![]() |
| ![]() |
|
Коррективы в часть вторую НК РФ: с перспективой на 2007 год ("Налогообложение, учет и отчетность в инвестиционной и управляющей компаниях", 2006, N 2)
"Налогообложение, учет и отчетность в инвестиционной и управляющей компаниях", 2006, N 2
КОРРЕКТИВЫ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НК РФ: С ПЕРСПЕКТИВОЙ НА 2007 ГОД
По традиции, установившейся в последние годы, перед окончанием весенней парламентской сессии Правительство РФ вносит в Государственную Думу законопроекты с изменениями в часть вторую Налогового кодекса, которые диктуются правоприменительной практикой и имеют самое непосредственное отношение к формированию очередного бюджета страны. В текущем году в Палату российских законодателей поступило три таких правовых документа, а именно законопроект N 294445-4 "О внесении изменений в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а также о признании утратившей силу статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 126-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации", законопроект N 294451-4 "О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" и законопроект N 294450-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации".
Согласно законопроекту N 294445-4 в период с 1 января 2002 г. по 31 декабря 2016 г. налоговая база при добыче нефти определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении в соответствии со ст. 339 гл. 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. При этом предлагается установить, что в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г. налоговая ставка при добыче нефти составляет 419 руб. за одну тонну. Причем указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом Кц, характеризующим динамику мировых цен на нефть и степень выработанности участка недр. Данный коэффициент ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно по следующей формуле:
Кц = Кв х (Ц - 9) х Р / 261,
где Ц - средний за налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" в долларах США за баррель; Р - среднеарифметическое значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого ЦБ РФ. Среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого ЦБ РФ, определяется налогоплательщиком самостоятельно как среднеарифметическое значение курса доллара США к рублю Российской Федерации, устанавливаемого ЦБ РФ за все дни в соответствующем налоговом периоде. Коэффициент Кв характеризует степень выработанности запасов конкретного участка недр (Св) и рассчитывается по формуле Кв = (-3,5 х Св + 3,8) при наличии прямого учета добычи нефти на конкретном участке недр в случае, если степень выработанности запасов конкретного участка недр больше 0,8 или равна 0,8. В случае если степень выработанности запасов конкретного участка недр меньше 0,8, то Кв равен 1. При этом степень выработанности запасов конкретного участка недр рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно на основании данных утвержденного государственного баланса запасов полезных ископаемых по формуле:
Св = N / V,
где N - сумма накопленной добычи нефти на конкретном участке недр, включая потери при добыче по данным государственного баланса запасов полезных ископаемых за календарный год, предшествующий налоговому периоду, в котором происходит применение коэффициента Кв; V - начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (за исключением списания запасов добытой нефти и потерь при добыче), - сумма запасов категорий А + В + С1 + С2 по конкретному участку недр в соответствии с данными государственного баланса запасов полезных ископаемых на 1 января 2006 г. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленном порядке ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых, направляет в налоговые органы данные по нефти государственного баланса запасов полезных ископаемых на первое число каждого календарного года, включающие наименование пользователя недр, реквизиты лицензии на право пользования недрами, накопленную добычу, включая потери при добыче (N) и начальные извлекаемые запасы нефти (V) всех категорий по каждому конкретному участку недр. Данные предоставляются после выпуска государственного баланса запасов полезных ископаемых на первое число каждого календарного года, но не позднее первого числа следующего календарного года. Средний за истекший налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" определяется как сумма средних арифметических цен покупки и продажи на средиземноморском и роттердамском рынках нефтяного сырья за все дни торгов, поделенная на количество дней торгов в соответствующем налоговом периоде. Данные по средним за истекший месяц уровням цен сорта нефти "Юралс" ежемесячно доводятся через официальные источники информации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При отсутствии указанной информации в официальных источниках средний за истекший налоговый период уровень цен сорта нефти "Юралс" определяется налогоплательщиком самостоятельно. Рассчитанный в порядке, определенном настоящей статьей, коэффициент Кц округляется до четвертого знака в соответствии с действующим порядком округления. Сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, и величины налоговой базы, определяемой в соответствии с настоящей статьей.
