Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




<Комментарий к Федеральному закону от 03.06.2006 N 75-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и Федеральному закону от 03.06.2006 N 76-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации"> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 13)



"Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 13

<КОММЕНТАРИЙ

К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 03.06.2006 N 75-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СТАТЬЮ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

"ОБ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 03.06.2006 N 76-ФЗ

"О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

"ОБ ОСОБЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОНАХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ">

Законодатели решили поспособствовать развитию внутреннего туризма и санаторно-курортной сферы в России, повысить инвестиционную привлекательность этой потенциально прибыльной индустрии. Для этого были приняты два Закона. Один из них, Закон от 03.06.2006 N 76-ФЗ, ввел новый тип особых экономических зон - туристско-рекреационные. Он определил особенности их создания и функционирования, а также условия ведения деятельности на их территории.

Другой документ, Закон от 03.06.2006 N 75-ФЗ, распространил действие ряда налоговых льгот на фирмы и предпринимателей - резидентов туристско-рекреационных ОЭЗ. Кроме того, некоторые поправки затрагивают интересы резидентов промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ.

На отдых в особую экономическую зону!

Поправки, которые были внесены в Закон от 22.07.2006 N 116-ФЗ об особых экономических зонах, вступают в силу в начале июля этого года. Благодаря им в России теперь смогут создаваться, помимо промышленно-производственных и технико-внедренческих, туристско-рекреационные зоны.

По сравнению с первыми двумя типами особых экономических зон туристско-рекреационные ОЭЗ имеют ряд отличий, связанных с их созданием и дальнейшей работой. Так, например, они могут располагаться сразу в нескольких муниципальных образованиях, причем их возможная площадь не ограничена. Кроме того, на территории таких зон разрешено разрабатывать месторождения лечебных минеральных вод, грязей и других полезных ископаемых, которые используют для лечения и профилактики болезней. Там также можно размещать жилищный фонд, в то время как на территории других ОЭЗ это запрещено.

Важным отличием является еще и то, что на момент создания туристско-рекреационной ОЭЗ земельными участками, на которых она расположена, могут владеть или пользоваться граждане и организации. Причем на этих землях могут быть расположены объекты, например, жилищного фонда и социальной инфраструктуры, которые находятся не только в государственной или муниципальной, но и в частной собственности.

ОЭЗ нового типа могут располагаться даже на землях особо охраняемых территорий. Помимо курортов к ним относят, в частности, природные заповедники, заказники, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса).

Резидентами туристско-рекреационной ОЭЗ могут стать предприниматели и коммерческие фирмы, зарегистрированные на территории, где создана такая ОЭЗ. Для этого им необходимо заключить с Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности. Типовая форма данного документа должна быть утверждена Минэкономразвития России. Кроме того, следует ожидать и соответствующих поправок в Положение об Агентстве.

Резиденты ОЭЗ нового типа могут заниматься следующими видами деятельности:

- строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов туристской индустрии и объектов, которые предназначены для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан:

- туристской деятельностью;

- разработкой месторождений минвод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добычей;

- использованием минвод, лечебных природных ресурсов при санаторно-курортном лечении и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан;

- промышленным розливом минвод.

Фирма, которая желает получить статус резидента туристско-рекреационной ОЭЗ, должна представить в Агентство заявку с приложением пакета документов, предусмотренных п. 2 ст. 31.2 Закона N 116-ФЗ об особых экономических зонах. В их число входят, в частности, бизнес-план и подготовленное банком положительное заключение по нему. Форму бизнес-плана, а также критерии отбора банков, которые имеют право давать такие заключения, должно определить Минэкономразвития России.

В течение 10 дней после приема документов Агентство должно решить, будет ли заключено соглашение. Если решение положительное, еще 10 дней отводится на подготовку и подписание документа. И, наконец, в течение трех дней с момента оформления соглашения в реестр будет внесена запись о регистрации нового резидента туристско-рекреационной ОЭЗ.

Налоговые льготы

Для резидентов особых экономических зон предусмотрены определенные налоговые льготы. О том, на какие из них могут рассчитывать фирмы, которые ведут деятельность в промышленно-производственных и технико-внедренческих зонах, вы можете подробно прочитать на с. 82. Действие большинства льгот, установленных для них, законодатели распространили и на резидентов особых экономических зон нового типа.

Так, резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ могут пользоваться льготами по налогам на прибыль, имущество и землю. Но вот ставка ЕСН для них в отличие от резидентов технико-внедренческих ОЭЗ не снижена.

Кроме того, на фирмы, которые заключат соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности, не будет распространяться режим свободной таможенной зоны. Напомним: резидентам промышленно-производственных и технико-внедренческих зон он, в частности, позволяет ввозить импортные товары без уплаты таможенных пошлин и НДС.

Остановимся подробнее на льготах, положенных фирмам, которые заключили соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности.

Налог на прибыль

В этом году резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ вправе списывать убыток прошлых лет в полном объеме, если им, конечно, позволяет так поступить сумма полученной прибыли (п. 2 ст. 283 НК РФ). В то время как остальные фирмы, которые не являются резидентами промышленно-производственных или же туристско-рекреационных ОЭЗ, не могут уменьшать налоговую базу более чем на 50 процентов. Правда, уже в следующем году любая фирма сможет списывать убыток прошлых лет без каких-либо ограничений.

Также благодаря внесенным поправкам резиденты не только промышленно-производственных, но и туристско-рекреационных ОЭЗ имеют право на ускоренную амортизацию основных средств (п. 2 ст. 259 НК РФ). Такие фирмы могут применять к обычной норме амортизации специальный коэффициент, но не выше 2. При этом не имеет значения, к какой амортизационной группе относится основное средство и каким методом фирма начисляет по нему амортизацию.

Кроме того, организации, которые получат статус резидента ОЭЗ нового типа, так же как и другие фирмы, работающие на территории ОЭЗ, смогут в налоговом учете расходы на НИОКР списывать единовременно (п. 2 ст. 262 НК РФ). Например, организация, которая занимается разработкой месторождений минеральных вод, сможет списать подобные затраты в том периоде, когда они возникли. Причем данное правило распространяется даже на исследования и разработки, которые не дали положительного результата. Остальные же фирмы, не работающие на территории какой-либо ОЭЗ, вправе списывать затраты на НИОКР, которые принесли положительный результат, равномерно в течение двух лет после их завершения. А вот расходы на исследования и разработки, по которым результата нет, нужно относить на расходы в течение трех лет.

Закон N 75-ФЗ ввел дополнительную льготу по налогу на прибыль. Она затрагивает интересы резидентов ОЭЗ всех типов. Так, законом субъекта РФ может быть установлена пониженная ставка налога, подлежащего зачислению в бюджет региона (п. 1 ст. 284 НК РФ). При этом она не может быть ниже 13,5 процента. В действующей редакции Налогового кодекса и сейчас есть норма, которая позволяет снижать "региональную" ставку. Отличие новой льготы в том, что ее предоставляют не для фирмы в целом. По пониженной ставке можно облагать лишь прибыль, которая получена от ведения деятельности на территории ОЭЗ. Чтобы воспользоваться льготой, организации нужно вести раздельный учет доходов и расходов.

Все перечисленные поправки вступают в силу уже в июле этого года.

Налоги на имущество и землю

Резиденты туристско-рекреационных ОЭЗ, так же как и фирмы, заключившие соглашения о ведении деятельности в промышленно-производственных и технико-внедренческих ОЭЗ, могут не платить налог на имущество (п. 17 ст. 381 НК РФ). Сейчас льгота распространяется на все основные средства, которые числятся на балансе у таких фирм. Действует она в течение пяти лет с момента постановки на учет этих объектов. Однако с 1 января 2007 г. резиденты ОЭЗ всех типов смогут льготировать только те основные средства, которые были приобретены или созданы ими для ведения деятельности на территории ОЭЗ.

Что же касается земельного налога, то сейчас все фирмы - резиденты ОЭЗ могут не платить налог по предоставленным им землям (п. 9 ст. 395 НК РФ). Речь идет, конечно, только о выкупленных участках, которые находятся под построенной такими организациями недвижимостью. Ведь земли на территории ОЭЗ могут быть предоставлены лишь в аренду, а плательщиками земельного налога арендаторы не являются. Пользоваться льготой можно в течение пяти лет с момента регистрации права собственности на участок. Она будет распространяться и на фирмы (предпринимателей), которые заключили соглашение о ведении туристско-рекреационной деятельности. А вот со следующего года резиденты нового типа ОЭЗ смогут не платить земельный налог не только с тех земель, что были им предоставлены, но и с собственных участков, расположенных на территории особой экономической зоны. Если, конечно, с момента получения права собственности на такие земли еще не прошло пяти лет. Соответствующая поправка была внесена в ст. 395 Налогового кодекса.

К.О.Харитонова

Аудитор

Подписано в печать

30.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
<Комментарий к Письму Минфина России от 07.06.2006 N 03-06-01-04/129 <О начислении налога на имущество с объектов жилищного фонда>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 13) >
<Комментарий к Письму Минфина России от 24.05.2006 N 03-03-04/1/475 <Учет операций по возврату товаров>> ("Нормативные акты для бухгалтера", 2006, N 13)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.