|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок ("Финансы", 2006, N 7)
"Финансы", 2006, N 7
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ СРОЧНЫХ СДЕЛОК
Открытие в 1992 г. срочной секции на Московской товарной бирже ознаменовало появление срочного рынка в Российской Федерации. Макроэкономическое значение срочного рынка заключается в стабилизации финансового положения экономических субъектов в условиях волатильности экономической конъюнктуры, присущей в той или иной мере рыночной экономике. Одновременно с этим срочный рынок служит определенным индикатором будущих планов экономических субъектов и тем самым осуществляет воздействие на процесс ценообразования на рынках базисных активов - товаров, ценных бумаг, процентных ставок и т.д. Участниками срочного рынка становятся частные и институциональные инвесторы, торговые, промышленные и финансовые организации, а также органы государственной власти. Выпуск и обращение финансовых инструментов срочного рынка (форвардных, фьючерсных, опционных контрактов) в первую очередь обусловлены необходимостью управления финансовыми рисками и защиты от неблагоприятного воздействия внешних факторов, таких как изменение котировок национальных валют, ставок рефинансирования, колебаний рыночного спроса на товары. На протяжении последних четырех лет в Российской Федерации наблюдается значительный рост рынка финансовых инструментов срочных сделок. Суммарный объем торгов финансовыми инструментами срочного рынка в 2005 г. составил около 1,3 трлн руб. (48,3 млрд долл.). Но эта цифра является незначительной в сравнении с объемом рынка финансовых инструментов срочных сделок в других странах. Так, на начало апреля 2004 г. номинальная стоимость производных финансовых инструментов, которые находились в портфелях только немецких банков, не включая их зарубежные дочерние структуры и филиалы, равнялась примерно 913 млрд долл.
Объем торгов финансовыми инструментами срочных сделок в Российской Федерации в 2002 - 2005 гг. (млрд руб.)
1600 T---------------------------------------------------¬ ¦ ¦ 1400 +---------------------------------------------------+ ¦ -----¬ ¦ 1200 +------------------------------------------+ +---+ ¦ ¦ ¦ ¦ 1000 +------------------------------------------+ +---+ ¦ ¦ ¦ ¦ 800 +------------------------------------------+ +---+ ¦ ¦ ¦ ¦ 600 +-----------------------------T----T-------+ +---+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 400 +-----------------------------+ +-------+ +---+ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 200 +----------------T----T-------+ +-------+ +---+ ¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 0 +---+----+---T---+----+---T---+----+---T---+----+---+ 2002 2003 2004 2005
Дальнейшее развитие срочного рынка в Российской Федерации сдерживается нерешенностью ряда проблем, лежащих в области нормативно-правового регулирования. К таким проблемам можно отнести отсутствие законодательного регулирования гражданско-правовых отношений <*>, возникающих при заключении срочных сделок, а также несовершенство налогового законодательства. ————————————————————————————————<*> Внебиржевые срочные сделки в ряде случаев квалифицируются в соответствии с действующим законодательством как сделки пари, права по которым не могут быть защищены в судебном порядке (ст. 1062 ГК РФ).
Развитие и становление новых финансовых институтов всегда ограничено существующими нормативными правилами, в том числе и правилами налогообложения. Это в полной мере относится к развитию срочного рынка в Российской Федерации. В связи с этим возникает объективная необходимость внесения изменений в налоговые законы с целью адаптации налоговой системы к системе развивающихся финансовых отношений. Если недостатки гражданского правового регулирования в данной области могут быть частично компенсированы правоприменительной практикой и обычаями делового оборота, то "пробелы" налогового законодательства, нормы которого носят преимущественно императивный характер, могут быть устранены только путем внесения изменений в действующее законодательство. Действующая система налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок (далее - ФИСС) выглядит следующим образом.
Примечание. Система налогообложения операций с ФИСС в Российской Федерации 1. Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ, ст. ст. 301 - 305, 327, 328) - установлены правила определения налоговой базы (прибыли юридических лиц) по операциям с ФИСС. 2. Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ, ст. 214.1) - установлены правила определения налоговой базы (дохода физических лиц) по операциям с биржевыми опционами и фьючерсами.
Налог на прибыль организаций. Главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ установлен специальный порядок определения налогооблагаемой прибыли по операциям с ФИСС. Кроме того, следует отметить, что вторая часть НК РФ в настоящее время является единственным законодательным актом в РФ, в котором даются легальные определения таких понятий, как ФИСС, базисный актив ФИСС, операция хеджирования и др. Для целей налогообложения прибыли ФИСС подразделяются на ФИСС, обращающиеся на организованном рынке и не обращающиеся на организованном рынке. Это деление ФИСС на две категории обусловлено различным механизмом налогообложения прибыли, полученной по операциям с такими инструментами, а также различным порядком принятия к вычету из налоговой базы понесенных убытков. Налоговая база по операциям с ФИСС, не обращающимся на организованном рынке, исчисляется налогоплательщиком отдельно от налоговой базы по основным видам деятельности.
НБфисс не обр. = Iфисс - Cфисс,
где: Iфисс - доходы по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке; Cфисс - расходы по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке. Если расходы по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, превысят доходы по таким операциям, то образовавшийся при этом убыток не уменьшит общую налогооблагаемую прибыль налогоплательщика. Указанный убыток может быть принят только в уменьшение прибыли по этим же операциям, полученной в следующих налоговых периодах. Доходы и расходы, полученные от операций с ФИСС, обращающимися на организованном рынке, учитываются в составе внереализационных доходов и расходов при определении налоговой базы по обычным видам деятельности налогоплательщика. НК РФ вводит новое для российского налогового законодательства определение операций хеджирования, под которыми понимаются операции с ФИСС, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования. Налогоплательщик, относящий те или иные операции с ФИСС к операциям хеджирования, обязан обосновать свое решение расчетами, подтверждающими правомерность такого отнесения. Все расходы по операциям хеджирования могут быть учтены для целей налогообложения при определении налоговой базы по операциям с объектом хеджирования (ценными бумагами, валютой, другими активами). Проанализировав правила налогообложения прибыли, полученной от совершения операций с ФИСС, можно выделить ряд недостатков. В первую очередь таким недостатком является отсутствие в НК РФ четких критериев таких категорий, как ФИСС, операция хеджирования, базисный актив и др. В частности, в качестве критерия ФИСС налоговым законодательством фактически установлен единственный критерий - отсрочка исполнения сделки. Таким образом, любая сделка, совершаемая на условиях отсрочки исполнения, может быть признана для целей налогообложения операцией с ФИСС. При этом минимальная величина данной отсрочки никак не ограничена. Учитывая, что в отношении операций с ФИСС законодательством установлен ряд налоговых послаблений, отсутствие указанных критериев может использоваться для создания схем минимизации налоговых платежей. К недостаткам налогового законодательства РФ можно также отнести довольно сложный порядок определения рыночных цен ФИСС. В отношении каждой заключаемой сделки налогоплательщик должен проводить процедуру проверки цены по срочным сделкам на ее соответствие сложившемуся уровню рыночных цен. В отношении ФИСС, обращающихся на организованном рынке, налогоплательщик должен располагать информацией о торгах этими же инструментами на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов. При совершении сделки с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, налогоплательщик должен собрать информацию о торгах аналогичными или однородными финансовыми инструментами, или же определить расчетную цену такого инструмента. Таким образом, Налоговым кодексом РФ для всех категорий налогоплательщиков предусмотрено администрирование цен по срочным сделкам. Вместе с тем в большинстве зарубежных стран ценовой контроль по срочным сделкам должен осуществляться только в отношении сделок, заключаемых между взаимозависимыми лицами или в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что стороны сделки вступили в сговор. В РФ все налогоплательщики должны осуществлять текущую (в зависимости от применяемого отчетного периода - ежемесячно или ежеквартально) переоценку стоимости ФИСС, права и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, а также ФИСС, не обращающихся на организованном рынке. Установить стоимость ФИСС, не обращающихся на организованном рынке, достаточно сложно. Текущая переоценка прав и обязательств по всем внебиржевым срочным сделкам чрезмерно усложняет налоговый учет и создает серьезные трудности для налогоплательщиков, не являющихся профессиональными участниками срочного рынка. Действующим в Российской Федерации порядком налогообложения предусмотрено, что убыток по срочным сделкам с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, направляется на уменьшение общей налогооблагаемой прибыли налогоплательщика. Убыток, полученный по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, может быть направлен на уменьшение прибыли, полученной по таким же операциям в будущих налоговых периодах. Исключение из вышеприведенного правила - операции хеджирования и убытки по поставочным срочным сделкам, заключенным банками, базисным активом которых является иностранная валюта. Во Франции и Германии принят принципиально другой подход. Порядок определения прибылей и убытков по операциям с ФИСС для целей налогообложения определяется следующими обстоятельствами: - является ли налогоплательщик профессиональным участником рынка таких инструментов; - преследует ли налогоплательщик при заключении срочной сделки "деловые" или спекулятивные цели. Под "деловыми целями" понимаются цели, связанные с основной деятельностью налогоплательщика (например, приобретение сырья, материалов или заключение сделок на последующую поставку продукции и др.). Все прибыли и убытки, полученные профессиональными участниками рынка по операциям с ФИСС, учитываются при определении налогооблагаемого дохода по основным видам деятельности. Для остальных налогоплательщиков прибыли и убытки по срочным сделкам могут быть учтены при определении налогооблагаемого дохода по основным видам деятельности только в тех случаях, когда ФИСС приобретены с целью их использования для осуществления основной предпринимательской деятельности. Для налогоплательщиков, которые заключают срочную сделку для спекулятивных целей, прибыли или убытки рассматриваются в качестве спекулятивных прибылей или убытков, и к ним применяются специальные правила налогообложения. Налог на доходы физических лиц. Налоговым законодательством определены особенности исчисления налога на доходы физических лиц по операциям с биржевыми фьючерсными и опционными контрактами, базисным активом которых являются ценные бумаги. В отношении данных операций при исчислении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на ряд налоговых вычетов (отрицательные суммы переоценки прав и обязательств по сделкам, расходы по оплате услуг биржевых посредников, суммы выплаченных опционных премий). В отношении прочих видов ФИСС налоговая база исчисляется как полученные доходы, определяемые в соответствии с общими правилами, предусмотренными гл. 23 НК РФ. По операциям с ФИСС, производимых в целях снижения рисков изменения цены ценной бумаги, доходы увеличивают, а убытки уменьшают налоговую базу с базисным активом. Налогооблагаемый доход и сумма налога на доходы физических лиц определяются по окончании налогового периода, равного одному году, или при осуществлении налогоплательщику выплаты до окончания налогового периода. Расчет, удержание и уплата налога на доходы физических лиц по операциям с ФИСС производятся налоговым агентом (брокером, доверительным управляющим) или - в случае невозможности удержания налога - налогоплательщиком самостоятельно. Проанализировав приведенные правила налогообложения доходов физических лиц, полученных от совершения операций с ФИСС, можно выделить ряд нерешенных вопросов налогообложения: во-первых, законодательно установлен порядок определения налоговой базы только по биржевым фьючерсным и опционным сделкам, базисным активом которых являются ценные бумаги. Правила исчисления и уплаты налога по прочим срочным сделкам (в том числе обязанности налогового агента) законодательством не урегулированы; во-вторых, срочные сделки могут носить длительный характер, в том числе приходиться на два или более налоговых периода. При этом в результате переоценки обязательств и прав требования по этим сделкам в одном налоговом периоде может образоваться доход по сделке, а в другом (других) - убыток. Возможность сальдировать доходы и убытки, относящиеся к разным налоговым периодам, законодателем не предусмотрена. Таким образом, в обозначенном случае реальный доход по срочной сделке будет не соответствовать налогооблагаемому доходу; в-третьих, законодателем не определен порядок определения налогооблагаемого дохода по срочной сделке, исполнение которой осуществлено поставкой базисного актива, а также последующими операциями с этим базисным активом. Налог на добавленную стоимость. В соответствии с международной практикой налогообложения операции с ФИСС не подлежат обложению косвенными налогами. Норма, освобождающая операции с ФИСС от обложения НДС, предусмотрена также и налоговым законодательством Российской Федерации (пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ). В случае реальной поставки базисного актива срочных сделок налогообложение НДС осуществляется в порядке, предусмотренном при реализации соответствующего вида базисного актива. При реализации товаров по срочным сделкам налоговая база определяется как стоимость этих товаров, указанная непосредственно в договоре, но не ниже их рыночной стоимости на дату реализации (поставки базисного актива). В связи с этим следует отметить, что имеется некоторая непоследовательность законодателя в определении правил обложения срочных сделок различными налогами. Так, рыночная цена базисного актива для целей налогообложения прибыли организаций и доходов физических лиц определяется не на дату поставки базисного актива, а на дату заключения срочной сделки <**>. ————————————————————————————————<**> См. Письмо Минфина России от 21.10.2005 N 03-03-02/116.
Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод о том, что нормы налогового законодательства требуют доработки и совершенствования в части налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок. При этом необходимо учитывать, что отсутствие четких правил налогообложения и связанные с этим налоговые риски можно рассматривать как один из основных факторов, сдерживающих развитие срочного рынка в Российской Федерации.
Г.Г.Лалаев Ведущий специалист Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Подписано в печать 07.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |