![]() |
| ![]() |
|
Что делать с "зависшими" копейками? ("Главбух", 2006, N 13)
"Главбух", 2006, N 13
ЧТО ДЕЛАТЬ С "ЗАВИСШИМИ" КОПЕЙКАМИ?
В бухучете большинство налогов начисляют в рублях и копейках, а в декларациях суммы налогов указывают в целых рублях. Если в подобной ситуации бухгалтер перечислит налог в той сумме, которая начислена в бухучете, то в лицевом счете налогоплательщика инспектор может выявить расхождение между уплаченными суммами и теми, что показаны в декларации. Суммы, конечно, мизерные, но они приводят к проблемам при сверке. Например, фирме могут не выдать справку об отсутствии задолженности по налогам. Разберемся, как можно решить эту проблему.
Налоги
Первый способ, позволяющий избежать расхождений, - начислять в бухучете налоги в целых рублях, без копеек. Тогда никакого различия между данными декларации, бухучета и уплаченной суммой налога не будет. Этот подход применим для тех налогов, которые бухгалтер считает вручную - в конце отчетного (налогового) периода. Например, так рассчитывают налог на имущество. Некоторые предприятия также вручную считают сумму налога на прибыль. В этой ситуации ничто не мешает бухгалтеру начислить в кредит счета 68 сумму налога без копеек, то есть ту же, что указана в налоговой декларации. Для тех случаев, когда налог в рублях и копейках автоматически начисляет бухгалтерская программа, подойдет второй выход - перечислять округленную сумму налога. То есть платить в бюджет ту же сумму, которая указана в отчетности. Таким образом, в лицевом счете налогоплательщика данные декларации и фактически поступившие суммы налога будут совпадать. Этот способ подходит, например, для НДС, который, как правило, начисляют отдельно по каждой операции. Кроме того, вычеты по НДС фиксируют в суммах, указанных в счетах-фактурах (то есть в рублях и копейках).
Примечание. Комментирует Татьяна Амитова, бухгалтер ООО "ИММА-трейд": - Мы начисляем налоги всегда в рублях и копейках. А перечисляем в бюджет платежи в целых рублях, чтобы у инспекторов не возникло вопросов из-за расхождения между данными налоговой декларации и суммой, указанной в платежном поручении.
Внебюджетные взносы
Взносы в ФСС РФ и Пенсионный фонд РФ, как, впрочем, и ЕСН, в бухучете всегда начисляют с копейками. В этом случае могут быть следующие расхождения. 1. Формы по персонифицированному учету по взносам в ПФР заполняются в рублях и копейках, а декларация и расчеты по пенсионным взносам - в рублях. 2. В декларации и расчетах по авансовым платежам по ЕСН сумму взносов на социальное страхование указывают в рублях. А вот в форме 4-ФСС РФ, начиная с отчетности за полугодие 2006 г., - в рублях и копейках (форма 4-ФСС была изменена Постановлением ФСС РФ от 31 марта 2006 г. N 37).
Примечание. Декларация по ЕСН утверждена Приказом Минфина России от 31 января 2006 г. N 19н.
В обоих случаях возникает вопрос: как надо перечислять взносы - с копейками или без? Чиновники советуют платить точную сумму, которая начислена в бухучете, то есть в рублях и копейках.
Примечание. Комментирует Лидия Новицкая, начальник отдела департамента правового обеспечения ФСС РФ: - В том, что данные по ФСС в декларации по ЕСН будут отличаться от данных в форме 4-ФСС, нет ничего страшного. Платить взносы в ФСС РФ необходимо в рублях и копейках, то есть на основании формы 4-ФСС РФ.
Если округлять сумму, то лучше это делать в большую сторону, даже если сумма копеек меньше 50. Ведь иначе за организацией будет числиться недоплата. Правда, в такой ситуации на счете 68 будут остатки - копеечная переплата. В принципе эти остатки можно никуда не относить - пусть по дебету счета 68 висит небольшая переплата в бюджет. Однако некоторые специалисты советуют в конце года все-таки списывать эти остатки на счет 91 "Прочие доходы и расходы". Основание для этого - п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.
Примечание. Комментирует Наталья Абрамова, генеральный директор аудиторской фирмы "Финконсалтаудит": - Я всегда советую "зависшие" копейки, возникшие из-за округления, списывать в конце года на счет 91 субсчет "Прочие расходы". Раз такая норма прописана в п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета, то почему бы ею не воспользоваться? Лишние "зависшие" суммы, на мой взгляд, в учете ни к чему.
А.В.Круглова Заместитель генерального директора ООО "Эксперт-Налоги-Аудит-Консалтинг" Подписано в печать 28.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |