Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Порядок подтверждения аудиторами прохождения повышения квалификации ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 7)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 7

ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ АУДИТОРАМИ ПРОХОЖДЕНИЯ

ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Минфин России Приказом N 77н <1> существенно изменил порядок подтверждения аудиторами прохождения обязательного ежегодного повышения квалификации. По всей видимости, изменения вызваны, во-первых, общей идеей о необходимости избавления государственных органов от лишних функций, а во-вторых, все более заметной ролью профессиональных аудиторских объединений в регулировании аудиторской деятельности.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Приказ Минфина России от 11 мая 2006 г. N 77н "О внесении изменений в Приказы Министерства финансов Российской Федерации от 25 апреля 2002 г. N 34н, от 29 апреля 2002 г. N 38н и от 12 сентября 2002 г. N 93н".

В настоящий момент порядок аттестации на право ведения аудиторской деятельности, которая предусмотрена ст. 15 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон об аудите), регулируется Временным положением о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 12 сентября 2002 г. N 93н, далее - Положение).

С 1 июня 2006 г. все функции по контролю за соблюдением аудиторами обязательного требования о прохождении повышения квалификации не реже одного раза в год, а также проставлению соответствующих отметок в квалификационных аттестатах аудиторов переданы из Минфина России в аккредитованные при нем профессиональные аудиторские объединения (АПАО). У самого министерства остаются полномочия по проверке действий АПАО, а также функции арбитра.

Согласно новой редакции Положения соблюдение требования о ежегодном повышении квалификации аудитор должен подтверждать в том АПАО, членом которого он является. Если же аудитор не является членом хотя бы одного АПАО - в любом из аккредитованных объединений по своему выбору.

Аудитору, который является членом двух и более АПАО, предоставляется право выбора, в какое объединение направить документы о подтверждении соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации. При этом аудитор должен письменно уведомить другие АПАО, членом которых он является, о подтверждении соблюдения требования о ежегодном повышении квалификации в избранном им АПАО.

Для подтверждения факта ежегодного повышения квалификации аудитор представляет в АПАО (п. 57 Положения):

- заявление (по форме, утвержденной Приказом N 77н и указанной в Приложении N 4 к Положению);

- оригинал квалификационного аттестата;

- документы о повышении квалификации - оригиналы или заверенные в установленном порядке (читай: нотариально) копии.

Указанные документы аудитор представляет непосредственно (самолично) в АПАО или направляет заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Некоторые АПАО пошли навстречу аудиторам, которые работают в аудиторских компаниях, и предусмотрели возможность централизованного сбора компаниями-работодателями документов о повышении квалификации, аттестатов и заявлений аудиторов, с тем чтобы все документы были представлены в АПАО единовременно.

На основании представленных аудитором документов АПАО не позднее 30 календарных дней со дня, следующего за днем получения АПАО заявления, либо заполняет оборотную сторону аттестата аудитора (именно для этого нужен оригинал) и проставляет отметку о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации, либо представляет аудитору мотивированный отказ в проставлении отметки. Такая отметка состоит из подписи руководителя АПАО или лица, уполномоченного им, оттиска печати АПАО и даты проставления отметки. Плата за проставление отметки не взимается.

Положение определяет день получения заявления следующим образом:

а) для заявления, направленного заказным почтовым отправлением, - как дату вручения почтового отправления, указанную в уведомлении о вручении;

б) для заявления, представленного в АПАО непосредственно, - как дату, указанную в отметке АПАО о принятии заявления.

Важным положением нового порядка является то, что АПАО не вправе отказать аудитору в принятии документов, даже если он не является членом данного объединения. Подобное условие, прямо определенное в п. 57 Положения, находит подтверждение и в п. 62, согласно которому отметка АПАО проставляется в порядке поступления документов независимо от того, является или не является аудитор, представивший документы, членом данного АПАО.

Согласно п. 61 Положения до проставления отметки АПАО сверяет:

- данные квалификационного аттестата аудитора с данными государственного реестра аттестованных аудиторов, аудиторских организаций и реестра лицензий индивидуальных аудиторов;

- данные документов о повышении квалификации с государственным реестром учебно-методических центров и сведениями о прохождении аудиторами повышения квалификации в этих центрах.

Чтобы аудиторские объединения могли выполнить указанное требование, Минфин России предоставляет уполномоченным лицам АПАО доступ к государственным реестрам.

Пункт 65 Положения содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа АПАО в проставлении отметки о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации:

а) представление аудитором неполного комплекта документов;

б) представление аудитором документов, не отвечающих требованиям Положения (сюда, по всей видимости, будут относиться представление незаверенных копий документов, составленного не по форме заявления и иные аналогичные упущения);

в) представление аудитором документов, содержащих недостоверную информацию либо противоречащие или не соответствующие друг другу сведения;

г) представление аудитором в составе документов аннулированного квалификационного аттестата;

д) непредставление аудитором вместе с заявлением отдельных документов о повышении квалификации, подтверждающих соблюдение требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленного ст. 15 Закона об аудите и п. п. 48 и 49 Положения.

Следует иметь в виду, что, если АПАО выдает отказ со ссылкой на пп. "а" - "в" п. 65 Положения, у аудитора есть возможность устранить причину отказа (представить полный комплект документов, надлежащим образом их заверить, составить заявление по установленной форме, устранить противоречия в представленной информации и пр.), после чего повторно подать документы в то же АПАО, которым был выдан отказ. Никаких негативных последствий для аудитора в данном случае не наступает.

Если же АПАО выдает отказ со ссылкой на пп. "г" или "д" п. 65 Положения, шансов исправиться у аудитора нет. Кроме того, при отказе со ссылкой на пп. "д" АПАО обязано в течение 15 календарных дней со дня, следующего за днем представления аудитору мотивированного отказа, направить в Минфин России информацию о таком отказе с приложением заверенной АПАО копии квалификационного аттестата аудитора.

Правда, у аудитора всегда есть возможность оспорить решение аудиторского объединения.

Положением предусмотрен порядок обжалования аудитором отказа АПАО в проставлении отметки о прохождении повышения квалификации. Аудитор, не согласный с мотивированным отказом АПАО, вправе направить в Минфин России документы, предусмотренные п. 57 Положения, вместе с копией мотивированного отказа.

Получив от аудитора документы, Министерство финансов РФ обязано установить, соответствует полученный аудитором от АПАО мотивированный отказ п. 65 Положения или нет, после чего в зависимости от результата:

- возвратить аудитору без рассмотрения полученные документы с сопроводительным письмом - при соответствии отказа п. 65 Положения;

- самостоятельно проставить отметку о соблюдении аудитором требования о ежегодном повышении квалификации - при несоответствии отказа п. 65 Положения. Отметка подписывается уполномоченным лицом Минфина России и датируется.

В заключение отметим, что все аудиторы, которые направили свои документы в Министерство финансов РФ после 1 июня 2006 г., к сожалению, получат их обратно без рассмотрения и должны будут вновь направить их уже в то АПАО, членами которого они являются.

Документы, поступившие в Минфин России до 1 июня 2006 г., будут рассмотрены министерством. Дата поступления документов, по всей видимости, будет определяться в порядке, определенном в Положении.

И.М.Цейтлин

Руководитель

юридической службы компании "ФБК"

Подписано в печать

29.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Отчетность по МСФО без трансформации: признание обязательств по выводу объектов основных средств из эксплуатации ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 7) >
Эккаунтинг: вопросы теории и практики ("Бухгалтерская отчетность организации", 2006, N 2)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.