 ("Строительство: акты и комментарии для бухгалтера", 2006, N 1) >
Была бы шея, а хомут найдется ("Налоговые споры", 2006, N 8)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.