Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Составление консолидированной финансовой отчетности по МСФО ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 7)



"Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 7

СОСТАВЛЕНИЕ КОНСОЛИДИРОВАННОЙ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ ПО МСФО

В результате слияний и поглощений создаются новые и расширяются существующие группы компаний, основанные на отношениях контроля. Компании, входящие в группы, проводят согласованную производственную, финансовую и маркетинговую политику, что дает основание рассматривать группу как единый хозяйствующий субъект. И пользователей интересует информация о финансовых показателях не отдельной компании, а группы в целом. Единственный источник такой информации - консолидированная финансовая отчетность.

Определение консолидированной отчетности

Консолидированная финансовая отчетность постепенно завоевывает свои позиции и в России. В ответ на пожелания пользователей экономической информации все большее число крупных российских компаний начинает составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность, что, в свою очередь, неизбежно ставит вопрос о разработке соответствующей нормативной базы, которая позволит обеспечить прозрачность и сопоставимость представленных в отчетности данных.

В настоящее время в российских нормативных документах консолидированная финансовая отчетность рассматривается в качестве самостоятельного вида финансовой отчетности. Подобная позиция, в частности, нашла свое отражение в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу <1> (далее - Концепция). Согласно указанному документу консолидированная финансовая отчетность представляет собой разновидность бухгалтерской отчетности и предназначена для характеристики финансового положения и финансового результата деятельности группы хозяйствующих субъектов, основанной на отношениях контроля.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Одобрена Приказом Минфина России от 1 июля 2004 г. N 180.

Однако до сих пор Минфин России не имеет четкой позиции в отношении того, как же следует именовать отчетность группы компаний, рассматриваемой в качестве единого хозяйствующего субъекта. В Методических рекомендациях <2> указанная отчетность названа сводной; в Порядке ведения сводных (консолидированных) учета, отчетности и баланса финансово-промышленной группы <3> - сводной (консолидированной); в Концепции и проекте федерального закона "О консолидированной отчетности" - консолидированной. Отсутствие единой методологической основы приводит к тому, что на практике крупные российские компании все чаще используют понятие "сводная отчетность", в то время как термин "консолидированная отчетность" используется для обозначения отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112.

<3> Утвержден Постановлением Правительства РФ от 9 января 1997 г. N 24.

В связи с этим остается актуальным вопрос разделения понятий "сводная" и "консолидированная" отчетность <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Многие специалисты считают разделение сводной и консолидированной отчетности искусственным и скорее терминологическим, чем технологическим. - Прим. ред.

Сводная отчетность в традиционном ее понимании - отчетность министерств и ведомств, основной целью которой является предоставить государству в лице соответствующих органов исполнительной власти возможность оценить результаты деятельности подчиненных организаций. Как правило, такая отчетность:

- отражает средние показатели финансово-хозяйственной деятельности определенной отрасли;

- содержит значительное количество статистических показателей. Основными методами подготовки отчетности являются статистические методы группировки и сводки (сводка по ряду показателей деятельности отрасли и группировка внутри отраслей по видам деятельности);

- является материалом для составления отраслевых и народнохозяйственных государственных планов экономического развития <5>.

     
   ————————————————————————————————
   
<5> Пучкова С.И. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: организации и консолидированные группы. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2004. - С. 151.

Консолидированная финансовая отчетность (в том числе подготовленная в соответствии с Методическими рекомендациями) адресована широкому кругу пользователей финансовой информации: инвесторам, кредиторам, аналитикам, государственным органам (например, в лице налоговой службы и службы статистики) и т.д. Цель данного вида отчетности - предоставить полную и достоверную информацию о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы компаний, необходимую пользователям для принятия обоснованных экономических решений. Отличительные черты консолидированной отчетности:

- отчетность составляется группой компаний, не являющейся юридическим лицом, в то время как каждая из компаний группы является юридическим лицом;

- все компании группы прямо или косвенно принадлежат одному собственнику (группе собственников);

- отчетность характеризует финансовое положение и финансовые результаты деятельности группы компаний как единого хозяйствующего субъекта;

- основными методами подготовки отчетности являются построчное суммирование и последующее исключение статей, характеризующих внутри- групповые операции.

Принимая во внимание существующие различия между консолидированной и сводной отчетностью, представляется целесообразным разграничить указанные понятия, сохранив термин "сводная отчетность" за отчетностью министерств и ведомств, а термин "консолидированная отчетность" - за отчетностью группы компаний, основанной на отношениях контроля. В этом случае в основе разделения будет лежать методика, применяемая в процессе подготовки отчетности. В свою очередь, разделение консолидированной отчетности по типу стандартов, в соответствии с которыми она подготовлена, может проводиться путем добавления соответствующей расшифровки в наименование отчетности.

Проект федерального закона "О консолидированной отчетности" во многом призван внести определенность в вопросы, связанные с составлением и представлением консолидированной финансовой отчетности. Согласно предложенному законопроектом порядку группы компаний должны будут ежегодно представлять консолидированную финансовую отчетность, составленную в соответствии с положениями МСФО, если головные общества указанных групп являются открытыми акционерными обществами и их ценные бумаги допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Таким образом, указанный документ предлагает рассматривать понятие "консолидированная финансовая отчетность" в терминах МСФО.

Понятие "консолидированная финансовая отчетность" в том виде, как его трактуют МСФО, требует дополнительного разъяснения, поскольку существующие литературные источники преимущественно ссылаются либо на переводной текст МСФО, в котором допущен ряд неточностей, либо на старую редакцию МСФО, утратившую силу 1 января 2005 г., в то время как новая редакция МСФО во многом изменила требования к порядку составления и представления консолидированной финансовой отчетности.

Понятие контроля при определении круга консолидации

В соответствии с абз. 2 п. 4 МСФО 27 "Консолидированная и индивидуальная (отдельная) финансовая отчетность" консолидированная финансовая отчетность представляет собой отчетность группы компаний, представленную как отчетность единой компании. При этом под группой понимается головная (материнская) компания (организация) (parent) и все ее дочерние компании (subsidiary). Для того чтобы компания была признана дочерней, необходимо, чтобы ее деятельность находилась под контролем (прямым или косвенным) другой компании, признаваемой головной. Таким образом, понятие контроля (control) является ключевым при определении круга компаний, входящих в группу, или определении круга консолидации.

В соответствии с абз. 3 п. 4 МСФО 27 контроль представляет собой полномочия головной компании по управлению финансовой и хозяйственной политикой дочерней компании с целью получения выгод от ее деятельности. Предполагается, что головная компания контролирует дочернюю, если она владеет прямо или косвенно (через другие дочерние компании) более чем половиной голосующих прав (voting power) указанной компании, за исключением отдельных случаев, когда может быть четко продемонстрировано, что такое владение не обеспечивает контроля. Контроль существует даже тогда, когда головная компания владеет менее чем половиной голосующих прав дочерней компании, если одновременно она обладает следующими полномочиями:

- по соглашению с другими инвесторами управляет более чем половиной голосующих прав дочерней компании;

- управляет финансовой и хозяйственной политикой дочерней компании на основании устава или соглашения;

- назначает и смещает большинство членов совета директоров или аналогичного органа управления при условии, что указанные органы управления осуществляют контроль за деятельностью дочерней компании;

- подает большинство голосов на заседаниях совета директоров или аналогичного органа управления при условии, что указанные органы управления осуществляют контроль за деятельностью дочерней компании (п. 13 МСФО 27).

Аналогичные признаки контроля выделяются и в российской экономической литературе, посвященной вопросам составления консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО. Однако в официальном переводе МСФО на русский язык, а также в целом ряде литературных источников английский термин voting power ("голосующие права") заменен понятием "голосующие акции".

По мнению автора, использование термина "голосующие акции" приводит к искажению смысла МСФО, поскольку в самих стандартах, в частности МСФО 27, речь идет не о любых голосующих правах головной компании. Указанные права, в свою очередь, во многом определяются организационно-правовой формой дочерней компании.

В настоящее время в Российской Федерации основными организационно-правовыми формами компаний, входящих в группу, являются акционерное общество (АО) и общество с ограниченной ответственностью (ООО).

В соответствии со ст. 96 Гражданского кодекса РФ акционерным признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. В данном случае термин "голосующие права" по сути тождествен термину "голосующие акции".

Однако указанное тождество нарушается, если речь идет об обществах с ограниченной ответственностью. Согласно определению, приведенному в ст. 87 ГК РФ, обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Следовательно, голосующие права каждого из участников ООО определяются его долей в уставном капитале. Если доля головной компании превышает 50% и нет обстоятельств, свидетельствующих о том, что подобное владение не обеспечивает контроля либо указанный контроль носит временный характер, подобное общество следует признать дочерней компанией для целей МСФО.

Очевидно, что использование термина "голосующие акции" в отношении ООО следует признать некорректным. В связи с этим предлагаем отказаться от получившего распространение термина "голосующие акции", заменив его более уместным термином "голосующие права". Использование данного термина представляется целесообразным, потому как в МСФО наряду с голосующими правами в традиционном понимании выделены еще так называемые потенциальные права голоса.

Потенциальные права голоса (potential voting rights) представляют собой подписные сертификаты, опционы на приобретение акций, а также иные долговые и долевые инструменты, которые могут конвертироваться в обыкновенные акции или другие аналогичные инструменты, обладающие потенциалом, и в случае исполнения или конвертирования дать компании право голоса или уменьшить право голоса другой стороны в вопросах, касающихся определения финансовой или операционной политики. Таким образом, наличие потенциальных прав голоса может существенно повлиять на итоговый вывод о том, находится ли компания под контролем другой компании. В связи с этим МСФО требуют, чтобы наличие и воздействие потенциальных прав голоса, которые могут быть реализованы или конвертированы в настоящее время (т.е. до наступления определенной будущей даты или будущего события), принимались в расчет при оценке того, находится ли компания под контролем другой компании. Во внимание следует принять все факты и обстоятельства, влияющие на потенциальные права голоса, за исключением намерений руководства и финансовых возможностей компании по реализации или конвертированию инструментов, обладающих потенциальным правом голоса. Несмотря на то что в российской экономике указанные инструменты не используются, вопрос о потенциальных правах может стать актуальным для любой российской компании, составляющей отчетность в соответствии с МСФО, при включении в эту отчетность данных о дочерней компании, зарегистрированной за рубежом.

Рассматривая другие признаки, говорящие о наличии контроля, несмотря на формальное отсутствие у головной компании большинства голосующих прав, следует подчеркнуть, что, как правило, ни один из указанных в п. 13 МСФО 27 признаков не встречается в чистом виде. Несмотря на то что эти признаки контроля являются не менее важными, чем наличие большинства голосующих прав, на практике им редко отводится сколько-нибудь значимая роль. Отчасти это обусловлено тем, что другие признаки контроля не всегда очевидны, что осложняет процесс их обнаружения. По мнению автора, игнорирование подобных моментов противоречит логике международных стандартов, поскольку МСФО 27 не проводит никаких различий между наличием большинства голосующих прав и другими признаками контроля, рассматривая указанные признаки как равноценные. Исходя из этого компаниям при составлении консолидированной финансовой отчетности необходимо принимать во внимание все аспекты, которые могут оказать влияние на итоговый вывод о том, находится ли другая компания под их контролем, а не только формальный признак в виде наличия большинства голосующих прав.

Дополнительные критерии

Как уже отмечалось, понятие контроля является ключевым при определении круга компаний, подлежащих консолидации. Несмотря на это, в тексте МСФО можно обнаружить целый ряд дополнительных критериев, которые также следует принимать во внимание.

Дополнительные критерии по сути представлены двумя основными блоками вопросов. Первый включает в себя разъяснения существующей практики консолидации, а второй представляет перечень возможных исключений из общего правила консолидации.

Разъяснения существующей практики консолидации

Данный блок затрагивает вопросы, связанные с консолидацией компаний, деятельность которых сильно отличается от деятельности других компаний, входящих в группу, а также компаний, которые действуют в условиях строгих долгосрочных ограничений, существенно сокращающих их способность переводить средства головной организации. Согласно сложившейся мировой практике подобные компании исключаются из числа консолидируемых компаний. Данный подход, в частности, нашел свое отражение в Седьмой директиве ЕС <6>. Позиция, закрепленная в указанном документе, основана на том, что информация, представленная в консолидированной финансовой отчетности, должна давать полное и достоверное представление о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы. Включение в отчетность данных о компании, деятельность которой существенно отличается от деятельности других компаний, входящих в группу, может привести к нарушению концепции справедливой и достоверной оценки.

     
   ————————————————————————————————
   
<6> Директива N 7 от 13 июня 1983 г. "О консолидированной отчетности".

В свою очередь, исключение из консолидированной финансовой отчетности данных о компании, действующей в условиях строгих долгосрочных ограничений, которые существенно снижают ее способность переводить средства головной организации, базируется на концепции контроля. В соответствии с положениями Седьмой директивы ЕС наличие подобных ограничений сужает возможности головной компании по контролю за деятельностью дочерней компании. Следовательно, для обеспечения полной и достоверной информации о финансовом положении и финансовых результатах деятельности группы подобную дочернюю компанию необходимо исключить из числа консолидируемых.

Отметим, что практика применения специальных правил отчасти нашла свое применение и в России. Согласно п. 7 Методических рекомендаций головная компания вправе отражать стоимостную оценку своего участия в дочерней компании, являющейся банком или иной кредитной организацией, в порядке, установленном для отражения вложений в зависимое общество. Обоснованность указанного подхода должна быть подтверждена независимым аудитором (аудиторской фирмой).

Согласно МСФО подобный подход к определению круга консолидируемых компаний недопустим. Для обоснования указанного тезиса обратимся к цели консолидированной финансовой отчетности.

В соответствии с Принципами подготовки и представления финансовой отчетности отчетность (в том числе консолидированная финансовая отчетность) должна удовлетворять потребности широкого круга пользователей в информации, необходимой для принятия обоснованных экономических решений <7>. Чтобы быть полезной, представленная в отчетности финансовая информация должна обладать следующими базовыми качественными характеристиками.

     
   ————————————————————————————————
   
<7> Framework for the preparation and presentation of financial statements, 12.

Понятность - требование того, чтобы информация предоставлялась в форме, доступной для пользователя, обладающего определенным уровнем знаний.

Сопоставимость - требование того, чтобы информация, содержащаяся в финансовой отчетности, была сопоставима во времени и сравнима с информацией, предоставленной другими компаниями. Очевидно, что базовой предпосылкой сопоставимости информации является наличие единой методологии учета и единого подхода к отражению аналогичных событий и операций как в рамках одной компании на протяжении ее существования, так и в рамках разных, не связанных между собой компаний. Поскольку МСФО в ряде случаев допускают применение различных подходов к отражению аналогичных событий и операций, информация о выбранном компанией подходе (т.е. об учетной политике компании) должна быть раскрыта в примечаниях к финансовой отчетности. Более того, при изменении учетной политики компании требуется пересчет данных финансовой отчетности за все предыдущие отчетные периоды, которые включены в отчетность текущего периода.

Уместность. Требование определяет значимость представленной в отчетности информации для экономических решений, принимаемых пользователями. Информация считается уместной, если она влияет на экономические решения пользователей и помогает им оценивать прошлые, настоящие или будущие события либо подтверждать или корректировать ранее сделанные оценки. Основным фактором, влияющим на уместность информации, является ее существенность. Существенной считается информация, отсутствие или искажение которой способно повлиять на экономические решения пользователей.

Надежность. Финансовая информация является надежной, если она не содержит существенных ошибок или пристрастных оценок и правдиво отражает финансовое положение и финансовый результат деятельности компании (группы компаний). Требование надежности зачастую дополняют такими характеристиками, как достоверность, нейтральность, осмотрительность, полнота, преобладание экономического содержания над юридической формой.

Принимая во внимание рассмотренные характеристики, можно сделать вывод, что исключение из круга консолидации компаний, деятельность которых существенно отличается от деятельности других компаний, входящих в группу, приводит к нарушению требований уместности и надежности информации, т.е. противоречит цели финансовой отчетности. В частности, следствием исключения из консолидированной финансовой отчетности данных о подобной компании является искажение итоговых показателей деятельности группы, а также искажение показателей, раскрытых в составе примечания "Информация по сегментам" (данных о межсегментных операциях; активах, обязательствах, выручке, операционных расходах, капитальных вложениях и т.д. в разрезе сегментов). Соответственно, нарушенными оказываются требования достоверности и полноты информации (требование надежности). Кроме того, если финансовые показатели компании, деятельность которой отличается от деятельности других входящих в группу компаний, являются существенными, исключение подобной компании из круга консолидации приведет к нарушению требования существенности информации (требования уместности). Несоблюдение указанных качественных характеристик в конечном счете негативно отразится на экономических решениях, принимаемых пользователями.

Вопрос, связанный с консолидацией компаний, действующих в условиях строгих долгосрочных ограничений, носит не столь однозначный характер.

До недавнего времени МСФО требовали исключать из консолидации такие компании при условии, что долгосрочные ограничения существенно снижали способности дочерней компании переводить средства головной организации. В последней редакции МСФО 27 (вступившей в силу 1 января 2005 г.) подход к консолидации компаний, действующих в условиях строгих долгосрочных ограничений, был пересмотрен: стандарт более не допускает исключения подобных компаний из консолидации. Единственным основанием для исключения является утрата контроля.

Решая вопрос о том, находится ли компания, действующая в условиях строгих долгосрочных ограничений, под контролем головной организации, следует принимать во внимание все аспекты, характеризующие возможность головной организации извлекать выгоду (в том числе в неденежной форме) от деятельности такой компании. Если по результатам проведенного анализа будет установлено, что управление финансовой и операционной политикой компании не приносит головной организации экономических выгод, можно будет говорить об отсутствии контроля над такой компанией, что, в свою очередь, будет служить основанием для исключения ее из круга консолидации.

Перечень возможных исключений из общего правила консолидации

Международные стандарты финансовой отчетности предусматривают три случая, когда дочерние компании допускается либо следует исключать из консолидации (исключения из общего правила консолидации):

- дочернюю компанию допускается исключать из консолидации, если высока стоимость предоставления информации, необходимой для процедуры консолидации, и (или) велика вероятность значительной задержки в предоставлении указанной информации;

- дочернюю компанию допускается исключать из консолидации, если показатели ее финансового положения и финансовых результатов деятельности не являются существенными для группы;

- дочернюю компанию следует исключить из консолидации, если предполагается, что контроль над ней будет носить временный характер (т.е. компания приобретена исключительно с целью ее перепродажи в течение срока, не превышающего 12 месяцев с момента приобретения, и менеджмент головной организации активно занят поисками нового покупателя).

Формально первые два из названных требований нигде не прописаны, однако они непосредственно следуют из Принципов подготовки и представления финансовой отчетности. В соответствии с указанным документом информация, представленная в финансовой отчетности, должна отвечать требованиям понятности, сопоставимости, уместности и надежности. Соблюдение перечисленных требований должно одновременно сочетаться со следующими ограничениями:

- своевременность - один из факторов, ограничивающих уместность и надежность информации. Суть его заключается в том, что в случае неоправданной задержки в предоставлении информации она может потерять свою уместность. В связи с этим при подготовке финансовой отчетности может потребоваться сбалансировать относительные достоинства своевременности с представлением надежной информации;

- баланс между затратами и выгодами - выгоды от полученной информации должны превышать затраты на ее получение;

- баланс между качественными характеристиками - нахождение баланса или компромисса между качественными характеристиками информации, когда они вступают в противоречие. Основным критерием, позволяющим достичь компромисса, должна стать цель финансовой отчетности - предоставление информации, способной наилучшим образом удовлетворить потребности пользователей для принятия ими обоснованных экономических решений.

Очевидно, что требование исключения из консолидации компаний, в отношении которых выгоды от включения их в круг консолидации превышают затраты на получение информации, необходимой для процедур консолидации, непосредственно вытекает из такого ограничения, как баланс между затратами и выгодами. В свою очередь, исключение из консолидации компаний, в отношении которых велика вероятность значительной задержки в предоставлении информации, необходимой для процедур консолидации, базируется на требовании своевременности.

Требование уместности в совокупности с требованием баланса между затратами и выгодами - определяющие факторы для исключения из консолидации данных о компании, показатели которой не являются существенными для группы в целом. Однако необходимо иметь в виду, что оценку существенности показателей финансового положения и финансовых результатов деятельности следует проводить не только отдельно по каждой дочерней компании, но и по совокупности данных обо всех неконсолидируемых дочерних компаниях. Когда в совокупности информация становится существенной, необходим соответствующий пересмотр (в сторону расширения) круга консолидируемых компаний.

Третье требование - исключать из числа консолидируемых дочерние компании, контроль над которыми носит временный характер, - непосредственно предусмотрено МСФО. Инвестиции в такие компании классифицируются как инвестиции, имеющиеся в наличии для продажи, и учитываются в соответствии с МСФО 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка".

Однако, если дочерняя компания, в отношении которой предполагалось наличие временного контроля, не будет продана в течение 12 месяцев с момента ее приобретения, ее необходимо будет консолидировать начиная с того периода, в котором она была приобретена. В этом случае потребуется соответствующий пересчет финансовых показателей группы, отраженных в отчетности за все периоды начиная с момента приобретения такой компании. Исключение может быть сделано, только когда сделка по реализации такой дочерней компании хотя и не завершена, однако ведется процесс по ее оформлению и нет оснований полагать, что данная сделка не будет завершена вскоре после отчетной даты.

Освобождение от обязанности составлять

и представлять консолидированную финансовую отчетность

Вопросы, связанные с освобождением от обязанности публиковать консолидированную финансовую отчетность, представляют наибольший интерес для компаний со сложной организационной структурой. Наличие собственных дочерних компаний у компании, входящей в группу и являющейся дочерней по отношению к другой компании, неизбежно поднимает вопрос о том, следует ли рассматривать подобную подгруппу в качестве самостоятельной группы компаний и должна ли такая подгруппа составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность. При ответе на данный вопрос Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности предпринял попытку найти компромисс между интересами головной компании, стремящейся минимизировать затраты своих дочерних компаний на подготовку финансовой отчетности, и интересами пользователей, стремящихся получить наиболее полный объем сведений о деятельности группы.

В соответствии с п. 9 МСФО 27 обязанность по составлению и представлению консолидированной финансовой отчетности возложена на головную компанию. В общем случае любая головная компания, даже если она является дочерней по отношению к другой компании, должна представлять консолидированную финансовую отчетность, в которой будут обобщены данные о финансовом положении и его изменениях, о финансовых результатах деятельности группы. Правом на освобождение от обязанности составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность может воспользоваться та головная компания, которая одновременно соблюдает следующие условия:

- является дочерней по отношению к другой компании, и владельцы доли меньшинства уведомлены и не возражают против того, что головная компания не представляет консолидированную финансовую отчетность;

- ее долговые и долевые ценные бумаги не торгуются на открытом рынке, в частности на национальной и (или) международной бирже по ценным бумагам или на рынке незарегистрированных ценных бумаг, включая местный и региональный рынки;

- не представляет финансовую отчетность комиссии по ценным бумагам или иному регулирующему органу для целей выпуска финансовых инструментов любого вида;

- компания, которая является материнской (непосредственно либо через свои дочерние компании) по отношению к данной головной компании, публикует консолидированную финансовую отчетность, подготовленную в соответствии с требованиями МСФО (п. 10 МСФО 27).

Более ранняя редакция МСФО 27 (действовавшая до 1 января 2005 г.) предусматривала всего два условия (первое и последнее в приведенном списке) для освобождения от обязанности составлять и представлять консолидированную финансовую отчетность. Очевидно, что наличие всего двух критериев, ни один из которых не являлся объективным, а относился по сути лишь к компетенции самой компании, не способствовало защите интересов пользователей финансовой информации.

Требования к раскрытию информации

В соответствии с положениями МСФО 27 полное и достоверное предоставление информации о финансовых показателях группы компаний возможно, лишь когда пользователям будет дополнительно предоставлен целый блок информации о дочерних компаниях (как консолидируемых, так и неконсолидируемых). В связи с тем что вступление в силу новой редакции МСФО привело к серьезному пересмотру требований к раскрытию информации о дочерних компаниях, представляется целесообразным сопоставить существующие требования с теми, которые действовали до 1 января 2005 г. (см. таблицу).

Информация, которая должна раскрываться

в отчетности согласно МСФО 27

     
   —————————————————————————————————T———————————————————————————————¬
   |        Редакция 2000 г.        |       Редакция 2005 г.        |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Причины, по которым дочерняя    |Информация о том, что дочерняя |
   |компания не включается в        |компания не включается в       |
   |консолидированную финансовую    |консолидированную финансовую   |
   |отчетность                      |отчетность в связи с тем, что  |
   |                                |контроль над компанией носит   |
   |                                |временный характер             |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Перечень существенных дочерних  |Агрегированные данные по всем  |
   |компаний, включая название,     |неконсолидируемым дочерним     |
   |страну регистрации или          |компаниям (представленные либо |
   |нахождения, долю участия или    |отдельно по каждой компании,   |
   |процент принадлежащих головной  |либо по группе                 |
   |компании голосующих прав, если  |неконсолидируемых компаний),   |
   |последний отличается от доли    |включая данные о суммарной     |
   |участия                         |величине активов и обязательств|
   |                                |неконсолидируемых дочерних     |
   |                                |компаний, а также об их доходах|
   |                                |и финансовом результате за     |
   |                                |период                         |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Информация о характере          |Информация о характере         |
   |отношений между головной и      |отношений между головной и     |
   |дочерней компаниями при         |дочерней компаниями при        |
   |включении в консолидированную   |включении в консолидированную  |
   |финансовую отчетность данных о  |финансовую отчетность данных о |
   |дочерней компании, если         |дочерней компании, если        |
   |головная компания владеет прямо |головная компания владеет прямо|
   |или косвенно (через другие      |или косвенно (через другие     |
   |дочерние компании) менее чем    |дочерние компании) менее чем   |
   |половиной голосующих прав       |половиной голосующих прав      |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Название компании, в которой    |Причины, по которым владение   |
   |головной компании принадлежит   |(прямое либо косвенное, т.е.   |
   |прямо или косвенно (через       |через другие дочерние компании)|
   |другие дочерние компании) более |более чем половиной голосующих |
   |половины голосующих прав, но    |прав дочерней компании не      |
   |которая не является дочерней в  |формирует контроля             |
   |силу отсутствия контроля над    |                               |
   |ней                             |                               |
   +————————————————————————————————+———————————————————————————————+
   |Влияние приобретения или        |Информация о том, что в ходе   |
   |выбытия дочерней компании на    |подготовки консолидированной   |
   |финансовое положение группы на  |финансовой отчетности была     |
   |отчетную дату, результаты       |использована отчетность        |
   |деятельности за отчетный        |дочерней компании, составленная|
   |период, а также на              |на дату, отличную от даты      |
   |соответствующие данные за       |представления консолидированной|
   |предшествовавший период         |финансовой отчетности (если    |
   |                                |такой факт имел место), с      |
   |                                |указанием даты, на которую     |
   |                                |подготовлена отчетность        |
   |                                |дочерней компании, и причин, по|
   |                                |которым для представления      |
   |                                |консолидированной финансовой   |
   |                                |отчетности и финансовой        |
   |                                |отчетности дочерней компании   |
   |                                |используются различные даты    |
   |                                +———————————————————————————————+
   |                                |Информация о характере и       |
   |                                |степени ограничений (например, |
   |                                |ограничения, вытекающие из     |
   |                                |условий кредитных соглашений;  |
   |                                |обусловленные требованиями     |
   |                                |законодательных норм), которые |
   |                                |существенно снижают способность|
   |                                |дочерней компании переводить   |
   |                                |средства головной компании     |
   L————————————————————————————————+————————————————————————————————
   

Таким образом, новая редакция МСФО 27 не меняет, а уточняет и дополняет существовавшие требования к раскрытию информации. Единственное требование, не претерпевшее изменений, - требование предоставления информации о характере отношений между головной компанией и консолидируемой дочерней компанией, в которой головная компания владеет менее чем половиной голосующих прав.

Однако некоторые изменения, на наш взгляд, можно подвергнуть критике. В частности, это касается требования о раскрытии информации о дочерней компании, если головной компании принадлежит более половины голосующих прав, но информация о дочерней компании не включается в консолидированную финансовую отчетность в силу отсутствия контроля над этой компанией. Согласно прежней редакции МСФО 27 раскрытию в консолидированной финансовой отчетности подлежало только название такой компании. Новая редакция изменяет это требование: в консолидированной финансовой отчетности не требуется раскрывать название такой дочерней компании, но следует раскрывать причины, по которым владение (прямое либо косвенное) более чем половиной голосующих прав дочерней компании не формирует контроля.

По мнению автора, подобный подход отчасти противоречит требованию полного и достоверного предоставления информации, поскольку отсутствие сведений о наименовании дочерней компании приводит к тому, что пользователи финансовой отчетности не могут в полной мере оценить характер отношений между головной и дочерней компаниями. В связи с этим представляется целесообразным наряду с раскрытием причин, по которым владение более чем половиной голосующих прав дочерней компании не формирует контроля, дополнительно раскрывать наименование такой дочерней компании.

Новая редакция МСФО 27 вводит новые требования к раскрытию информации, обусловленные изменением порядка включения в отчетность данных о дочерних компаниях, а также требования, не связанные с изменением этого порядка. Очевидно, что введение таких требований направлено, в первую очередь, на защиту интересов пользователей, поскольку предоставление подобной информации должно способствовать большей прозрачности финансовой отчетности. В частности, введение требования об отражении агрегированных финансовых показателей по неконсолидируемым дочерним компаниям уменьшает возможности манипулировать кругом консолидируемых компаний, что в конечном счете увеличивает ценность финансовой отчетности для пользователей.

Наряду с введением дополнительных требований к раскрытию информации в новой редакции МСФО не предусмотрены требования раскрытия перечня существенных дочерних компаний, а также информации о влиянии приобретения или выбытия дочерней компании на финансовое положение группы на отчетную дату, результаты деятельности за отчетный период, а также на соответствующие данные за предшествовавший период. Однако непредставление в консолидированной финансовой отчетности перечня существенных дочерних компаний приводит к нарушению требований уместности и надежности финансовой информации, что существенно снижает полезность самой отчетности.

М.В.Бочкарева

Главный экономист

отдела консолидированной отчетности

ОАО "Газпром"

Подписано в печать

29.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
...Как правильно определять с января 2006 г. налоговую базу по НДС при выполнении СМР для собственного потребления: выполненные собственными силами; выполненные как собственными силами, так и привлеченными подрядными организациями? Необходимо ли включать в облагаемую базу стоимость материалов и оборудования, приобретенных и передаваемых подрядным организациям для выполнения СМР на объектах строительства общества? ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 7) >
Отчетность по МСФО без трансформации: признание обязательств по выводу объектов основных средств из эксплуатации ("Финансовые и бухгалтерские консультации", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.