![]() |
| ![]() |
|
Аудит бюджетного учреждения: обоснованность сметы расходов социальной сферы ("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 13)
"Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2006, N 13
АУДИТ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ: ОБОСНОВАННОСТЬ СМЕТЫ РАСХОДОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Аудит социальной сферы призван оценить деятельность бюджетного учреждения с точки зрения достоверности его отчетности и выполнения социальных условий. В ходе аудиторской проверки решаются следующие задачи: - соответствует ли деятельность бюджетного учреждения действующим нормативно-правовым актам и учредительным документам; - правильно ли составлены бюджетная заявка, смета доходов и расходов, а также обоснованны ли расчеты по конкретным видам доходов и расходов; - соответствуют ли показатели сметы доходов и расходов лимиту бюджетных обязательств и сведениям, содержащимся в уведомлении о бюджетных ассигнованиях; - своевременно ли представляются бюджетным учреждением сметы доходов и расходов на утверждение распорядителям (главным распорядителям) бюджетных средств; - достоверно ли составлена отчетность бюджетного учреждения по исполнению сметы доходов и расходов.
Специфика социальной сферы села и проводимого там аудита определяется тем, что предприятия социальной сферы осуществляют свою деятельность на основании Положения о территориальных округах администрации конкретного района, области, администрациях поселков, сельских округов. Обслуживание организаций социальной сферы осуществляется, как правило, централизованной бухгалтерией администрации поселка и села. Так, например, централизованная бухгалтерия пос. Деденево Московской области обслуживает следующие учреждения: - муниципальное дошкольное учреждение N 40; - муниципальное дошкольное учреждение N 42; - Деденевская общеобразовательная средняя школа; - дом культуры; - библиотека; - администрация; - централизованная бухгалтерия. В соответствии с действующим законодательством правильность ведения учетных операций и составления отчетности в бюджетных учреждениях должна подвергаться систематическому контролю. К числу основных задач в области финансового контроля над деятельностью бюджетных учреждений относятся: - проверка соблюдения действующего законодательства, а также других нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок формирования и использования финансовых ресурсов; - создание условий для наиболее эффективного использования потенциала бюджетной сферы в интересах развития общества и удовлетворения социальных потребностей; - установление полноты и своевременности выполнения финансовых обязательств, проверка соблюдения финансовой дисциплины, выявление отклонений от принятых стандартов, применение в случае финансовых нарушений жестких санкций не только к самим учреждениям, но и к конкретным должностным лицам; - содействие организации и ведению бухгалтерского учета, составлению обоснованной достоверной отчетности; - разработка мер по предотвращению будущих финансовых нарушений, получение компенсаций за причиненный ущерб от виновных лиц. В ходе осуществления аудиторских контрольных мероприятий проверяется законность всех совершаемых финансово-хозяйственных операций, устанавливаются полнота и своевременность формирования финансовых ресурсов, их целевой характер и эффективность использования, выявляются нарушения финансовой дисциплины. Целенаправленный финансовый контроль позволяет постоянно следить за движением финансовых ресурсов в общественном производстве, в том числе в деятельности бюджетных учреждений; благодаря ему удается правильно оценивать результаты финансово-хозяйственных операций бюджетных учреждений, выявлять отклонения от действующего законодательства, принимать меры по устранению негативных последствий. Наряду с финансовым ведомственным контролем все более широкое значение приобретает независимый аудиторский контроль. В ходе исследования разработаны методические подходы к организации аудита социальной сферы. Первое, что делает аудитор при проведении контрольных мероприятий, знакомится с деятельностью проверяемого учреждения. Аудитор проверяет следующие документы: наличие утвержденных смет расходов учреждения в разрезе бюджетов, его устав, свидетельство о государственной регистрации в органах статистики, налоговой инспекции, внебюджетных фондах, договоры банковских счетов, приказы, распоряжения, внутренние положения и др. Для предварительного обследования может быть использован следующий бланк проверки (табл. 1).
Таблица 1
Данные предварительного обследования учреждений социальной сферы
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | 1. Общие данные | +——————————————————————————————————————————————————————————T—————+ |Наименование учреждения | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Данные о регистрации в налоговых органах, во внебюджетных | | |фондах | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Руководитель учреждения | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Главный бухгалтер | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Юридический адрес, фактический адрес, контактный телефон | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Наличие на балансе подведомственных учреждений, их статус | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Численность организации в целом и в разрезе структурных | | |подразделений | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Источники финансирования: в том числе | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Федеральный бюджет | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Региональный бюджет | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Местный бюджет | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Внебюджетные средства | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ | 2. Организация бухгалтерского учета и системы внутреннего | | контроля | +——————————————————————————————————————————————————————————T—————+ |Организация бухгалтерского учета: централизованная | | |бухгалтерия, отдельная бухгалтерия, другие | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Описание используемой системы бухгалтерского учета: ручная| | |обработка данных, с использованием программ бухгалтерского| | |учета | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Описание используемого программного продукта, организация,| | |обслуживающая программное обеспечение | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Количество компьютеров, используемых для учета | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Численность сотрудников бухгалтерии | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Фамилия, имя, отчество, образование, стаж работы | | |бухгалтеров, в том числе на данном участке | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Выполняемые обязанности, какие документы обрабатывает, | | |какие расчеты составляет, какие проводки делает | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Оценка состояния бухгалтерского учета | | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Нормативно—правовое состояние ведения бухгалтерского учета| | +——————————————————————————————————————————————————————————+—————+ |Форма хранения учетных регистров (бумажная, электронная), | | |состояние учетных регистров | | L——————————————————————————————————————————————————————————+—————— Данные первичной проверки дают вводную, обобщенную, картину деятельности учреждения. Аудит основан на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств и товарно-материальных ценностей. Результаты аудита оформляются аудиторским заключением, имеющим юридическую силу, и письмом руководству о результатах проверки. Аудит социальной сферы проводится наряду с ведомственной ревизией. Основная цель аудита - подтверждение достоверности отчетности об исполнении сметы расходов, а основная цель ревизии - проверка законности и целевого использования бюджетных средств. Результаты проведенной ревизии оформляются актом, который подписывается ревизором и уполномоченными на то должностными лицами проверяемых субъектов. Итоги ревизии докладываются органу государственного финансового контроля, назначавшему ревизию. Вся информация, полученная в ходе ревизии, может быть использована только в целях проводимого финансового контроля и разглашению не подлежит. Результаты аудита подкреплены нормативно-правовыми документами. Аудитор должен дать полный и обоснованный отчет руководству с описанием конкретных ошибок, сделать ссылку на нормативный акт из правового обеспечения бюджетного процесса, дать предложения по исправлению выявленных недостатков и рекомендовать методику учета. Основные этапы проверок отражены в реестре (табл. 2), где показаны аудируемые операции, проверяемые документы, выводы ревизора по отношению к осуществляемой операции.
Таблица 2
Контрольные процедуры аудита основных операций организаций социальной сферы села
——————————————————T—————————————T————————————————————————————————¬ | Этап проверки | Объект | Выводы и решения аудитора | | | контрольной | | | | проверки | | +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |Операции по |Сметы |Целевое или нецелевое | |бюджетным |бюджетных |расходование средств. | |средствам и |учреждений, |Достоверность отчетности по | |средствам, |договоры, |денежным потокам. Обеспечивается| |полученным за |регистры |ли раздельное ведение учета | |счет внебюджетных|учета и |расходов по каждому источнику | |источников |движения |ассигнований | | |денежных | | | |средств | | +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |Учет кассовых |М/о N 1 |Во всех ли приходно—расходных | |операций |(ф. 381), |документах указывается, за счет | | |м/о N 2 |какого источника приобретены или| | |(ф. 381), |получены денежные средства или | | |ф. 440, |материальные ценности. Характер | | |м/о N 5 |учета кассовых расчетов | | | |(автоматизированно или вручную).| | | |Правильно ли оформлены выходные | | | |документы: прошиты, | | | |пронумерованы, подписаны | | | |руководителем. Нарушен ли лимит | | | |кассы | +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |Учет труда и |Приказ |Периодичность ведения табеля, | |заработной платы.|руководителя |аккуратно ли составлен табель, | |Расчеты по оплате|организации, |нет ли поправок, правильно ли | |труда |табель |ведется карточка—справка ф. 417:| | |использования|отражаются ли сведения по всем | | |рабочего |источникам финансирования суммы | | |времени |начисленной заработной платы по | | |ф. 421, |видам, суммы удержаний по видам,| | |карточка— |суммы к выдаче | | |справка | | | |ф. 417 | | +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |Учет поступления |Договоры, |Характер учета продуктов питания| |и расход |контракты, |и поставщиков (автоматизированно| |продуктов питания|меню— |или вручную). Цена списания | | |раскладки |продуктов, правильное ведение | | | |учета списка продуктов, | | | |оговоренного в договоре или | | | |контракте, не ведется ли учет по| | | |продуктам, которых нет в списках| +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |Учет расчетов с |М/о N 8 |Ведется ли м/о N 8, характер | |подотчетными | |оплаты товарно—материальных | |лицами | |ценностей: безналичным путем или| | | |нет | +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |Учет движения |Оборотная |Полное ли отражение наименования| |малоценного |ведомость |предметов, количество, стоимость| |инвентаря |ф. М—44 |их в разрезе учреждений. Указан | | | |ли источник приобретения средств| | | |и номера субсчетов отражения, | | | |имеется ли подпись главного | | | |бухгалтера и исполнителя. | | | |Правильность перевода в состав | | | |основных средств малоценного | | | |инвентаря | +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |Основные средства|Ф. ОС—6 |Состояние аналитического учета, | | | |ведение инвентарных карточек, | | | |описей и оборотных ведомостей. | | | |Правильность и законность | | | |списания ОС. Правильность | | | |начисления и учета износа на | | | |основании годовых норм износа. | | | |Эффективность и целевое | | | |использование | +—————————————————+—————————————+————————————————————————————————+ |Отчетность |Формы |Правильность заполнения отчетных| |бюджетного |бюджетной |форм, их соответствие информации| |учреждения |отчетности |бухгалтерских регистров и | | | |установленным требованиям | | | |бюджетного учета | L—————————————————+—————————————+————————————————————————————————— В бюджетных учреждениях наиболее значимыми являются вопросы проверки сметы расходов. Контрольные мероприятия аудитора по проверке сметы расходов можно представить в табл. 3.
Таблица 3
Реестр контрольных мероприятий статей расходов
—————————————————T————————T—————————————————T————————————————————¬ | Учреждение | Статья | Экономическое | Комментарии | | | | состояние | | +————————————————+————————+—————————————————+————————————————————+ |Проверяемое |Статья |Излишне |Ошибки, указанные | |подведомственное|расходов|запланировано, |аудитором, действия | |учреждение | |недорасход, |по устранению ошибок| | | |перерасход | | | | |денежных средств | | L————————————————+————————+—————————————————+————————————————————— Аудитор составляет реестр для отражения использования бюджетных средств. Анализируя ситуацию, получает объяснения у ответственных лиц, делает свои выводы по поводу ошибок и их устранения. Аудит достоверности отчетности по статьям расходов целесообразно начинать с проверки обоснованности смет на содержание бюджетного учреждения. Проверку обоснованности сметы расходов бюджетного учреждения целесообразно представить в виде разработанной в ходе исследования табл. 4.
Таблица 4
Аудит обоснованности сметы расходов бюджетного учреждения
—————————————————————————————————————————————————————————————————¬ | Расчет к смете | +————————————————————————————————————————————————————————————————+ | Общие сведения | | Территориальный округ | | (наименование учреждения) | +———T————————————————————————————————————————————————————————————+ | 1.|Общая кубатура всех строений по наружному обмеру ____ куб. м| | 2.|Внутренняя площадь здания _______ кв. м | | 3.|Количество групп, в них детей: | | 4.|в т.ч. ясельных групп, в них детей: | | 5.|Рабочие дни учреждения: | | 6.|Количество дето—дней: | | 7.|Количество классов, в них учащихся: | | 8.|Количество ГПД, в них учащихся: | | 9.|Количество освобожденных ГПД, 17,5%: | |10.|Количество штатных единиц: | |11.|Лимит потребления электроэнергии (кВт/ч): | |12.|Потребление теплоэнергии по договору (Гкал): | |13.|Водоснабжение: вода ____ куб. м, стоки ______ куб. м | |14.|Количество телефонных точек: | +———+————————————————————————————————————————————————————————————+ | Проверка правильности расчета расходов по смете бюджетного | | учреждения | +——————————————————————————T———————————————T———————————T—————————+ | Экономическая |Расчет плановых| Сумма |Замечания| | классификация расходов, | расходов |(тыс. руб.)| аудитора| | наименование статей | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ | 1 | 2 | 3 | 4 | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |211 — заработная плата | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |212 — прочие выплаты | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |прочие текущие расходы | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |оплата льгот по | | | | |коммунальным услугам | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |213 — начисления на оплату| | | | |труда | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |221 — услуги связи | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |222 — транспортные услуги | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |командировки | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |транспортные услуги | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |223 — коммунальные услуги:| | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |оплата тепловой энергии | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |оплата электрической | | | | |энергии | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |оплата водоснабжения | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |224 — арендная плата за | | | | |пользование имуществом | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |225 — услуги по содержанию| | | | |имущества: | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |оплата содержания | | | | |помещения | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |СЭС | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |вывоз мусора | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |замер сопротивления, | | | | |заправка огнетушителей | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |прочие коммунальные услуги| | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |ремонт оборудования | | | | |и инвентаря | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |текущий ремонт зданий | | | | |и сооружений | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |226 — прочие услуги: | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |страхование транспортных | | | | |средств | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |прочие текущие расходы | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |310 — увеличение стоимости| | | | |основных средств: | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |мягкий инвентарь | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |прочие расходные материалы| | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |320 — увеличение стоимости| | | | |нематериальных активов | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |340 — увеличение стоимости| | | | |материальных запасов: | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |медикаменты | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |продукты питания | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |горючес—мазочные материалы| | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |прочие расходные материалы| | | | |и предметы снабжения | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |290 — прочие расходы | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |подписка | | | | +——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————+ |учебные пособия | | | | L——————————————————————————+———————————————+———————————+—————————— Таблица состоит из двух частей. В первой части "Общие сведения" дается подробное описание учреждения, его технические данные (кубатура строений по наружному обмеру и внутренняя площадь здания), школа и сады должны дать о себе данные о комплектации классов и детей в садах, в том числе в старших группах и яслях, дать данные о количестве дето-дней, также режим работы учреждения, количество оказываемых коммунальных услуг по договору. На основе показателей, указанных в "Общих сведениях", формируется вторая часть "Проверка правильности расчета расходов по смете бюджетного учреждения". Она разделена на три столбца. Первый столбец "Экономическая классификация расходов, наименование статей" составлен по новой бюджетной классификации с учетом расходов, относящихся к этой статье. Во второй столбец "Расчет плановых расходов" забиваются расчеты по планируемым статьям. Третий столбец "Сумма" указывает итоговую сумму по статье расходов. Четвертый столбец аудитор заполняет в виде замечаний-пожеланий по проверяемым расчетам. Переход организаций социальной сферы на новый план счетов требует проработки вопросов аудита учетного процесса в соответствии с новой инструкцией. Применение в практике аудита представленных в исследовании предложений позволит обеспечить аудитора инструментами проверки и улучшить качество ее проведения.
А.Е.Суглобов К. э. н., профессор Государственного университета управления, заслуженный экономист РФ Подписано в печать 03.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |