|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Учет операций с театральными билетами ("Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1)
"Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1
УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ С ТЕАТРАЛЬНЫМИ БИЛЕТАМИ
Сегодня в России насчитывается несколько сотен театров. Некоторые из них имеют более чем вековую историю, а какие-то созданы совсем недавно. Их главное предназначение - творчество. Но деятельность любой творческой организации невозможна, если в ней нет бухгалтерии и не ведется учет. Очевидная специфичность театральных организаций предопределяет ряд особенностей их бухгалтерского учета. В данной статье рассмотрен вопрос об учете операций по реализации театральных билетов.
Согласно Положению о театре в Российской Федерации (далее - Положение N 329), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 25.03.1999 N 329, театр - это организация, основной деятельностью которой являются подготовка и показ спектаклей, других публичных представлений и предоставление сопутствующих услуг. Театр, как и любая другая некоммерческая организация, вправе осуществлять и предпринимательскую деятельность, но лишь для достижения целей, ради которых он создан. Таким образом, деятельность театра подразделяется на основную бюджетную (некоммерческую) и предпринимательскую. В Положении N 329 определены основные виды театральной деятельности: - создание и показ спектаклей, организация гастролей, концертов, проведение творческих вечеров, фестивалей и конкурсов; - проведение стажировок ведущими мастерами и деятелями театра; - изготовление по заказам и договорам с другими юридическими и физическими лицами предметов художественного оформления спектаклей, концертов, представлений; - подготовка, тиражирование и реализация информационно-справочных изданий, копий видеоматериалов и фонограмм, связанных с художественно-творческой деятельностью театра;
- прокат и реализация костюмов, оборудования, реквизита, бутафории, гримерных принадлежностей; - реализация сопутствующих услуг, предоставляемых зрителям театра, и другие виды деятельности, приведенные в п. 23 Положения N 329. В данный момент экономическая деятельность театра регулируется единственным законодательным документом - "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" N 3612-1 от 09.10.1992 в ред. 2005 г.
Бланки билетов
Организации и учреждения, оказывающие услуги в сфере культуры и искусства, осуществляют расчеты с населением без применения контрольно-кассовой техники, правда, при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам и утвержденных Порядком учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности. Об этом сказано в Постановлении Правительства Российской Федерации от 31.03.2005 N 171 "Об утверждении Положения об осуществлении наличных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники" (далее - Положение N 171). Формы бланков билетов установлены Приказом Минфина России от 25.02.2000 N 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" (далее - Приказ N 20н). Однако в связи с тем, что Правительством РФ утверждено Положение N 171, требования к билету, как к бланку строгой отчетности, стали жестче с целью максимально приблизить его к кассовому чеку. В данном нормативном документе установлено, что формы бланков строгой отчетности, утвержденные в соответствии с ранее действовавшими требованиями, могут применяться до утверждения форм бланков строгой отчетности согласно новым требованиям до 1 января 2007 г. Бланк билета, на основании Положения N 171, должен содержать следующие обязательные реквизиты: - сведения об утверждении формы бланка; - наименование, шестизначный номер и серия; - код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; - наименование и код организации, выдавшей бланк, по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций; - идентификационный номер налогоплательщика; - вид услуг; - единица измерения оказания услуг; - стоимость в денежном выражении; - дата осуществления расчета; - наименование должности, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, место для личной подписи, печати (штампа) организации (п. 5 Положения N 171). На бланке должны быть указаны сведения об изготовителе (сокращенное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения, номер заказа и год его выполнения, тираж) (п. 7 Положения N 171). Обратите внимание: при налоговых проверках учреждений культуры требования налоговиков к бланкам строгой отчетности вполне законны, так как Положение N 171 - действующий нормативный документ. Поэтому во избежание проблем, по мнению автора, отсутствующую информацию на театральном билете нужно указать разработанным в учреждении штампом - проштамповать существующие бланки строгой отчетности и пользоваться ими до конца года. Министерство культуры РФ Письмом от 13.04.2000 N 01-67/16-21 до учреждений культуры и искусства довело согласованные с Минфином Методические указания о порядке учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности организациями и учреждениями системы Минкультуры России (далее - Методические указания). Утвержденные в соответствии с Приказом N 20н и Положением N 171 бланки строгой отчетности печатаются типографским способом с обозначением серии и порядкового номера. Как правило, стационарные театры изготавливают комплекты билетов по числу мест в зрительном зале. Кроме того, бланки можно изготовить самостоятельно, например, на компьютере. Однако при этом необходимо соблюдать нумерацию и применять специальную программу автонумерации, которая исключает возможность повтора номера. В случае если учреждение культуры и искусства сотрудничает с распространителями, использующими автоматизированные информационные системы продажи входных билетов, следует руководствоваться Письмом Минкультуры России от 17.03.2005 N 7-01-16/08 "Об особенностях функционирования билетного хозяйства в сфере культуры и искусства Российской Федерации". Художественное оформление билетов, определение характера и содержания указанной в них информации, а также их техническое редактирование учреждение культуры и искусства производит самостоятельно.
Контроль над сохранностью бланков строгой отчетности
Руководство учреждения должно обеспечить строгий контроль над сохранностью и правильным ведением бухгалтерского учета бланков строгой отчетности. Билетные комплекты должны храниться либо в специальной кладовой, либо в сейфе под замком. Ответственность за организацию хранения билетов и абонементов в соответствии с действующим законодательством несет руководитель учреждения или другие работники по его письменному указанию. Проверка бланков строгой отчетности, хранящихся у должностных лиц, проводится одновременно с ревизией денежных средств в кассе в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Решением Совета директоров Банка России от 22.09.1993 N 40. Нереализованные билеты списываются и уничтожаются в порядке и сроки, установленные для бланков строгой отчетности приказом руководителя учреждения. Корешки бланков строгой отчетности хранятся пять лет. Изъятые из обращения билеты списываются на основании составленного комиссией акта, утвержденного руководителем учреждения. При этом к данному акту прилагаются документы (акты) об уничтожении. Кроме обязательных инвентаризаций бланков строгой отчетности, необходимо проводить внезапные контрольные проверки их наличия, правильности заполнения и использования в сроки, установленные руководством учреждения. О случаях выявленных расхождений или недостач бланков строгой отчетности главный бухгалтер должен немедленно доложить руководителю учреждения для принятия мер. Сделать это нужно в письменном виде. Копии квитанций, корешки бланков строгой отчетности, подтверждающие суммы принятых наличных денег, должны храниться в учреждении в упакованном виде в архиве или на складе в течение пяти лет.
Бухгалтерский учет операций с билетами
Основным источником доходов театральных организаций являются сборы от продажи билетов на спектакли. Бухгалтерский учет билетов, в соответствии с новой Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н, осуществляется следующим образом. Изготовленные в типографии бланки строгой отчетности принимаются по накладной и счету типографии представителем заказчика по доверенности. При приемке изготовленных бланков строгой отчетности проводится полная проверка: сличаются фактическое количество бланков строгой отчетности, их серии, номера по данным, указанным в накладных (квитанциях и т.п.). Получение бланков строгой отчетности от типографии отражается учреждением по фактической цене приобретения следующей записью: Дебет счета 2 105 06 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов" Кредит счета 2 302 22 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов". Поступившие на склад бланки строгой отчетности учитываются на счете 2 105 06 340 как прочие материальные запасы по фактической стоимости приобретения и одновременно как бланки строгой отчетности на забалансовом счете 03 "Бланки строгой отчетности на складе" в условной оценке: 1 руб. за один бланк. К счету 03 "Бланки строгой отчетности" можно ввести следующие субсчета: 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе"; 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете"; 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации"; 03-4 "Бланки строгой отчетности, не реализованные и подлежащие уничтожению". Аналитический учет бланков строгой отчетности ведется в Книге учета бланков строгой отчетности (ф. 0511819) по видам, сериям и номерам, по местам их хранения с указанием даты получения (выдачи) бланков, их количества и стоимости, а также по материально-ответственным и подотчетным лицам. На основании данных по приходу и расходу бланков строгой отчетности выводится остаток на конец периода. Книги должны быть прошнурованы и опечатаны сургучной (мастичной) печатью, а количество листов заверяется руководителем учреждения. При выдаче бланков строгой отчетности со склада вносится следующая запись по фактической стоимости каждой единицы или по средней фактической стоимости (списание материальных запасов должно быть отражено в учетной политике учреждения): Дебет счета 2 401 01 272 "Расходование материальных запасов" Кредит счета 2 105 06 440 "Уменьшение стоимости прочих материальных запасов". Одновременно бланки строгой отчетности списываются с забалансового счета 03-1 "Бланки строгой отчетности на складе" и принимаются к учету на забалансовый счет 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете". Лицо, ответственное за реализацию бланков строгой отчетности, выдает зарегистрированные бланки строгой отчетности по накладным кассиру билетной кассы, нештатным уполномоченным, городским театральным кассам для реализации. Выдача билетов уполномоченным по реализации билетов может производиться только при наличии договора подряда, заключенного между театром и уполномоченным, и договора о полной материальной ответственности. Накладная выписывается в двух экземплярах - один выдается вместе с бланками строгой отчетности, второй передается в бухгалтерию учреждения. Продажная цена на бланках билетов, как правило, не печатается, так как может различаться в зависимости от спектакля, времени, когда он демонстрируется, состава актеров, поэтому цена проставляется непосредственно перед продажей билетов. При этом на билете ставится штамп театра. При выдаче бланков строгой отчетности распространителям, с которыми заключен договор длительного характера, на сумму реализации билетов, не относящуюся к доходам текущего отчетного периода, производится бухгалтерская запись с использованием счета 0 401 04 130 "Доходы будущих периодов". По мнению автора, применять данный счет целесообразно в связи с поэтапной сдачей услуг по показу спектаклей и концертов. Бухгалтерская запись будет выглядеть следующим образом: Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" Кредит счета 2 401 04 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг". Проштампованные и зарегистрированные бланки строгой отчетности при передаче на реализацию списываются с забалансового счета 03-2 "Бланки строгой отчетности в подотчете". Одновременно производится запись на забалансовом счете 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации". Должностные лица отчитываются за полученные и использованные бланки строгой отчетности корешками квитанций, копиями кассовых ведомостей и кассовыми отчетами по отрывным билетам в день сдачи выручки. Отчеты должностных лиц служат основанием для оприходования выручки по приходному ордеру. Не возвращенные своевременно бланки строгой отчетности считаются проданными, и городская театральная касса или нештатный уполномоченный оплачивают их номинальную стоимость. Нештатные уполномоченные по реализации бланков строгой отчетности и билетные кассиры учреждения обязаны в срок, установленный приказом руководителя учреждения, сдать в кассу учреждения или перечислить на его счет вырученные деньги за реализованные бланки строгой отчетности. Сводный отчет о продаже бланков строгой отчетности по каждому спектаклю, концерту, представлению должен составляться на основании данных о регистрации бланков строгой отчетности, накладных на их отпуск для реализации, накладных на возврат непроданных бланков строгой отчетности. Сводный отчет должен поступать в бухгалтерию учреждения для проверки и обработки не позднее следующего дня после спектакля, концерта, представления при проведении их на стационаре. К этому отчету должны быть приложены корешки бланков строгой отчетности использованного комплекта в сброшюрованном виде. Признание выручки текущего отчетного периода от реализации бланков строгой отчетности оформляется по цене реализации записью: Дебет счета 2 401 04 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг". Поступление выручки от реализации билетов отражается проводкой: Дебет счета 2 201 01 510 "Поступление денежных средств учреждения на банковские счета" или Дебет счета 2 201 04 510 "Поступления в кассу" Кредит счета 2 205 03 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг". При применении электронной формы реализации бланков строгой отчетности на сумму реализации производится следующая запись: Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" Кредит счета 2 401 01 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг".
Возврат нереализованных бланков
Возврат нереализованных бланков строгой отчетности оформляется накладной и отражается по цене реализации способом "красное сторно": Дебет счета 2 205 03 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг" Кредит счета 2 401 04 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж готовой продукции, работ, услуг". Исправление способом "красное сторно" оформляется Справкой (ф. 0504833), в которой необходимо сделать ссылку на номер и дату исправляемого Журнала операций, а также обосновать внесение исправлений. Возврат нереализованных бланков строгой отчетности отражается списанием с забалансового счета 03-3 "Бланки строгой отчетности на реализации" и записью на забалансовом счете 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные". Нереализованные бланки строгой отчетности указываются в Акте о списании бланков строгой отчетности (ф. 0504816). На его основании в срок, установленный приказом руководителя учреждения, бланки строгой отчетности уничтожаются и списываются с забалансового счета 03-4 "Бланки строгой отчетности нереализованные". Рассмотрим учет реализации билетов на примере.
Пример. Театр приобрел у типографии 10 000 бланков билетов. Стоимость заказа составила 15 000 руб., НДС не начисляется. 300 билетов после оформления надлежащим образом были переданы для реализации в кассу театра. Цена одного билета на спектакль - 200 руб. Реализовано было 270 билетов, непроданные билеты были возвращены в бухгалтерию театра. Бухгалтер отразил операции следующим образом.
—————————————————————————————T————————————T————————————T—————————¬ | Содержание операции | Дебет | Кредит | Сумма, | | | | | руб. | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Получены бланки билетов от |2 105 06 340|2 302 22 730| 15 000 | |типографии | | | | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Отражено поступление бланков| 03—1 | | 10 000 | |билетов на склад | | | | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Выданы билеты в подотчет на |2 401 01 272|2 105 06 440| 450 | |штамповку | | | | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Отражено выбытие со склада | 03—2 | 03—1 | 300 | |бланков билетов | | | | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Выданы билеты |2 205 03 560|2 401 04 130| 60 000 | |распространителю на | | | | |реализацию | | | | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Отражена выдача бланков | 03—3 | 03—2 | 300 | |строгой отчетности с | | | | |подотчета на реализацию | | | | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Проданы билеты |2 401 04 130|2 401 01 130| 54 000 | |распространителем | | | | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Поступила в кассу выручка |2 201 04 510|2 205 03 660| 54 000 | |от реализации билетов | | | | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Отчитано за реализованные | | 03—3 | 270 | |бланки строгой отчетности | | | | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Отражен возврат билетов |2 205 03 560|2 401 04 130| (6 000)| |методом "красное сторно" | | | | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Отражен возврат бланков | 03—4 | 03—3 | 30 | |строгой отчетности | | | | +————————————————————————————+————————————+————————————+—————————+ |Согласно акту бланки | | 03—4 | 30 | |непроданных билетов | | | | |уничтожены | | | | L————————————————————————————+————————————+————————————+—————————— С.Гулиева Эксперт журнала "Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 30.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |