|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
НДС у налогового агента ("Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2006, N 3)
"Главбух". Приложение "Учет в торговле", 2006, N 3
НДС У НАЛОГОВОГО АГЕНТА
Российские организации, приобретающие товары, работы, услуги у иностранных лиц, являются налоговыми агентами. При этом они обязаны перечислить в бюджет НДС за иностранного продавца. В некоторых случаях налог приходится уплачивать за счет собственных средств. А вот что дальше делать с этой суммой - не ясно. Если руководствоваться последними разъяснениями Минфина России (Письмо от 24 марта 2006 г. N 03-04-03/07), то ее следует поставить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль. Однако это не единственный вариант.
НДС ставим в расходы...
Согласно п. п. 1 и 2 ст. 161 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у иностранного лица и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость. Если стоимость работ, выполненных иностранным контрагентом, не включает в себя сумму НДС, то российская организация должна уплатить налог по ставке 18 процентов за счет собственных средств. В этом случае, как разъясняет Минфин России в Письме N 03-04-03/07, сумму налога на добавленную стоимость организация вправе принять в расходы для исчисления налога на прибыль. Такое правило содержится в п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.
...или все-таки в зачет?
Нужно отметить, что ранее в Письме от 26 октября 2004 г. N 03-04-08/93 Минфин России по данному вопросу высказал иную точку зрения. Она заключалась в том, что НДС, уплаченный налоговым агентом за счет собственных средств, необходимо предъявить к вычету в общеустановленном порядке. Причем на практике налоговые органы с такой позицией не соглашаются. Инспекторы утверждают, что налоговые агенты могут принимать к вычету НДС только в том случае, если соответствующие суммы были удержаны и уплачены из доходов иностранного лица (п. 3 ст. 171 Налогового кодекса РФ). А с 1 января 2006 г. из п. 4 ст. 173 Налогового кодекса РФ исключена норма, обязывающая агента уплатить налог на добавленную стоимость за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику. Однако суды встают на сторону налогоплательщиков. Так, например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 5 сентября 2005 г. N А29-276/2005а подтверждает, что организация вправе принять к вычету НДС, уплаченный им как налоговым агентом за счет собственных средств. А вот судьи ФАС Московского округа (Постановление от 3 ноября 2004 г. N КА-А40/10147-04-П) и Северо-Западного округа (Постановление от 3 марта 2004 г. N А56-7284/03) пришли к выводу, что законодательством о налогах и сборах не установлена обязанность налогового агента уплачивать из собственных источников не удержанные с налогоплательщиков налоги. Таким образом, налоговый агент может перечислить налог на добавленную стоимость только после того, как удержит его из доходов нерезидента.
Решение за налогоплательщиком
Организация может руководствоваться теми разъяснениями чиновников, которые для нее более выгодны. При этом в случае спора с налоговиками ей пригодятся следующие аргументы. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 111 Налогового кодекса РФ те налогоплательщики, которые действовали на основании письменных разъяснений, освобождаются от налоговой ответственности. А исходя из п. 35 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5, к таким разъяснениям следует относить письменные разъяснения руководителей соответствующих федеральных министерств и ведомств, а также иных уполномоченных на то должностных лиц. Письма Минфина России под это определение вполне подпадают. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, являющемуся участником спора, или неопределенному кругу лиц.
Е.В.Доброногова Консультант "Horwath МКПЦН" Подписано в печать 06.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |