Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Новый старый патент: правила применения УСН предпринимателями на основе патента ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 13)



"Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 13

НОВЫЙ СТАРЫЙ ПАТЕНТ: ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ УСН

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ НА ОСНОВЕ ПАТЕНТА

Пунктом 12 ст. 1 Закона N 101-ФЗ <1> гл. 26.2 НК РФ, регламентирующая порядок применения налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения, дополнена ст. 346.25.1 "Особенности применения упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями на основе патента". При введении указанной статьи законодатель попытался учесть опыт упрощенной системы налогообложения, применявшейся в соответствии с Законом N 222-ФЗ <2>. Путем введения данной нормы планировалось помочь мелким предпринимателям оптимизировать налоговую нагрузку и упростить учет своей деятельности. Рассмотрим, что из этого получилось.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 101-ФЗ "О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации".

<2> Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" утратил силу с 1 января 2003 г.

УСН на основе патента и иные системы налогообложения

Пункт 1 ст. 346.25.1 НК РФ устанавливает, что индивидуальные предприниматели, которые занимаются одним из видов предпринимательской деятельности, перечисленных в п. 2 данной статьи, вправе перейти на упрощенную систему налогообложения на основе патента. При этом оговаривается, что на таких налогоплательщиков распространяются нормы ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ (об обычной упрощенной системе налогообложения) с учетом особенностей, предусмотренных вновь введенной ст. 346.25.1 НК РФ.

Сразу возникают вопросы: можно ли приобрести несколько патентов на разные виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, и возможно ли совмещение упрощенной системы налогообложения на основе патента с иными режимами налогообложения (общим, в виде ЕНВД) или с обычной упрощенной системой налогообложения?

Если следовать разъяснениям заместителя начальника отдела специальных налоговых режимов Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Ю. Подпорина, данным в одном из периодических изданий, на патентную форму "упрощенки" может перейти индивидуальный предприниматель, который ведет только один (т.е. единственный) из видов деятельности, перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. Следовательно, получить два патента на два вида деятельности нельзя. Более того, по мнению того же должностного лица Минфина России, индивидуальный предприниматель, занимающийся несколькими видами деятельности, не вправе одновременно применять в отношении одного из видов деятельности упрощенную систему налогообложения на основе патента, а в отношении других видов - иные режимы налогообложения (обычную упрощенную систему налогообложения, общий режим налогообложения или систему налогообложения в виде ЕНВД). Представитель финансового ведомства обосновывает такой вывод тем, что согласно п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ принятие субъектами Российской Федерации решений о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента не препятствует таким индивидуальным предпринимателям применять по своему выбору упрощенную систему налогообложения, предусмотренную ст. ст. 346.11 - 346.25 НК РФ.

С точки зрения авторов, буквальное толкование п. 1 ст. 346.25.1 НК РФ не позволяет сделать столь однозначный вывод. Конечно, в п. 2 данной статьи законодатель повторно оговаривается, что применять упрощенную систему налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, осуществляющим один из перечисленных видов деятельности. Но при этом данная норма не говорит, например, что этот вид деятельности должен быть единственным. Не содержится такого запрета и в иных пунктах рассматриваемой статьи.

Думается, к месту будет вспомнить известную историю дополнения ст. 346.12 НК РФ п. 4, установившим, что организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с гл. 26.3 НК РФ на уплату ЕНВД по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. Ведь сколько копий было сломано, сколько судебных дел было рассмотрено после введения в действие гл. 26.2 НК РФ по поводу того, могут ли применяться одновременно упрощенная система налогообложения и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В результате таких дебатов ст. 346.12 НК РФ была дополнена упомянутым п. 4 (Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации").

Тем не менее само наличие п. 4 ст. 346.12 НК РФ и отсутствие иного регулирования в ст. 346.25.1 НК РФ говорит о том, что законодателем не исключается возможность применения одновременно упрощенной системы налогообложения на основе патента и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. В пользу такого вывода можно привести Письмо Минфина России от 26 сентября 2005 г. N 03-11-02/44, в п. 2 которого разъяснено, что если индивидуальный предприниматель осуществляет предпринимательскую деятельность в разъездном порядке в разных муниципальных образованиях и по этому виду деятельности субъектом Российской Федерации разрешено применять упрощенную систему налогообложения на основе патента, а в одном из этих муниципальных образований для данного вида деятельности принят закон о введении единого налога на вмененный доход, то этот индивидуальный предприниматель обязан уплачивать единый налог на вмененный доход в бюджеты тех муниципальных образований, в которых такой налог введен, а в муниципальных образованиях, в которых единый налог на вмененный доход не введен, индивидуальный предприниматель вправе применять упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Полагаем, что законодатель не ставит вопрос таким образом, что упрощенной системой на основе патента могут воспользоваться только те индивидуальные предприниматели, которые ведут один-единственный вид деятельности, включенный в перечень п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ.

Так как упрощенная система налогообложения на основе патента не является самостоятельным режимом налогообложения, представляя собой УСН "с особенностями", а применение упрощенной системы одновременно с общей действующим налоговым законодательством не предусмотрено, полагаем, что невозможно одновременно применять общую систему налогообложения и упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Сложнее дело обстоит с сочетанием "упрощенная система на основе патента" и "упрощенная система налогообложения". Как уже было сказано, прямого запрета на такое сочетание НК РФ не содержит, п. п. 1, 2 ст. 346.25.1 не позволяют сделать однозначного вывода о том, что упрощенную систему на основе патента могут применять только те индивидуальные предприниматели, которые ведут один вид деятельности. Ссылку налоговых органов на норму п. 3 ст. 346.25.1 НК РФ, согласно которой принятие субъектами Российской Федерации решений о возможности применения индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента не препятствует таким индивидуальным предпринимателям применять по своему выбору упрощенную систему налогообложения "без особенностей", нельзя признать в качестве последнего весомого довода в пользу невозможности такого сочетания. Такой довод не слишком явен.

Вместе с тем законодатель не поправил п. 8 ст. 346.18 НК РФ, устанавливающий обязанность вести раздельный учет доходов и расходов по разным специальным налоговым режимам, и не включил аналогичную обязанность в ст. 346.25.1 НК РФ.

Кроме того, рассматриваемая статья НК РФ, как уже отмечалось, не вводит нового налогового режима. Авторы склоняются к тому, что сочетание "упрощенная система налогообложения" и "упрощенная система налогообложения на основе патента" вполне имеет право на существование. По крайней мере, прямых указаний закона на невозможность этого не имеется. Правда, в настоящее время для нормального функционирования такой комбинированной упрощенной системы налогообложения условий нет: отсутствует указание в законе на необходимость вести раздельный учет доходов от деятельности; не предназначены для определения налоговых обязательств индивидуального предпринимателя имеющиеся книга учета доходов и расходов, а также налоговая декларация по "упрощенке"; фискальные органы против. Думается, что за защитой своей позиции индивидуальному предпринимателю, рискнувшему попробовать применить "упрощенку без особенностей" одновременно с "упрощенкой по патенту", придется обратиться в суд. При этом невозможно предугадать, как сложится судебная практика.

Аналогичный вывод можно сделать и по поводу возможности получения двух и более патентов по упрощенной системе на разные виды деятельности, перечисленные в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ.

Применение общих правил об упрощенной системе налогообложения

Во-первых, применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых ими в пользу физических лиц). Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не обязаны платить налог на добавленную стоимость, за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации. Одновременно они уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом согласно ст. 346.21 НК РФ индивидуальные предприниматели вправе уменьшать стоимость патента на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за соответствующий период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. Стоимость патента в этом случае не может быть уменьшена более чем на 50%.

Иные налоги уплачиваются индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, в соответствии с законодательством о налогах и сборах. Не освобождаются они и от исполнения обязанностей налоговых агентов.

Во-вторых, такие предприниматели должны учитывать полученные доходы и произведенные расходы в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 30 декабря 2005 г. N 167н.

Кроме того, при расчетах наличными индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения на основе патента, должны соблюдать положения Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденного Решением Совета Директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. N 40, а также порядок представления статистической отчетности.

В-третьих, п. 4 ст. 346.13 НК РФ установлено, что при превышении по итогам отчетного (налогового) периода предельного размера доходов в сумме 20 млн руб. налогоплательщик утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения с начала квартала, в котором допущено превышение. Иного положения в ст. 346.25.1 НК РФ не содержится, значит, эта норма распространяется и на индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Следовательно, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения на основе патента, при учете своих доходов должны руководствоваться нормами ст. 346.15 НК РФ о порядке определения доходов, а также нормами об особенностях исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на упрощенную систему и обратно (п. п. 2.1 и 3 ст. 346.25 НК РФ).

В-четвертых, налог и авансовые платежи по нему уплачиваются по местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Налоговые декларации, предусмотренные ст. 346.23 НК РФ, индивидуальными предпринимателями, которые применяют УСН на основе патента, не представляются.

Условия получения патента

Рассмотрим условия получения патента, предусмотренные ст. 346.25.1 НК РФ.

Прежде всего, применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается только индивидуальным предпринимателям, отвечающим следующим обязательным условиям.

Первое: предприниматель не должен привлекать к своей деятельности наемных работников, в том числе по договорам гражданско-правового характера.

Второе: предприниматель должен заниматься одним из тех видов деятельности, которые указаны в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ. Этот перечень закрытый и содержит 58 видов. Несколько видов деятельности "перекрывается" теми, которые подпадают под обложение единым налогом на вмененный доход. Прямых совпадений несколько: ремонт и техническое обслуживание автомобилей, перевозка пассажиров и грузов на автомобильном транспорте, мойка автотранспортных средств и ветеринарное обслуживание. Однако ситуация осложняется тем, что большая часть перечисленных в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ видов деятельности так или иначе является бытовыми услугами. А как известно, первый вид деятельности, поименованный в перечне видов деятельности, в отношении которых может быть введена система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, - это оказание бытовых услуг, их групп, подгрупп, видов и (или) отдельных бытовых услуг, классифицируемых в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению, утвержденным Постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. N 163. При этом виды деятельности для "патентной упрощенки" поименованы в НК РФ далеко не в точном соответствии с данным Классификатором. Так что бесспорность применения упрощенной системы налогообложения на основании патента будет во многом зависеть от точности формулировок решений представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, вводящих единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности на конкретных территориях.

Третье условие, необходимое для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента, зависит не от предпринимателя, а от властного решения законодательного органа конкретного субъекта Российской Федерации. Такое решение облекается в форму закона субъекта Российской Федерации, который должен определять конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. Принятие субъектами Российской Федерации подобных решений не препятствует таким индивидуальным предпринимателям применять по своему выбору упрощенную систему налогообложения "без особенностей". Это означает, что применение "патентной упрощенки" - право, но не обязанность индивидуального предпринимателя.

Четвертое условие применения УСН на основе патента вытекает из правовой природы патента как права налогоплательщика: индивидуальный предприниматель должен заявить о своем желании применять упрощенную систему "с особенностями", а государство должно подтвердить право претендента на получение патента.

Порядок получения и срок действия патента

Согласно п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ заявление на получение патента подается индивидуальным предпринимателем в налоговый орган по месту постановки на учет не позднее чем за один месяц до начала применения упрощенной системы налогообложения на основе патента. Заявление оформляется по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31 августа 2005 г. N САЭ-3-22/417 "Об утверждении форм документов, необходимых для применения упрощенной системы налогообложения на основе патента".

Если индивидуальный предприниматель является вновь зарегистрированным или уже работал по общей системе налогообложения, нужно ли ему вначале подавать заявление о применении "общей упрощенки", а затем заявление о применении "упрощенки по патенту"? Исходя из буквального текста п. 5 ст. 346.25.1 НК РФ в этих случаях достаточно подать только одно заявление - на получение патента. Например, для того чтобы применять упрощенную систему на основе патента с 1 октября 2006 г., заявление на получение патента должно быть подано индивидуальным предпринимателем не позднее 31 августа 2006 г. при условии принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 346.25.1 НК РФ патент выдается по выбору налогоплательщика на один из следующих периодов, начинающихся с 1-го числа квартала (с 1 января, 1 апреля, 1 июля, 1 октября): квартал, полугодие, девять месяцев, год. Следовательно, перейти на "упрощенку по патенту" предприниматель может с начала любого квартала, а использовать его - в течение квартала, полугодия, девяти месяцев или года. При этом срок действия патента может "перетекать" на другой налоговый период - календарный год. Так, патент, выданный с 1 июля 2006 г. сроком действия на календарный год, будет действовать с 1 июля 2006 г. по 30 июня 2007 г.

Налоговый орган обязан в десятидневный срок с момента получения заявления выдать индивидуальному предпринимателю патент или уведомить об отказе в его выдаче. Формы патента на право применения упрощенной системы налогообложения на основе патента и уведомления об отказе в выдаче патента также утверждены Приказом ФНС России от 31 августа 2005 г. N САЭ-3-22/417.

При выдаче патента заполняется также и его дубликат, который хранится в налоговом органе.

Отказ в выдаче патента является ненормативным актом государственного органа и может быть обжалован индивидуальным предпринимателем в суде в течение трех месяцев со дня, когда индивидуальному предпринимателю стало известно об отказе. Наряду с судебным обжалованием можно воспользоваться правом на жалобу вышестоящему должностному лицу (в вышестоящий налоговый орган) в порядке ст. ст. 138 и 139 НК РФ.

Очевидно, что срок действия патента зависит не только от срока его действия. НК РФ оставил за кадром вопрос о том, что должно происходить, если патент, переходящий на следующий календарный год, начинает противоречить новому закону субъекта РФ, который применительно к новому календарному году не включил в перечень (исключил из перечня) видов "патентной" деятельности именно тот вид деятельности, на который выдан такой патент. Очевидно, прекращается и срок действия патента. При этом было бы справедливо, чтобы соответствующим образом была пересчитана и стоимость патента.

Стоимость и оплата патента

Статья 346.20 НК РФ вводит еще одно новое понятие - "потенциально возможный к получению годовой доход". Вводится это понятие применительно к определению размера годовой стоимости патента, которую должен оплатить индивидуальный предприниматель. Размер годовой стоимости патента определяется как соответствующая налоговой ставке, предусмотренной п. 1 ст. 346.20 НК РФ (6%), процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности, предусмотренному п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ, потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода. Законодатель не дает детального определения понятия "потенциально возможный к получению годовой доход", но по сути своей оно фактически аналогично понятию "вмененный доход", определенному НК РФ применительно к установлению налоговых обязательств в рамках применения режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход.

Согласно ст. 346.27 НК РФ вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке.

Разница состоит в том, что вмененный доход - величина расчетная и зависит от количества физических показателей налогоплательщика и применяемых корректирующих коэффициентов базовой доходности, а потенциально возможный к получению доход - величина постоянная. Размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода устанавливается законами субъектов Российской Федерации по каждому из видов предпринимательской деятельности, по которому разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента. При этом допускается дифференциация такого годового дохода с учетом особенностей и места ведения предпринимательской деятельности индивидуальными предпринимателями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Тем не менее и в том и другом случае государство приложило руку к определению налоговой нагрузки налогоплательщика - фактически оно установило минимально возможный результат предпринимательской деятельности индивидуального предпринимателя. Только в случае определения величины потенциально возможного к получению дохода это сделано путем установления такого годового дохода, а в случае определения величины вмененного дохода - путем определения величины базовой доходности в месяц. Государство как бы диктует свою волю: дохода может и не быть, а вот налог платить нужно; если заработал больше - твое счастье.

Близкая природа вмененного дохода и потенциально возможного к получению дохода подтверждается еще одной нормой ст. 346.25.1 НК РФ. Пунктом 7 данной статьи установлено, что, если вид предпринимательской деятельности входит в перечень видов предпринимательской деятельности, установленный п. 2 ст. 346.26 НК РФ (перечень видов деятельности, подпадающих под уплату единого налога на вмененный доход), размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по данному виду предпринимательской деятельности не может превышать величину базовой доходности, установленной в отношении соответствующего вида предпринимательской деятельности, умноженную на 30.

Обратите внимание: базовая доходность, определенная ст. 346.29 НК РФ, установлена на календарный месяц. Физический показатель по видам деятельности, пересекающимся в п. 2 ст. 346.25.1 НК РФ (упрощенная система на основе патента) и п. 2 ст. 346.26 НК РФ (единый налог на вмененный доход), - количество работников, включая индивидуального предпринимателя. Значение коэффициента-дефлятора (К1) в настоящее время немногим более 1, значение же корректирующего коэффициента К2 не может быть более 1, т.е. К2 является уменьшающим базовую доходность коэффициентом. С учетом того, что закон обязывает работать индивидуального предпринимателя, применяющего упрощенную систему на основе патента, без привлечения наемного труда, получается, что стоимость патента, исчисленная исходя из максимального потенциально возможного к получению дохода, примерно равна сумме единого налога на вмененный доход, как если бы он уплачивался индивидуальным предпринимателем. Поясним на примере.

Пример. Парикмахерские и косметические услуги относятся к числу видов деятельности, в отношении которых может быть введен патент. Закон г. Москвы установил в отношении данного вида деятельности размер потенциально возможного годового дохода 225 000 руб.

Одновременно такие услуги классифицируются как бытовые, в отношении которых Налоговый кодекс РФ предусматривает возможность введения ЕНВД. Установленная базовая доходность составляет 7500 руб/мес. (225 000 руб. : 30 дн.) (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Таким образом, установленный Законом г. Москвы размер потенциального годового дохода не превышает законодательного ограничения, но установлен по верхней его границе. Стоимость патента равна 13 500 руб. (225 000 руб х 6%).

В Москве ЕНВД не введен в действие. Рассчитаем сумму единого налога на вмененный доход, если бы ЕНВД был введен. Предположим, что К2 равен максимальному значению - 1, К1 на 2006 г. - 1,132. Индивидуальный предприниматель работает один. Размер налога за год будет равен 101 880 руб. (7500 руб. х 1,132 х 1 х 1 х 12 мес.).

Сумма единого налога в год составит 15 282 руб. (101 880 руб. х 15%).

Напомним, что такой размер ЕНВД получен при условии использования максимально возможного показателя К2.

При получении индивидуальным предпринимателем патента на более короткий срок (квартал, полугодие, девять месяцев) стоимость патента подлежит пересчету в соответствии с продолжительностью того периода, на который был выдан патент.

Стоимость патента на I квартал будет равна 3375 руб. (13 500 руб. : 12 мес. х 3 мес.), на полугодие - 6750 руб. (13 500 руб. : 12 мес. х 6 мес.), на девять месяцев - 10 125 руб. (13 500 руб. : 12 мес. х 9 мес.).

Так как срок действия патента может переходить на другой календарный год, возникает вопрос: каким образом будет рассчитана стоимость патента, если для разных календарных годов установлен различный размер потенциально возможного годового дохода? Налоговым кодексом РФ данный вопрос не урегулирован. В связи с этим Минфин России дал следующие разъяснения: если на 2007 г. законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, на который выдан патент, изменился по сравнению с 2006 г., то окончательная стоимость патента по этому виду деятельности рассчитывается отдельно за 2006 и 2007 гг. исходя из размера потенциально возможного к получению дохода, установленного законами субъекта Российской Федерации на 2006 и 2007 гг. (см. п. 4 Письма от 26 сентября 2005 г. N 03-11-02/44).

Индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения на основе патента, оплачивают 1/3 стоимости патента в течение 25 дней после начала ведения предпринимательской деятельности на основе патента. Это означает, что, если патент выдан со сроком начала его действия 1 января, первая часть должна быть уплачена не позднее 25 января; со сроком начала действия 1 апреля - 25 апреля; 1 июля - 25 июля; 1 октября - 25 октября.

Оставшаяся часть стоимости патента оплачивается налогоплательщиком не позднее 25 дней со дня окончания периода, на который был получен патент. При этом при уплате оставшейся части стоимости патента индивидуальные предприниматели в соответствии со ст. 346.21 НК РФ вправе уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за соответствующий период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации. Стоимость патента не может быть уменьшена более чем на 50%. Такие разъяснения дал Минфин России в упомянутом Письме от 26 сентября 2005 г. N 03-11-02/44.

Итак, мы рассмотрели основные моменты нового проявления патента в упрощенной системе налогообложения. Насколько удачно нынешнее законодательное регулирование патентов, покажет время. Однако уже сейчас можно сделать вывод: упростить жизнь индивидуальным предпринимателям не получилось. Они и на "упрощенке по патенту" обязаны руководствоваться основными нормами об упрощенной системе, вести учет доходов и расходов, за исключением, пожалуй, подачи деклараций. Что же касается уменьшения налоговой нагрузки, то определение последней во многом будет зависеть от решений законодательных органов субъектов РФ.

О.П.Вилесова

ООО "Бюро правовых экспертиз"

г. Пермь

А.В.Казакова

ООО "Бюро правовых экспертиз"

г. Пермь

Подписано в печать

29.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Налоговый учет расходов на обеспечение нормальных условий труда ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 13) >
Анализ изменений правил оформления счетов-фактур ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 13)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.