Нововведения в дифференциации НДПИ
Законопроект N 294445-4 направлен на решение первоочередных проблем развития нефтедобывающей отрасли, в частности, на преодоление снижения темпов добычи нефти на выработанных месторождениях и создание стимулов к освоению новых месторождений. Основными целями законопроекта являются следующие: - создание условий для эффективного инвестирования в освоение нефтяных ресурсов в новых нефтегазодобывающих провинциях, нерентабельность разработки которых сегодня обусловлена необходимостью создания инфраструктуры и значительными объемами капитальных вложений, непосредственно связанными с географическими и геологическими особенностями месторождений в таких регионах; - продление срока рентабельной разработки месторождений, находящихся в исторических нефтегазоносных провинциях и характеризующихся высокой степенью выработанности и, как следствие, ростом себестоимости добычи, что обусловливает необходимость стимулирования мероприятий, направленных на более рациональное использование запасов и повышение конечного нефтеизвлечения. В целях создания стимулов для активной разработки новых месторождений предусматривается установление нулевой ставки налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) по нефти при условиях достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т на участках недр, расположенных полностью или частично в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края), и срока разработки, равного 10 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и 15 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами, при наличии прямого учета добычи нефти на конкретных участках недр. Если степень выработанности запасов месторождения (залежи) меньше или равна 0,05 и лицензия на пользование недрами была выдана до вступления в силу настоящего закона, то нулевая ставка НДПИ действует до достижения накопленного объема добычи нефти 25 млн т на участках недр, расположенных полностью или частично в Восточно-Сибирской нефтегазоносной провинции (в границах Республики Саха (Якутия), Иркутской области, Красноярского края), и срока разработки запасов участка недр, не превышающего или равного 10 годам начиная с 1 января 2007 г., при наличии прямого учета добычи нефти на конкретных участках недр. Проведенные расчеты показывают, что при одновременном применении представленных в законопроекте пороговых значений (10 - 15 лет и 25 млн т), а также регламентированном определении ресурсной базы (А + В + С1) обеспечивается максимальный эффект стимулирования и не допускается необоснованное льготирование значительных объемов нефти на начальном этапе освоения новых месторождений. Применение представленного режима льготного налогообложения стимулирует к выбору оптимальной схемы разработки месторождения, расширению ресурсной базы за счет вовлечения запасов категории С2, развитию инфраструктуры. При этом, с учетом снижения темпов добычи нефти и тенденции к снижению физических объемов добычи в традиционных регионах, применение льготного режима налогообложения не приведет к снижению налогооблагаемой базы относительно текущего времени и за счет вовлечения новых месторождений будет распространяться в среднем на 11 млн т в год на период до 2016 г. Предложенный в законопроекте механизм (формула) установления понижающего коэффициента к НДПИ при разработке месторождений со степенью выработанности выше 80% максимально соответствует росту затрат при освоении таких месторождений. В законопроекте, о котором идет речь, определено, что начальные извлекаемые запасы нефти, утвержденные в установленном порядке с учетом прироста и списания запасов нефти (кроме списания запасов добытой нефти) для новых месторождений, соответствуют сумме запасов категорий А + В + С1, а для месторождений с выработанными запасами 0,80 и более - сумме запасов категорий А + В + С1 + С2. Предполагается, что введение стимулирующих мер, о которых идет речь, повысит интерес нефтедобывающих организаций к инвестированию в разработку новых месторождений, а также к применению высокозатратных технологий, обеспечивающих продление рентабельной разработки выработанных месторождений. В перспективе все это позволит увеличить доходы бюджета Российской Федерации за счет сохранения объемов нефтедобычи в действующих и прироста объемов добычи на новых месторождениях. В Правительстве полагают, что предлагаемые меры дадут максимальный эффект в условиях применения специфической ставки НДПИ, действие которой продлевается до 2016 г. включительно.
Цена налоговых стимулов достаточно высока
Выступая в Государственной Думе, официальный представитель Правительства РФ, заместитель министра экономического развития и торговли РФ К.Г. Андросов сказал, что данный законопроект является результатом более чем годичной работы межведомственной рабочей группы, в которую входили и представители парламента. К.Г. Андросов объяснил депутатам, почему предлагается принять решение об установлении нулевой ставки НДПИ для тех лицензий, которые выданы на добычу на срок до десяти лет или на геологоразведку и добычу на срок до пятнадцати лет, и почему в качестве второго ограничителя предлагается установить натуральный показатель - 25 млн т. По его словам, данная мера "позволит минимизировать стремление некоторых нефтяных компаний развивать так называемую хищническую добычу и стремиться с использованием этой льготной ставки в течение десяти лет выкачать максимальное количество нефти. Таким образом, мы считаем, будут работать два ограничителя". Льгота по выработанным месторождениям предоставляется в законопроекте на месторождения, которые достигли степени выработанности более 80%. По технологии именно с этого объема выработанности начинает происходить существенное нарастание затрат на добычу, что делает работу на месторождениях с высокой степенью выработанности невыгодной. Нефтяные компании во многом по объективным экономическим причинам вынуждены оставлять данные месторождения. Льгота предполагает понижающую шкалу снижения коэффициента НДПИ вплоть до 30% от ставки НДПИ при достижении степени выработанности 100%. По оценкам экспертов, льгота по новым месторождениям позволит уже к 2015 г. создать стимулы для роста добычи в Восточной Сибири на основных провинциях в границах Красноярского края, Иркутской области дополнительно до 50 млн т. Поскольку данная льгота предоставляется на новую добычу, то есть на ту добычу, которой сегодня еще нет, она не приведет к возникновению выпадающих доходов из бюджета. К.Г. Андросов проинформировал депутатов о том, что по всем расчетам, которые были проведены, освоение таких месторождений, как Талаканское, Верхнечонское, Ванкорское, без предоставления нулевой ставки по налогу на добычу полезных ископаемых при сегодняшних исторически высоких ценах на нефть нерентабельно. Данные месторождения возможно осваивать только по принципу проектного финансирования. Тогда на востоке страны появятся новые рабочие места. И все это даст колоссальный импульс к развитию Восточной Сибири, сопоставимый с историческим проектом - строительством Байкало-Амурской магистрали. Касаясь выработанных месторождений, К.Г. Андросов отметил, что на сегодняшний день порядка 56 млн т нефти ежегодно добывается на тех месторождениях, которые выработаны более чем на 80%. По оценкам МЭРТ, в 2007 г. на их льготирование потребуется порядка 27 млрд руб. Но это дает уже к 2008 г. 5 - 8 млн т нефти дополнительно к сегодняшней добыче на выработанных месторождениях. При этом предприятия малого и среднего бизнеса в нефтяной сфере получат эффективные стимулы к освоению сегодня заброшенных месторождений-спутников. В заключение заместитель министра сказал, что в интересах модернизации системы налогообложения нефтяной отрасли, стимулирования нефтепереработки и повышения качества продуктов Правительство РФ предусматривает еще три меры, которые в ближайшее время будут вынесены на рассмотрение парламента. Предполагается дифференциация налога на добычу полезных ископаемых по качеству, дифференциация акцизов в зависимости от качества нефти как мера, направленная на стимулирование производства топлива более высокого качества, а также организация биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами.
На этапе второго чтения возможны поправки в законопроект
В ходе первого чтения законопроекта за его концепцию проголосовало 382 депутата (при 21 против и 1 воздержавшемся). Однако обсуждение документа показало, что парламентарии согласны далеко не с каждым его положением, а потому на этапе второго чтения предложат в него свои поправки. В частности, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Г.Я. Хор обратил внимание на то, что налоговые каникулы необходимы не только для месторождений Красноярского края, Республики Саха (Якутия) и Иркутской области. Целесообразно рассмотреть вариант льготного налогообложения ряда месторождений на шельфе Российской Федерации. По словам Г.Я. Хора, членов Комитета не смогли убедить расчеты Правительства, представленные в пояснительной записке, по поводу того, что пороговый объем добычи нефти для налоговых каникул должен составлять 25 млн т. Судя по всему, по этому вопросу еще предстоят согласования. Депутат В.М. Зубов одобрительно отозвался о мерах по стимулированию развития небольших месторождений в новых регионах. Но ему не вполне понятно, в чем логика стимулирования добычи нефти со сниженной ставкой там, где она уже добывалась. Как отметил в своем выступлении при обсуждении законопроекта депутат В.П. Никитин, налог на добычу полезных ископаемых стал дополнительным налоговым прессом, который раскручивает цены внутри Российской Федерации и для нашей промышленности, и для нашего населения через цены на бензин и другие нефтепродукты. "По сути то, что у нас происходит с ценами на бензин, - это во многом порождение нынешнего налога на добычу полезных ископаемых, который не изъял сверхприбыль, а вошел в каждую тонну нефти, полученную на любой скважине, - заявил депутат. - И с этой точки зрения, он стал частью цены и, можно сказать, оплачивается из карманов наших потребителей". С другой стороны, по словам депутата, сверхприбыль, которая получается на высокорентабельных месторождениях и которую нужно было изымать как природную ренту и за счет которой все общество могло бы получать больше общественных благ, - она как раз не изымается, она во многом уходит в эти нефтяные компании. Поэтому недополучают средства федеральный бюджет и бюджеты других уровней. Мы имеем в Российской Федерации порочный механизм приближения внутренних цен на нефтепродукты к уровню европейских и мировых цен. И пока мы не изменим принципиально, методологически вот этот механизм изъятия сверхприбыли, природной ренты, ничего не изменится. Словом, в ходе второго чтения в законопроект будут предложены коррективы самого разного плана. Но, как показывает практика последних лет, депутатское большинство примет только те поправки, которые будут согласованы с Правительством.
В целях упрощения администрирования
Законопроектом N 294451-4 предусматривается в целях упрощения администрирования изменить действующий порядок применения акцизов в отношении нефтепродуктов, за исключением прямогонного бензина. Из числа налогоплательщиков исключаются лица, совершающие операции по оптовой, оптово-розничной и розничной реализации нефтепродуктов, а признаются налогоплательщиками лица, осуществляющие производство и реализацию нефтепродуктов. В отношении прямогонного бензина сохраняются свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином. При этом законопроектом предусматривается выдача свидетельств о регистрации лицам, совершающим операции с прямогонным бензином, производителям прямогонного бензина (свидетельства на производство прямогонного бензина), а также лицам, осуществляющим производство продукции нефтехимии из приобретенного прямогонного бензина (свидетельства на переработку прямогонного бензина). Устанавливаются переходные положения по порядку уплаты акцизов после 1 января 2007 г. по нефтепродуктам, поступившим и (или) отгруженным лицам, имеющим свидетельство о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, до этой даты. В связи с ростом среднего уровня цен на потребительские товары и с учетом прогнозируемого на 2007 г. уровня инфляции законопроектом предлагается проиндексировать специфические ставки акцизов на подакцизные товары на 8,5% (за исключением нефтепродуктов и сигарет). По сигаретам предлагается более высокая индексация ставок налога - в размере 30%. Размеры ставок акцизов на нефтепродукты предлагается сохранить на действующем уровне. В целях сокращения потерь доходов бюджета от непоступления акцизов из-за занижения отпускных цен на сигареты и папиросы предлагается установить адвалорную составляющую ставку акциза в процентах от максимальной розничной цены, декларируемой налогоплательщиками в порядке, утверждаемом Минфином России. Представляя в Государственной Думе от имени Правительства РФ законопроект N 294451-4, заместитель министра финансов РФ С.Д. Шаталов обратил внимание на следующие обстоятельства. Предлагается отказаться от той системы налогообложения нефтепродуктов, которая применялась начиная с 2003 г. и предусматривала достаточно сложную схему взимания акцизов, когда налогоплательщиками являлись не только нефтеперерабатывающие заводы, но также и участники торговых цепочек, то есть те, кто осуществляет оптовую, оптово-розничную или розничную торговлю. Теперь предлагается отказаться от зачетной схемы, перейти к прежнему механизму уплаты акцизов на нефтепродукты и возложить эту обязанность исключительно на нефтеперерабатывающие заводы. В результате число налогоплательщиков значительно сократится, администрирование по этому налогу упростится. Естественно, при этом должны быть урегулированы и вопросы, связанные с межбюджетными отношениями. У нас сегодня 50% акцизов распределяется по специальным формулам между отдельными субъектами Российской Федерации и 10% акцизов поступает непосредственно в бюджеты тех территорий, где происходит реализация нефтепродуктов. С принятием нового механизма в рамках бюджетного законодательства придется уточнить, что по тем формулам, с помощью которых распределяются акцизы между регионами, должны распределяться уже не 50, а 60%. Также должны быть учтены пропорции, сложившиеся в предыдущие годы, чтобы при таком изменении акцизного налогообложения не пострадал ни один из региональных бюджетов. Не предполагается отказа от зачетной схемы уплаты акцизов только по прямогонному бензину. Это объясняется тем, что прямогонный бензин является сырьем для нефтехимической продукции. Такая схема введена лишь в этом году, она нормально работает, и в Правительстве полагают, что ее следует сохранить для того, чтобы не было дополнительного финансового обременения этого очень важного сектора экономики. С.Д. Шаталов особо остановился на акцизном налогообложении табачной отрасли. Эта тема обсуждается достаточно остро в течение уже целого ряда лет. И в Правительстве, и в Государственной Думе постоянно говорилось о том, что нужно совершенствовать систему налогообложения, переходить к взиманию акциза исходя из розничных цен. И вот именно этот механизм Правительство предлагает в законопроекте N 294451-4. В случае его принятия сохраняется комбинированная ставка. Но вот адвалорная составляющая, процентная, теперь по новой схеме должна будет взиматься исходя из максимальных розничных цен. Для того чтобы можно было администрировать эту новую конструкцию, необходимо еще внести изменения в Закон "Об ограничении курения табака" и в Кодекс об административных правонарушениях. Для чего это нужно? Вводится требование о том, чтобы максимальная розничная цена печаталась на пачке, чтобы любой потребитель эту цену видел. И должна быть напечатана дата изготовления этой продукции. Кроме того, за реализацию по ценам выше установленных производителями должны взиматься административные штрафы, соответственно, это поправки в Кодекс об административных правонарушениях. Разумеется, в связи с теми изменениями, которые предусматриваются в механизме уплаты акцизов, требуются переходные положения. Они, по мнению заместителя министра, достаточно подробно проработаны и тоже присутствуют в законопроекте.
О вопросах по поводу законопроекта N 294451-4
Комитет Госдумы по бюджету и налогам считает целесообразным при подготовке законопроекта ко второму чтению дополнительно рассмотреть ряд существенных вопросов. Во-первых, предлагается уточнить порядок выдачи и аннулирования свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с прямогонным бензином. Депутаты полагают, что для участников рынка, имеющих лицензию, возможно увеличить срок действия лицензии (свыше одного года). Во-вторых, предлагается сохранить на уровне 2006 г. ставки акцизов на вина натуральные, вина шампанские, газированные, шипучие для того, чтобы поддержать данное производство, учитывая, что на эти виды продукции в 2005 - 2006 гг. ставки акцизов не повышались. В-третьих, комитет высказался за сохранение в перечне подакцизных товаров лакокрасочной продукции, а также спирта этилового, используемого для производства этой продукции. В-четвертых, на взгляд депутатов, необходимо дополнительно рассмотреть вопрос, связанный с администрированием акцизов на сигареты и папиросы. Вопросов здесь на самом деле будет очень много, начиная от понятия марки сигарет и кончая исчислением акциза на конечную стоимость, на розничную цену, которая будет указана на пачке, потому что непонятно, из чего будет исчисляться акциз: из какой цены. К тому же необходимо доработать систему расчета акциза и НДС при переходе на новую систему. Отвечая на вопросы депутатов, С.Д. Шаталов сказал, что ежегодно, когда в бюджетном комитете Госдумы рассматриваются предложения по акцизам, возникают определенные вариации, касающиеся налогообложения разных групп алкогольных товаров. И в этом году исключения не будет. Комитет совместно с представителями Правительства рассмотрит все предложения по выравниванию акцизного налогообложения в отношении спиртосодержащей продукции и примет решение в зависимости от того, какова доля содержания спирта в этой продукции.
Подсказывает практика применения налогов
В законопроекте N 294450-4 предлагаются изменения, связанные с практикой применения налога на доходы физических лиц, единого социального налога (ЕСН), налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и земельного налога. В частности, ст. 210 НК РФ дополняется положением, предусматривающим, что средства, полученные по договорам кредита или займа, а также полученные в счет погашения заимствованных средств, не учитываются при определении налоговой базы. Для устранения пробела в законодательстве, в результате которого предусматривается определение материальной выгоды только при безвозмездном получении товаров (работ, услуг), но не учитывается возможность получения налогоплательщиком товаров (работ, услуг) по ценам значительно ниже рыночных, предлагается дополнить ст. 211 НК РФ положениями об учете материальной выгоды при частичной оплате товаров (работ, услуг) и об особенностях определения налоговой базы. В целях устранения неопределенности в отношении налоговых агентов, обязанных уплачивать налог на доходы физических лиц при совершении операций с ценными бумагами в установленный НК РФ срок, предлагается возложить обязанность уплачивать налог в месячный срок с даты окончания налогового периода не только на доверительных управляющих, но и на других налоговых агентов (брокеров и иных лиц, совершающих операции по договору в пользу налогоплательщика). Законопроектом уточняется положение ст. 217 НК РФ о нормах, в пределах которых суточные, выплачиваемые налогоплательщику за время командирования, не подлежат налогообложению. Предлагается использовать те же нормы суточных, которые утверждены Правительством Российской Федерации, применительно к налогу на прибыль организаций. Предусматривается внести изменения в ст. 219 НК РФ в части увеличения социальных налоговых вычетов на обучение в образовательных учреждениях и лечение в медицинских учреждениях Российской Федерации. В настоящее время размер каждого из таких вычетов ограничен суммой 38 тыс. руб. в год, которая без изменений применяется начиная с 2004 г. Предлагается начиная с 2007 г. установить предельный размер каждого из таких социальных вычетов на уровне 50 тыс. руб. Причем в целях стимулирования развития добровольного медицинского страхования предлагается разрешить учитывать при определении социального вычета не только фактические расходы налогоплательщиков на оплату своего лечения, но и их взносы страховым организациям по договорам добровольного личного страхования, которыми предусматривается оплата страховщиками исключительно услуг по лечению застрахованных физических лиц. В соответствии с законопроектом в перечень объектов, предусмотренный ст. 220 НК РФ, при строительстве либо приобретении которых предоставляется имущественный налоговый вычет, помимо включенных в него жилых домов, квартир или долей в них, включаются также комнаты. В Правительстве считают нужным уточнить норму ст. 228 НК РФ о налогоплательщиках, осуществляющих самостоятельное декларирование доходов, полученных по гражданско-правовым договорам от лиц, не являющихся налоговыми агентами, поскольку такими лицами могут быть не только физические лица, но и организации (например, при совершении банком платежа физическому лицу по собственному беспроцентному векселю или выплате доходов по дилерским операциям с финансовыми инструментами). В силу того что физические лица могут заключать между собой не только гражданско-правовые, но и трудовые договоры, предлагается учесть это обстоятельство в данной норме, а также включить в нее организации, не являющиеся налоговыми агентами. В соответствии с законопроектом устраняется пробел в законодательстве, возникший в связи с отменой налога с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. Это может быть достигнуто путем установления в ст. 228 НК РФ обязанности налогоплательщиков, получающих доходы в порядке наследования и дарения (в тех случаях, когда их налогообложение сохраняется), декларировать их и уплачивать налог на доходы физических лиц.
Изменения в единый социальный налог
Проектом федерального закона N 294450-4 предусматривается внести изменения и дополнения в некоторые статьи гл. 24 "Единый социальный налог" НК РФ в целях упрощения механизма исчисления и уплаты единого социального налога, устранения имеющихся неточностей и противоречий, приводящих к неоднозначному толкованию норм. В частности, предлагается внести изменение в ст. 236 НК РФ, которое исключит из объекта налогообложения у налогоплательщиков-работодателей выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением деятельности за пределами Российской Федерации. Такие выплаты, как правило, являются объектом обложения социальными отчислениями по законодательству страны пребывания физического лица - иностранного гражданина, и налоговым органам Российской Федерации поэтому крайне проблематично осуществлять налоговый контроль за налогообложением выплат, полученных иностранными гражданами за пределами Российской Федерации. Кроме того, пенсионное обеспечение по законодательству Российской Федерации не может быть предоставлено иностранным гражданам, осуществляющим деятельность за пределами Российской Федерации, так как такие лица не являются застрахованными лицами согласно российскому законодательству. То есть социальным страхованием они должны обеспечиваться по законам страны пребывания или страны, гражданами которой такие лица являются. Законопроектом предлагается включить в суммы, не подлежащие налогообложению единым социальным налогом, компенсацию издержек физического лица в связи с выполнением работ, оказанием услуг по договорам. Дело в том, что в соответствии с положениями ст. ст. 709 и 783 ГК РФ в оплату работ (услуг) по договорам включается не только вознаграждение за выполненную работу (услугу), но и компенсация издержек исполнителя по данным договорам. Вместе с тем компенсация издержек лица, выполняющего работы (услуги) по договорам, направлена на погашение расходов (документально подтвержденных), произведенных подрядчиком (исполнителем) в интересах заказчика работ (услуг), и, соответственно, не может рассматриваться в качестве оплаты самой работы. Выплаты, направленные на компенсацию издержек, не могут подлежать налогообложению единым социальным налогом. Объектом налогообложения могут быть только вознаграждения, а не все выплаты по таким договорам. В связи с этим вносится соответствующее дополнение в ст. 238 НК РФ. Налоговую льготу по единому социальному налогу, установленную ст. 239 НК РФ и применяемую в настоящее время только налогоплательщиками (работодателями) - организациями в части неначисления налога на выплаты работникам-инвалидам, предлагается распространить на налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей, также производящих выплаты в пользу своих наемных работников-инвалидов. Отчетными периодами по единому социальному налогу в настоящее время признаются первый квартал, первое полугодие и девять месяцев календарного года. При этом в соответствии с положениями ст. 243 НК РФ исчисление авансовых ежемесячных платежей производится в течение отчетного периода. Поскольку четвертый квартал не относится к отчетному периоду, то у налогоплательщиков возникают вопросы о законности уплаты в последние три месяца года ежемесячных авансовых платежей. В связи с этим вносятся изменения в ст. 243 НК РФ, согласно которым налогоплательщики будут производить исчисление ежемесячных авансовых платежей в течение всего налогового периода (календарного года), а не только отчетных периодов. Правительство предлагает внести дополнение в ст. 243 НК РФ в части установления порядка уплаты единого социального налога, а также представления форм налоговой отчетности обособленными подразделениями российских организаций, расположенными за пределами Российской Федерации. Обособленные подразделения российских организаций, расположенные за пределами Российской Федерации, имеющие баланс, расчетный счет и т.д., не могут быть поставлены на учет в российских налоговых органах. В связи с этим предлагается производить уплату единого социального налога с выплат в пользу физических лиц, занятых в таких обособленных подразделениях, по месту нахождения головной организации. В ст. 244 НК РФ устанавливается срок подачи (месяц) уточненного заявления налогоплательщиками - индивидуальными предпринимателями в случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения дохода в налоговом периоде. В целях приведения НК РФ в соответствие с недавно принятым Законом "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" предлагается внести изменения и дополнения в ст. 244 НК РФ, которые буду определять порядок исчисления и уплаты налога адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, поскольку для данной категории налогоплательщиков такой порядок пока отсутствует. Справку, представляемую в налоговые органы адвокатами, о суммах уплаченного за них адвокатскими образованиями единого социального налога предлагается представлять по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Коррективы в налог на прибыль организаций
Проектом федерального закона N 294450-4 предусматривается внести изменения в ст. 251 гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ в части освобождения от уплаты налога с сумм пеней и штрафов, списываемых с налогоплательщика в процессе проведения реструктуризации задолженности перед бюджетом. Причем действие данной нормы предлагается распространить на правоотношения, возникшие с 1 января 2005 г. В Правительстве пришли к выводу, что начиная с 2007 г. следует разрешить относить расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (в том числе не давшие положительного результата) в течение одного года, а не двух лет, как это предусмотрено ныне ст. 262 НК РФ. В соответствии с действующей редакцией ст. 274 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются доходы и расходы организаций, получающих прибыль (убыток) от сельскохозяйственной деятельности. С 1 января 2004 г. для сельскохозяйственных товаропроизводителей, не перешедших на уплату единого сельскохозяйственного налога, установлены до 2015 г. пониженные ставки налога по деятельности, связанной с реализацией произведенной и (или) переработанной ими сельскохозяйственной продукции. Учитывая, что в ст. 274 НК РФ не были своевременно внесены соответствующие изменения, возникла неопределенность с учетом при исчислении налога в отношении организаций, не являющихся сельскохозяйственными товаропроизводителями, но получающих доходы (осуществляющих расходы) от сельскохозяйственной деятельности. В связи с этим предлагается уточнить ст. 274 НК РФ. А в ст. 288 НК РФ вносится уточнение, устанавливающее срок для уведомления налоговых органов о принятом налогоплательщиком решении, касающемся выбора обособленного подразделения, через которое осуществляется уплата налога на прибыль в бюджет того субъекта Российской Федерации, на территории которого находится несколько обособленных подразделений.
Уточняются отдельные положения главы 30 НК РФ
Законопроектом N 294450-4 предусматривается уточнить отдельные положения гл. 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ, а также установить особый порядок налогообложения имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд. Согласно гл. 30 НК РФ объекты налогообложения (к которым отнесены основные средства) и налоговая база (среднегодовая стоимость имущества) формируются в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. Статьей 14 Закона "О бухгалтерском учете" установлено, что отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Налоговым периодом по налогу на имущество организаций также признается календарный год, то есть период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Однако п. 4 ст. 376 НК РФ предусматривает, что при определении среднегодовой стоимости имущества за налоговый период в налоговую базу включаются данные о балансовой стоимости имущества на 1-е число следующего за налоговым периодом месяца (то есть на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом), что не соответствует вышеназванным положениям законодательства, поскольку включает данные следующего налогового периода (в том числе и результаты производимой переоценки основных средств). В связи с этим предлагается уточнить порядок определения среднегодовой стоимости имущества, включив в расчет данные не по состоянию на 1 января календарного года, следующего за налоговым периодом, а по состоянию на последнее число календарного года, являющегося налоговым периодом (то есть на 31 декабря). В соответствии со ст. 10 Закона "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд - это обособленный имущественный комплекс, состоящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Согласно ст. ст. 11 и 15 названного Закона имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности, а права на недвижимое имущество, находящееся в составе паевого инвестиционного фонда, подлежат регистрации в соответствии с Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Раздел имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и выделение из него доли в натуре не допускается. При этом согласно ст. 15 Закона "Об инвестиционных фондах" имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, учитывается управляющей компанией на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом и, следовательно, сам по себе не может быть субъектом гражданского и налогового права. Таким образом, с учетом положений ст. 378 НК РФ налогоплательщиками по налогу на имущество организаций можно признать только учредителей доверительного управления - владельцев инвестиционных паев. Вместе с тем согласно положениям гл. 30 НК РФ объектом налогообложения признается имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств, а налоговой базой - их среднегодовая стоимость, определяемая как остаточная стоимость по данным бухгалтерского баланса. Организация - владелец инвестиционного пая учитывает свой пай в составе финансовых вложений в качестве ценной бумаги, удостоверяющей ее долю в праве собственности на имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд. Однако гл. 30 НК РФ не определен порядок расчета налоговой базы в отношении имущества, входящего в состав паевого инвестиционного фонда. В связи с тем что доля каждого конкретного владельца меняется ежедневно, так же как и состав самих собственников, не представляется возможным исчислить налоговую базу в установленном гл. 30 НК РФ порядке. В связи с этим предусматривается возложить обязанность по уплате налога в отношении имущества паевого инвестиционного фонда на управляющую компанию. В целях приведения порядка уплаты авансовых платежей в соответствие со ст. 382 НК РФ вносятся соответствующие изменения в ст. ст. 384 и 385 НК РФ, касающиеся исчисления налога на имущество организациями, имеющими обособленные подразделения, и в отношении объектов недвижимого имущества, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения.
О внесении изменений в главу 31 "Земельный налог" НК РФ
В соответствии со ст. 389 НК РФ "объектом обложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог". В то же время, как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", не учитывалось кадастровое деление территорий. В результате возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей. При этом гл. 31 НК РФ не содержит положений, регламентирующих порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований. Поэтому Правительство предлагает включить в ст. 391 НК РФ положение о порядке определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований. Согласно ст. 393 НК РФ отчетными периодами для налогоплательщиков - организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Пунктом 6 ст. 396 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего кварталов текущего налогового периода. При этом п. 3 ст. 398 НК РФ установлено, что расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Поэтому законопроектом предлагается внести изменение в п. 2 ст. 393 НК РФ, согласно которому отчетными периодами признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года. Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого же года. Вносимое законопроектом изменение в гл. 31 НК РФ предусматривает, что определение порядка доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Правительством Российской Федерации. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков. Сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков обладают органы Роснедвижимости, осуществляющие проведение государственной кадастровой оценки земель, а также ФНС России, которой эти сведения предоставляются органами Роснедвижимости. Законопроектом устанавливается, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства и индивидуального жилищного строительства, применение повышающих коэффициентов и исчисление налога начинаются с момента государственной регистрации прав на эти земельные участки.
* * *
Не исключено, что в ходе работы над правительственными законопроектами, о которых шла речь выше, во многие их статьи будут внесены те или иные коррективы, носящие в основном характер уточнений и дополнений. Но, разумеется, они уже не коснутся концептуальных положений этих правовых документов, принятых Государственной Думой в первом чтении.
И.Е.Смирнов Специальный корреспондент Издательская группа "БДЦ-пресс" Подписано в печать 03.07.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |