Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Административная ответственность за нарушение валютного законодательства (Окончание) ("Финансовая газета", 2006, N 26)



"Финансовая газета", 2006, N 26

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

ЗА НАРУШЕНИЕ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

(Окончание. Начало см. "Финансовая газета", 2006, N 25)

Заметим, что, несмотря на существенность размеров штрафов, установленных ст. 15.25 КоАП РФ, освобождение от административной ответственности в порядке ст. 2.9 КоАП РФ (малозначительность) арбитражными судами в целом не практикуется.

Согласно п. п. 17 - 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным интересам.

Однако составы административных правонарушений, указанные в ст. 15.25 КоАП РФ, являются формальными. Иначе говоря, они не предусматривают материально-правовых последствий содеянного как обязательной составляющей объективной стороны правонарушения и считаются законченными правонарушениями независимо от наступления вредных последствий. Для оценки действий лица, привлекаемого к административной ответственности, на предмет наличия признаков формального состава эти последствия не имеют правового значения.

Поскольку целью Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" является реализация единой государственной валютной политики, обеспечение устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка страны, вменяемые по ст. 15.25 КоАП РФ правонарушения не квалифицируются судами в качестве малозначительных. Исходя из изложенной позиции нарушение валютного законодательства не будет признаваться малозначительным. Соответственно вне зависимости от того, насколько был реальным ущерб, нанесенный общественным и (или) государственным интересам, нарушитель понесет административную ответственность, минимальный размер которой может быть определен минимальным размером штрафа (в настоящее время это от 3/4 размера незаконной валютной операции, т.е. размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию или не зачисленных на счета в уполномоченных банках).

Примеры обратного можно найти, в частности, в Постановлении ФАС Центрального округа от 16.08.2005 N А14-2659/2005/99/19, в котором указано, что в силу ст. 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченное решить дело об административном правонарушении, вправе при малозначительности совершенного административного правонарушения освободить лицо от административной ответственности.

По аналогичному делу ФАС Уральского округа, руководствуясь ст. 2.9 КоАП РФ и п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, оставил без изменения решение Арбитражного суда Республики Башкортостан о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, и его отмены ввиду малозначительности деяния (Постановление от 15.08.2005 N Ф09-3437/05-С1).

Основания для привлечения к ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования установлены ст. 15.25 КоАП РФ. Рассмотрим наиболее спорные и распространенные с точки зрения правоприменительной практики проблемы привлечения к административной ответственности за нарушение валютного законодательства.

Ответственность за осуществление

незаконных валютных операций

Часть 1 ст. 15.25 КоАП РФ устанавливает ответственность за осуществление незаконных валютных операций, т.е. осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании. Под действие указанной нормы подпадает широкий спектр правонарушений в сфере валютного законодательства. При этом необходимо иметь в виду, что понятие валютной операции раскрывается в п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ. Таким образом, при определении законности или незаконности той или иной валютной операции органы и агенты валютного контроля должны руководствоваться положениями этого Закона, в частности ст. ст. 6, 9, 10.

Следует иметь в виду, что:

валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. ст. 7, 8, 11 Закона N 173-ФЗ;

запрещены валютные операции между резидентами, кроме тех, что прямо перечислены в ст. 9 этого Закона;

валютные операции между нерезидентами на территории Российской Федерации осуществляются без ограничений при соблюдении требований ст. 10 Закона N 173-ФЗ.

Определение понятиям "нерезидент" и "резидент" даны в п. п. 6, 7 ч. 1 ст. 1 Закона N 173-ФЗ. Эти понятия и составляющие их признаки отличны от аналогичных понятий, содержащихся в других источниках права. В частности, речь идет о понятии налогового резидента, признаки которого закреплены ст. 11 НК РФ.

Итак, субъектами правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, являются физические и юридические лица - как резиденты, так и нерезиденты Российской Федерации согласно валютному законодательству Российской Федерации.

Объективная сторона правонарушения состоит в совершении незаконной валютной операции, т.е. валютной операции между резидентами Российской Федерации, которая прямо не разрешена ст. 9 Закона N 173-ФЗ, или валютной операции, для совершения которой установлены ограничения ст. ст. 7, 8 и 11 этого Закона без соблюдения указанных ограничений.

К правонарушениям, за совершение которых лицо может быть привлечено к административной ответственности в порядке ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ, относятся, в частности, неразрешенные наличные расчеты в иностранной валюте (Постановления ФАС Волго-Вятского округа от 11.08.2005 N А11-1899/2005-К2-23/107; ФАС Северо-Западного округа от 15.08.2005 N А52-662/2005/2 и от 15.08.2005 N А52-664/2005/2). По ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ нередко квалифицируется осуществляемая не через уполномоченные банки купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных), номинальная стоимость которых указана в российской валюте. Согласно п. 1 ст. 11 Закона N 173-ФЗ указанная валютная операция может осуществляться в Российской Федерации через уполномоченные банки, в ряде случаев с ограничениями, установленными п. 3 ст. 11 данного Закона.

Единовременный вывоз из Российской Федерации лицом (резидентом или нерезидентом) наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долл. США или не превышающей этой суммы, разрешен п. 3 ст. 15 Закона N 173-ФЗ. При нарушении указанных ограничений по вывозу из Российской Федерации наличной иностранной валюты действия резидентов и (или) нерезидентов также будут квалифицироваться по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

В связи с этим отметим Методические рекомендации по квалификации нарушений валютного законодательства, направленные Письмом Федеральной таможенной службы Российской Федерации от 27.12.2005 N 01-06/46464. Этот документ хотя и не является нормативным правовым актом, отражает официальную позицию фискальных органов о возможных действиях таможенных органов при выявлении нарушений ст. 15.25 КоАП РФ, в частности, указывает, что предметом административного правонарушения данной категории (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ) является вся вывозимая валюта, которая подлежит изъятию в качестве меры обеспечения по делу об административном правонарушении.

С нашей точки зрения, позиция таможенных органов довольно спорная, так как фактически предметом правонарушения является наличная иностранная валюта в части, превышающей эквивалент 10 000 долл. США. По нашему мнению, именно эта часть перевозимой валюты может быть изъята таможенными органами при возбуждении дела об административных правонарушениях.

Событие административного правонарушения в рассматриваемом случае имеет место только после пересечения субъектом правонарушения таможенной границы Российской Федерации. Следовательно, если таможенный досмотр имел место до пересечения физическим лицом таможенной границы и в ходе такого досмотра была выявлена сумма наличной валюты, превышающая 10 000 долл. США, основания для привлечения такого физического лица к ответственности отсутствуют.

Требования о резервировании и использовании специального счета устанавливаются в соответствии со ст. ст. 7, 8 Закона N 173-ФЗ Правительством Российской Федерации и Банком России. При этом следует иметь в виду, что согласно абз. 2 п. 2 ст. 5 этого Закона, если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая требование об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования в соответствии с Законом, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

При установлении требования об использовании специального счета органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Законом N 173-ФЗ. Если такой порядок установлен на момент совершения валютной операции и не соблюден ее участниками, то их действия могут квалифицироваться по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ.

Нарушение порядка открытия и закрытия

банковских счетов

Частью 2 ст. 15.25 КоАП РФ регулируется ответственность за нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации. Указанный порядок открытия счетов (вкладов) резидентами Российской Федерации предусмотрен ст. 12 Закона N 173-ФЗ.

Резиденты без ограничений открывают счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (далее - ФАТФ).

При открытии счетов (вкладов) в указанных банках используется уведомительный порядок: резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) не позднее месяца со дня заключения (расторжения) договора об открытии счета (вклада) с банком, расположенным за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 06.10.2005 N САЭ-3-24/493@.

В отношении случаев открытия резидентами счетов (вкладов) за пределами территории Российской Федерации в банках, не расположенных на территориях иностранных государств ОЭСР или ФАТФ, в настоящее время применяется фактически разрешительный порядок.

Согласно п. 3 ст. 12 Закона N 173-ФЗ при открытии указанных счетов (вкладов) используется порядок, устанавливаемый Банком России, который может предусматривать требования о предварительной регистрации открываемого счета (вклада).

В этой сфере Банком России утверждены:

Указание от 30.03.2004 N 1411-У (с изм. и доп. от 25.08.2005) "Об открытии физическими лицами - резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации", вступившее в силу с 18 июня 2004 г., в соответствии с которым физические лица - резиденты открывают банковские счета в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, а также банковские счета в валюте Российской Федерации в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, после предварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России;

Указание от 04.05.2005 N 1574-У (с изм. и доп. от 25.08.2005) "Об открытии резидентами, являющимися физическими лицами - индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации", согласно которому физические лица - индивидуальные предприниматели и юридические лица, за исключением кредитных организаций и валютных бирж, открывают банковские счета в валюте Российской Федерации и в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, а также банковские счета в валюте Российской Федерации, в банках, расположенных на территориях иностранных государств, являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, после предварительной регистрации открываемого счета в налоговых органах по месту учета резидента в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.

Следовательно, для открытия счета (вклада) в банке за пределами территории Российской Федерации в соответствии с указанными документами резидент обязан обратиться в налоговый орган по месту своего учета за предварительной регистрацией данного счета.

Порядок предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, осуществляется налоговыми органами по месту учета резидента в соответствии со ст. 18 Закона N 173-ФЗ и Правилами осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2005 N 623. Правилами определяются порядок предоставления и сроки рассмотрения документов для осуществления предварительной регистрации счета (вклада), открываемого в банке за пределами территории Российской Федерации, а также формы документов, используемые для такой предварительной регистрации.

Кроме того, в соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 12 Закона N 173-ФЗ резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета о закрытии указанных счетов (вкладов) не позднее одного месяца со дня прекращения договора об открытии счета (вклада) с банком за пределами территории Российской Федерации по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Для указанного уведомления также используется форма, утвержденная Приказом N САЭ-3-24/493@. Кроме того, согласно п. 3 ст. 26 Закона N 173-ФЗ уведомительный порядок, установленный п. 2 ст. 12 этого Закона, с 1 января 2007 г. будет действовать в отношении всех счетов (вкладов), открываемых резидентами в банках за пределами территории Российской Федерации.

Таким образом, административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ, может состоять в несвоевременном уведомлении (неуведомлении) налогового органа об открытии (закрытии) соответствующего счета (вклада), несоблюдении утвержденной формы уведомления либо нарушении порядка, установленного Банком России, при открытии счета (вклада) в банках, расположенных на территориях иностранных государств, не являющихся членами ОЭСР или ФАТФ, а также нарушении порядка или несоблюдении требований о предварительной регистрации счета (вклада) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии с п. 8 ст. 12 Закона N 173-ФЗ требования к порядку открытия счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации не применяются к уполномоченным банкам и валютным биржам, которые открывают счета (вклады) в банках за пределами территории Российской Федерации, проводят по ним валютные операции и представляют отчеты в порядке, установленном Банком России.

Невыполнение обязанности по возврату

в Российскую Федерацию денежных средств

Правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ, - одно из наиболее распространенных в предпринимательской деятельности. Субъектами данного правонарушения являются как физические, так и юридические лица.

Событие правонарушения фиксируется, если одновременно выполнены два условия:

наступил срок исполнения обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам (срок репатриации денежных средств);

товар не ввезен на таможенную территорию Российской Федерации (не выполнены работы или не оказаны услуги, являющиеся предметом внешнеторговой сделки).

Что касается сроков исполнения обязанностей по репатриации в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных по договорам нерезидентам, Закон N 173-ФЗ соответствующей нормы не содержит и ставит вопрос о применении тех или иных сроков репатриации в зависимость от соглашения сторон. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 19 этого Закона при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты, если иное не предусмотрено Законом, обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них. Таким образом, представляется целесообразным во внешнеторговых договорах указывать условия о сроках репатриации денежных средств в случае неисполнения нерезидентом своих обязательств.

Аналогичный подход отражен в судебной практике. Так, в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 11.07.2005 N А28-2024/2005-68/27, от 25.07.2005 N А38-505-1/117-2005 указано, что по смыслу п. 1 ст. 19 Закона N 173-ФЗ в контракте должен быть установлен срок именно по возврату денежных средств, который может не совпадать со сроком ввоза товара. Причем этот срок может быть выражен не в виде конкретной даты, а, например, в виде периода времени, по истечении которого у нерезидента возникает обязанность возвратить денежные средства вследствие неисполнения им обязательств (см. Постановление ФАС Уральского округа от 05.10.2005 N Ф09-4098/05-С1).

Отметим, что при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ речь не всегда идет о виновных действиях резидента. В отдельных случаях нерезидент может просто не оплатить переданные ему товары, выполненные по его заказу работы или оказанные ему услуги. Со своей стороны резидент может предпринять определенные действия для того, чтобы суд применил ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ (вина субъекта правонарушения): выяснить деловую репутацию контрагента, согласовать сроки исполнения обязательств по сделке и сроки возврата денежных средств нерезидентом в случае неисполнения обязательств, договориться об обеспечительных мерах на случай неисполнения договорных обязательств и о таких формах расчетов, как аккредитив, вести претензионную работу по факту неисполнения обязательств и т.д. Между тем, даже если суд при рассмотрении спора и учтет данную норму, существует вероятность привлечения лица к административной ответственности в порядке ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ.

Е.Нечипоренко

Юрисконсульт

ООО "Нефтегазовые системы"

Д.Сараев

К. ю. н.

Подписано в печать

28.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Определение стоимости амортизируемого имущества (Продолжение) ("Финансовая газета", 2006, N 26) >
У организации льготируемая по НДС продукция составляет 95% от реализации, обороты, облагаемые НДС, - 5%. Может ли организация отнести на затраты 100% "входящего" НДС по приобретенным материалам в производственных целях? ("Финансовая газета", 2006, N 26)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.