Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Источники информации о нарушениях налогового законодательства ("Налоги и налогообложение", 2006, N 6)



"Налоги и налогообложение", 2006, N 6

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О НАРУШЕНИЯХ

НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

На милицию законодательством Российской Федерации возложена прямая обязанность по предотвращению и пресечению налоговых преступлений, а также оказание содействия налоговым органам при реагировании последних на административные правонарушения в области налогов и налоговые правонарушения.

Выявление налоговых преступлений до стадии возбуждения уголовного дела органы внутренних дел могут осуществлять в процессе оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности. При этом в зависимости от вида осуществляемой проверочной деятельности должностные лица органов внутренних дел должны неукоснительно соблюдать соответственно требования Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Закона РФ "О милиции", Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Пункт 1 ст. 36 НК РФ и п. 33 ст. 11 Закона РФ "О милиции" уполномочил должностных лиц органов внутренних дел участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, они уполномочены самостоятельно проводить документальные проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством (п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции").

Выполнение задач по выявлению уголовно - наказуемых нарушений законодательства о налогах и сборах возложено на Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России) и его территориальные подразделения.

В обязанность налогоплательщика входит ознакомление должностных лиц органов дознания (милиции) с источниками информации о нарушении законодательства о налогах и сборах по их требованию либо передача им такой информации. Неисполнение физическими и юридическими лицами законных требований должностных лиц органов внутренних дел и других органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную, административную и иную проверочную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влечет ответственность, предусмотренную российским законодательством.

Между тем применяемая законодателем терминология по обозначению источников информации о правонарушениях на практике зачастую порождает вопросы у налогоплательщика.

Терминологии в юриспруденции придается особое значение, поскольку через термины словесно выражается то или иное понятие, применяемое по воле законодателя.

Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (далее - Закон об ОРД) позволяет при проведении гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий <1>, установленных в ст. 6 этого Закона, производить "изъятие предметов, материалов и сообщений" (здесь и далее выделено мной. - В.К.). Намеренно или нет, но Закон об ОРД в отличие от иных федеральных законов (к примеру, см. ст. 5 УПК РФ, ст. 11 НК РФ) не содержит определений используемых в нем терминов. Этот недостаток нормотворческой деятельности позволяет вольно трактовать термины "материалы" и "сообщения", отождествлять их на практике с термином "документы", что вовсе не одно и то же.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с проведением органами внутренних дел гласных оперативно-розыскных мероприятий.

Более того, не разъясняя их правовую характеристику и степень различия между ними, законодатель пошел по пути "размножения" самостоятельных источников получения информации об обстоятельствах подготавливаемого (совершенного) правонарушения (преступления).

Так, согласно Закону РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 (с изм. и доп.) должностные лица органов внутренних дел, осуществляя мероприятия по проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, вправе "получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы..." (п. 4 ст. 11); осуществлять "наведение справок" (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД).

Значение термина "документ" не вызывает сомнений. А вот под видом "сведений" на практике, ввиду отсутствия официального разъяснения сути этого термина в вышеназванных законах, зачастую изымаются именно документы.

Таким образом, очевидна необходимость специального рассмотрения понятий этих и других источников информации о правонарушениях (преступлениях).

Попытаемся раскрыть наиболее важные характеристики этих источников. Для облегчения задачи и наглядности ее решения начнем с наиболее юридически значимого источника, с "документа".

О документах. Деятельность всех организаций и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица немыслима без документооборота. Вместе с тем с помощью документов устанавливаются обстоятельства совершения правонарушений (преступлений). В этой связи в ходе проверки исполнения законодательства о налогах и сборах должностных лиц органов внутренних дел в первую очередь интересуют те документы, которые являются способом фиксации финансовой, хозяйственной и предпринимательской деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" от 29.12.1994 N 77-ФЗ (с изм. и доп.), документ, - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией. Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ (изм. и доп.) дополняет: "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (ст. 2).

Для целей выявления налоговых правонарушений посредством проведения оперативно-розыскных и иных проверочных мероприятий, документ представляет собой юридическое удостоверение, каких-либо противоправных фактов, учитываемых должностными лицами органов внутренних дел при сборе информации о налоговых правонарушениях (преступлениях).

В обобщенном виде документ - это деловая бумага установленной формы, юридически подтверждающая определенные права и обязанности ее обладателей - субъектов налогообложения. Она фиксирует и удостоверяет определенные факты их экономической деятельности, контролируемой уполномоченными государственными органами.

Документ, будь это подлинник или копия, не изготавливается для ответа на запрос указанных органов (как, например, справка), он (документ) имеется в наличии, хранится, используется помимо запроса (до запроса), а присущие ему идентификационные признаки позволяют индивидуализировать каждый из документов в отдельности.

Применительно к теме статьи индивидуализация видов документов, используемых в предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, содержится в законодательстве, регулирующем правоотношения в экономической сфере.

Поскольку ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена нормами НК РФ, КоАП РФ, Уголовного кодекса РФ (УК РФ), обратимся в первую очередь к нормам этих кодифицированных законов. Но надо сказать, что различные виды документов упоминаются и в тех статьях КоАП РФ и УК РФ, которые не предусматривают соответствующую ответственность за нарушения в области налогов и сборов.

В Налоговом кодексе РФ понятие "документ" применяется в следующих значениях:

- документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и перечисления налогов (п. 4 ст. 24);

- документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений (пп. 3 п. 1 ст. 31);

- документы, подтверждающие права на освобождение от обязанностей налогоплательщика по уплате НДС (ст. 145);

- счет-фактура (ст. ст. 169, 178, 198);

- транспортные и товаросопроводительные документы (ст. 178);

- расчетные документы, в том числе реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива (ст. 198);

- первичные учетные документы; платежные документы (ст. 198);

- документы, подтверждающие целевые расходы (ст. 238);

- платежные поручения о перечислении налога (ст. 243);

- договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), лицензионный договор (ст. 237) и другие.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях упоминаются: бухгалтерские и иные учетные документы (ст. ст. 14.13, 15.11), документы, необходимые для осуществления налогового контроля (ст. 15.6), ценные бумаги документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства (ст. 15.24) и другие.

В Уголовном кодексе РФ можно встретить: платежный документ (ст. 187), учетный документ (ст. 195) и другие.

Как известно, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (с изм. и доп.) обязывает оформлять все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, оправдательными документами. Назначение этих документов в том, чтобы быть первичными учетными документами (ст. 9), на основании которых и ведется бухгалтерский учет. Именно такой документ содержит наиболее точную информацию о различных сторонах деятельности организаций. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера недействительны и к исполнению не принимаются.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) различает документы: исполнительные (ст. 855), платежные (ст. ст. 849, 855), расчетные (ст. 864), складские (ст. ст. 907, 912, 917), транспортные, сопроводительные (ст. 513), учредительные документы юридического лица (ст. 52) и другие.

Существующие виды документов позволяют условно квалифицировать их по форме и содержанию в самостоятельные группы, содержащие однородные признаки.

1. Документы об образовании, реорганизации и ликвидации юридического лица.

2. Документы о государственной регистрации и постановке на налоговый учет предпринимателя без образования юридического лица; о прекращении его деятельности.

3. Гражданско-правовые договоры субъектов финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельности.

4. Документы о приобретении, отчуждении имущества.

5. Оправдательные (учетные) документы, фиксирующие ведение и результат деятельности организации и индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

6. Документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

7. Налоговые декларации.

8. Индивидуальные нормативные акты (решения, постановления, заключения) контрольно-надзорных органов, вынесенные по результатам контрольной (надзорной) деятельности.

Согласно п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О милиции" должностные лица органов внутренних дел при наличии данных, требующих проверки, о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, вправе по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (его заместителя):

- изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, денежные средства:

- временно изымать эти документы для установления их подлинности;

- при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, изъятие производится на срок не более 7 суток;

- а в случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, изъятие производится на срок не более 48 часов;

- опечатывать места хранения документов на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на 7 суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации, - не более чем на 48 часов.

О предметах. Предмет может быть как материальным изделием, так и творением природы. Применительно к деятельности налоговых органов предметы первой группы дифференцируются на три подгруппы:

а) вещи - обеспечивающие организацию труда (см. например, Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ) и др.;

б) имущество налогоплательщика (п. 1 ст. 72, п. 4 ст. 73, ст. 77 НК РФ);

в) товары - объекты торгового оборота (ст. 40 НК РФ).

Предметы - материальные изделия хранят в себе видимые и невидимые изменения принадлежащих им состояний и свойств. Применительно к деятельности подразделений ДЭБ МВД России предметы передают информацию о подлежащих установлению обстоятельствах нарушений в экономической сфере, в том числе в области налогов и сборов.

Сущность и значение предмета заключаются в непосредственном материальном отображении обстоятельств, имеющих значение для установления признаков нарушения законодательства о налогах и сборах и лиц, его совершивших. Иначе говоря, предмет может содержать сведения о времени, месте, исполнителе и способе нарушения законодательства о налогах и сборах, размере неуплаченных и (или) сокрытых от уплаты налогов и сборов. Такие сведения могут быть материализованы в информационных системах (компьютерная техника, средства связи), видео- и аудиотехнике, кино- и фотоаппаратуре, контрольно-кассовой технике, приборах, используемых в качестве средств измерения, и в других технических и специальных средствах.

Кроме того, к предметам относятся поддельные (подложные) документы, используемые для неправомерной неуплаты (сокрытия от уплаты) налогов и сборов.

Согласно п. 5 ст. 6 Закона об ОРД при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводится "исследование предметов и документов", т.е. ознакомление, изучение, анализ. Результаты такого исследования могут быть оформлены справкой или протоколом.

О материалах. Из анализа текстов законов, где упоминается термин "материалы", аксиоматично следует, что материалы не идентичны документам. Приведем в подтверждение несколько примеров, выражающих единый подход к этому вопросу, содержащийся в правовых предписаниях законодателя:

"Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы...". (Закон РФ "О милиции", ст. 5);

"Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращения представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии" (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле").

Материалы выездной налоговой проверки состоят из акта проверки и приложений к нему, в числе которых могут находиться и документы в заверенных должным образом копиях (ст. ст. 89, 93 НК РФ). Точно так же, дело об административном правонарушении состоит из протокола и других материалов (пп. 5 п. 1 ст. 29.4 КоАП РФ).

Специальные производства и проверки представляют собой процедурную деятельность в ее динамике, оформленную материалами. Одновременно материалы специального производства (проверки) есть достигнутый результат в ходе осуществления процедурной (процессуальной) деятельности. Документы - лишь составная часть материалов.

Более того, документы появляются в ходе специального производства (проверки) на основании вынесенных (составленных) материалов. Например, с одной стороны, постановление должностного лица налогового органа на выемку документов в ходе выездной налоговой проверки, с другой сами изъятые документы.

В других случаях отдельные группы материалов представляют только себя. Например, чтобы приступить к проведению выездной налоговой проверки, необходимо вынесение для этого соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем и т.д.

Помимо специальных производств и налогового контроля, материалы оформляются в процессе иных официальных проверок. Это, например, материалы ревизий, инвентаризаций и т.п., по итогам которых, на основании имеющихся материалов и документов, составляются соответствующие акты и принимаются решения.

У юридических и физических лиц - налогоплательщиков существуют материалы внутреннего пользования, например, составляемые и используемые в процессе трудовых отношений между работником и работодателем, ведения делопроизводства и т.п.

Под материалами Налоговый кодекс РФ понимает еще и комплектующие элементы, составные части, из которых производится, собирается тот или иной товар. Например, подакцизные товары, производимые из давальческого сырья и материалов (ст. 200).

Определяющими признаками для классификации материалов служат:

- процедурно - правовой режим сбора материалов;

- полномочия субъекта, осуществляющего сбор материалов;

- юридическое значение собранных материалов.

По этим основополагающим признакам выделим материалы в следующие группы:

1. Материалы специальных производств.

1.1. Производство по делу о налоговом правонарушении (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ).

1.2. Производство по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ; разд. 4 КоАП РФ).

1.3. Досудебное производство (п. 9 ч. 1 ст. 5 УПК РФ);

1.4. Уголовное судопроизводство - досудебное и судебное производство по уголовному делу (п. 56 ч. 1 ст. 5 УПК РФ).

2. Материалы об отказе в возбуждении уголовных дел за совершение действий (бездействия) в экономической сфере (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ).

2.1. По реабилитирующим основаниям (пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

2.2. По нереабилитирующим основаниям (пп. 4, 5, 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ).

3. Материалы специальных проверок в экономической сфере.

3.1. Материалы государственного финансового контроля (отдельные его аспекты освещены Бюджетным, Налоговым, Таможенным кодексами РФ).

3.2. Материалы валютного контроля (гл. 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле";

3.3. Другие материалы проверок, осуществляемых правомочными органами в порядке контроля и надзора <2>.

     
   ————————————————————————————————
   
<2> Порядок проведения выездных налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами с участием органов внутренних дел, урегулирован "Инструкцией "О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок", утвержденной совместным Приказом МВД России, МНС России от 29.01.2004 N 76/АС-3-06/37.

4. Материалы инвентаризаций.

4.1. Инвентаризация имущества, проводимая по инициативе и силами самой организации.

4.2. Инвентаризация имущества, проводимая по инициативе правоохранительного либо контролирующего органа;

4.2.1. Инвентаризация имущества налогоплательщика, проводимая в ходе выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ).

5. Материалы ревизий финансово-хозяйственной деятельности организации (Приказ Минфина России от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации").

При проверке заявления о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий (ст. 144 УПК РФ).

В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции" уполномоченные должностные лица органов внутренних дел "при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность" вправе "требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их".

6. Не являющиеся налоговыми, документальные проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах, проводимые органами внутренних дел.

В соответствии с положением п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" должностные лица органов внутренних дел "при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вправе "проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации".

7. Внутренние материалы организаций.

7.1 Личные дела работников.

7.2 Материалы служебных проверок.

7.3 Материалы служебной переписки.

7.4 Материалы делопроизводства.

7.5 Иные материалы организации.

В меньшем объеме такие материалы имеются у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

8. Особая разновидность материалов.

8.1 Материалы - комплектующие элементы производимого или произведенного товара (ст. 200 НК РФ).

8.2 Сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве (п. 4 ст. 47, п. 7 ст. 48 НК РФ).

По своей правовой природе эта группа материалов близка к предметам.

Как видно, далеко не всякие материалы находятся у налогоплательщика, что существенно как для проверяющих, так и для проверяемых. Отсюда дополнительный критерий классификации материалов:

9. По месту нахождения.

9.1 Материалы, находящиеся у налогоплательщика.

9.2 Материалы, находящиеся в правоохранительных, контролирующих (надзорных) и иных органах.

Особенности оформления факта изъятия материалов и предметов определяется процедурно-правовым режимом, в котором оно осуществляется:

- в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий в порядке п. 1 ст. 15 Закона об ОРД отражается в рапорте или справке оперативного работника с приложением изъятого;

- в процессе проверки соблюдения организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах в порядке п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" составляется акт об изъятии;

- при проверке административного правонарушения в порядке, предусмотренном КоАП РФ, факт изъятия фиксируется в соответствующем протоколе (ст. 27.10).

О сведениях и сообщениях. Компетентные должностные лица органов внутренних дел согласно п. 34 ст. 11 Закона РФ "О милиции" вправе в соответствии с российским законодательством получать сведения, составляющие налоговую тайну. К налоговой тайне относятся любые сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в п. 1 ст. 102 НК РФ.

Перечень лиц, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержден Приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033.

В обобщенном виде налоговое и административное законодательство различает следующие сведения:

- сведения об открытии и закрытии счетов в банке (ст. 118 НК РФ);

- сведения, необходимые для осуществления налогового контроля (сведения о налогоплательщике) - ст. ст. 126, 129.1 НК РФ; ст. 15.6 КоАП РФ;

- сведения о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии (ст. 14.11 КоАП РФ).

Очевидно, что сообщение есть материальная форма передачи сведений. Иначе говоря, сведения содержатся в сообщениях. Наиболее заметно это в названии и тексте ст. 129.1 НК РФ "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу".

Другой пример: "Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения..." - ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 (с последующими изменениями). Сообщения в печати и других средствах массовой информации содержат сведения, доступные для всех. В приведенном примере сообщение может иметь форму интервью, очерка, фельетона и др.

В этой связи по сообщении о преступлении, распространенном в средствах массовой информации, редакция СМИ обязана передать прокурору, следователю или органу дознания, осуществляющим проверку (по их требованию), имеющиеся документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении (ч. 2 ст. 144 УПК РФ).

Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении рассматривается нормами УПК РФ как один из поводов к возбуждению уголовного дела (п. 43 ч. 1 ст. 5; ч. 1 ст. 140).

Сведения различаются как:

а) представляемые по разовым запросам;

б) представляемые систематически и определенного характера.

Существующий порядок изъятия и ознакомления со сведениями соответствует аналогичному порядку изъятия и ознакомления с материалами и предметами.

Об объяснениях. Объяснения физических лиц как источник информации о правонарушении (преступлении) широко применяется должностными лицами органов внутренних дел и другими органами дознания в ходе оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности.

При получении объяснений от граждан им должно разъясняться содержание ст. 51 Конституции РФ, п. 1 которой гласит: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом".

В названной конституционной норме формально не оговаривается, что приведенные в ней положения распространяются только на производство по уголовным делам. Это позволяет утверждать: физические лица вправе отказаться от сообщения информации о самом себе и своих близких родственниках не только в гражданском или уголовном процессе.

Это право имеется у физических лиц - участников производства по делам об административном правонарушении, оно закреплено в ст. 25.6 КоАП РФ. В соответствии с названной правовой нормой кодекса свидетель вправе не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников.

Аналогичная норма закреплена в ч. 4 п. 1 ст. 56 УПК РФ, положения которой распространяются на получение объяснений от граждан при проверке информации о преступлении до возбуждения уголовного дела.

Очевидно, что в контексте конституционной формулировки "не обязан свидетельствовать против самого себя" подразумевается лицо, чья причастность к совершению правонарушения (преступления) проверяется.

Перед началом опроса должностное лицо органа внутренних дел предлагает очевидцу либо лицу, чья причастность к совершению правонарушения (преступления) проверяется, ответить на вопросы, связанные с проверяемым противоправным фактом нарушения законодательства о налогах и сборах. В этих условиях опрашиваемому известно, кто проводит опрос и по какому поводу.

Физическое лицо, дающее объяснение, не предупреждается об уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ за отказ от дачи показаний и по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний. И, соответственно, уголовной ответственности по этим статьям УК РФ нести не может.

Исключение составляет предусмотренная в ст. 17.9 КоАП РФ административная ответственность свидетеля за отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Речь идет об ответственности свидетеля, не входящего в узкий круг лиц, предусмотренный ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ.

Напомним, что для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дача объяснения - его право, а не обязанность (п. 1 ст. 25.1 КоАП РФ).

Информация, получаемая от лица, опрашиваемого в процессе проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий, оформляется получением от него письменного объяснения или письменным рапортом сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.

В процессе проведения органами внутренних дел административной и иной проверочной деятельности составляется письменное объяснение опрашиваемого.

КоАП РФ различает объяснения лица, в отношении которого ведется административное производство по делу об административном правонарушении и показания свидетеля и потерпевшего (п. 1 ст. 26.3 КоАП РФ). Все они отражаются в соответствующем протоколе, а в случае необходимости записываются отдельно и приобщаются к делу об административном правонарушении.

Само по себе объяснение, полученное до возбуждения уголовного дела, не может быть признано доказательством вины лица, совершившего уголовно - наказуемое нарушение налогового законодательства. Объяснения содержат сведения, имеющие отношение к проверяемому факту нарушения законодательства о налогах и сборах.

О справках. Справка - это деловая бумага, не являющаяся документом, но содержащая информацию (сведения), представляющую интерес для проверяющего (правоохранительного либо контролирующего) органа. Иначе говоря, справка - это информация справочного характера, ее обработке и предоставлению предшествует запрос уполномоченного на то органа, для которого она, собственно, и готовится.

Наведение справок преследует цель ознакомления с документами и материалами, содержащими информацию, имеющую отношение к нарушению законодательства о налогах и сборах. Официальная форма получения справки - запрос либо непосредственное ознакомление на месте с документами и материалами организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица.

В первом случае ответ на запрос поступает от адресата в письменном виде. Во втором - по результатам наведения справки должностным лицом органа дознания составляется рапорт. Сведения, содержащиеся в рапорте, носят исключительно ориентировочный характер.

В справках, как и в сообщениях, отображены сведения, но их юридический статус и процедурный порядок получения различен. В отличие от сообщения сведения включаются в справку по инициативе органа внутренних дел, ему же они и адресованы.

Законодательно закреплено, что различие в статусе источника информации о нарушениях налогового законодательства влечет различие в процедуре его истребования и получения. Пример: для истребования из банков сведений (в форме справки) налоговым органам достаточно направить мотивированный запрос (ст. ст. 86, 87 НК РФ; ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 N 943-1 - с изм. и доп.). Но получение налоговым органом соответствующих документов, связанных с деятельностью проверяемого им налогоплательщика (плательщика сбора), допустимо лишь в рамках проводимой в отношении банка встречной проверки (ст. 87 НК РФ).

О соотношении приведенных терминов. Рассмотренные термины и понятия объединяет то, что они являются носителями информации о налоговом правонарушении (преступлении).

Документы, предметы, материалы, сообщения, объяснения, справки представляют собой материальную форму передачи такой информации различного юридического статуса. Наличие материального объекта позволяет персонифицировать названные источники информации о нарушениях законодательства о налогах и сборах.

Сведения же по своей сути есть разновидность информации. В узком смысле сведения содержатся только в сообщениях. В широком смысле - во всех других источниках информации о нарушении законодательств о налогах и сборах.

Недостаточное законодательное урегулирование рассматриваемых в статье понятийных категорий дает возможность налоговой администрации для произвольного толкования своих полномочий по истребованию тех или иных источников информации о нарушении законодательства о налогах и сборах.

О последствиях нарушений, связанных со сбором источников информации. В уголовно-процессуальном аспекте назначение источников о нарушении налогового законодательства, добытых органами дознания до возбуждения уголовного дела по правилам оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности, состоит в том, чтобы быть принятыми и использованными в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве.

Вопрос о невозможности использования в уголовно-процессуальном доказывании результатов, полученных должностными лицами органа дознания в процессе выявления и пресечения налоговых преступлений, а также административных и налоговых правонарушений, может возникнуть лишь в случае нарушения законности при их получении.

Источники информации об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов, полученные должностными лицами органов внутренних дел с нарушением установленного законом порядка сбора, невозможно использовать в качестве доказательств по уголовному делу.

Уголовно-процессуальное вето в этой части наложено ст. 89 УПК РФ: "В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом". Такие требования содержатся в ч. 1 ст. 88 УПК РФ: "Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела".

Организация, физическое лицо, полагающее, что действия (бездействие) органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную, административную и иную проверочную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган внутренних дел, прокурору или в суд (ст. ст. 45, 46, 53 Конституции РФ; ч. 2, 8 ст. 5 Закона об ОРД; ст. ст. 39, 40 Закона РФ "О милиции"; гл. 30 КоАП РФ).

В.П.Кузнецов

Доцент кафедры финансов

Оренбургского государственного университета

Подписано в печать

27.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
При заключении договора купли-продажи с Украиной при согласовании условий поставки и оплаты возникла проблема. Мы (продавец) хотим написать, что цена и перечень товаров продукции указаны в прейскуранте, который оформляется как дополнительное соглашение к договору на каждую поставку, поскольку цена изменяется. Покупатель хочет включить условие, что цена будет определяться только в счетах-фактурах при каждой поставке. Правильно ли это? ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7) >
Организация взяла в банке кредит под залог имущества. Кроме того, самостоятельные договоры поручительства подписали три лица: одно юридическое и два физических. В какой очередности кредитор может обратиться за взысканием к поручителям и залогодателю? Каковы взаимоотношения между сопоручителями? Возможно ли предъявление исков одновременно ко всем поручителям и взыскание с каждого из них долга в полном размере? ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.