Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Когда фактический адрес не совпадает с юридическим ("Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 7)



"Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 7

КОГДА ФАКТИЧЕСКИЙ АДРЕС НЕ СОВПАДАЕТ С ЮРИДИЧЕСКИМ

Нередки ситуации, когда фактическое место нахождения организации не совпадает с ее юридическим адресом. Надо ли беспокоиться по этому поводу, если первоначальный адрес правомерно зарегистрирован? Настолько ли серьезна ответственность за нарушения, связанные с адресом организации?

Место нахождения организации

Для целей учета и контроля юридических лиц используется понятие "место нахождения организации". В НК РФ данное понятие применяется в том же значении, что и в гражданском законодательстве (п. 1 ст. 11 НК РФ). Поскольку иного не предусмотрено НК РФ, используются соответствующие нормы ГК РФ и федеральных законов. Понятие места нахождения части организации - ее обособленного подразделения - установлено для целей НК РФ в п. 2 ст. 11 Кодекса.

Согласно нормам законодательства (п. п. 2 и 3 ст. 52 ГК РФ, ст. 12 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", ст. 11 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах") место нахождения юридического лица должно указываться в его учредительных документах. Указание на место нахождения должна содержать и круглая печать общества (п. 5 Закона N 14-ФЗ, п. 7 Закона N 208-ФЗ).

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п. 2 ст. 54 ГК РФ, ст. 4 Закона N 14-ФЗ, ст. 7 Закона N 208-ФЗ). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

В Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) содержатся сведения об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае его отсутствия - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом (пп. "в" п. 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Место нахождения организации определено в форме заявления о государственной регистрации юридического лица при создании (утверждена Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439) следующими реквизитами: почтовый индекс, субъект РФ, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владение), корпус (строение), квартира (офис).

Помимо этого документа графа "место нахождения" предусмотрена в бланке Свидетельства о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ (форма N 09-1-2, утв. Приказом МНС России от 03.03.2004 N БГ-3-09/178), где указывается "адрес места нахождения в соответствии с учредительными документами".

Исходя из приведенных положений, место нахождения юридического лица - это место, указанное в его учредительных документах, вне зависимости от того, где фактически работает организация. Обычно такой адрес принято называть юридическим. Однако как это понятие, так и понятие фактического адреса в законодательстве отсутствует, а в связи с расхождением фактического и юридического адресов возникает масса вопросов.

Можно лишь предположить, что положения законодательства исходят в основном из того, что место нахождения организации, указанное в учредительных документах, территориально представляет собой именно то место, где организация фактически осуществляет деятельность. Однако по ряду причин это зачастую не так.

В том случае, когда у группы лиц возникает срочная потребность в регистрации созданного юридического лица (например, накануне совершения крупной сделки в кратчайшие сроки), они принимают решение либо срочно зарегистрироваться самим, либо купить готовую, уже зарегистрированную фирму, прибегая к услугам посредников.

Это осуществимо разными способами. Например, регистрация изначально производится с указанием адреса, по которому фактически организация никогда не работала, и отсутствуют какие-либо документы, связанные с деятельностью по этому адресу либо по адресу, подтвержденному договором аренды на определенный срок.

Является ли обязательным при переезде организации изменение юридического адреса в учредительных документах относительно адреса, указанного при первоначальной постановке на учет в ЕГРЮЛ? Представляется, что нет. Важным является отсутствие законодательно установленной обязанности по внесению изменения адреса в учредительные документы в связи с несовпадением первоначального и нового адресов.

Деятельность фирм-посредников, помогающих осуществить создание организации и ее регистрацию, нельзя счесть незаконной по тому факту, что на момент передачи документов на регистрацию отсутствует документальное подтверждение фактического пользования конкретным помещением, либо потому, что фактическая деятельность организуется совершенно по другому адресу. На практике используются положения законодательства о том, что регистрирующий орган не вправе отказать в регистрации по причине отсутствия документа, подтверждающего фактическое расположение организации (ст. ст. 9, 12, 23 Закона N 129-ФЗ).

Другими причинами несовпадения адресов могут быть переезд организации с одного адреса на другой в связи с переменой первоначально арендованного помещения на другое, приобретение в собственность нового помещения для осуществления деятельности, переезд организации в другой населенный пункт.

В ГК РФ, Законе N 129-ФЗ, Законах об АО и ООО предусмотрено, что сведения о юридическом лице должны содержаться в учредительных документах и госреестрах. Действия регистраторов, исходя из норм, направлены в основном на соблюдение правил ведения государственных реестров, которыми определяется порядок регистрации с момента начала деятельности до момента ликвидации организации. Регистрация сведений производится на основании документов, заявленных юридическим лицом. Права и обязанности органа ЕГРЮЛ по проверке совпадения адресов на момент регистрации создаваемого юридического лица законодательно не предусмотрены. Например, документы для регистрации можно направить по почте (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ).

При отсутствии заявлений об изменениях в ЕГРЮЛ сохраняются только первоначальные сведения об адресе организации. При этом обязанность внесения изменений в эти сведения прописана недостаточно четко.

Действующее законодательство не предусматривает ответственности за ведение организацией деятельности по адресу, не указанному в юридических документах, однако причины, приведшие к несовпадению адресов, могут оказаться существенными в случае предъявления претензий со стороны контролирующих органов в зависимости от правомерности причин такого несовпадения в случае применения мер ответственности.

Важным обстоятельством является то, какими документами организация сможет подтвердить, что первоначально зарегистрированный адрес действительно использовался для ведения деятельности. Если такого подтверждения нет (например, нет договора аренды), то к должностному лицу может быть применена ответственность за представление недостоверной или заведомо ложной информации (п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ, ст. 14.25 КоАП РФ).

Регистрация и постановка на учет в налоговых органах

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по иным основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 83).

Анализ действующих норм показывает, что процедура регистрации не влечет в обязательном порядке проведение налогового контроля, хотя может быть использована в этих целях. В связи с этим функции ведения ЕГРЮЛ с 01.07.2002 переданы налоговым органам.

Определив уполномоченный орган в лице налоговой службы, законодатель приблизил процедуру регистрации к постановке на налоговый учет.

Постановка организации на учет в налоговом органе по месту нахождения осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 438.

Поскольку функции регистрации юридических лиц и учета налогоплательщиков возложены на один и тот же орган (ИФНС), обязанность этого органа по регистрации в ЕГРЮЛ организации по месту ее нахождения влечет обязанность регистратора по постановке организации на учет в качестве налогоплательщика. Следовательно, регистрация организации в ЕГРЮЛ является первичной, а постановка на учет в ЕГРН - вторичной.

Таким образом, юридическим лицом в заявительном порядке осуществляется лишь один шаг - регистрация в ЕГРЮЛ, а постановка на учет осуществляется самим налоговым органом.

Изменение сведений о месте нахождения

Юридическое лицо в течение трех дней с момента изменения сведений, указанных в п. 1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ, обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения. В случае если изменение указанных в п. 1 ст. 5 сведений произошло в связи с внесением изменений в учредительные документы, внесение изменений в ЕГРЮЛ осуществляется в порядке, предусмотренном п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ.

Если организация изменила место нахождения, снятие ее с учета осуществляется налоговым органом, в котором она состояла на учете, на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в порядке, установленном Правительством РФ. Постановка на учет в налоговом органе по новому месту нахождения осуществляется на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему месту нахождения налогоплательщика (п. 4 ст. 84 НК РФ в ред. Федеральных законов от 23.12.2003 N 185-ФЗ и от 29.06.2004 N 58-ФЗ).

Аналогично регистрации организации по первоначальному месту нахождения изменение этого места осуществляется путем обращения в заявительном порядке в тот же орган - в "собственную" ИФНС. В дальнейшем процедура перевода осуществляется инспекцией самостоятельно, без какого-либо участия со стороны переводимой организации. Момент изменения сведений в ЕГРЮЛ связан лишь с сообщением в регистрирующий орган.

Изменения в сведениях об организации подлежат учету налоговым органом по месту нахождения организации на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, в порядке, установленном Правительством РФ (п. 3 ст. 84 НК РФ). Обязанность по извещению налогового органа по новому месту нахождения организации возложена на регистрирующий орган.

Это значит, что при изменении места нахождения налогоплательщики сами не представляют заявление о постановке на налоговый учет в налоговую инспекцию по новому месту нахождения. Заявление об изменении места нахождения представляется в "собственную" ИФНС (как исполняющую функции регистрирующего органа), которая самостоятельно сообщает об изменении места нахождения организации. Затем на основании сведений, полученных из ЕГРЮЛ, налоговые органы по старому и новому местам нахождения организации производят соответствующие изменения в учете.

Следовательно, законом о регистрации прописана обязанность сообщения об изменении места нахождения только по отношению к ЕГРЮЛ, а постановка на учет в ЕГРН осуществляется на основании сведений из ЕГРЮЛ. Таким образом, учет изменений налоговым органом - это последующая процедура после внесения изменений в ЕГРЮЛ самим юридическим лицом.

Каков же этот порядок? Фактически определены два возможных варианта внесения изменений в ЕГРЮЛ об адресе. В первом случае изменения об адресе вносятся регистратором только в ЕГРЮЛ, а во втором - изменения вносятся и в ЕГРЮЛ, и в учредительные документы заявителя. В последнем случае требуется подготовка большего пакета документов и уплата госпошлины (п. п. 1 и 2 ст. 17 Закона N 129-ФЗ). Изменения в ЕГРН регистратор вносит в любом случае.

По этим причинам следует обратить внимание на то, что место нахождения, указанное в ЕГРЮЛ, не всегда соответствует месту нахождения, указанному в учредительных документах, поскольку юридические нормы не обязывают организацию вносить изменения в учредительные документы - это является неотъемлемым правом организации.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439 предусмотрены две формы заявления:

- форма N Р13001 "Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица" (Приложение N 3);

- форма N Р14001 "Заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы" (Приложение N 4).

На этапе подачи заявления возникает вопрос, какую же форму использовать. Это зависит от того, примет ли организация решение о внесении изменений в учредительные документы.

Действующее законодательство не обязывает организацию менять правомерно зарегистрированный адрес в учредительных документах. Однако если учредители примут решение об изменении адреса, то необходимо внести изменения в ЕГРЮЛ, из которого сведения попадут в налоговую инспекцию (п. 4 ст. 84 НК РФ), а дело организации будет передано в ИФНС по новому месту нахождения.

На практике встречаются случаи, когда ИФНС пытаются предъявить штрафы по старому адресу, который налогоплательщиком уже был изменен. При таких обстоятельствах суды правомерно оставляют решения о взыскании налоговых санкций без рассмотрения, поскольку требование об уплате налоговой санкции было направлено налогоплательщику по неверному адресу, т.е. не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> См., например, Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 12.05.2005 N Ф04-2793/2005(11123-А70-35).

Процедура изменения места нахождения

Разберемся, на каких юридических лиц распространяется трехдневный срок по сообщению об изменении места нахождения и как он исчисляется?

Три дня - это срок для сообщения об изменении адреса в ЕГРЮЛ по упрощенному варианту, т.е. без внесения изменений в учредительные документы. Второй вариант не предусматривает предельного срока для внесения изменений об адресе в учредительные документы. Не стыкуется с обязанностями и тот случай, когда учредители организации уже вынесли решение о внесении изменений о месте нахождения в учредительные документы, но не направили изменения в регистрирующий орган. Нарушаются ли в этом случае организацией требования по регистрации изменений адреса в ЕГРЮЛ? На наш взгляд, нет.

Может быть, не устанавливая срока для внесения таких изменений, законодатель стимулирует юридических лиц к внесению изменений об адресе в учредительные документы. Однако, на наш взгляд, это является одним из пробелов законодательства, поскольку любое юридическое лицо может взять на вооружение эту причину и вообще не становиться на регистрационный учет.

Как реально может выявиться момент перемены адреса организации, с которого будет исчисляться трехдневный срок? Это тоже своего рода неясность. Если об изменении сведений регистрирующему органу сообщило само юридическое лицо (по форме N Р14001), то самостоятельно выявить и отследить момент перемены адреса регистрирующий орган не сможет. Если же инициативная информация поступит в ЕГРЮЛ из внешних источников, либо если из документов, подлежащих налоговому контролю в рамках выездной проверки, явствует, что организация начала применять новый адрес, то налоговый орган сможет выявить этот факт.

Отметим, что как за факт несовпадения адресов, так и за нарушение срока сообщения о перемене места нахождения ответственность не предусмотрена. Поскольку законодательно обязанность по внесению изменений в учредительные документы не установлена, постольку организация может спекулировать тем, что это лишь ее прерогатива. Такой организации лучше заручиться любыми доказательствами предстоящего внесения изменений в учредительные документы (например, решается вопрос о заключении нового договора аренды по другому адресу, либо будут еще и другие изменения в учредительных документах, отсутствуют какие-либо ответственные лица и т.п.).

Если изменения в ЕГРЮЛ не внесены, то в нем остается первоначально заявленный организацией адрес, а организация продолжает числиться и сдавать отчетность в прежнюю ИФНС.

Отсюда можно сделать следующие выводы. С одной стороны, в законодательстве нечетко прописана процедура исполнения обязанности по внесению изменений в сведения о месте нахождения для организаций, которые собираются вносить изменения в учредительные документы. Прямая законодательная обязанность изменения адреса по причине переезда организации также отсутствует. С другой стороны, предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в регистрирующий орган сведений о смене места нахождения исполнительного органа организации (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Постановка на учет обособленного подразделения

С 01.01.2004 НК РФ (в ред. Федерального закона от 23.12.2003 N 185-ФЗ) однозначно устанавливает обязанность постановки на учет в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения. Заявление о постановке на учет необходимо подать в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений, которое определено ст. 11 Кодекса.

Некоторые специалисты предлагают осуществлять постановку организации на учет в виде обособленного подразделения, если организация ведет деятельность вне места своей государственной регистрации (юридического адреса), - такая деятельность якобы приводит к образованию обособленного подразделения. Если организация не сообщит об изменении места нахождения в регистрирующий орган, то по истечении 30 дней к ней могут быть предъявлены претензии со стороны налогового органа, который может признать, что по новому месту нахождения действует обособленное подразделение организации. Однако это не совсем убедительно. Хотя постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения является несложной и носит уведомительный характер, на наш взгляд, было бы неверным использовать ее на практике по нескольким причинам.

Постановка на учет по новому фактическому адресу организации не должна расцениваться как ведение деятельности через обособленное подразделение (п. 2 ст. 11 НК РФ), поскольку таковым может быть только подразделение, ведущее деятельность вне места осуществления деятельности головной организацией. В данном случае вся деятельность организации ведется по другому адресу. Если организация переехала полностью, то у нее отсутствует входящее в ее состав обособленное подразделение.

Тем не менее в целях предупреждения негативных последствий при создании обособленного подразделения, даже если это подразделение осуществляет основной вид деятельности организации (а по месту нахождения организации никакой деятельности не велось), организации следует подать заявление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения. В противном случае организация может быть привлечена к ответственности по ст. 116 НК РФ.

Квалификация нарушений и применение ответственности

Далеко не все установленные законом обязанности достаточно обоснованно подкреплены соответствующими мерами ответственности, в силу чего остаются на практике лишь номинальными. Сведем и прокомментируем те виды нарушений, которые возможны к применению по нормам действующего законодательства с учетом примеров арбитражной практики. Нарушения, затрагивающие адрес организации, можно условно подразделить:

- на связанные с регистрацией юридического лица по конкретному адресу и его изменением;

- на связанные с адресом для налогового учета и контроля.

Нарушения, связанные с регистрацией по конкретному адресу

и его изменением

За непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений заявители (юридические лица и (или) индивидуальные предприниматели) несут ответственность, установленную законодательством РФ (п. 1 ст. 25 Закона N 129-ФЗ).

1. В соответствии с ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ. В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей (ссылка на эти меры содержится в Письме УФНС России по г. Москве от 22.10.2004 N 11-24/68065).

Представление сведений предусмотрено законодательством о регистрации (Закон N 129-ФЗ). В свою очередь, законодательство РФ о регистрации состоит из ГК РФ, Закона N 129-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ (ст. 1 Закона N 129-ФЗ). Сведения (в том числе адрес) содержатся в ЕГРЮЛ с момента создания юридического лица. Непредставление и несвоевременное представление сведений при создании юридического лица - это норма, которая должна содержать конкретный срок, однако действующим законодательством РФ он не предусмотрен. Поскольку такого срока для создания организации нет, то и нарушения его быть не может, так как юридическое лицо не считается созданным, пока оно не зарегистрировано в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 51 ГК РФ). Значит, эту норму можно считать "нежизнеспособной".

Несвоевременность представления сведений об изменившемся адресе организации доказать на деле очень трудно, так как законом четко не обозначено, с какого момента начинает течь трехдневный срок для тех юридических лиц, которые выберут для сообщения так называемый "упрощенный" вариант (без изменения адреса в учредительных документах) и подадут заявление по форме N Р14001. Однако если такие доказательства будут добыты, то применение наказания возможно.

Другое дело - "представление недостоверных сведений о юридическом лице". Такое нарушение может иметь место в действительности, однако доказать его для регистрирующего органа (в лице территориального налогового органа) достаточно тяжело. Зачастую фирмы регистрируются на купленные адреса, по которым никогда не работали, однако отказать в регистрации по причине недостоверности адреса нельзя, так как ст. 23 Закона N 129-ФЗ такого основания отказа не предусматривает. Нарушение квалифицируется лишь в случае указания недостоверных или заведомо ложных сведений при создании организации. Право проверки достоверности адреса перед государственной регистрацией юридического лица регистрирующему органу законом не предоставлено. Факт недостоверности возможно установить лишь постфактум.

2. В соответствии с ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ предоставление в орган, осуществляющий госрегистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 50 МРОТ или дисквалификацию на срок до трех лет.

Применение ответственности за предоставление документов с заведомо ложными сведениями об адресе по данной части статьи представляет более серьезный вид ответственности для должностного лица, хотя проверяющим кроме факта недостоверности понадобится доказать еще и факт того, что должностному лицу заранее было известно, что документы для регистрации содержат ложные сведения.

Примеры применения ответственности в виде дисквалификации (п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ) в Московской и Ростовской областях приводятся в Письме ФНС России от 13.09.2005 N ЧД-6-09/761.

Срок давности по применению административной ответственности составляет всего два месяца, поскольку данное нарушение не относится к нарушению законодательства о налогах и сборах (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ), а является нарушением законодательства РФ о регистрации (ст. 25 Закона N 129-ФЗ). Однако для применения ответственности в виде дисквалификации установлен специальный срок - один год (ч. 2 и 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

Следует заметить, что данная статья имеет слишком короткий "срок годности" для ее применения (кроме дисквалификации). Понятно, что скорость применения мер ответственности к нарушителям должна быть очень высокой, а доказательства недостоверности представленных сведений должны быть собраны в двухмесячный срок до момента составления протокола об административном правонарушении. В противном случае просроченное решение о привлечении к ответственности может быть с легкостью опротестовано. Если за два месяца от момента регистрации (даты получения документов на регистрацию в ЕГРЮЛ) по недостоверно указанному адресу должностное лицо организации по данной статье не наказано, то административное нарушение ему вменено быть не может, но не потому, что закон не нарушен, а потому, что пропущен срок давности привлечения к ответственности.

Таким образом, должностное лицо организации может быть привлечено к ответственности по ст. 4.5 КоАП РФ при наличии документальных доказательств события административного правонарушения:

а) за представление недостоверных сведений об адресе - в течение двух месяцев;

б) за представление заведомо ложных сведений об адресе - в течение одного года;

в) за несвоевременное представление сведений об изменившемся адресе для подающих заявление по форме N Р14001 - в течение двух месяцев.

Существенным фактором для неприменения ответственности, указанной в п. п. "а" и "б", может оказаться то, какими документами организация сможет подтвердить, что первоначально зарегистрированный адрес действительно использовался для ведения деятельности (например, договор аренды).

Если же организация не подаст сведения об изменении адреса под предлогом "предстоящего в неопределенном будущем" принятия решения о внесении изменений в учредительные документы, а это в принципе возможно для любой организации, то привлечение к ответственности ее должностного лица будет неправомерным.

Подтверждение данного вывода содержится в Письме УФНС России по г. Москве от 23.03.2005 N 09-24/18354, где указано, что в гл. VI Закона N 129-ФЗ не предусмотрено сроков представления сведений, связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица. Установленный трехдневный срок не распространяется на случаи, при которых изменение сведений, содержащихся в государственном реестре, происходит в связи с внесением изменений в учредительные документы.

3. В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер (в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ). Согласно п. 2 ст. 25 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

Обращение в суд с требованием о ликвидации в связи с нарушениями неустранимого характера потенциально возможно, однако если действующее юридическое лицо примет меры по уведомлению соответствующего органа об изменении места нахождения, то дело до суда может не дойти. Нарушения можно признать неустранимыми, если организация не предпримет никаких мер после обнаружения факта деятельности по адресу, не соответствующему данным госреестра. Принимая решение о ликвидации, суд должен иметь доказательства недостоверности адреса при создании организации. Если инспектор сможет обнаружить отсутствие организации по сообщенному адресу и это единственное нарушение, то суд может не счесть это достаточным основанием для ликвидации. Суды, как правило, исходят из однократности и устранимости подобных нарушений и не принимают решений о ликвидации, ссылаясь на отсутствие доказательств.

Так, ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 26.07.2005 по делу N А56-21933/04 правомерно отказал налоговой инспекции в удовлетворении заявления о ликвидации общества, поскольку допущенное при государственной регистрации общества нарушение, выразившееся в указании в учредительных документах общества юридического адреса, не соответствующего действительности, не носит неустранимого характера <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> См. также Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 04.09.2002 N Ф04/3361-633/А03-2002.

Нарушения, связанные с отсутствием по месту регистрации

1. Может случиться, что созданная организация не начала деятельность по указанному адресу и в течение 12 месяцев не представляла документы налоговой отчетности, не осуществляла операций по банковскому счету. В этом случае организация может быть признана фактически прекратившей свою деятельность. Такое юридическое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ по решению регистраторов (п. 1 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ).

2. Налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о ликвидации предприятия любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством РФ, о признании регистрации предприятия недействительной в случае нарушения установленного порядка создания предприятия или несоответствия учредительных документов требованиям законодательства и о взыскании доходов, полученных в этих случаях (п. 11 ст. 7 Закона от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации").

Установленный порядок создания организации предполагает указание правомерно заявленного адреса, т.е. действует тот же механизм, который установлен законодательством о регистрации. Поэтому "недостоверность и заведомая ложность" при создании фирмы может привести и к ликвидации.

3. Имеются случаи решения в пользу налогоплательщиков споров по поводу реализации ими права на вычет по НДС из-за указания "не того" адреса в счетах-фактурах <3>.

     
   ————————————————————————————————
   
<3> Постановления ФАС Московского округа от 05.10.2004 N КА-А40/8668-04, от 10.12.2004 N КА-А40/11522-04.

Исходя из приведенного анализа, можно сделать следующие выводы.

Несмотря на неоднозначность определения "место нахождения организации", законодательством предусмотрены меры ответственности за неисполнение обязанностей юридических лиц по сообщению сведений об адресах и их изменениях. Нередко именно это становится причиной утверждений налоговых органов о том, что законодательство нарушено. Риски применения санкций связаны также с тем, что функции регистрирующего органа по рассмотрению дел о нарушениях как Закона N 129-ФЗ, так и налогового законодательства возложены на налоговый орган.

Позиция налоговых органов сводится к правомерности применения санкций за несообщение или несвоевременное сообщение об изменении места нахождения организации.

Однако наиболее вероятным является привлечение к ответственности за представление недостоверных и заведомо ложных сведений в ЕГРЮЛ, непредставление налоговой отчетности в течение года при одновременном отсутствии операций по банковскому счету. Меры ответственности касаются прежде всего персонально должностных лиц. Остальные нарушения обязанностей по сообщению об изменении правомерно заявленного адреса не имеют под собой достаточных правовых оснований для привлечения к ответственности.

Если организация не внесла в учредительные документы сведения об изменении правомерно зарегистрированного места нахождения, то прямой обязанности по внесению изменений в учредительные документы законодательство не устанавливает.

Если организация внесла в учредительные документы сведения об изменении места нахождения (заявление по форме N Р13001), т.е. фактический и юридический адреса организации совпадают, то конкретный срок по сообщению этих сведений в ЕГРЮЛ также не установлен.

В любом случае организации следует руководствоваться собственным выбором. Если изменения адреса будут внесены в ЕГРЮЛ, то этот факт однозначно повлечет перевод организации в новую ИФНС и ее дело будет передано в налоговую инспекцию по новому месту нахождения в обязательном порядке. В этом случае регистрирующий орган проведет процедуру по изменению адресов в ЕГРЮЛ, ЕГРН и в учредительных документах <4>. При этом обязанность по извещению налогового органа по новому месту нахождения организации также возложена на регистрирующий орган.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Приказ ФНС России от 20.12.2004 N САЭ-3-09/165 "Об утверждении Методических указаний для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения".

Л.Г.Жадан

Ведущий консультант

ООО Консалтинговая группа "РУНА"

г. Москва

Подписано в печать

29.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   






Комментарии к статье

  • Евгений
    eboris-@mail.ru

    где распечатать форму р 14001?


    Прокомментировать
    Ваше имя (не обязательно)
    E-Mail (не обязательно)
    Текст сообщения:



    еще:
    Анализ главы 15 НК РФ с использованием арбитражной практики ("Налоговые споры: теория и практика", 2006, N 7) >
    Можно ли получить освобождение от уплаты НДС, если доход индивидуального предпринимателя за три последовательных месяца 2005 г. составил 1 121 000 руб., в том числе НДС - 171 000 руб.? ("Новое в бухгалтерском учете и отчетности", 2006, N 13)



  • (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.