|
|
Особенности налогообложения питания в игорном заведении ("Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4)
"Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 4
ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПИТАНИЯ В ИГОРНОМ ЗАВЕДЕНИИ
В условиях конкуренции и принятых в этом году непростых ограничений по рекламе игорных заведений вопрос о качестве развлекательных услуг и уровне сервиса в них актуален как никогда. От его решения зависит их посещаемость, ставки игроков, количество заказов, репутация заведения, и, наконец, успех, к которому стремится любая компания. Во многих крупных развлекательных центрах, казино и игорных заведениях для улучшения качества обслуживания посетителей открыты рестораны или бары. Оказываемые ими услуги общественного питания игрокам и гостям игорных заведений в общем случае являются самостоятельным видом предпринимательской деятельности, направленной на получение доходов. Конечно, если угощение игрокам предоставляется бесплатно, то о доходах говорить не приходится, и единственно, чем может поинтересоваться налоговый инспектор, уплачен ли НДС со стоимости "безвозмездно" переданных напитков и блюд? Те, кто этого не сделал, в споре с налоговиками могут воспользоваться аргументами, приведенными в Постановлении ФАС МО от 17.01.2005 N А40-20139/04-75-188 и освободившими игорное заведение от уплаты НДС с бесплатного угощения. Однако далеко не все организаторы азартных игр могут "накрыть шведский стол" для игроков и посетителей. Налогоплательщики, которые получают доходы от оказания сопутствующих проведению азартных игр услуг, уплачивают налоги с этих видов деятельности в общеустановленном порядке. Какой режим налогообложения выбрать? Имеет ли право организатор азартных игр воспользоваться специальным налоговым режимом? Как остаться на спецрежиме при превышении установленных законодательством ограничений? Какие изменения следует учитывать в этом году? В данной статье автор осветил эти и другие актуальные вопросы налогообложения платных услуг общественного питания, оказываемых клиентам игорных заведений, а также оценил возможные варианты их решения.
Какой режим выбрать?
Для игорного заведения, как и для большинства других компаний, наиболее удобным в отношении услуг питания является применение специального налогового режима. Из имеющихся режимов организатор азартных игр может применить только "вмененку", так как переход на "упрощенку" для организаций игорного бизнеса Налоговым кодексом не предусмотрен (пп. 9 п. 3 ст. 346.12 НК РФ). По сравнению с традиционной системой налогообложения, спецрежим в виде ЕНВД имеет ряд неоспоримых преимуществ:
- уплата налога на прибыль, НДС, ЕСН и налога на имущество для "вмененщика" заменена единым налогом; - налоговая база по единому налогу определяется не по данным учета и отчетности, а на основании нормативной величины базовой доходности вида деятельности, к которой применяются корректирующие коэффициенты. - возможность совмещения данного спецрежима с любой системой налогообложения. Спецрежим может применяться только в отношении определенных видов деятельности, в числе которых оказание услуг общественного питания. Любая организация, оказывающая такие услуги, должна помнить о том, что "вмененка" носит принудительный характер и применяется в тех муниципальных образованиях, на территории которых введена эта система налогообложения (п. 1 ст. 346.26 НК РФ, Письмо Минфина России от 19.01.2006 N 03-11-04/3/23) <1>. С этого года специальный налоговый режим вводится в действие не как раньше - законами субъектов РФ, а нормативными актами представительных органов муниципальных районов и городских округов. Они должны были быть приняты до 1 января 2006 г. В случае если чиновники не позаботились о введении "вмененки" на территории своих муниципальных образований, то организации нет необходимости переходить на общий режим. Она может уплачивать ЕНВД, руководствуясь законом соответствующего субъекта РФ. При этом, как отмечено Минфином России в Письме Минфина России от 27.10.2005 N 03-11-02/60, нормативные акты субъектов РФ, которые приняты ранее, с 1 января этого года действуют в части, не противоречащей обновленной редакции гл. 26.3 НК РФ. А изменений, внесенных Законом N 101-ФЗ <2> в порядок применения ЕНВД, более чем достаточно. Не остались без внимания и организации, оказывающие услуги общественного питания. Какие же требования изменились, а какие остались прежними?
