|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
<Комментарий к Федеральному закону от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" и Водному кодексу Российской Федерации> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 13)
"Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 13
<КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 03.06.2006 N 73-ФЗ "О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ВОДНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" И ВОДНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ>
Пред вами - подписанный Президентом РФ новый Водный кодекс. Он вступит в силу с 1 января 2007 г. Документ закрепляет приоритет госсобственности на все естественные водные объекты. Кроме того, он предусматривает другие условия получения права пользоваться ими. В частности, будет отменено лицензирование. В связи с этим в Законе от 03.06.2006 N 73-ФЗ (он вводит Кодекс в действие) установлены "переходные" положения для тех фирм, у которых уже есть лицензии на водопользование. Кстати, этот документ внес изменения и в различные законодательные акты с целью привести их в соответствие с новым Водным кодексом. Например, поправки в Налоговый кодекс уточняют определение плательщиков водного налога. Остановимся подробнее на всех новшествах водного законодательства. А также рассмотрим вопросы, которые касаются ответственности за его нарушение.
Права на водные объекты
Согласно ст. 8 нового Водного кодекса все моря, реки, озера, болота, водохранилища и другие водные объекты будут находиться в федеральной собственности. Исключение составляют пруды и обводненные карьеры. Они могут принадлежать субъекту России, муниципальному образованию, фирме или даже частному лицу. Правда при одном условии: если их собственностью является земля, на которой расположен пруд (обводненный карьер) в пределах береговой линии. Кодекс не позволяет делить подобные земельные участки, если в результате появится необходимость в разделе пруда или карьера. При этом в ст. 7 Закона N 73-ФЗ установлено, кто будет являться собственником участков, в границах которых расположен пруд или обводненный карьер, если эти земли расположены на территории разных поселений, городских округов и т.д. Так, например, участок с прудом, расположенный на территории двух поселений, будет собственностью муниципального района. А вот земля с обводненным карьером, находящаяся на территории двух субъектов России, - федеральной собственностью. Моря, реки, озера, пруды и другие поверхностные водные объекты, которые принадлежат государству или муниципальным образованиям, считаются общедоступными. Такой же статус и у береговой полосы этих объектов. В отношении каналов, а также рек и ручьев протяженностью не более 10 километров она составляет 5 метров. В остальных случаях береговая полоса равна 20 метрам. Каждый человек вправе использовать общедоступные водные объекты для личных или бытовых нужд, если, конечно, это не запрещено законом. Например, может быть установлен запрет на использование воды для питья или купания. Право использовать реки, водоемы и т.д. для нужд фирмы или предпринимателя с 1 января 2007 г. можно будет получить по договору или решению их собственника.
Лицензии будут не нужны
Действующий Водный кодекс позволяет фирмам и предпринимателям использовать водные объекты для производственных нужд только на основании лицензии. Договор водопользования заключают после ее получения. Новый Кодекс лицензирование отменяет. Со следующего года водные объекты будут передавать в пользование на основании договора или специального решения. Выбор того или другого способа предоставления в пользование морей, рек, озер и прочих водных объектов зависит от целей предполагаемого водопользования. Однако в некоторых случаях не потребуется ни договор, ни решение. Например, если водный объект предполагается использовать: - для судоходства (в т.ч. морского); - для рыболовства, рыбоводства и охоты; - для научных и учебных целей; - для забора воды судами, чтобы обеспечить работу судовых механизмов, устройств и технических средств; - для забора воды, чтобы обеспечить пожарную безопасность, предотвратить чрезвычайные ситуации или ликвидировать их последствия.
Водопользование на основании решения...
Решение о предоставлении водных объектов в пользование может быть принято, если реку или водоем предполагают использовать, в частности: - для обеспечения обороны страны и безопасности государства; - для сброса сточных (дренажных) вод; - для размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений; - для сплава леса в плотах и кошелях; - для забора воды для орошения земель сельхозназначения; - для организованного отдыха детей, ветеранов, граждан пожилого возраста, инвалидов. В зависимости от того, в чьей собственности находится водный объект, такое решение будут принимать исполнительные органы государственной власти или местного самоуправления. Но, если водный объект необходим для обеспечения обороны, решение примет Правительство РФ. Чтобы получить решение, фирме (предпринимателю) следует подать заявление. Его будут рассматривать в течение 30 дней. Принятое решение вступит в силу после его регистрации в государственном водном реестре. Правительство должно определить ведомство, которое будет вести реестр, а также утвердить порядок его ведения (п. 10 ст. 31 ВК РФ). В решении о передаче водного объекта (или его части) в пользование, помимо сведений о самой фирме (предпринимателе), должны быть приведены: - цель, виды и условия использования воды (в т.ч. объем допустимого забора); - сведения о водном объекте, в том числе описание границ, в пределах которых будет вестись водопользование; - срок водопользования. Если речь идет об использовании, например, реки для сброса сточных (дренажных) вод, то в решении должно быть еще указано место такого сброса, его допустимые объемы, а также требования к качеству воды в местах сброса. Водопользование на основании решения будет бесплатным.
...и договора
Когда цели, для которых фирма (предприниматель) собирается использовать акваторию водного объекта или забирать из него воду, не позволяют работать на основании решения или же без разрешительного документа, нужно заключать договор. Такая необходимость предусмотрена новым Водным кодексом и в случае, если водный объект, который находится в государственной и муниципальной собственности, нужен для производства электроэнергии. Договоры водопользования будут заключать исполнительные органы госвласти или местного самоуправления (в зависимости от того, кому принадлежит водный объект). Этот документ, как и решение, вступает в силу после его регистрации в государственном водном реестре. Максимальный срок, на который может быть заключен договор, - 20 лет. По истечении этого срока водопользователь имеет преимущественное право на заключение нового договора. Водопользование на основании договора является платным. За несвоевременное перечисление сумм будут взиматься пени. Их размер составляет 1/150 ставки рефинансирования Банка России (но не более 0,2%) за каждый день просрочки. Договор пользования водным объектом должен содержать: - цель, виды и условия использования водного объекта (в т.ч. объем допустимого забора воды); - сведения о водном объекте, в том числе описание границ, в пределах которых будет вестись водопользование; - срок действия договора; - размер платы за пользование водным объектом, условия и сроки ее внесения; - порядок прекращения пользования водным объектом; - ответственность сторон договора за нарушение его условий.
Кому - водный налог, а кому - водная плата
Как мы отметили, новый Водный кодекс предусматривает взимание платы за водопользование на основании договора. Ставки платы за федеральные водные объекты должно установить Правительство РФ. В отношении собственности субъектов России и муниципальных образований ее определят органы государственной власти субъектов РФ или местного самоуправления. В то же время в следующем году будет действовать и гл. 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса. В связи с этим у водопользователей может возникнуть вопрос: не придется ли платить дважды? Нет, такие опасения беспочвенны. Дело в том, что Закон, который вводит Водный кодекс, внес поправки и в Налоговый кодекс. Так, платить водный налог по-прежнему будут фирмы и предприниматели, которые осуществляют специальное или особое водопользование (ст. 333.8 НК РФ). Но ст. 333.8 Налогового кодекса дополнена п. 2. Он предусматривает, что из числа налогоплательщиков будут исключены те лица, которые станут использовать водные объекты на основании договоров (решений), заключенных (принятых) после введения в действие Водного кодекса (т.е. после 1 января 2007 г.). Несмотря на эти изменения, за фирмами и предпринимателями сохранится право водопользования на основании лицензий, выданных до введения нового Кодекса, пока не истечет срок их действия. Все это время такие организации и предприниматели должны будут платить водный налог. Однако ничто им не мешает с 1 января 2007 г. отказаться от лицензий и пользоваться водой по новым правилам. В этом случае у фирм и предпринимателей возникнет обязанность вносить плату за водопользование вместо водного налога. Сейчас сложно говорить о том, что выгоднее. Ставки новой водной платы еще не установлены. Но на данный момент, например, использование рек для лесосплава облагают водным налогом. А в соответствии с новым Водным кодексом такое водопользование можно вести на основании решений. То есть бесплатно. Поэтому фирмам и предпринимателям, которые занимаются лесосплавом, есть смысл обратиться с заявлением о предоставлении в пользование водных объектов на основании решений. После того как решение будет принято, лицензия перестанет действовать, и водный налог платить не придется.
Требования и санкции
Статья 68 Водного кодекса говорит о том, что лица, виновные в нарушении водного законодательства, будут привлекаться к административной и уголовной ответственности. Однако конкретного перечня правонарушений и ответственности за них в Кодексе нет. В то же время он предусматривает целый ряд требований к использованию и охране водных объектов. Попробуем разобраться, за что и какая ответственность может грозить собственникам и водопользователям.
Нарушения в области водопользования...
Начнем с того, что использовать водные объекты для тех целей, которые требуют разрешения, организации и предприниматели вправе лишь на основании договора или решения. В противном случае им грозит административный штраф (ст. 7.6 КоАП РФ). Для организаций его сумма составляет от 50 до 100 МРОТ (5000 - 10 000 руб.). А вот предпринимателей могут оштрафовать на сумму от 3 до 5 МРОТ (300 - 500 руб.). Такие же санкции предусмотрены и за нарушение условий водопользования. Напомним, они должны быть прописаны в договоре или решении. Если речь идет о заборе воды, то одним из условий договора или решения будет объем допустимого забора. Ответственность за превышение норматива установлена в самом Водном кодексе. Водопользователь должен будет заплатить штраф в пятикратном размере ставки платы за водопользование (п. 3 ст. 18 ВК РФ). Кроме того, за нарушение правил водопользования (например, при сбросе сточных вод) предусмотрена и административная ответственность (п. 1 ст. 8.14 КоАП РФ). Для фирм штраф в составит от 100 до 200 МРОТ (10 000 - 20 000 руб.), а для предпринимателей - от 15 до 20 МРОТ (1500 - 2000 руб.). За такие нарушения возможен и другой вид наказания: приостановление деятельности на срок до 90 дней. Также не нужно забывать, что моря, реки, озера, пруды и прочие водные объекты предоставляют в пользование для определенных целей. Использование их не по назначению может грозить потерей права водопользования по решению суда (п. 3 ст. 10 ВК РФ). Причем такие же последствия могут быть, если в период действия договора (решения) подобные объекты не используются вовсе.
...и охраны водных объектов
Основной принцип водного законодательства - приоритет охраны водных объектов. Так, водопользователи обязаны, в частности, не наносить вред окружающей среде и содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные, гидротехнические и другие сооружения, которые расположены на водных объектах (п. 2 ст. 39 ВК РФ). Вопросам, связанным с охраной рек, водоемов и прочих объектов водопользования, посвящена гл. 6 нового Кодекса. В ней, в частности, установлены запреты на сброс и захоронение в водах отходов, радиоактивных веществ, поскольку они приводят к загрязнению. За нарушение этих требований установлены административные санкции (п. 4 ст. 8.13 КоАП РФ). Так, фирма может быть оштрафована на сумму от 300 до 400 МРОТ (30 000 - 40 000 руб.), а ее должностное лицо - на сумму от 30 до 40 МРОТ (3000 - 4000 руб.). Что же касается предпринимателей, то для них штраф может составить от 15 до 20 МРОТ (1500 - 2000 руб.). Водопользователи, которые заняты сплавом леса, обязаны регулярно проводить очистку рек от затонувшей древесины. Если порядок очистки нарушит фирма, то ей грозит штраф (п. 3 ст. 8.13 КоАП РФ) в размере от 200 до 300 МРОТ (20 000 - 30 000 руб.). А вот для предпринимателей санкции за данное нарушение составляют от 10 до 15 МРОТ (1000 - 1500 руб.). Отдельно расскажем об использовании водоохранных зон. К ним относят территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ. Ширина такой зоны различается в зависимости от площади (длины) водоема. Так, в частности, для озера с акваторией менее 0,5 кв. км она равна 50 метрам. В пределах водоохранных зон, например, строить и эксплуатировать можно лишь те объекты, на которых есть очистные сооружения. За нарушения при использовании земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах также предусмотрено административное наказание (п. 2 ст. 8.12 КоАП РФ). Для фирм штраф может составить от 200 до 300 МРОТ (20 000 - 30 000 руб.), а для предпринимателей - от 20 до 30 МРОТ (2000 - 3000 руб.). Кроме того, им может грозить и приостановление деятельности на срок до 90 дней. Помимо уплаты штрафа, водопользователь должен устранить все нарушения, а также возместить причиненный вред (добровольно или по решению суда). Действующий Водный кодекс также предусматривает возмещение вреда. Правда, сейчас его оценку, если нет специальной методики, можно проводить исходя из реально понесенных затрат на восстановление водоема. Новый же Кодекс вменяет Правительству РФ в обязанность утвердить методику расчета суммы нанесенного вреда (ст. 38 ВК РФ). За "водные" нарушения может наступить и уголовная ответственность. Например, ст. ст. 250 и 252 Уголовного кодекса предусматривают наказание за нанесение "существенного вреда" в результате загрязнения вод и морской среды.
О.Е.Логинова Аудитор Подписано в печать 30.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |