Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Предоставление гражданам коммунальных услуг ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7)



"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГРАЖДАНАМ КОММУНАЛЬНЫХ УСЛУГ

Восьмого июня 2006 г. вступило в силу Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам". Этим нормативным документом утверждены новые Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - Правила) и отменены Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099. О том, какие новшества введены, как их применять ресурсоснабжающим организациям, потребителям-гражданам и организациям, управляющим многоквартирными домами, рассказано в этой статье.

Новые Правила приняты в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и во исполнение п. 1 ст. 157 ЖК РФ. Рассмотрим некоторые положения данного документа подробнее.

Понятие "исполнитель"

В новых Правилах несколько иначе, чем в прежних, определено понятие исполнителя коммунальных услуг. Согласно п. 3 Правил исполнитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

ТСЖ

В п. 3 Правил исполнителем названо и ТСЖ. Однако п. 4 Правил определено, что коммунальные услуги предоставляются потребителю на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения. Получается, что ТСЖ должно заключать с собственниками договор оказания коммунальных услуг. Но в действительности это не так, отношения между собственниками помещений и ТСЖ оформляются уставом ТСЖ.

Однако в силу Правил ТСЖ как исполнитель несет ответственность перед потребителем, даже нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя не освобождает его от ответственности (п. 76 Правил). Значит, если ресурсоснабжающая организация, у которой ТСЖ приобретает коммунальные ресурсы, нарушит условия их продажи, то ТСЖ все равно будет ответственно перед потребителем, хотя, казалось бы, в этой ситуации от него ничего не зависит.

По поводу ТСЖ (а также ЖСК и управляющих организаций) в п. 5 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 отмечено, что на них не распространяется действие Положения о лицензировании деятельности по продаже электроэнергии гражданам, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.05.2005 N 291. Этой новой нормой дополнено указанное Положение.

Непосредственное управление собственниками

Правилами установлена взаимная ответственность потребителя и исполнителя. В связи с этим возникает вопрос: кто является исполнителем, если собственники помещений выбрали способ непосредственного управления многоквартирным домом? Об этом есть специальная оговорка в Правилах. Исполнителем в этом случае выступает иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Согласно п. 7 Правил, если у собственников помещений не заключен договор с исполнителем, то они должны заключить договор о приобретении коммунальных ресурсов (холодной, горячей воды, электроэнергии, газа, тепловой энергии), а также о водоотведении непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Такая организация не является исполнителем согласно Правилам, поскольку она несет ответственность за режим оказания и качество коммунальных услуг на границе сетей, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, с системами коммунальной инфраструктуры. Обслуживание внутридомовых инженерных систем по общему правилу осуществляют или сами собственники, или привлеченные ими по договору лица. Таким лицом может быть и ресурсоснабжающая организация, если это предусмотрено в договоре.

Размер платы за коммунальные услуги

Разделом III и Приложением N 2 к Правилам утвержден порядок расчета размера платы (далее - Расчет). Для нескольких возможных вариантов используются разные формулы:

- если у потребителей отсутствуют какие-либо приборы учета, то применяются нормативы потребления, утверждаемые органами местного самоуправления <1>;

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

- если есть общедомовой счетчик, но нет индивидуальных, то объем фактически поданного в дом коммунального ресурса по показаниям такого счетчика за минусом объема ресурса, потребленного в нежилых помещениях (за исключением мест общего пользования), распределяется между потребителями пропорционально количеству проживающих в каждом помещении;

- если при наличии общедомового счетчика в некоторых жилых помещениях установлены индивидуальные приборы учета, а в других нет, то в последних плата исчисляется по нормативам потребления, а в помещениях, где есть счетчики, - по формуле с учетом их показаний и нормативов потребления (в этом случае плата за услуги в таких помещениях может быть как выше, так и ниже платы, которая была бы рассчитана только по показаниям индивидуального прибора учета).

Если в доме нет коллективного счетчика, а установлены индивидуальные приборы учета, то согласно п. 16 Правил плата за коммунальные услуги определяется исходя из их показаний. В случае если индивидуальный прибор не может быть использован (из-за неисправности, истечения срока его поверки, нарушения целостности пломб), плата рассчитывается так, как если бы счетчика не было. Отметим, что если при этом в доме есть коллективный счетчик, неисправность одного индивидуального счетчика повлияет на размер платы всех остальных собственников помещений, где установлены индивидуальные приборы учета.

