![]() |
| ![]() |
|
Рекомендации по заполнению налоговых деклараций по налогу на прибыль по обособленным подразделениям ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 3)
"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 3
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ НАЛОГОВЫХ ДЕКЛАРАЦИЙ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ПО ОБОСОБЛЕННЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ
В начале 2006 г. Управление ФНС России по г. Москве в Письме от 28 февраля 2006 г. N 20-08/15606@ "О направлении рекомендаций по налогу на прибыль для информирования налогоплательщиков" обобщило проблемные вопросы организации контрольной работы с крупными налогоплательщиками по налогу на прибыль. Указанные рекомендации обязательны для исполнения налоговыми органами и рекомендованы для всех налогоплательщиков в организации практической налоговой работы по налогу на прибыль. В материале рассмотрены основные, наиболее значимые вопросы, касающиеся уплаты налога.
Все вопросы, освещаемые налоговым ведомством, актуальны в сложившейся экономической ситуации. По многим из них есть решения судов или же долгая практика совместных рассмотрений и урегулирования разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами. Естественно, такая практика обобщений наиболее часто допускаемых нарушений налоговым ведомством положительно влияет на общую информированность налогоплательщиков и проясняет многие вопросы с точки зрения логики налоговых органов. Учитывая, что разъяснение было обнародовано с некоторым опозданием, актуальности оно не потеряло. Поэтому при обнаружении некорректности следует вносить исправления в расчеты и декларацию.
Ошибки при заполнении деклараций
Одним из наиболее часто допускаемых нарушений по налогу на прибыль является неправильное применение ставок по налогу в федеральный бюджет и городской бюджет Москвы. Данное нарушение связано с тем, что размеры ставок в разрезе бюджетов ежегодно меняются. Поэтому налоговым инспекциям рекомендовано в случае обнаружения таких ошибок по возможности информировать налогоплательщиков.
При заполнении налоговой декларации одно из основных нарушений - заполнение строки 290 (строк 300, 310, 320) листа 02 декларации по налогу на прибыль, по которой должна отражаться сумма именно начисленных авансовых платежей за отчетный (налоговый) период. Как показывает практика камеральных проверок, по этой строке некоторые налогоплательщики неправомерно отражали и фактически уплаченные с начала года суммы платежей по налогу на прибыль, и суммы исчисленного налога по итогам I квартала, полугодия, 9 месяцев без учета ежемесячных авансовых платежей, и суммы ранее начисленных авансовых платежей без учета сумм налога, выплаченных за пределами РФ, и т.п. В результате эти нарушения приводят к неправильной сумме, определяемой по строке 370 "Сумма налога к доплате" листа 02 либо по строке 380 "Сумма налога к уменьшению" листа 02. К сожалению, такие ошибки достаточно часто встречаются и служат причиной неправильного отражения в автоматизированной системе учета начислений и поступлений налоговых платежей в инспекциях. Также в отношении обособленных подразделений зачастую неправомерно не заполняются Приложения 5 и 5а к листу 02 налоговой декларации и их аналогичные строки 110 "Начислено налога в бюджет субъекта". При заполнении декларации стоит обратить внимание на то, что часто ошибки возникают и при переносе данных из листов и Приложений в лист 02 декларации, а также при переносе данных, используемых для начислений в карточках "Расчетов с бюджетом" (РСБ), из листов 02, 03, 04 и Приложений 5 и 5а к листу 02 в разд. 1 "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по данным налогоплательщика". Особое внимание налогоплательщиков следует обратить на недопустимость ситуаций, при которых был исчислен налог на прибыль исходя из суммы полученного за отчетный (налоговый) период убытка и, как следствие, заявлена сумма налога к уменьшению как в листе 02, так и в разд. 1 декларации по налогу на прибыль.
О порядке уплаты налога
В 2006 г. был изменен порядок уплаты налога на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Федерации организациями, имеющими несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ. Согласно ст. 288 НК РФ установлено, что уплата авансовых платежей, а также сумм налога, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, производится как по месту нахождения головной организации, так и по месту нахождения каждого обособленного подразделения исходя из доли прибыли, приходящейся на каждое обособленное подразделение, исчисленной в соответствии с порядком, изложенным названной статьей. Как это предусмотрено ст. 288 НК РФ, если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого субъекта РФ, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории субъекта РФ. При этом налогоплательщик вправе сам выбрать то обособленное подразделение, через которое будет осуществлять уплату налога в бюджет субъекта РФ, уведомив о принятом решении налоговые органы, в которых субъекты состоят на налоговом учете. Эта норма действует с 1 января 2006 г. Если же обособленные подразделения и головная организация находятся на территории одного субъекта РФ, то ответственность за уплату налога на прибыль в бюджет этого субъекта может быть возложена на головную организацию. Для уведомления налогового органа о том, через какое именно обособленное подразделение (или головную организацию) будет производиться уплата налога на прибыль в бюджет субъекта РФ, необходимо составить специальную форму уведомления (установлена в Приложениях 1 и 2 к Письму ФНС России от 31 октября 2005 г. N ММ-6-02/916) с указанием основных реквизитов обособленного подразделения, которое будет назначено ответственным по уплате налога, - местонахождения, КПП (кода причины постановки). А также в этом уведомлении необходимо указать и те обособленные подразделения, за которые будет производиться уплата, их местонахождение и КПП. Требуется также указать сумму ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате ответственным обособленным подразделением в I квартале 2006 г. Второй экземпляр указанного уведомления направляется в налоговый орган по месту нахождения головной организации. Уведомления следует направлять в налоговые органы по месту нахождения всех обособленных подразделений до начала налогового периода. Таким образом, уведомление N 1 направляется в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения и головной организации, уведомление N 2 - в налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений, через которые уплата производиться не будет. Аналогичный порядок действует, если головная организация и обособленные подразделения находятся в Москве. Ежемесячные авансовые взносы в I квартале 2006 г. исчисляются в соответствии со ст. ст. 286 и 288 НК РФ. Сумма по ответственному обособленному подразделению (головной организации) определяется по всем обособленным подразделениям, находящимся на территории субъекта РФ, исходя из суммы ежемесячных авансовых платежей, подлежащих уплате в IV квартале 2005 г. (с учетом ежемесячных авансовых платежей, исчисленных по ответственному обособленному подразделению или головной организации в зависимости от принятого налогоплательщиком решения об уплате налога в бюджет субъекта РФ). Суммы ежемесячных авансовых платежей за I квартал 2006 г., определенные по каждому обособленному подразделению, через которые уплата налога в 2006 г. производиться не будет, и общий суммарный размер этих платежей отражаются в уведомлении N 1 и являются основанием для начисления в карточке "Расчеты с бюджетом" по налогу на прибыль в бюджет субъекта РФ ответственного обособленного подразделения (головной организации). При этом уплата сумм ежемесячных авансовых платежей в бюджет субъекта РФ за I квартал 2006 г. по срокам 30 января 2006 г., 28 февраля 2006 г. и 28 марта 2006 г. должна производиться в налоговый орган по месту нахождения ответственного подразделения (головной организации).
Варианты уплаты налога
Для правильной уплаты налога на прибыль в бюджет г. Москвы (бюджет субъекта РФ) налогоплательщик, имеющий на территории того же субъекта РФ обособленные подразделения, должен выбрать в 2006 г. один из трех вариантов порядка уплаты налога на прибыль в бюджет субъекта РФ. Рекомендуется этот вариант закрепить в учетной политике для целей налогообложения. Первый вариант: уплата налога на прибыль налогоплательщиком в бюджет г. Москвы за каждое обособленное подразделение. При этом налогоплательщик представляет по месту своего нахождения декларацию по налогу на прибыль за отчетный год в полном объеме, составленную в целом по организации с распределением налога по обособленным подразделениям. В составе декларации представляются Приложения 5 и 5а к листу 02. В налоговый орган по месту нахождения обособленных подразделений организация представляет декларацию, включающую в себя титульный лист (лист 01), подраздел 1.1 разд. 1, а также расчет суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения (соответствующие страницы Приложения 5а к листу 02, касающиеся суммы налога, подлежащей уплате по месту нахождения данного обособленного подразделения). Таким образом, представление декларации по налогу на прибыль и уплата налога осуществляются в порядке, действовавшем до 2006 г. Второй вариант: уплата налога на прибыль в бюджет г. Москвы через ответственное обособленное подразделение. Налогоплательщик в таком случае представляет в налоговый орган по месту нахождения декларацию по налогу на прибыль за 2005 г. в полном объеме, составленную в целом по организации с распределением налога по обособленным подразделениям. В составе декларации представляются все Приложения 5 и 5а к листу 02. В налоговые органы по месту нахождения ответственного обособленного подразделения представляются декларации за 2005 г. по ответственному обособленному подразделению и другим обособленным подразделениям, через которые с 2006 г. не будет производиться уплата налога в бюджет г. Москвы. Указанные декларации включают в себя титульный лист (лист 01), соответствующее количество страниц подраздела 1.1 разд. 1 и Приложение 5а к листу 02, касающиеся суммы налога, подлежащей уплате по каждому обособленному подразделению, указанному в уведомлении N 1 (с указанием ОКАТО муниципального образования, на территории которого находится ответственное обособленное подразделение). При этом уплата сумм налога на прибыль в бюджет г. Москвы за отчетный год по сроку 28 марта текущего года производится в налоговый орган по месту нахождения ответственного подразделения. Третий вариант: уплата налога за все обособленные подразделения в пределах одного субъекта РФ головной организацией. В такой ситуации представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения головной организации декларация по налогу на прибыль за 2005 г. в полном объеме, составленная в целом по организации с распределением налога по обособленным подразделениям. В составе декларации представляются Приложения 5 и 5а к листу 02, а также соответствующее количество страниц подраздела 1.1 разд. 1, касающихся суммы налога, подлежащей уплате по каждому обособленному подразделению, указанному в уведомлении N 1 (с указанием ОКАТО муниципального образования, на территории которого находится головная организация). Уплата сумм налога на прибыль в бюджет г. Москвы за отчетный год по сроку 28 марта текущего года производится в налоговый орган по месту нахождения головной организации. При этом Письмом ФНС России от 28 декабря 2005 г. N ММ-6-02/2005 "О действиях налоговых органов в связи с изменением порядка уплаты налога на прибыль в 2006 году" дается разъяснение, что если налогоплательщик представил декларации по налогу на прибыль за 2005 г. в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений, через которые в 2006 г. уплата налога не производится, то указанные налоговые органы обязаны передать эти декларации в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения организации (головной организации). Для разъяснения вопроса относительно передачи сальдо расчетов с бюджетом по налогу на прибыль налоговыми органами позиция ФНС состоит в том, что налоговый орган, получив от налогоплательщика уведомление N 2 о том, что с 1 января 2006 г. уплата налога на прибыль по месту нахождения данного обособленного подразделения производиться не будет, должен закрыть соответствующие карточки "Расчетов с бюджетом" (РСБ) по состоянию на 1 января 2006 г. Это делается для передачи карточек в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения (головной организации). Материалы, подлежащие передаче, указаны в Приложении 2 "Перечень документов, связанных с деятельностью организации" к Приказу ФНС России от 20 декабря 2004 г. N АЭ-3-09/165@ (в части, относящейся к уплате налога на прибыль). В налоговом органе по месту нахождения ответственного обособленного подразделения (головной организации) сальдо расчетов с бюджетом по налогу на прибыль, зачисляемому в бюджет субъекта РФ, по состоянию на 1 января 2006 г., переданное налоговыми органами данного субъекта РФ по месту нахождения иных обособленных подразделений, а также сальдо расчетов самого ответственного обособленного подразделения (головной организации) должны быть свернуты, а полученный результат отражается во вновь открытой карточке РСБ по этому налогу ответственного обособленного подразделения (головной организации). На налоговый орган ответственного обособленного подразделения (головной организации) возложена также обязанность контроля за полнотой и своевременностью передачи материалов от налоговых органов по месту нахождения других обособленных подразделений. Что касается начислений в карточке РСБ за 2005 г. по обособленным подразделениям, за которые производит уплату ответственное обособленное подразделение (головная организация), то налоговый орган должен провести начисление налога в карточке РСБ и осуществить контроль за полнотой его уплаты в бюджет субъекта РФ. В самой карточке РСБ начисления к уплате (уменьшению) отражаются отдельными проводками по каждому обособленному подразделению, указанному в уведомлении N 1.
Заключение
В заключение хотелось бы отметить, что на практике порядок уплаты за обособленные подразделения действительно сильно усложнился, а сами специалисты налоговой службы не всегда знают, как поступить в той или иной ситуации. Настоящий обзор фактически обобщил информацию по применению указанных норм, чем, естественно, сделал более понятным этот процесс. Тем налогоплательщикам, которые не совсем четко и корректно прошли этот процесс, стоит теперь согласовать дальнейшие действия с инспекторами камерального отдела и отдела учета начислений и поступления платежей. Возможно, придется подавать уточненные декларации либо переоформлять некоторые налоговые документы.
О.Данильчук Независимый эксперт Подписано в печать 29.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |