Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




О разных подходах к реформированию системы бухучета ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 3)



"Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 3

О РАЗНЫХ ПОДХОДАХ К РЕФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ БУХУЧЕТА

На Седьмом международном форуме бухгалтеров и аудиторов, проходившем 23 мая текущего года в Государственном Кремлевском дворце, директор департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России Л.З. Шнейдман представил общественности последнюю версию проекта федерального закона "Об официальном бухгалтерском учете", который готовится для внесения в Государственную Думу от имени Правительства РФ.

Как отмечено в законопроекте, его целями являются защита прав и законных интересов граждан, организаций и государства путем установления единых требований к официальному бухгалтерскому учету, а также создание правового механизма для его регулирования.

Что касается сферы действия предлагаемого закона, то она такова:

1. Закон распространяется на организации, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, а также на находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации.

2. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность в адвокатском кабинете, а также находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, могут вести учет доходов и расходов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, вместо бухгалтерского учета в соответствии с настоящим федеральным законом.

3. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов ведут в соответствии с настоящим федеральным законом бухгалтерский учет исполнения соответствующей сметы доходов и расходов, а также исполнения соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

4. Настоящий федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учета имущества, переданного в доверительное управление, а также при ведении одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц бухгалтерского учета общего имущества товарищей, если это не противоречит предмету соответственно договора доверительного управления имуществом и договора простого товарищества.

5. К отношениям, возникающим при составлении консолидированной финансовой отчетности, настоящий федеральный закон применяется постольку, поскольку иное не установлено Федеральным законом "О консолидированной финансовой отчетности".

6. К отношениям, возникающим при ведении бухгалтерского учета в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, настоящий федеральный закон применяется постольку, поскольку иное не установлено Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".

В правовой ситуации с экономическими субъектами, похоже,

без существенных перемен

Заслуживают внимания и многие положения главы минфиновского законопроекта, регламентирующей общие требования к бухгалтерскому учету.

В соответствии с этой главой объектами бухгалтерского учета является следующее:

- активы (имущество, в том числе имущественные права, информация, результаты интеллектуальной деятельности, деловая репутация, личные неимущественные права) экономического субъекта;

- обязательства экономического субъекта;

- другие источники финансирования деятельности экономического субъекта;

- доходы экономического субъекта;

- расходы экономического субъекта;

- факты хозяйственной жизни экономического субъекта.

Учетную политику экономического субъекта составляет совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая им.

Экономический субъект (за исключением экономических субъектов в бюджетной сфере) самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете и соответствующими нормативными правовыми актами органов государственного регулирования, а также стандартами органов негосударственного регулирования бухучета.

В случае если по конкретному вопросу национальными стандартами не установлены способы ведения бухгалтерского учета, экономический субъект самостоятельно разрабатывает соответствующий способ, исходя из общих требований законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете или из национальных стандартов.

Учетная политика для экономических субъектов в бюджетной сфере формируется Министерством финансов РФ.

В соответствии с законопроектом изменение учетной политики допускается при следующих обстоятельствах:

1) при изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования;

2) при разработке или избрании экономическим субъектом новых способов ведения бухгалтерского учета;

3) при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за ряд лет изменение учетной политики, по мнению авторов законопроекта, должно производиться, как правило, с начала отчетного года.

О первичных учетных документах

Бухгалтерский учет ведется на основании первичных учетных документов.

Первичный учетный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование экономического субъекта, составившего документ;

г) содержание факта хозяйственной жизни;

д) величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием соответственно натурального и (или) денежного измерителя;

е) наименования должностей лиц, ответственных за свершившийся факт хозяйственной жизни и (или) правильность его оформления;

ж) подписи лиц, ответственных за свершившийся факт хозяйственной жизни и (или) правильность его оформления.

Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания.

Первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме. В случае если первичный учетный документ составлен в электронно-цифровой форме, экономический субъект обязан изготовить за свой счет копии такого документа на бумажном носителе по требованию другого экономического субъекта, имеющего непосредственное отношение к факту хозяйственной жизни, оформленному таким документом, а также по требованию органов, осуществляющих контроль и надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

В первичном учетном документе допускаются санкционированные лицами, составившими этот документ, исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета. Исправление в первичном учетном документе должно содержать дату исправления и подписи лиц, составивших этот документ.

В случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учетные документы изымаются, экономический субъект вправе в присутствии представителя органа, проводящего изъятие первичных учетных документов, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Инвентаризация активов и обязательств

Экономический субъект обязан проводить инвентаризацию активов и обязательств.

При инвентаризации активов и обязательств выявляется фактическое наличие активов и обязательств, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации активов и обязательств, а также перечень активов и обязательств, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации активов и обязательств обязательно. Случаи, когда проведение инвентаризации активов и обязательств обязательно, устанавливаются законодательством Российской Федерации и национальными стандартами.

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием активов и обязательств и данными регистров бухгалтерского учета подлежат регистрации в бухгалтерском учете в том отчетном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Регистры бухгалтерского учета

Данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат регистрации, накоплению и обработке в регистрах бухгалтерского учета.

Регистр бухгалтерского учета должен содержать следующие обязательные реквизиты:

а) наименование регистра;

б) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

в) дату начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

г) хронологическую и (или) систематическую группировку фактов хозяйственной жизни;

д) величину денежного измерения фактов хозяйственной жизни с указанием денежного измерителя;

е) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

ж) подписи лиц, ответственных за ведение регистра.

Регистр бухгалтерского учета составляется на бумажном носителе и (или) в электронно-цифровой форме. В случае если регистр бухгалтерского учета составлен в электронно-цифровой форме, экономический субъект обязан изготовить за свой счет копию такого регистра на бумажном носителе по требованию органов, осуществляющих контроль и надзор в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

В регистре бухгалтерского учета не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учета должно содержать дату исправления и подписи лиц, ответственных за ведение регистра.

В случае, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации регистры бухгалтерского учета изымаются, экономический субъект вправе в присутствии представителя органа, проводящего изъятие регистров, снять с них копии с указанием основания и даты изъятия.

Требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено другими федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется за отчетный год.

Экономический субъект составляет промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учета.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и других структурных подразделений экономического субъекта независимо от их местоположения.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в валюте Российской Федерации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность, подлежащая обязательному аудиту, должна публиковаться вместе с аудиторским заключением, выданным аудиторской организацией (индивидуальным аудитором).

В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности экономическим субъектом не может быть установлен режим коммерческой тайны.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность экономического субъекта, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о прибылях и убытках и приложений к ним.

Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность некоммерческих организаций и общественных объединений, за исключением случаев, установленных настоящим федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о целевом использовании средств, предоставленных некоммерческой организации, и приложений к ним.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов в бюджетной сфере устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) устанавливается Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

Отчетным годом является период с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Первым отчетным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно. В случае если государственная регистрация экономического субъекта произведена после 1 октября, первым отчетным годом является, как правило, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом государственной регистрации, включительно.

Отчетным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчетности является период с 1 января по отчетную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчетность, включительно.

Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчетность (отчетной датой), является последний календарный день отчетного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Если дело касается реорганизации или ликвидации

юридического лица

Особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица таковы:

1. Последним отчетным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация вновь возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчетным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица, до даты внесения такой записи.

2. Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчетность на дату, предшествующую дате государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

3. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации вновь возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

4. Первым отчетным годом для вновь возникшего в результате реорганизации юридического лица является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно.

5. Вновь возникшее в результате реорганизации юридическое лицо должно составить первую бухгалтерскую (финансовую) отчетность по состоянию на дату его государственной регистрации.

6. Первая бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного передаточного акта (разделительного баланса) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации вновь возникших в результате реорганизации юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица).

А вот каковы особенности бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица:

1. Отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

2. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.

3. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

4. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой)

отчетности

В соответствии с законопроектом Минфина коммерческие и некоммерческие организации, обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, за исключением бюджетных учреждений, представляют по одному обязательному экземпляру такой отчетности органу государственной статистики по месту государственной регистрации.

Обязательный экземпляр составленной экономическим субъектом годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода.

Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчетности составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен.

Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также правила пользования (включая плату за пользование) государственным информационным ресурсом устанавливаются Правительством РФ.

Органы регулирования бухгалтерского учета

Что касается регулирования бухучета, то, по мнению представителей Минфина, оно должно осуществляться органами как государственного, так и негосударственного регулирования.

Органами государственного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации являются федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ, а также иные органы, которым федеральными законами предоставлено право регулировать бухгалтерский учет.

Органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета должны быть саморегулируемые организации аудиторов, бухгалтеров, пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также другие саморегулируемые и некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учета.

Для осуществления своих функций органы государственного регулирования бухгалтерского учета издают нормативные правовые акты, обязательные для применения и исполнения экономическими субъектами.

Функции уполномоченного федерального органа таковы:

а) утверждение национальных стандартов;

б) организация экспертизы проектов национальных стандартов;

в) обеспечение соответствия национальных стандартов уровню развития национальной экономики, науки и практики бухгалтерского учета, а также потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности;

г) утверждение порядка учета национальных стандартов и ведение такого учета;

д) представление Российской Федерации в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учета.

Национальные стандарты содержат, как правило, следующее:

- признаки отнесения отдельных объектов к активам, обязательствам, другим источникам финансирования деятельности экономического субъекта, доходам, расходам, фактам хозяйственной жизни, а также порядок классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учету и списания их из бухгалтерского учета;

- допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учета;

- порядок пересчета стоимости объектов бухгалтерского учета, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учета;

- общие требования к учетной политике экономического субъекта, документам бухгалтерского учета и документообороту в бухгалтерском учете, проведению инвентаризации активов и обязательств;

- план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения, за исключением плана счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядка его применения;

- состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках;

- состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

- состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней;

- состав последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица, порядок ее составления и денежного измерения объектов в ней.

Уполномоченный федеральный орган может утверждать национальные стандарты, устанавливающие специальные требования к бухгалтерскому учету экономических субъектов в бюджетной сфере, включая план счетов бухгалтерского учета и порядок его применения.

Для проведения экспертизы проектов национальных стандартов при уполномоченном федеральном органе создается экспертный совет по стандартам бухгалтерского учета.

В состав экспертного совета по стандартам бухгалтерского учета на паритетных началах включаются представители органов государственного регулирования бухгалтерского учета, органов негосударственного регулирования бухгалтерского учета, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль и надзор на страховом рынке, а также представители науки. Порядок создания и деятельности экспертного совета по стандартам бухгалтерского учета утверждается уполномоченным федеральным органом. Заседания экспертного совета по стандартам бухгалтерского учета являются открытыми.

Органы негосударственного регулирования бухгалтерского учета осуществляют следующие функции:

а) разрабатывают проекты национальных стандартов;

б) участвуют в экспертизе проектов национальных стандартов;

в) обеспечивают соответствие проекта национального стандарта уровню развития науки и практики бухгалтерского учета, а также международному стандарту, на основе которого разработан проект национального стандарта;

г) разрабатывают проекты отраслевых стандартов;

д) разрабатывают и принимают свои стандарты в области бухгалтерского учета, а также иные документы по организации и ведению бухгалтерского учета;

е) обобщают практику применения национальных и отраслевых стандартов и разрабатывают предложения по их совершенствованию;

ж) участвуют в соответствии с правилами международных организаций в разработке международных стандартов.

Стандарты, а также иные документы по организации и ведению бухгалтерского учета, принимаемые органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, содержат рекомендации по применению национальных и (или) отраслевых стандартов.

Стандарты, а также иные документы по организации и ведению бухгалтерского учета, принимаемые органами негосударственного регулирования бухгалтерского учета, применяются экономическими субъектами на добровольной основе.

Организация, желающая принимать участие в регулировании бухгалтерского учета, приобретает статус органа негосударственного регулирования бухгалтерского учета после аккредитации в уполномоченном федеральном органе.

Парламентариев не устраивает медленный ход реформ

В Государственной Думе, конечно, знают о той работе по подготовке законопроекта о бухучете, которая уже длительное время ведется в Минфине. Но некоторые депутаты, кровно заинтересованные в изменении существующей системы бухучета и отчетности, похоже, уже устали ждать внесения в парламент данного законопроекта. Кроме того, они опасаются, что коррективы, которые намеревается предложить в действующее законодательство Правительство РФ, будут носить далеко не радикальный характер. И потому депутаты Государственной Думы А.В. Буренин и И.Н. Игошин на исходе минувшего года внесли в палату свой законопроект "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности", который уже готовится к первому чтению.

Как известно, в настоящее время отношения в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности регулируются Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Недостатки действующего Закона детально проанализированы в Концепции проекта Федерального закона "О бухгалтерском учете" (новая редакция), одобренной Комиссией Правительства РФ по законопроектной деятельности 17 октября 2005 г., а также отражены в Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу, одобренной Приказом министра финансов РФ от 1 июля 2004 г. N 180.

По мнению многих серьезных аналитиков, предметом правового регулирования действующего Закона является методология бухгалтерского учета, что было оправдано в условиях плановой экономики. В условиях же рыночной экономики, когда приобрело особую важность отражение в финансовой отчетности реального экономического положения хозяйствующих субъектов, потребовалось сосредоточить внимание соответствующего закона не на методологии, а на создании системы регулирования, гарантирующей защиту прав всех заинтересованных лиц на получение объективной информации.

Действующий Закон не способствует участию профессионального сообщества в регулировании отрасли. Он терминологически привязан к понятийному аппарату гражданского законодательства, что не позволяет реализовать один из основополагающих принципов Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) - приоритет экономического содержания над юридической формой.

Качество МСФО выше качества существующих российских положений по бухгалтерскому учету, однако Закон не позволяет применить в национальных стандартах принципы МСФО. Многие положения действующего Закона, в частности правила оценки имущества и обязательств, противоречат принципам МСФО.

К тому же действующий Закон содержит чрезмерно детальные требования к процессу бухгалтерского учета, в частности устанавливает обязательные формы первичных учетных документов. Это существенно ограничивает возможности организаций в выборе эффективной технологии обработки учетной информации, усложняет автоматизацию учетных процессов.

Наконец, действующий Закон не закладывает фундамента для эффективного контроля качества бухгалтерской отчетности.

Авторы законопроекта "О регулировании бухгалтерского учета и финансовой отчетности" полагают, что правовой документ, внесенный ими в Государственную Думу, позволит решить вышеуказанные проблемы. При этом есть смысл обратить внимание на следующее.

Первое. Предметом регулирования законопроекта являются правоотношения, возникающие в связи с регулированием официального бухгалтерского учета и ведением его хозяйствующими субъектами. Вопросы методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности станут предметом подзаконных актов, что позволит своевременно обеспечивать их соответствие российской деловой практике и МСФО.

Второе. Концепция законопроекта состоит в определении на уровне закона системы регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Проекты нормативных правовых актов будут разрабатываться негосударственным органом регулирования, а затем одобряться или мотивированно отклоняться уполномоченным государственным органом.

В законопроекте реализованы новые требования к системе регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности, которые предусматривают независимость, профессионализм, открытое обсуждение и прозрачность принимаемых решений, эффективность процедур, участие в международном процессе стандартизации, обеспечение суверенитета РФ в регулировании и единство стандартов в различных отраслях экономики. Международный опыт показывает, что выполнение этих требований возможно только в случае участия в системе регулирования негосударственного органа, объединяющего составителей, аудиторов, пользователей финансовой отчетности и ученых. Соблюдение интересов государства в процессе установления стандартов учета и отчетности будет обеспечиваться правом Правительства РФ на основании законодательно установленных критериев назначить негосударственный орган регулирования и правом вето государственного уполномоченного органа в отношении разрабатываемых негосударственным органом нормативных правовых актов.

Законопроект соответствует Концепции административной реформы в РФ в 2006 - 2008 гг., одобренной Распоряжением Правительства РФ от 25 октября 2005 г. N 1789-р. В соответствии с этой Концепцией на 2006 г. намечены разработка и принятие нормативных правовых актов, упраздняющих избыточные и дублирующие функции, осуществляемые органами исполнительной власти, позволяющих передавать ряд государственных функций саморегулируемым организациям. Концепция упоминает законопроекты о передаче саморегулируемым организациям государственных функций в области финансового аудита и оценочной деятельности. В сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности саморегулирование оправдано даже в большей степени в силу высокого общественного интереса и готовности профессионального сообщества к саморегулированию, вызванных значимостью финансовой отчетности для принятия экономических решений.

Определение Правительством государственного регулирующего органа в законопроекте не является произвольным, а основано на функциях соответствующего органа. В частности, не допускается совмещение в одном органе функций регулирования налогообложения и регулирования финансовой отчетности. Это позволит Минфину (ФНС) принимать более эффективные решения по вопросам налогообложения, поскольку их принятие не будет обременено непрофильными целями финансовой отчетности. В свою очередь, качество стандартов финансовой отчетности не будет искажаться требованиями расчета налогов. Ближе всех по своим функциям для государственного органа, контролирующего принятие нормативных актов по бухгалтерскому учету и финансовой отчетности, стоят ФСФР и Минэкономразвития, в чью сферу ответственности входят вопросы обеспечения защиты прав инвесторов.

Третье. Законопроект закрепляет независимость понятийного аппарата бухгалтерского законодательства. Это позволит применять в подзаконных актах понятийный аппарат МСФО, который, отражая принцип приоритета содержания над формой, является в большей степени общеэкономическим, чем юридическим.

Четвертое. Законопроект устанавливает, что стандарты финансовой отчетности разрабатываются исходя из лучшей международной практики стандартов финансовой отчетности в той степени, в которой это отвечает интересам российских пользователей.

Пятое. Общественное значение имеет финансовая отчетность, которую используют как рынок, так и государство для принятия экономических решений. Бухгалтерский учет является процессом, а не результатом и, таким образом, представляет собой внутреннее дело каждой организации. Тем не менее в силу традиций российской школы бухгалтерского учета и ст. 71 Конституции РФ, относящей официальный бухгалтерский учет в ведение РФ, законопроект предполагает принятие положения по бухгалтерскому учету. Данный документ зафиксирует базовые требования к бухгалтерскому учету, такие как применение двойной записи на счетах, и к оформлению первичных учетных документов. Эти требования должны быть на уровне подзаконного акта, чтобы обеспечить возможность их оперативного изменения по мере совершенствования информационных технологий обработки учетной информации.

Шестое. Законопроект содержит комплекс мер, направленных на усиление ответственности за качество финансовой отчетности. В частности, законопроект вводит гражданско-правовую ответственность организации и ее аудитора перед пользователями финансовой отчетности и конкретизирует обстоятельства наступления административной ответственности за бухгалтерские нарушения.

Седьмое. Законопроект устраняет многочисленные методологические недостатки действующего Закона за счет отказа от излишне детального регулирования бухгалтерского учета и финансовой отчетности. В то же время законопроект устраняет и излишние бюрократические требования к бухгалтерской отчетности. Как отметил в Послании "О бюджетной политике в 2006 году" Президент РФ, "налоговый учет и отчетность остаются неоправданно усложненными, что особенно чувствительно для малого и среднего бизнеса". В полной мере это относится к бухгалтерскому учету и отчетности. Законопроект предусматривает освобождение организаций малого бизнеса, за исключением общественно значимых организаций, от представления финансовой отчетности, сохраняя их обязанность вести бухгалтерский учет в целях имущественной идентификации юридического лица.

Для сведения читателей. В соответствии с предлагаемым депутатами законопроектом к общественно значимым организациям относятся следующие:

1) организации, ценные бумаги которых допущены к обращению через организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

2) открытые акционерные общества;

3) профессиональные участники рынка ценных бумаг;

4) страховые организации;

5) кредитные организации;

6) пенсионные фонды;

7) биржи.

На базе двух альтернативных законопроектов

Познакомившись с последней версией минфиновского законопроекта "Об официальном бухгалтерском учете", которая была представлена на форуме бухгалтеров и аудиторов, депутат Государственной Думы А.В. Буренин пришел к выводу, что этот документ не только принципиально не улучшает, но даже ухудшает ту ситуацию, которая сложилась на сегодняшний момент в сфере бухучета и финансовой отчетности.

Прежде всего, в нашей стране отвечать за финансовую отчетность должен орган, который отвечает за развитие биржевых рынков, за защиту прав инвесторов в том числе. Этот орган - служба по финансовым рынкам. Им, безусловно, не должен быть орган, который выполняет фискальную функцию, а именно Минфин. Иначе мы вновь получим конфликт интересов между финансовой и налоговой отчетностью, который решается всегда в пользу государства, то есть в пользу налоговой отчетности.

К сожалению, по мнению депутата, из содержания законопроекта "Об официальном бухгалтерском учете" следует, что таким органом опять станет Минфин. Более того, в законопроекте не прописаны жестко разграничения между финансовой и налоговой отчетностью. Авторы законопроекта, видимо, не понимают, что пока мы жестко не разделим финансовую отчетность и налоговую, никакой финансовой отчетности, отражающей реальное экономическое содержание хозяйствующих субъектов, в нашей стране не будет.

Далее о системе регулирования. Предусматривается ли передача полномочий органу, который реально заинтересован в том, чтобы финансовая отчетность и бухучет развивались в рамках свободного экономического режима, то есть негосударственному органу? По сути, не предусматривается. В законопроекте ему передана непонятная функция рекомендательного характера. Однако и сегодня любой человек, любая организация могут порекомендовать органам госвласти все, что угодно. Но в законопроекте не прописано никаких обязательств в адрес госорганов следовать этим рекомендациям. Более того, круг негосударственных организаций, которые могут принимать участие в данном процессе, почему-то ограничен саморегулируемыми организациями (СРО), которых пока еще практически нет.

Депутат считает, что фактически все основные принципиальные недостатки действующей системы регулирования в минфиновском законопроекте сохранены в прежнем виде.

Впрочем, Правительство еще может существенно откорректировать минфиновский законопроект и только после этого внести его в парламент от своего имени. Вопрос в том, когда это произойдет. Но именно тогда, похоже, у российских парламентариев и появится реальная возможность на базе двух альтернативных законопроектов создать правовой документ, оптимально регулирующий отношения в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Е.Е.Смирнов

Издательская группа "БДЦ-пресс"

Подписано в печать

29.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Законодательство. Июнь - июль, 2006 ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 3) >
Добровольная статистическая отчетность Всероссийского союза страховщиков по форме 1-ВСС ("Налогообложение, учет и отчетность в страховой компании", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.