|
|
Арбитражная практика об игорном бизнесе ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4)
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4
АРБИТРАЖНАЯ ПРАКТИКА ОБ ИГОРНОМ БИЗНЕСЕ
В рубрике "Из зала суда" мы рассматриваем последние судебные решения в сфере игорного бизнеса. Сегодня в центре нашего внимания - порядок исчисления налога в случае замены игровых автоматов, вопрос регистрации игровых столов, игровых автоматов и кассы букмекерской конторы.
Расчет налога на игорный бизнес при замене игрового оборудования
В отличие от других налогов особенностям расчета налога на игорный бизнес в Налоговом кодексе уделено очень мало внимания: в двух небольших п. п. 3, 4 ст. 370 НК РФ указано, в каком порядке рассчитывается налог при установке и выбытии объектов налогообложения. Указаний по исчислению налога в других ситуациях, например при переустановке или замене игрового оборудования, гл. 29 "Налог на игорный бизнес" НК РФ не содержит. Если руководствоваться тем, что есть и применять правила п. п. 3, 4 ст. 370 НК РФ буквально, то при перестановке игровых автоматов сумма налога увеличивается, несмотря на то, что объекты налогообложения и период их эксплуатации не изменяются. Разъяснению этой ситуации посвящены Письма Минфина России и налоговиков, которые во избежание двойного налогообложения предлагают исходить из расчета не более ставки налога (Письма Минфина России от 10.05.2006 N 03-06-05-02/05, УФНС по Московской области от 23.05.2006 N 19-40-И/0578). Видимо, по такому же пути пошел налогоплательщик, исчислив в аналогичном порядке налог при замене игровых автоматов. Он решил, что одновременная замена одних игровых автоматов на другие не изменяет общее количество объектов налогообложения, а значит, и сумму налога. Но у налоговиков свой алгоритм расчета налога на игорный бизнес в такой ситуации: они настаивают на том, что необходимо строго следовать п. п. 3, 4 ст. 370 НК РФ и рассчитывать налог как по выбывающим объектам налогообложения, так и по вновь установленным, тем самым увеличивая обязательства налогоплательщика перед бюджетом в 1,5 раза:
- если замена игровых автоматов произведена до 15-го числа текущего месяца, то по выбывшим объектам налог рассчитывается исходя из половины ставки, по вновь установленным - по полной ставке; - в обратной последовательности рассчитывается налог при замене игровых автоматов после 15-го числа текущего месяца: по выбывшим объектам налог исчисляется исходя из полной ставки, по установленным - в размере половинной налоговой ставки. Разрешил эти разногласия налогоплательщика с инспекторами ФАС ВВО в Постановлении от 21.04.2006 N А11-8676/2005-К2-22/444, но, к сожалению, не в его пользу. Как следует из материалов дела, предмет спора - 6 игровых автоматов, которые были "обнаружены" налоговиками в ходе камеральной налоговой проверки, не были включены в расчет налога на игорный бизнес. Часть из них была снята с учета в налоговой инспекции в первой половине месяца, а часть - во второй. При этом ни те, ни другие, как заявил налогоплательщик, фактически не использовались в этом месяце, так как были неисправны. Однако это обстоятельство не было принято судом первой инстанции во внимание, который исходил из того, что установка и выбытие каждого игрового автомата - это отдельные операции, и налог на игорный бизнес необходимо рассчитывать в каждом случае. Следовательно, налогоплательщик неправомерно исключил из объектов налогообложения спорные игровые автоматы. Разрешив спор в пользу налоговиков, арбитражный суд добавил, что согласно ст. 370 НК РФ обязанность по уплате налога на игорный бизнес прекращается с момента выбытия игрового автомата из числа объектов налогообложения, то есть не ранее его снятия с учета в налоговой инспекции. До этого момента обязательства по налогу на игорный бизнес определяются в общеустановленном порядке исходя из половинной (при выбытии игровых автоматов до 15-го числа текущего месяца) или полной налоговой ставки (при выбытии игровых автоматов после 15-го числа). Заметим, отстоять иное мнение о порядке исчисления налога в данной ситуации налогоплательщику довольно проблематично, так как Налоговый кодекс обязывает его уплатить налог с каждого игрового автомата как в случае его установки, так и выбытия независимо от причин, связанных с этим. Поэтому, чтобы избежать разногласий с контролерами и в то же время не "переплачивать" в бюджет, по мнению автора, организация может поступить следующим образом: - если игровой автомат вышел из строя в первой половине месяца, то его замену лучше произвести в середине месяца, подав два заявления: о выбытии игрового автомата до 15-го числа, об установке нового - после этой даты. Налог в этом случае по игровым автоматам будет уплачен в размере, не превышающем полную установленную в регионе ставку; - если неисправность игрового автомата была выявлена ближе к концу месяца, то с заменой и заявлением о постановке на учет нового игрового автомата лучше повременить до начала следующего месяца. При такой последовательности действий налог по выбывшему неисправному игровому автомату будет уплачен в размере полной ставки в одном налоговом периоде, а по вновь установленному - в таком же размере в следующем налоговом периоде. Однако следует учесть, что данные рекомендации даны с точки зрения оптимизации налогообложения операций по замене игрового оборудования. Возможно, в отдельных случаях, в целях получения максимальной выручки, игровые автоматы выгодно сразу заменить, не дожидаясь середины или окончания месяца. Что выгоднее - решать налогоплательщику.
Регистрация - дело... недобровольное
Вопрос о порядке регистрации объектов налогообложения в игорном бизнесе по праву можно отнести к числу наиболее спорных и актуальных. Ведь от его решения зависит сумма налога на игорный бизнес, подлежащая уплате в бюджет. Но в Налоговом кодексе правила регистрации сформулированы общими фразами, которые обязывают регистрировать игровое оборудование не позднее чем за два рабочих дня до его установки (п. 2 ст. 366 НК РФ). Игровые столы. На практике установка игрового оборудования еще не свидетельствует о его эксплуатации. Например, установленные игровые столы могут использоваться не только для проведения азартных игр, но и для обучения сотрудников казино. Следует ли поставить их на учет в налоговой инспекции в этом случае? Если руководствоваться многочисленными разъяснениями Минфина России, то можно прийти к выводу, что организатор азартных игр становится плательщиком налога не с момента установки игрового оборудования, а с начала осуществления деятельности и получения дохода (Письма от 23.12.2005 N 03-06-05-07/41, от 20.10.2005 N 03-06-05-07/35). На первый взгляд, вполне логично не регистрировать игровое оборудование, которое установлено в игорном заведении, но не используется для проведения азартных игр. Однако следует учесть, что разъяснения Минфина России касаются не вопроса регистрации, а момента уплаты налога, поэтому руководствоваться ими в данной ситуации не совсем корректно. Мнение налоговиков можно предугадать: они требуют регистрации игровых столов с момента их установки в игорном заведении в любом случае, так как положения гл. 29 НК РФ не учитывают цель установки объектов для их регистрации. Отстоять иное мнение и не регистрировать не используемые игровые автоматы можно только в судебном порядке, но, к сожалению, судьи в данном вопросе единодушны с налоговиками. Например, в Постановлении ФАС ДВО от 04.05.2006 N Ф03-А04/06-2/789 отказано в удовлетворении требований налогоплательщика - суд признал правомерность привлечения его к налоговой ответственности за нарушение порядка регистрации объектов налогообложения. Судебный акт мотивирован тем, что установка игровых столов независимо от их укомплектованности и использования для проведения азартных игр обязывает организацию предварительно их зарегистрировать, так как, исходя из содержания п. п. 2, 3 ст. 366 НК РФ, игровые столы не должны устанавливаться налогоплательщиком в игорном заведении до их регистрации. Такую же позицию занял ФАС СКО в Постановлении от 28.04.2006 N Ф08-1603/06-672А, указав, что отсутствие на игровых столах обязательных для проведения игр фишек и карт не имеет правового значения при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к ответственности за нарушение правил регистрации объектов налогообложения. Но не только неиспользуемые игровые столы являются предметом продолжительных судебных разбирательств. Игровые автоматы, которые не используются в предпринимательской деятельности, вызывают не меньше споров между налоговиками и налогоплательщиками, однако результаты для последних не всегда утешительны. Игровые автоматы. При рассмотрении спора о необходимости регистрации не подключенных к сети игровых автоматов судьи ФАС ВВО в Постановлении от 18.05.2006 N А29-8636/2005а не нашли оснований для признания решения налоговиков о привлечении налогоплательщика к ответственности незаконными. Суд первой инстанции указал, что штрафные санкции предусмотрены не за использование незарегистрированного игрового автомата, а за его установку в игровом зале. При этом отсутствие склада или иного места хранения для неиспользуемых игровых автоматов не освобождает налогоплательщика от ответственности. Однако принципиальным моментом стала недоказанность налогоплательщиком факта неиспользования игровых автоматов при осуществлении деятельности, так как, по мнению кассационной инстанции, обязанность регистрации объекта налогообложения связана: - с моментом установки объекта налогообложения; - возможностью его использования с целью извлечения дохода; - обязанностью налогоплательщика по исчислению налога на игорный бизнес. Следуя логике судей, можно предположить, что если игровые автоматы не используются и не приносят дохода, то и нет обязанности их регистрировать. Но убедить судей в том, что игровые автоматы не использовались, налогоплательщику не удалось. Они посчитали, что отключение игровых автоматов от сети не свидетельствует об их фактическом неиспользовании при осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса. В другом судебном решении (Постановление ФАС СЗО от 27.02.2006 N А56-19294/2005) налогоплательщик отстоял свою позицию перед налоговиками, которые требовали регистрации игровых автоматов, находящихся в ремонтируемом помещении. Суд переложил бремя доказывания наличия правонарушения на инспекторов, которые не смогли убедить арбитров в том, что установленные (обратите внимание: включенные!) игровые автоматы используются для извлечения дохода. Противоречивость позиций судебных инстанций, несомненно, свидетельствуют о спорности данной ситуации. Налогоплательщику, который решит в суде защищать свои интересы, следует иметь "в запасе" дополнительные доказательства того, что игровые автоматы не использовались при проведении азартных игр (например, в силу их неисправности). Касса букмекерской конторы. Владелец букмекерской конторы, принимающей ставки на исход того или иного события, обязан в налоговых органах зарегистрировать в качестве объекта налогообложения кассу, в которой учитывается общая сумма ставок и определяется сумма выигрыша к выплате. Пункты приема ставок и выплаты выигрышей не подпадают под это определение объекта налогообложения и не подлежат регистрации в налоговом органе. На это обратил внимание ФАС ВСО в Постановлении от 26.04.2006 N А19-2440/05-10-9-Ф02-1802/06-С1. Как следует из материалов дела, налоговая инспекция пыталась привлечь к ответственности организацию - посредника (агента) за нарушение порядка регистрации объекта, в котором принимались ставки и выплачивались выигрыши в соответствии с расчетом принципала - владельца букмекерской конторы. Однако доказать то, что пункт приема ставок посредника являлся кассой букмекерской конторы (тотализатора), налоговики не смогли. Поэтому окружной суд вынес решение в пользу налогоплательщика, которому убедил судей в обратном, представив соответствующие письменные доказательства (агентский договор).
Т.Н.Сухарева Эксперт журнала "Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 04.07.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |