Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Налогообложение операций с финансовыми инструментами срочных сделок ("Финансы", 2006, N 7)



"Финансы", 2006, N 7

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОПЕРАЦИЙ С ФИНАНСОВЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ

СРОЧНЫХ СДЕЛОК

Открытие в 1992 г. срочной секции на Московской товарной бирже ознаменовало появление срочного рынка в Российской Федерации.

Макроэкономическое значение срочного рынка заключается в стабилизации финансового положения экономических субъектов в условиях волатильности экономической конъюнктуры, присущей в той или иной мере рыночной экономике. Одновременно с этим срочный рынок служит определенным индикатором будущих планов экономических субъектов и тем самым осуществляет воздействие на процесс ценообразования на рынках базисных активов - товаров, ценных бумаг, процентных ставок и т.д.

Участниками срочного рынка становятся частные и институциональные инвесторы, торговые, промышленные и финансовые организации, а также органы государственной власти.

Выпуск и обращение финансовых инструментов срочного рынка (форвардных, фьючерсных, опционных контрактов) в первую очередь обусловлены необходимостью управления финансовыми рисками и защиты от неблагоприятного воздействия внешних факторов, таких как изменение котировок национальных валют, ставок рефинансирования, колебаний рыночного спроса на товары.

На протяжении последних четырех лет в Российской Федерации наблюдается значительный рост рынка финансовых инструментов срочных сделок.

Суммарный объем торгов финансовыми инструментами срочного рынка в 2005 г. составил около 1,3 трлн руб. (48,3 млрд долл.). Но эта цифра является незначительной в сравнении с объемом рынка финансовых инструментов срочных сделок в других странах. Так, на начало апреля 2004 г. номинальная стоимость производных финансовых инструментов, которые находились в портфелях только немецких банков, не включая их зарубежные дочерние структуры и филиалы, равнялась примерно 913 млрд долл.

Объем торгов финансовыми инструментами срочных сделок

в Российской Федерации в 2002 - 2005 гг. (млрд руб.)

1600 T---------------------------------------------------¬

¦ ¦

1400 +---------------------------------------------------+

¦ -----¬ ¦

1200 +------------------------------------------+ +---+

¦ ¦ ¦ ¦

1000 +------------------------------------------+ +---+

¦ ¦ ¦ ¦

800 +------------------------------------------+ +---+

¦ ¦ ¦ ¦

600 +-----------------------------T----T-------+ +---+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

400 +-----------------------------+ +-------+ +---+

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

200 +----------------T----T-------+ +-------+ +---+

¦ -----¬ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 +---+----+---T---+----+---T---+----+---T---+----+---+

2002 2003 2004 2005

Дальнейшее развитие срочного рынка в Российской Федерации сдерживается нерешенностью ряда проблем, лежащих в области нормативно-правового регулирования. К таким проблемам можно отнести отсутствие законодательного регулирования гражданско-правовых отношений <*>, возникающих при заключении срочных сделок, а также несовершенство налогового законодательства.

     
   ————————————————————————————————
   
<*> Внебиржевые срочные сделки в ряде случаев квалифицируются в соответствии с действующим законодательством как сделки пари, права по которым не могут быть защищены в судебном порядке (ст. 1062 ГК РФ).

Развитие и становление новых финансовых институтов всегда ограничено существующими нормативными правилами, в том числе и правилами налогообложения. Это в полной мере относится к развитию срочного рынка в Российской Федерации. В связи с этим возникает объективная необходимость внесения изменений в налоговые законы с целью адаптации налоговой системы к системе развивающихся финансовых отношений.

Если недостатки гражданского правового регулирования в данной области могут быть частично компенсированы правоприменительной практикой и обычаями делового оборота, то "пробелы" налогового законодательства, нормы которого носят преимущественно императивный характер, могут быть устранены только путем внесения изменений в действующее законодательство.

Действующая система налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок (далее - ФИСС) выглядит следующим образом.

Примечание. Система налогообложения операций с ФИСС в Российской Федерации

1. Налог на прибыль организаций (гл. 25 НК РФ, ст. ст. 301 - 305, 327, 328)

- установлены правила определения налоговой базы (прибыли юридических лиц) по операциям с ФИСС.

2. Налог на доходы физических лиц (гл. 23 НК РФ, ст. 214.1)

- установлены правила определения налоговой базы (дохода физических лиц) по операциям с биржевыми опционами и фьючерсами.

Налог на прибыль организаций. Главой 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ установлен специальный порядок определения налогооблагаемой прибыли по операциям с ФИСС.

Кроме того, следует отметить, что вторая часть НК РФ в настоящее время является единственным законодательным актом в РФ, в котором даются легальные определения таких понятий, как ФИСС, базисный актив ФИСС, операция хеджирования и др.

Для целей налогообложения прибыли ФИСС подразделяются на ФИСС, обращающиеся на организованном рынке и не обращающиеся на организованном рынке. Это деление ФИСС на две категории обусловлено различным механизмом налогообложения прибыли, полученной по операциям с такими инструментами, а также различным порядком принятия к вычету из налоговой базы понесенных убытков.

Налоговая база по операциям с ФИСС, не обращающимся на организованном рынке, исчисляется налогоплательщиком отдельно от налоговой базы по основным видам деятельности.

НБфисс не обр. = Iфисс - Cфисс,

где: Iфисс - доходы по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке;

Cфисс - расходы по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке.

Если расходы по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, превысят доходы по таким операциям, то образовавшийся при этом убыток не уменьшит общую налогооблагаемую прибыль налогоплательщика. Указанный убыток может быть принят только в уменьшение прибыли по этим же операциям, полученной в следующих налоговых периодах.

Доходы и расходы, полученные от операций с ФИСС, обращающимися на организованном рынке, учитываются в составе внереализационных доходов и расходов при определении налоговой базы по обычным видам деятельности налогоплательщика.

НК РФ вводит новое для российского налогового законодательства определение операций хеджирования, под которыми понимаются операции с ФИСС, совершаемые в целях компенсации возможных убытков, возникающих в результате неблагоприятного изменения цены или иного показателя объекта хеджирования. Налогоплательщик, относящий те или иные операции с ФИСС к операциям хеджирования, обязан обосновать свое решение расчетами, подтверждающими правомерность такого отнесения.

Все расходы по операциям хеджирования могут быть учтены для целей налогообложения при определении налоговой базы по операциям с объектом хеджирования (ценными бумагами, валютой, другими активами).

Проанализировав правила налогообложения прибыли, полученной от совершения операций с ФИСС, можно выделить ряд недостатков.

В первую очередь таким недостатком является отсутствие в НК РФ четких критериев таких категорий, как ФИСС, операция хеджирования, базисный актив и др. В частности, в качестве критерия ФИСС налоговым законодательством фактически установлен единственный критерий - отсрочка исполнения сделки. Таким образом, любая сделка, совершаемая на условиях отсрочки исполнения, может быть признана для целей налогообложения операцией с ФИСС. При этом минимальная величина данной отсрочки никак не ограничена. Учитывая, что в отношении операций с ФИСС законодательством установлен ряд налоговых послаблений, отсутствие указанных критериев может использоваться для создания схем минимизации налоговых платежей.

К недостаткам налогового законодательства РФ можно также отнести довольно сложный порядок определения рыночных цен ФИСС. В отношении каждой заключаемой сделки налогоплательщик должен проводить процедуру проверки цены по срочным сделкам на ее соответствие сложившемуся уровню рыночных цен. В отношении ФИСС, обращающихся на организованном рынке, налогоплательщик должен располагать информацией о торгах этими же инструментами на дату совершения сделки или на дату ближайших торгов. При совершении сделки с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, налогоплательщик должен собрать информацию о торгах аналогичными или однородными финансовыми инструментами, или же определить расчетную цену такого инструмента. Таким образом, Налоговым кодексом РФ для всех категорий налогоплательщиков предусмотрено администрирование цен по срочным сделкам.

Вместе с тем в большинстве зарубежных стран ценовой контроль по срочным сделкам должен осуществляться только в отношении сделок, заключаемых между взаимозависимыми лицами или в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что стороны сделки вступили в сговор.

В РФ все налогоплательщики должны осуществлять текущую (в зависимости от применяемого отчетного периода - ежемесячно или ежеквартально) переоценку стоимости ФИСС, права и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, а также ФИСС, не обращающихся на организованном рынке. Установить стоимость ФИСС, не обращающихся на организованном рынке, достаточно сложно. Текущая переоценка прав и обязательств по всем внебиржевым срочным сделкам чрезмерно усложняет налоговый учет и создает серьезные трудности для налогоплательщиков, не являющихся профессиональными участниками срочного рынка.

Действующим в Российской Федерации порядком налогообложения предусмотрено, что убыток по срочным сделкам с ценными бумагами, обращающимися на организованном рынке, направляется на уменьшение общей налогооблагаемой прибыли налогоплательщика. Убыток, полученный по операциям с ФИСС, не обращающимися на организованном рынке, может быть направлен на уменьшение прибыли, полученной по таким же операциям в будущих налоговых периодах. Исключение из вышеприведенного правила - операции хеджирования и убытки по поставочным срочным сделкам, заключенным банками, базисным активом которых является иностранная валюта.

Во Франции и Германии принят принципиально другой подход. Порядок определения прибылей и убытков по операциям с ФИСС для целей налогообложения определяется следующими обстоятельствами:

- является ли налогоплательщик профессиональным участником рынка таких инструментов;

- преследует ли налогоплательщик при заключении срочной сделки "деловые" или спекулятивные цели. Под "деловыми целями" понимаются цели, связанные с основной деятельностью налогоплательщика (например, приобретение сырья, материалов или заключение сделок на последующую поставку продукции и др.).

Все прибыли и убытки, полученные профессиональными участниками рынка по операциям с ФИСС, учитываются при определении налогооблагаемого дохода по основным видам деятельности.

Для остальных налогоплательщиков прибыли и убытки по срочным сделкам могут быть учтены при определении налогооблагаемого дохода по основным видам деятельности только в тех случаях, когда ФИСС приобретены с целью их использования для осуществления основной предпринимательской деятельности.

Для налогоплательщиков, которые заключают срочную сделку для спекулятивных целей, прибыли или убытки рассматриваются в качестве спекулятивных прибылей или убытков, и к ним применяются специальные правила налогообложения.

Налог на доходы физических лиц. Налоговым законодательством определены особенности исчисления налога на доходы физических лиц по операциям с биржевыми фьючерсными и опционными контрактами, базисным активом которых являются ценные бумаги.

В отношении данных операций при исчислении налоговой базы налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на ряд налоговых вычетов (отрицательные суммы переоценки прав и обязательств по сделкам, расходы по оплате услуг биржевых посредников, суммы выплаченных опционных премий).

В отношении прочих видов ФИСС налоговая база исчисляется как полученные доходы, определяемые в соответствии с общими правилами, предусмотренными гл. 23 НК РФ.

По операциям с ФИСС, производимых в целях снижения рисков изменения цены ценной бумаги, доходы увеличивают, а убытки уменьшают налоговую базу с базисным активом.

Налогооблагаемый доход и сумма налога на доходы физических лиц определяются по окончании налогового периода, равного одному году, или при осуществлении налогоплательщику выплаты до окончания налогового периода.

Расчет, удержание и уплата налога на доходы физических лиц по операциям с ФИСС производятся налоговым агентом (брокером, доверительным управляющим) или - в случае невозможности удержания налога - налогоплательщиком самостоятельно.

Проанализировав приведенные правила налогообложения доходов физических лиц, полученных от совершения операций с ФИСС, можно выделить ряд нерешенных вопросов налогообложения:

во-первых, законодательно установлен порядок определения налоговой базы только по биржевым фьючерсным и опционным сделкам, базисным активом которых являются ценные бумаги. Правила исчисления и уплаты налога по прочим срочным сделкам (в том числе обязанности налогового агента) законодательством не урегулированы;

во-вторых, срочные сделки могут носить длительный характер, в том числе приходиться на два или более налоговых периода. При этом в результате переоценки обязательств и прав требования по этим сделкам в одном налоговом периоде может образоваться доход по сделке, а в другом (других) - убыток. Возможность сальдировать доходы и убытки, относящиеся к разным налоговым периодам, законодателем не предусмотрена. Таким образом, в обозначенном случае реальный доход по срочной сделке будет не соответствовать налогооблагаемому доходу;

в-третьих, законодателем не определен порядок определения налогооблагаемого дохода по срочной сделке, исполнение которой осуществлено поставкой базисного актива, а также последующими операциями с этим базисным активом.

Налог на добавленную стоимость. В соответствии с международной практикой налогообложения операции с ФИСС не подлежат обложению косвенными налогами. Норма, освобождающая операции с ФИСС от обложения НДС, предусмотрена также и налоговым законодательством Российской Федерации (пп. 12 п. 2 ст. 149 НК РФ).

В случае реальной поставки базисного актива срочных сделок налогообложение НДС осуществляется в порядке, предусмотренном при реализации соответствующего вида базисного актива.

При реализации товаров по срочным сделкам налоговая база определяется как стоимость этих товаров, указанная непосредственно в договоре, но не ниже их рыночной стоимости на дату реализации (поставки базисного актива). В связи с этим следует отметить, что имеется некоторая непоследовательность законодателя в определении правил обложения срочных сделок различными налогами. Так, рыночная цена базисного актива для целей налогообложения прибыли организаций и доходов физических лиц определяется не на дату поставки базисного актива, а на дату заключения срочной сделки <**>.

     
   ————————————————————————————————
   
<**> См. Письмо Минфина России от 21.10.2005 N 03-03-02/116.

Учитывая изложенное выше, можно сделать вывод о том, что нормы налогового законодательства требуют доработки и совершенствования в части налогообложения операций с финансовыми инструментами срочных сделок.

При этом необходимо учитывать, что отсутствие четких правил налогообложения и связанные с этим налоговые риски можно рассматривать как один из основных факторов, сдерживающих развитие срочного рынка в Российской Федерации.

Г.Г.Лалаев

Ведущий специалист

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

Подписано в печать

07.07.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Какие функции возложены на территориальные органы Росфиннадзора и Федеральное казначейство в части проверки целевого использования бюджетными учреждениями средств федерального бюджета? ("Финансы", 2006, N 7) >
Каков порядок обложения налогом на доходы физических лиц стоимости специальной одежды, выданной работникам, занятым на работах с вредными условиями труда? ("Финансы", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.