Относительно тарифов п. 15 Правил установлено следующее. Даже если исполнителем является управляющая организация или ТСЖ (ЖСК), то коммунальные ресурсы исполнитель приобретает по тарифам, установленным для граждан. По ним он рассчитывает плату за коммунальные услуги собственникам помещений в управляемом им доме.

Кроме того, если многоквартирный дом имеет автономную систему отопления, входящую в состав общего имущества, то размер платы за отопление рассчитывается исходя из показаний приборов учета и тарифов на топливо, а расходы на содержание и ремонт системы отопления включаются в плату за содержание и ремонт жилого помещения. Аналогичная ситуация с приготовлением горячей воды с использованием внутридомовых инженерных систем, при этом в оплату коммунальных услуг войдет плата за холодную воду и топливо (п. 18 Правил).

Порядок перерасчета платы

за период временного отсутствия потребителей

Ранее данный порядок не был установлен на федеральном уровне, он определялся субъектами РФ или органами местного самоуправления. Теперь право потребителя на перерасчет закреплено п. 11 ст. 154 ЖК РФ, порядок перерасчета содержится в разд. VI Правил. Перерасчет производится:

- только в отношении холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения;

- если в жилом помещении отсутствуют индивидуальные приборы учета по соответствующим видам коммунальных услуг;

- при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более пяти полных календарных дней подряд;

- на основании письменного заявления, поданного в течение месяца после окончания периода временного отсутствия;

- при условии документального подтверждения временного отсутствия (перечень документов приведен в п. 56 Правил, он является открытым).

Исполнитель должен произвести перерасчет в течение пяти рабочих дней после получения заявления и отразить его результаты в платежном документе. Размер платы уменьшается пропорционально количеству дней временного отсутствия (дни выбытия и прибытия на место жительства включаются в период отсутствия).

Ненадлежащее оказание коммунальных услуг

В Правилах появился новый раздел, посвященный порядку установления факта предоставления услуг ненадлежащего качества, а также их непредоставления (разд. VIII). В нем определены права и обязанности потребителя и исполнителя коммунальных услуг. Потребитель должен сообщить об этом в аварийно-диспетчерскую службу исполнителя (устно или письменно), назвав свои фамилию, имя, отчество, адрес проживания и вид непредоставленной услуги. Сотрудник АДС обязан зарегистрировать заявку и сообщить потребителю свою фамилию, регистрационный номер заявки и время ее приема <2>. Если причина непредоставления услуги известна, то ее необходимо сообщить потребителю и сделать отметку об этом в журнале регистрации заявок. Эта отметка - основание для признания исполнителем факта непредоставления услуги. Если причины неизвестны, то сотрудник АДС должен согласовать с потребителем время проверки качества услуги, по результатам которой составляется акт, подписываемый потребителем и исполнителем. Бывает, что стороны не приходят к согласию по вопросу качества услуги, тогда они назначают новое время его оценки, на которую приглашаются также представители государственной жилищной инспекции и общественного объединения потребителей. В итоге также составляется акт, который подписывают названные лица.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Отметим, что если в АДС отсутствует регистрация заявки, то потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки согласно пп. "е" п. 77 Правил, но условие об этом должно содержаться в договоре с исполнителем.

В акте необходимо указать нарушения параметров качества услуги, время начала оказания некачественной услуги или ее непредоставления. Согласно п. 71 Правил этот документ является основанием для уплаты неустойки и перерасчета платы за коммунальные услуги в порядке, установленном Приложением N 1 к Правилам.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:

- со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков;

- с момента возобновления предоставления услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующими приборами учета (п. 74 Правил).

Если в результате оказания услуг ненадлежащего качества или их непредоставления был нанесен ущерб жизни, здоровью или имуществу потребителя, то об этом также составляется соответствующий акт.

Ответственность потребителя

за неполную оплату коммунальных услуг

Такая ответственность установлена Жилищным кодексом в виде уплаты пени в размере 1/300 ставки рефинансирования (п. 14 ст. 155 ЖК РФ). Однако Правилами предусмотрен еще один механизм воздействия на потребителя - приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (разд. Х Правил). В качестве меры ответственности он может применяться в случае:

- неполной оплаты коммунальных услуг;

- самовольного подключения потребителя к внутридомовым инженерным системам;

- использования потребителем бытовых машин (приборов, оборудования) с мощностью, превышающей технические характеристики внутридомовых инженерных систем, указанные в техническом паспорте жилого помещения.

Отметим, что оказание услуг может быть приостановлено во время ремонта, в случае получения предписания органов власти, а также при аварии или угрозе ее возникновения и при стихийных бедствиях и чрезвычайных ситуациях. Для приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг в случае их неполной оплаты потребителем установлен особый порядок.

Во-первых, пп. "а" п. 80 Правил определено понятие неполной оплаты. Это задолженность по оплате одной или нескольких коммунальных услуг, превышающая шесть ежемесячных размеров платы, рассчитанных исходя из нормативов потребления и тарифов, действующих на день ограничения предоставления услуг. При этом приостановить оказание услуг можно, если исполнитель и потребитель не заключили соглашение о погашении задолженности или потребитель его не выполняет.

Во-вторых, необходимое условие - это уведомление потребителя о том, что в течение месяца с момента его направления предоставление коммунальных услуг, перечисленных в приложении к уведомлению, может быть приостановлено или ограничено. Важно, чтобы этот документ был вручен потребителю под расписку или направлен заказным письмом с описью вложения. Если потребитель не погасит задолженность в указанный срок, то исполнитель должен известить потребителя в письменном виде об ограничении коммунальных услуг и вправе ввести такое ограничение по истечении трех суток после извещения <3>. Если в течение месяца после введения ограничения потребитель не погасил задолженность, то исполнитель вправе приостановить оказание только таких коммунальных услуг, как горячее водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение.

     
   ———————————————————————————————
   
<3> Согласно п. 83 Правил при ограничении предоставления услуг исполнитель вправе уменьшить объемы (количество) подачи коммунальных ресурсов и ввести режимное предоставление коммунальных услуг.

Возобновить оказание коммунальных услуг исполнитель обязан в течение двух календарных дней с момента устранения соответствующих причин и нарушений, в том числе с момента полного погашения потребителем задолженности (п. 82 Правил).

Согласитесь, отключение электроэнергии или горячей воды - весьма действенные меры для того, чтобы заставить потребителя расплачиваться. Однако существует мнение, что подобный механизм неправомерен, поэтому не может применяться. Напомним, что в п. 5.1.3 утративших силу Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099, содержалась подобная норма: в случае просрочки оплаты более трех месяцев исполнитель вправе прекратить предоставление услуг. Ее законность оспаривалась, но Решением ВС РФ от 24.06.2003 N ГКПИ 03-613 было отказано в удовлетворении заявления о признании данной нормы частично незаконной. Суд руководствовался общими нормами ГК РФ об исполнении обязательств.

Несмотря на это, в Методических рекомендациях по вопросам защиты прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Роспотребнадзором 28.12.2004, данный пункт не должен применяться, поскольку такая мера гражданско-правовой ответственности потребителей, как прекращение или ограничение подачи коммунального ресурса, не предусмотрена действующими законами, а подзаконный акт (Постановление Правительства РФ) не может ограничивать права и свободы человека и гражданина.

Таким образом, отключение подачи коммунальных ресурсов наверняка вызовет недовольство и протесты потребителей и их общественных объединений. Однако в новых Правилах прописана достаточно гуманная процедура, создающая определенные гарантии защиты прав потребителей. Она более соответствует реальности.

С практической реализацией рассматриваемой меры гораздо сложнее, так как в силу п. 86 Правил действия по приостановлению или ограничению предоставления коммунальных услуг не должны:

- приводить к повреждению общего имущества дома;

- нарушать права граждан, пользующихся другими помещениями;

- нарушать требования пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан <4>.

     
   ————————————————————————————————
   
<4> Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу".

К.Ю.Сорокин

Эксперт журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

27.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Тонкости земельного налога ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7) >
Дивиденды: порядок выплаты и налогообложения ("Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.