————————————————————————————————
<1> Плательщики ЕНВД обязаны встать на учет в срок не позднее 5 дней с начала осуществления деятельности. Однако если организация уже состоит на учете в налоговом органе по иным основаниям, то у них нет обязанности делать это повторно. На это обращено внимание в Письме Минфина России от 16.02.2006 N 03-11-02/41.<2> Федеральный закон от 21.07.2005 N 101-ФЗ "О внесении изменений в гл. 26.2 и 26.3 части второй НК РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ".
Итак... "вмененка"
Воспользоваться преимуществами спецрежима с этого года могут организации, которые оказывают услуги общественного питания через объекты, как имеющие зал обслуживания посетителей, так и не имеющие его. Нововведение законодателя, возможно, порадует владельцев небольших игровых залов, которые предлагают игрокам напитки и кондитерские изделия в ходе проведения азартных игр. В казино и игровых развлекательных комплексах посетителям предлагаются более комфортные условия. Поэтому такие заведения по-прежнему применяют "вмененку" в части услуг общественного питания, оказываемых через объекты, имеющие зал обслуживания посетителей. Для этих организаций основные условия перехода на спецрежим не изменились, однако в них внесен ряд уточнений. В первую очередь им следует обратить внимание на определение услуг общественного питания, которое с этого года приведено в ст. 346.26 НК РФ: к ним относятся услуги по изготовлению и реализации кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных товаров, а также по проведению досуга. В этом определении обратим внимание на два существенных момента. Во-первых, к услугам общественного питания относятся услуги по реализации не только собственной кулинарной продукции, но и покупных продовольственных товаров. Во-вторых, в их состав также включены услуги по проведению досуга. С одной стороны, такие условия расширяют сферу применения "вмененки" для игорных заведений. С другой, они могут привести к тому, что площадь зала обслуживания игроков и посетителей, на которой оказываются эти услуги, может выйти за рамки установленного ограничения (150 кв. м), и организация будет вынуждена перейти на общий режим. Чтобы избежать таких безрадостных для налогоплательщика перспектив, владельцам казино и игорных заведений, имеющих рестораны и бары с залами обслуживания, нужно определиться с их площадью и предоставляемыми посетителям услугами.
Для тех, кто "играет" по-крупному
В порядок применения спецрежима ресторанами и барами игорных заведений, предлагающих свои услуги посетителям в залах обслуживания, с этого года Законом N 101-ФЗ внесен ряд необходимых уточнений. В частности, в Налоговом кодексе поясняется, что на ЕНВД переводится оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания, имеющие зал обслуживания (пп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Такое громоздкое на первый взгляд определение легко воспринимается, если разграничить понятия "объект организации питания" и "зал обслуживания". Под объектом общественного питания подразумевается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления кулинарной продукции, кондитерских изделий и покупных товаров - зал обслуживания (ст. 346.27 НК РФ). Иными словами, объект организации общественного питания - это весь комплекс, включающий в себя производственные, административно-бытовые, подсобные и иные необходимые для производства и реализации кулинарной продукции помещения, в то время как зал обслуживания - лишь его часть. Из всех площадей, на которых осуществляется дынный вид деятельности, именно последний показатель - площадь зала обслуживания - принимается во внимание при переходе на спецрежим и расчете единого налога. Это уточнение ставит все на свои места: на спецрежим переводится весь объект общественного питания будь то ресторан, бар или кафе, однако налог на вмененный доход уплачивается только с площади зала обслуживания. Такой очевидный вывод напрашивался и ранее, до внесения уточнений, но, к сожалению, нечеткость прежней формулировки, объединяющей понятия площади торгового зала и зала обслуживания, часто приводила к возникновению разногласий с налоговиками. С этого года налогоплательщики могут отстаивать свои права перед налоговиками, руководствуясь не только частными разъяснениями Минфина России (Письмо от 25.12.2004 N 03-06-05-04/57) и примерами арбитражной практики (Постановление ФАС ЦО от 08.09.2005 N А09-19595/04-20), но и нормами закона. В нем для целей исчисления ЕНВД отдельно приведено понятие площади зала обслуживания, которая рассчитывается исходя из площади специально оборудованных помещений (открытых площадок), предназначенных для потребления кулинарной продукции, кондитерских изделий (покупных товаров) <3>, а также площади мест для проведения досуга. Заметим, законодатель не только "позаботился" об услугах по проведению досуга, включив их в перечень услуг общественного питания, но и не "забыл" о месте их проведения. Организаторов игорных заведений и развлекательных центров такое уточнение вряд ли обрадует, в отличие от налоговиков, которые будут настаивать на увеличении площади зала обслуживания и суммы налога к уплате за счет мест проведения досуга.
————————————————————————————————
<3> Отметим, в расчет единого налога принимаются не только собственные, но и арендуемые площади. Также не следует забывать об открытых площадках, площадь которых включается в общий расчет налога по объекту общественного питания (Письмо Минфина России от 25.11.2004 N 03-06-05-04/57).
Однако прежде чем рассчитывать площадь, следует определиться, какие все же услуги относятся к организации и проведению досуга.
Услуги по проведению досуга
В силу того, что понятие или примерный перечень услуг по организации и проведению досуга гл. 26.3 НК РФ не содержит, на основании п. 1 ст. 11 НК РФ за разъяснением термина "услуг по организации" досуга Минфин России предлагает обратиться к другим отраслям законодательства (Письма от 12.09.2005 N 03-11-05/58, 20.12.2004 N 03-06-05-04/76). Одним из документов, в котором перечислен перечень таких услуг, является Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 <4>. К ним относятся: - услуги по организации музыкального обслуживания; - организация концертов, программ варьете и видеопрограмм; - предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых автоматов, биллиарда.
————————————————————————————————
<4> Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утв. Постановлением Госстандарта России от 28.06.1993 N 163.
Отметим, точно такой же перечень услуг по организации досуга приведен в отраслевом стандарте - ГОСТе Р 50764-95 <5>. На этом основании чиновники ведомства считают, что по услугам баров, находящихся в залах игровых автоматов, площадь зала обслуживания для расчета единого налога определяется в следующем порядке (Письмо Минфина России от 09.02.2006 N 03-11-04/3/75). Оказывая услуги питания в баре, который расположен непосредственно в зале игровых автоматов, организации следует учитывать всю площадь зала. Если бар находится в другом помещении, отдельном от зала игровых автоматов, то при расчете единого налога площадь под игровыми автоматами не принимается во внимание.
————————————————————————————————
<5> ГОСТ Р 50764-95 "Услуги общественного питания. Общие требования", утв. Постановлением Госстандарта России от 05.04.1995 N 200.
Для казино и развлекательных центров, в которых рестораны и бары, как правило, расположены вне игрового зала, разъяснение Минфина будет дополнительным аргументом в споре с налоговиками о расчете единого налога с площади, на которой непосредственно оказываются услуги питания. Тот факт, что позиция финансового ведомства высказана в ответе на частный запрос налогоплательщика и касается залов игровых автоматов, по мнению автора, не является препятствием для следования этим разъяснением. Ведь в данной ситуации игровой зал и помещение казино не имеют принципиальных отличий для расчета единого налога с услуг общественного питания. Кроме того, право налогоплательщика руководствоваться любыми разъяснениями уполномоченных органов независимо от того, кому оно адресовано, подтверждено Письмом Минфина России от 16.02.2006 N 03-02-07/1-30. Как видим, Минфин "подыграл" казино и другим крупным игорным заведениям и практически не оставил шансов небольшим игровым залам, в которых бар и игровое оборудование расположены в одном помещении. Однако следует ли соглашаться с позицией чиновников и уплачивать единый налог по услугам питания со всей площади игрового зала?
У кого "ставки поменьше"...
Владельцам игровых залов, которые не желают судебных разбирательств, автор может порекомендовать организовать в баре продажу только покупных товаров (перепродажа без видоизменения). В этом случае оказываемые баром услуги будут относиться не к общественному питанию, а к розничной торговле (Письмо Минфина России от 11.03.2005 N 03-06-05-04/55), и для расчета единого налога можно будет использовать не площадь бара, а торговое место. Однако следует учесть, что по этому виду деятельности показатель базовой доходности выше <6>, чем по услугам общественного питания <7>. Поэтому, прежде чем принять такое решение, владельцу игрового зала следует просчитать налоговые обязательства в каждом из этих случаев.
————————————————————————————————
<6> Базовая доходность в месяц по розничной торговле, осуществляемой через объекты, не имеющие торговых залов, составляет 9000 руб.<7> Физический показатель по данному виду деятельности в этом году не изменился и составляет 1000 руб. в месяц за 1 кв. м площади зала обслуживания посетителей.
Не исключен и другой вариант минимизации налоговых обязательств перед бюджетом. В частности, организатор азартных игр для повышения уровня сервиса может установить не бар, а торговые автоматы по продаже горячих и холодных напитков. С этого года такие автоматы относятся к объектам общественного питания, не имеющим зала обслуживания, а деятельность по реализации через них кулинарной продукции и покупных товаров облагается ЕНВД. С них организация рассчитывает единый налог исходя из численности сотрудников, обслуживающих торговые автоматы (Письмо Минфина России от 02.03.2006 N 03-11-04/3/103). В расчет численности необходимо включить не только штатных работников, но и лиц, с которыми заключены договоры подряда и другие договоры гражданско-правового характера. В игровом зале, как правило, можно установить не так много торговых автоматов, поэтому их в состоянии обслужить один работник. Базовая доходность с таких объектов при расчете единого налога - 4500 руб/мес., то есть меньше, чем с торговой точки. Таким образом, налоговые обязательства перед бюджетом будут снижены уже с "5-го метра" площади игрового зала. Однако существенно снизить налоговую нагрузку можно только в случае, если не уплачивать единый налог по услугам общественного питания с мест размещения игрового оборудования. Поэтому владельцам игровых залов, готовым поспорить с позицией Минфина и налоговиков (вряд ли мнения этих ведомств по данному вопросу разойдутся), в суде могут пригодиться следующие аргументы. Во-первых, игровые автоматы установлены в игорном заведении для проведения азартных игр и получения дохода, а не с целью повышения качества услуг, предоставляемых клиентам бара. Во-вторых, для того чтобы в расчет единого налога включить площади, на которых предоставляются услуги проведения досуга, на них должна потребляться продукция бара. В обратном случае, по мнению суда, высказанному в Постановлении ФАС УО от 30.11.2004 N Ф09-5095/04-АК, место проведения досуга не может увеличивать площадь зала обслуживания. В принятом судебном решении налогоплательщик смог отстоять свое право не уплачивать единый налог с площади, на которой размещались биллиардные столы. По мнению автора, у организации, имеющей игровые автоматы, не меньше шансов отстоять свои интересы в судебном порядке, исключив из расчета единого налога с услуг питания площадь, используемую для проведения азартных игр. Доказывать, что на площади, занятой игровыми автоматами, оказываются услуги питания, должны налоговики, а сделать это, как показывает арбитражная практика, не так просто.
Расчет площади по нескольким объектам
Для расчета единого налога информацию о площади помещений, на которых оказываются услуги питания, следует взять из инвентаризационных и правоустанавливающих документов, например технического паспорта на нежилое помещение, планов, схем, экспликаций и иных подтверждающих документов (ст. 346.27 НК РФ, Письмо Минфина России от 12.08.2005 N 03-11-05/32). Крупные операторы, владеющие несколькими игорными заведениями, единый налог рассчитывают исходя из площади зала обслуживания по каждому объекту организации питания. При этом все они должны быть разделены в инвентаризационных документах (Письмо Минфина России от 26.07.2005 N 03-11-04/3/34). Не всегда объекты общественного питания крупных компаний игорного бизнеса имеют площадь в пределах 150 кв. м. В этом случае перевести на "вмененку" можно только те объекты, площадь которых не превышает установленное ограничение, в отношении других точек организация игорного бизнеса может применять только традиционную систему налогообложения. Однако стоит ли торопиться с таким решением, если площадь превысила установленное ограничение? Рассмотрим, что может предпринять владелец игорного заведения, чтобы "избавиться от лишней площади" и избежать применения традиционной системы налогообложения по услугам баров и ресторанов. В качестве одного из наиболее авторитетных источников возьмем Письмо Минфина России от 25.11.2004 N 03-06-05-04/57, в котором сотрудники финансового ведомства указывают, какая площадь может не учитываться при определении физического показателя и расчете единого налога.
Если площадь превысила 150 кв. м
По мнению Минфина, при расчете единого налога с площади зала обслуживания посетителей не учитывается площадь, переданная в аренду. У владельца игорного заведения не так много мест, которые можно сдать в аренду без ущерба для основного вида деятельности - проведения азартных игр. Одним из них является место непосредственно в зале обслуживания, на площади которого арендатор установит барную стойку и поставит дополнительные столики. Если в баре будут продаваться не только покупные товары, но и продукция собственного производства (например, коктейли и горячие напитки), то его деятельность следует рассматривать как оказание услуг общественного питания. В этом случае арендатор вправе уплачивать ЕНВД только с арендуемой площади, а не с площади всего заведения (Письмо Минфина России от 12.08.2005 N 03-11-05/32). Таким образом, игорное заведение на законных основаниях сможет "уменьшить" площадь зала обслуживания и остаться на "вмененке" по услугам питания, не потеряв при этом клиентов. Существует и другой вариант, который, возможно, заинтересует развлекательные заведения, предоставляющие своим посетителям услуги ресторана. В отличие от баров большинство из них предлагают посетителям не только спиртные напитки и угощения, но и развлекательно-музыкальные программы. Сцену или другое место, на которых они проводятся, в общем случае следует учитывать при расчете единого налога как площадь для организации и проведения досуга. Такие "лишние" метры организация может также сдать в аренду. В свою очередь, на этих площадях арендатор по-разному может организовать проведение развлекательных мероприятий. Одним из наиболее приемлемых для него вариантов с точки зрения налогообложения - применение "вмененки" при оказании бытовых услуг (например, прокат музыкальных инструментов, аппаратуры и принадлежностей к ним, код по Общероссийскому классификатору услуг населению - 019401). Предложенную комбинацию можно упростить, передав музыкальные инструменты и другое оборудование в прокат без посредника-арендатора. Однако в этом случае передается только имущество, а площадь проведения досуга остается в ведении игорного заведения и в целом используется для проведения развлекательных мероприятий. Поэтому переубедить налоговиков в обратном и не уплачивать налог с данной площади будет довольно сложно. Итак, в обоих предложенных вариантах арендатор может применять "вмененку", это право сохраняется и у арендодателя, но только в отношении услуг общественного питания. С доходов, полученных в виде арендной платы, организации-арендодателю придется уплачивать налоги по традиционной системе налогообложения. Применять налоговый режим в виде ЕНВД с аренды площади зала обслуживания организация не вправе, так как переводу на спецрежим подлежит лишь деятельность по передаче в аренду только стационарных торговых мест, расположенных на рынках и в других местах торговли, не имеющих залов обслуживания (пп. 13 п. 2 ст. 346.26 НК РФ, Письмо Минфина России от 14.04.2006 N 03-11-04/3/209). В целях уменьшения налоговых обязательств перед бюджетом, игорное заведение может предоставить площади в аренду доверенному лицу и установить размер арендной платы по своему усмотрению. При этом следует обратить внимание на то, что при отклонении размера арендной платы более чем на 20% ниже стоимости идентичных сделок налоговики могут проверить ее соответствие рыночным ценам (ст. 40 НК РФ) и, если им удастся доказать ее занижение, вынести решение о доначислении налогов и пеней. Однако, учитывая специфику предоставляемых в аренду площадей, установить рыночную стоимость таких услуг по официальным источникам и оштрафовать налогоплательщика довольно сложно <8>.
————————————————————————————————
<8> Как считает Минфин России в Письме от 16.09.2004 N 03-02-01/1, в целях применения ст. 40 НК РФ информацией о рыночных ценах можно воспользоваться только из официальных источников.
Кроме площадей, предоставленных в аренду, Минфин предлагает исключить из расчета показателя временно не используемые площади, например ремонтируемую часть зала обслуживания. Но ремонт - явление временное, да и площади, на которых он проводится, не приносят в этот период дохода предприятию. Поэтому такой вариант - скорее теоретический выход из положения, нежели практический. На практике многие фирмы, которые осуществляют игорную деятельность в арендованных помещениях, заключают несколько договоров аренды в рамках одного объекта общественного питания и уплачивают единый налог по нескольким залам обслуживания. Но это может привести к спорам с налоговиками, и отстоять свою позицию налогоплательщик вряд ли сможет, даже если залы обслуживания обособлены и в каждом из них имеется ККТ (Письмо Минфина России от 15.06.2006 N 03-11-04/3/260). Исходя из официальных разъяснений Минфина России, автор данной статьи предложил возможные пути решения проблемы "лишней" площади при уплате ЕНВД по услугам общественного питания. Владелец игорного заведения или иного развлекательного комплекса может выбрать один из них с учетом конкретных обстоятельств и особенностей осуществления деятельности.
Изменение площади зала обслуживания
Нередко в период высокой посещаемости игорного заведения его руководством принимается решение об увеличении площади зала обслуживания посетителей ресторана в пределах установленного ограничения. В этой ситуации при расчете ЕНВД следует обратить внимание на изменение физического показателя - площади зала, которое учитывается с начала того месяца, в котором оно произошло (п. 9 ст. 346.29 НК РФ).
Пример 1. ООО "Удача" оказывает сопутствующие проведению азартных игр услуги питания в ресторане, площадь которого составляет 110 кв. м. Руководством организации принято решение об увеличении площади ресторана до 150 кв. м в период с июня по сентябрь 2006 г. Величина физического показателя - площади зала обслуживания - для расчета ЕНВД составит: - с января по май 2006 г. - 110 кв. м; - с июня по август 2006 г. - 150 кв. м; - с сентября по декабрь 2006 г. - 110 кв. м (в сентябре 2006 г. площадь зала обслуживания уменьшилась, поэтому такое изменение следует учесть с начала этого месяца). Отметим, игорное заведение может не только увеличивать площадь зала ресторана, но и в случае необходимости его уменьшать, тем самым, уменьшая сумму налога.
Особенности расчета единого налога
При расчете налога в 2006 г. вместо трех корректирующих коэффициентов базовой доходности (К1, К2, К3) применяются только К1 и К2. Отменен коэффициент-дефлятор (К3), который учитывал индекс изменения потребительских цен на товары (работы, услуги). Значение первого коэффициента составляет 1,132 <9>, величина второго устанавливается нормативными актами представительных органов муниципальных районов и городских округов в пределах от 0,005 до 1 включительно (п. 6 ст. 346.29 НК РФ, Письмо Минфина России от 25.01.2006 N 03-11-04/3/29).
————————————————————————————————
<9> Приказ Минэкономразвития России от 27.10.2005 N 277 "Об установлении коэффициента-дефлятора К1 на 2006 год".
С этого года п. 6 ст. 346.29 НК РФ предусмотрена возможность корректировки коэффициента К2 с учетом фактического периода ведения предпринимательской деятельности в течение налогового периода.
Корректируем коэффициент К2
Порядок корректировки коэффициента К2 Минфин России разъяснил в Письме от 05.05.2006 N 03-11-02/109. В этих целях чиновники предлагают рассчитать промежуточный коэффициент Кфп, который учитывает фактический период ведения предпринимательской деятельности в данном муниципальном образовании в течение налогового периода. Значение Кфп определяется как среднее арифметическое величин, полученных в результате соотношения количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение каждого месяца налогового периода к количеству календарных дней в данных месяцах налогового периода.
Кфп = ((Nвд1 / Nкд1) + (Nвд2 / Nкд2) + (Nвд3 / Nкд3)) / 3, где:
Nвд1; Nвд2; Nвд3 - количество календарных дней ведения предпринимательской деятельности в каждом месяце налогового периода; Nкд1; Nкд2; Nкд3 - количество календарных дней в каждом месяце налогового периода; 3 - количество месяцев в налоговом периоде. После того как налогоплательщик определит значение промежуточного коэффициента, учитывающего фактический период ведения деятельности (Кфп), можно провести корректировку коэффициента К2. Минфин предлагает следующую формулу:
К2нб = К2ез х Кфп, где:
К2нб - значение К2, учитываемое при исчислении налоговой базы по ЕНВД; К2ез - единое значение К2, устанавливаемое нормативным правовым актом муниципального образования.
Пример 2. Предположим, ООО "Галактика" имеет бар, который осуществляет деятельность по оказанию услуг питания посетителям с 12.07.2006. В связи с переездом в другое арендуемое помещение деятельность бара была приостановлена с 18.09.2006. Нормативным актом муниципального образования значение коэффициента К2 установлено в размере 0,7. Площадь зала обслуживания посетителей составит 50 кв. м. Количество календарных дней ведения предпринимательской деятельности в каждом месяце налогового периода: - в июле - 20 дней; - в августе - 31 день; - в сентябре - 18 дня. Значение промежуточного коэффициента, учитывающего фактический период осуществления деятельности в налоговом периоде будет таким:
Кфп. = ((20 / 31) + (31 / 31) + (18 / 30)) / 3 = 0,74.
Значение корректирующего коэффициента базовой доходности К2, учитываемое при расчете налога, будет скорректировано до величины 0,52 (0,7 x 0,74). Также учтем и корректирующий коэффициент К1 - 1,132. Налоговая база по услугам общественного питания составит 88 296 руб. (50 кв. м x 1000 руб. x 0,52 x 3 мес. x 1,132), а сумма налога к уплате за налоговый период - 13 244 (88 296 руб. x 15%) <10>.
————————————————————————————————
<10> Для упрощения из условий примера исключены суммы пенсионных взносов и выплаченных пособий по временной нетрудоспособности.
В новой форме налоговой декларации <11> для показателя К2 предусмотрено только одно поле (по коду строки 090). Поэтому, как разъясняет финансовое ведомство, налогоплательщик вправе составить расчет корректирующего коэффициента в произвольной форме и при необходимости представить его в налоговый орган как приложение к декларации.
————————————————————————————————
<11> Приказ Минфина России от 17.01.2006 N 8н "Об утверждении формы налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности и Порядка ее заполнения".
Уменьшение сумм единого налога
С этого года установленное п. 2 ст. 346.28 НК РФ ограничение налогового вычета для исчисления единого налога применяется не только к взносам на обязательное пенсионное страхование, но и к выплаченным пособиям по временной нетрудоспособности. Поэтому единый налог может быть уменьшен не более чем на 50% на сумму уплаченных пенсионных взносов и пособий. Налоговые органы настаивают на том, что пенсионные взносы должны быть учтены при расчете ЕНВД только после их начисления и уплаты. Аналогичного мнения придерживается и Минфин России в Письме от 02.11.2005 N 03-11-05/94. Момент фактической уплаты определяется на дату представления налоговой декларации по ЕНВД. В то же время судьи момент уменьшения связывают не с уплатой страховых взносов, а со временем их начисления. На это, в частности, обращено внимание в Определении КС РФ от 08.04.2004 N 92-О. В отношении пособий по временной нетрудоспособности следует отметить, что в уменьшение ЕНВД они принимаются только в части, выплаченной за счет собственных средств организации, и с учетом удержанного и перечисленного НДФЛ (Письмо Минфина России от 13.12.2005 N 03-11-04/3/69). При этом уменьшить налог можно только на те больничные, которые выплачены работникам ресторана за счет средств игорного заведения в соответствии с Законом N 190-ФЗ <12>.
————————————————————————————————
<12> Федеральный закон от 31.12.2002 N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".
И в заключение
Нетрудно заметить, что "вмененка" имеет преимущества по услугам общественного питания перед традиционной системой налогообложения. Порядок начисления единого налога более прост, чем расчет с суммы полученных доходов налога на прибыль и НДС. Не следует также забывать, что п. 9 ст. 274 НК РФ требует вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к игорному бизнесу и иной деятельности, облагаемой налогом на прибыль. Аналогичное требование установлено п. 4 ст. 149 НК РФ, который обязывает организацию, осуществляющую облагаемые и не облагаемые НДС операции, вести раздельный учет. Это лишь некоторые из трудностей, с которыми может столкнуться игорное заведение, превысив установленное для "вмененки" ограничение площади зала обслуживания. Надеемся, что приведенные в статье мнения и комментарии помогут организатору азартных игр избежать лишних проблем в налогообложении в это непростое для игорного бизнеса время.
С.Н.Алексеева Эксперт журнала "Игорный бизнес: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 04.07.2006
——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |