![]() |
| ![]() |
|
Новый вариант правительственного законопроекта "Об официальном бухгалтерском учете" почти подготовлен ("Налогообложение, учет и отчетность в инвестиционной и управляющей компаниях", 2006, N 2)
"Налогообложение, учет и отчетность в инвестиционной и управляющей компаниях", 2006, N 2
НОВЫЙ ВАРИАНТ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ЗАКОНОПРОЕКТА "ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ" ПОЧТИ ПОДГОТОВЛЕН
Факт внесения в Государственную Думу депутатами А.В. Бурениным и И.Н. Игошиным проекта закона "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности" (далее - Федеральный закон) не остался незамеченным разработчиками альтернативного правительственного документа. И на прошедшем в Государственном Кремлевском Дворце VII Международном форуме бухгалтеров и аудиторов директор Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Министерства финансов РФ Л.З. Шнейдман представил последний вариант законопроекта "Об официальном бухгалтерском учете", который готовится для внесения в парламент от имени Правительства РФ.
Ссылаясь на статью 71 Конституции РФ...
Ссылаясь на трактовку ст. 71 Конституции РФ Конституционным Судом РФ, Л.З. Шнейдман подчеркнул, что в соответствии с ней закон о бухгалтерском учете должен решать две задачи. Во-первых, он должен вводить механизм реализации права заинтересованных лиц на получение надежной, объективной и полезной информации о деятельности хозяйствующих субъектов. А во-вторых, закон должен определять ту систему регулирования бухгалтерского учета, которая позволит выполнить первую задачу. Что касается самого текста законопроекта, то в нем отмечено, что его целями являются защита прав и законных интересов граждан, организаций и государства путем установления единых требований к официальному бухгалтерскому учету, а также создание правового механизма для его регулирования. Рассмотрим сферу действия предлагаемого законопроекта.
Федеральный закон распространяется на организации, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, а также на находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, а также находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, могут вести учет доходов и расходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, вместо бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов ведут в соответствии с Федеральным законом бухгалтерский учет исполнения соответствующей сметы доходов и расходов, а также исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета имущества, переданного в доверительное управление, а также при ведении одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц бухгалтерского учета общего имущества товарищей, если это не противоречит предмету соответственно договора доверительного управления имуществом и простого товарищества. К отношениям, возникающим при составлении консолидированной финансовой отчетности, Федеральный закон применяется постольку, поскольку иное не установлено Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности". К отношениям, возникающим при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, Федеральный закон применяется постольку, поскольку иное не установлено Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".
Об общих требованиях к экономическим субъектам
Заслуживают внимания и многие положения главы минфиновского законопроекта, регламентирующей общие требования к бухгалтерскому учету. В соответствии с этой главой объектами бухгалтерского учета являются: - активы (имущество, в том числе имущественные права, информация, результаты интеллектуальной деятельности, деловая репутация, личные неимущественные права) экономического субъекта; - обязательства экономического субъекта; - другие источники финансирования деятельности экономического субъекта; - доходы экономического субъекта; - расходы экономического субъекта; - факты хозяйственной жизни экономического субъекта. Учетную политику экономического субъекта составляет совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая им. Экономический субъект (за исключением экономических субъектов в бюджетной сфере) самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и соответствующими нормативными правовыми актами органов государственного регулирования, а также стандартами органов негосударственного регулирования бухучета. В случае если по конкретному вопросу национальными стандартами не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то экономический субъект самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из общих требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете или национальных стандартов. Учетная политика для экономических субъектов в бюджетной сфере формируется Министерством финансов РФ. В соответствии с законопроектом изменение учетной политики допускается при следующих обстоятельствах: - при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования; - при разработке или избрании экономическим субъектом новых способов ведения бухгалтерского учета; - при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики, по мнению авторов законопроекта, должно производиться, как правило, с начала отчетного года.
На основании первичных учетных документов
Бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных документов, которые должны содержать следующие обязательные реквизиты: - наименование документа; - дату составления документа; - наименование экономического субъекта, составившего документ; - содержание факта хозяйственной жизни; - величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием соответственно натурального и (или) денежного измерителя; - наименования должностей лиц, ответственных за свершившийся факт хозяйственной жизни и (или) правильность его оформления; - подписи лиц, ответственных за свершившийся факт хозяйственной жизни и (или) правильность его оформления. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме. Если первичный учетный документ составлен в электронно-цифровой форме, экономический субъект обязан изготовить за свой счет копии такого документа на бумажном носителе по требованию другого экономического субъекта, имеющего непосредственное отношение к факту хозяйственной жизни, оформленному таким документом, а также по требованию органов, осуществляющих контроль и надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры. В первичном учетном документе допускаются санкционированные лицами, составившими этот документ, исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления и подписи лиц, составивших этот документ. В случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы изымаются, экономический субъект вправе в присутствии представителя органа, проводящего изъятие первичных учетных документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
В интересах выявления реальных активов и обязательств
Экономический субъект обязан проводить инвентаризацию активов и обязательств. При этом выявляется их фактическое наличие, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации активов и обязательств обязательно. Случаи, когда проведение инвентаризации активов и обязательств обязательно, устанавливаются законодательством Российской Федерации и национальными стандартами. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.
Регистры бухучета несовместимы с неаккуратностью и безответственностью
Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации, накоплению и обработке в регистрах бухгалтерского учета. Регистр бухгалтерского учета должен содержать следующие обязательные реквизиты: - наименование регистра; - наименование экономического субъекта, составившего регистр; - дату начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр; - хронологическую и (или) систематическую группировку фактов хозяйственной жизни; - величину денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием денежного измерителя; - наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра; - подписи лиц, ответственных за ведение регистра. Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме. В случае если регистр бухгалтерского учета составлен в электронно-цифровой форме, экономический субъект обязан изготовить за свой счет копию такого регистра на бумажном носителе по требованию органов, осуществляющих контроль и надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры. В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления и подписи лиц, ответственных за ведение регистра. В случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации регистры бухгалтерского учета изымаются, экономический субъект вправе в присутствии представителя органа, проводящего изъятие регистров, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.
Принципиальные положения о бухгалтерской (финансовой) отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год. Экономический субъект составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и других структурных подразделений экономического субъекта независимо от их местоположения. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации. Бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта. Бухгалтерская (финансовая) отчетность, подлежащая обязательному аудиту, должна публиковаться вместе с аудиторским заключением, выданным аудиторской организацией (индивидуальным аудитором). В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическим субъектом не может быть установлен режим коммерческой тайны. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческих организаций и общественных объединений, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств, предоставленных некоммерческой организации, и приложений к ним. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов в бюджетной сфере устанавливается Министерством финансов Российской Федерации. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) устанавливается Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Отчетным годом является период с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица. Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно. В случае если государственная регистрация экономического субъекта произведена после 1 октября, первым отчетным годом является, как правило, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно. Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно. Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.
Отчетность при реорганизации или ликвидации юридического лица
Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица таковы. 1. Последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация вновь возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации. При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты внесения такой записи. 2. Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). 3. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). 4. Первым отчетным годом для вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно. 5. Вновь возникшее в результате реорганизации юридическое лицо должно сформировать первую бухгалтерскую (финансовую) отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации. 6. Первая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица). А вот каковы особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица. 1. Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи. 2. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом. 3. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица. 4. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.
В интересах государственного информационного ресурса
В соответствии с законопроектом Минфина коммерческие и некоммерческие организации, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением бюджетных учреждений, представляют по одному обязательному экземпляру такой отчетности органу государственной статистики по месту государственной регистрации. Обязательный экземпляр составленной экономическим субъектом годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к нему, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен. Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правила пользования государственным информационным ресурсом (включая плату за пользование) устанавливаются Правительством РФ.
Об органах регулирования бухгалтерского учета
Что касается регулирования бухучета, то, по мнению представителей Минфина, оно должно осуществляться органами как государственного, так и негосударственного регулирования. Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, а также иные органы, которым федеральными законами предоставлено право регулировать бухгалтерский учет. Органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета должны быть саморегулируемые организации аудиторов, бухгалтеров, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также другие саморегулируемые и некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета. Для осуществления своих функций органы государственного регулирования бухгалтерского учета издают нормативные правовые акты, обязательные для применения и исполнения экономическими субъектами. Функции уполномоченного федерального органа таковы: - утверждение национальных стандартов; - организация экспертизы проектов национальных стандартов; - обеспечение соответствия национальных стандартов уровню развития национальной экономики, науки и практике бухгалтерского учета, а также потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности; - утверждение порядка учета национальных стандартов и ведение такого учета; - представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета. Национальные стандарты содержат, как правило, следующее: - признаки отнесения отдельных объектов к активам, обязательствам, другим источникам финансирования деятельности экономического субъекта, доходам, расходам, фактам хозяйственной жизни, а также порядок классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их из бухгалтерского учета; - допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета; - порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета; - общие требования к учетной политике экономического субъекта, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, проведению инвентаризации активов и обязательств; - план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения; - состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках; - состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности; - состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней; - состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней. Уполномоченный федеральный орган может утверждать национальные стандарты, устанавливающие специальные требования к бухгалтерскому учету экономических субъектов в бюджетной сфере, включая план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения. Для проведения экспертизы проектов национальных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается экспертный совет по стандартам бухгалтерского учета. В его состав на паритетных началах включаются представители органов государственного и негосударственного регулирования бухгалтерского учета, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор на страховом рынке, а также представители науки. Порядок создания и деятельности экспертного совета по стандартам бухгалтерского учета утверждается уполномоченным федеральным органом. Заседания экспертного совета проходят открыто. Органы негосударственного регулирования бухгалтерского учета осуществляют следующие функции: - разрабатывают проекты национальных стандартов; - участвуют в экспертизе проектов национальных стандартов; - обеспечивают соответствие проекта национального стандарта уровню развития науки и практике бухгалтерского учета, а также международному стандарту, на основе которого разработан проект национального стандарта; - разрабатывают проекты отраслевых стандартов; - разрабатывают и принимают свои стандарты в области бухгалтерского учета, а также иные документы по организации и ведению бухгалтерского учета; - обобщают практику применения национальных и отраслевых стандартов и разрабатывают предложения по их совершенствованию; - участвуют в соответствии с правилами международных организаций в разработке международных стандартов. Стандарты, а также иные документы по организации и ведению бухгалтерского учета, принимаемые органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, содержат рекомендации по применению национальных и (или) отраслевых стандартов. Стандарты, а также иные документы по организации и ведению бухгалтерского учета, принимаемые органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, применяются экономическими субъектами на добровольной основе. Организация, заинтересованная принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, приобретает статус органа негосударственного регулирования бухгалтерского учета после аккредитации в уполномоченном федеральном органе.
Отражая позицию Минфина
Выступая на VII Международном форуме бухгалтеров и аудиторов, Л.З. Шнейдман отметил, что предназначение закона в том, чтобы установить минимально необходимые требования к учету. Говоря об учете, он имел в виду, по его словам, и учетный процесс, и бухгалтерскую отчетность. Кроме того, часть закона должна быть посвящена органам и процедурам регулирования учета. Причем объектом регулирования являются не все составляющие бухгалтерского учета, а официальный бухгалтерский учет. Под официальным бухгалтерским учетом понимается та часть системы, которая формирует информацию, представляемую во внешнюю среду, на рынок. Ибо вопрос, связанный с гарантиями, конечно же, касается внешних пользователей. Не смог в своем выступлении представитель Минфина удержаться от того, чтобы не ответить критикам термина "официальный бухгалтерский учет". В последнее время, по его словам, стало просто-таки моветоном в выступлении или статье о законопроекте не раскритиковать этот термин. При этом с нескрываемой иронией обычно задается вопрос: "А что, бывает и неофициальный бухгалтерский учет?" "Критики законопроекта, имеющие, судя по всему, большее отношение к филологии, чем к бухгалтерии, пытаются даже разглядеть в понятии "официальный бухгалтерский учет" некую связь с понятием "незаконные бандформирования", - подчеркнул Л.З. Шнейдман. - Рискую дать пищу для новых филологических изысканий таких критиков, но отмечу: да, существует не только официальный, но и неофициальный бухгалтерский учет. Только речь идет совсем не о "черной" бухгалтерии, как кому-то может показаться, а о том, что бухгалтерия готовит информацию как для внешних, так и для внутренних пользователей. О чем, кстати, говорит и сегодняшний закон о бухгалтерском учете. Если следовать терминологии Конституции РФ, та часть бухгалтерии, в которой представлена информация для внешних пользователей и которая потому подлежит внешнему регулированию, обозначена термином "официальный бухгалтерский учет". Тем самым уже в названии закона четко очерчивается сфера его действия, а главное, исключаются всякие основания для попыток с помощью этого закона вмешаться во внутренние дела юридического лица. Благозвучен ли этот термин? Всем ли нам он нравится? Традиционен ли он для российской бухгалтерии? Скорее всего, не на все эти вопросы можно дать утвердительный ответ. Но надо ли из-за этого отходить от уже существующего в правовом поле термина? Думается, что нет. Кстати, филологам от бухгалтерии следовало бы знать, что использование данного термина не есть российское уникальное явление в международной практике", - резюмировал Л.З. Шнейдман. Итак, законопроект должен устанавливать основные требования к учету. Они касаются только юридически значимых вопросов построения учетного процесса. При определении круга таких требований в Минфине исходили из того, что исполнение их должно быть необходимым и достаточным условием формирования надежной, полезной, достоверной финансовой информации о деятельности и состоянии организации. В связи с этим закон должен определить, какая информация подлежит бухгалтерскому учету. Закон должен устанавливать обязательность ведения бухгалтерского учета. В данном случае имеется в виду учетный процесс. Вряд ли есть смысл объяснять профессионалам, что если не ведется бухгалтерский учет, то говорить о достоверной, надежной, полезной бухгалтерской отчетности, по меньшей мере, наивно. Ведь если в течение года всю документацию складывать в мешки, а потом сформировать из нее бухгалтерскую отчетность, вряд ли мы получим надежную и достоверную информацию. Закон поэтому и должен обеспечивать юридическую доказательность первичной учетной документации. Это необходимо и для целей надзора, и для судебных разбирательств. В этом отношении закон должен фиксировать требования, которые обеспечат непрерывность процесса учета, юридическую доказательность записей в нем и показателей бухгалтерской отчетности. То же самое касается и вопросов учетных регистров, и основ подхода к формированию денежной оценки имущества, подхода к формированию бухгалтерской или финансовой отчетности. Вместе с тем, формулируя требования к учету, закон ни в коей мере не должен устанавливать какие-либо ограничения на подходы к реализации этих требований. Организация учетного процесса (или, как это сегодня называется, учетная политика) должна быть прерогативой самого хозяйствующего субъекта. Из закона о бухгалтерском учете следует исключить все положения, хоть в малейшей степени ограничивающие свободу организаций в постановке учета. Именно поэтому признаны нецелесообразными нормы действующего закона в отношении унифицированных форм первичной учетной документации, типовых форм учетных регистров, обязательности применения бумажных технологий, а также порядка подписания документов и отчетности, порядка проведения инвентаризации и ряд других. Вторая составляющая нового закона - это система регулирования бухгалтерского учета. Исходя из того понимания роли и значения бухгалтерского учета, о котором говорилось выше, при подготовке законопроекта первым делом были определены принципы регулирования бухгалтерского учета. Они были выработаны совместными усилиями профессионального сообщества и деловых кругов в ходе достаточно долгой дискуссии. Среди этих принципов - единство требований к учету, соответствие национальных стандартов потребностям пользователей и уровню развития науки и практики бухгалтерского учета, упрощенный порядок учета для малого бизнеса, применение международных стандартов в качестве основы национальных стандартов, обеспечение условий для единообразного применения стандартов. Л.З. Шнейдман обратил особое внимание на принцип соответствия национальных стандартов потребностям пользователей и уровню развития науки и практики бухгалтерского учета. Он подчеркнул, что мы должны в полной мере отдавать себе отчет в том, что развитие бухгалтерии должно происходить в тесной связи с изменениями общей экономической ситуации в стране. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета, равно как и форсирование изменений в бухгалтерии вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов. Любое забегание вперед может привести к снижению качества финансовой информации в экономике и ослаблению финансовой дисциплины.
У депутата Госдумы иной взгляд
Познакомившись с последней версией минфиновского законопроекта "Об официальном бухгалтерском учете", которая была представлена на форуме бухгалтеров и аудиторов, депутат Государственной Думы А.В. Буренин пришел к выводу, что этот документ не только принципиально не улучшает, но даже ухудшает ту ситуацию, которая сложилась на сегодняшний момент в сфере бухучета и финансовой отчетности. В нашей стране отвечать за финансовую отчетность должен орган, который несет ответственность за развитие биржевых рынков, за защиту прав инвесторов в том числе. Этот орган - Федеральная служба по финансовым рынкам России. Отвечать за финансовую отчетность, безусловно, не должен орган, выполняющий фискальную функцию, а именно Минфин. Иначе мы вновь получим конфликт интересов между финансовой и налоговой отчетностями, который всегда решается в пользу государства, то есть налоговой отчетности. К сожалению, по мнению депутата, из содержания законопроекта "Об официальном бухгалтерском учете" следует, что таким органом опять станет Минфин. Более того, в законопроекте жестко не прописаны разграничения между финансовой и налоговой отчетностью. Его авторы, видимо, не понимают, что пока мы четко не разделим финансовую и налоговую отчетность, никакой финансовой отчетности, отражающей реальное экономическое содержание хозяйствующих субъектов, в нашей стране не будет. Теперь несколько слов о системе регулирования. Предусматривается ли передача полномочий органу, который реально заинтересован в том, чтобы финансовая отчетность и бухучет развивались в рамках свободного экономического режима, то есть негосударственному органу? По сути не предусматривается. В законопроекте ему передана функция внесения рекомендаций. Однако сегодня любой человек, любая организация могут порекомендовать органам госвласти все, что угодно. Но в законопроекте не прописано никаких обязательств госорганов следовать этим рекомендациям. Более того, круг негосударственных организаций, которые могут принимать участие в данном процессе, по сути ограничен саморегулируемыми организациями (СРО), которых еще практически нет. По мнению А.В. Буренина, не стоит себя тешить надеждой на то, что предусмотренное законопроектом формирование экспертного совета с неясными функциями при Минфине решит наиболее острые проблемы, стоящие перед национальной системой бухучета и финансовой отчетности. Ведь сейчас практически при каждом ведомстве создаются такие экспертные советы. И для этого совсем не нужно принимать новые законы: у каждого министерства и так есть право создавать экспертные организации. Не обеспечивает минфиновский законопроект и отделение финансовой отчетности от налоговой. Этот вопрос пока весьма далек от своего решения. Сейчас много говорится о том, что нужно переходить на международные стандарты по содержанию, сохраняя при этом национальные особенности. Однако взаимоотношения между международными и национальными стандартами в минфиновском законопроекте, считает парламентарий, не прописаны. В нем говорится об абстрактных вещах, что позволяет сформировать любые стандарты по желанию Минфина независимо от того, что принято в мировом сообществе. Наконец, непонятны взаимоотношения между разрабатываемым законопроектом "Об официальном бухгалтерском учете" и уже принятым во втором чтении законопроектом "О консолидированной финансовой отчетности". Словом, у депутата Государственной Думы А.В. Буренина, являющегося председателем правления Фонда "Национальная организация по стандартам финансового учета и отчетности" (Фонд НСФО), довольно много претензий к содержанию минфиновского законопроекта. Хотя он не теряет надежды на то, что в конечном счете представители парламента, Правительства РФ и бизнеса сумеют все-таки найти оптимальный вариант правового регулирования сферы бухучета и отчетности. Правительство еще может существенно откорректировать минфиновский законопроект и только после этого внести его в парламент от своего имени. Вопрос в том, когда это произойдет. Но именно тогда, похоже, у российских парламентариев и появится реальная возможность на базе двух альтернативных законопроектов создать правовой документ, оптимально регулирующий отношения в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.
Е.Е.Смирнов Специальный корреспондент Издательская группа "БДЦ-пресс" Подписано в печать 03.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |