|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Источники информации о нарушениях налогового законодательства ("Налоги и налогообложение", 2006, N 6)
"Налоги и налогообложение", 2006, N 6
ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ О НАРУШЕНИЯХ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
На милицию законодательством Российской Федерации возложена прямая обязанность по предотвращению и пресечению налоговых преступлений, а также оказание содействия налоговым органам при реагировании последних на административные правонарушения в области налогов и налоговые правонарушения. Выявление налоговых преступлений до стадии возбуждения уголовного дела органы внутренних дел могут осуществлять в процессе оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности. При этом в зависимости от вида осуществляемой проверочной деятельности должностные лица органов внутренних дел должны неукоснительно соблюдать соответственно требования Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности", Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), Закона РФ "О милиции", Налогового кодекса РФ (НК РФ). Пункт 1 ст. 36 НК РФ и п. 33 ст. 11 Закона РФ "О милиции" уполномочил должностных лиц органов внутренних дел участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов. При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, они уполномочены самостоятельно проводить документальные проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством (п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции"). Выполнение задач по выявлению уголовно - наказуемых нарушений законодательства о налогах и сборах возложено на Департамент экономической безопасности МВД России (ДЭБ МВД России) и его территориальные подразделения. В обязанность налогоплательщика входит ознакомление должностных лиц органов дознания (милиции) с источниками информации о нарушении законодательства о налогах и сборах по их требованию либо передача им такой информации. Неисполнение физическими и юридическими лицами законных требований должностных лиц органов внутренних дел и других органов дознания, осуществляющих оперативно-розыскную, административную и иную проверочную деятельность, либо воспрепятствование ее законному осуществлению влечет ответственность, предусмотренную российским законодательством. Между тем применяемая законодателем терминология по обозначению источников информации о правонарушениях на практике зачастую порождает вопросы у налогоплательщика. Терминологии в юриспруденции придается особое значение, поскольку через термины словесно выражается то или иное понятие, применяемое по воле законодателя.
Пункт 1 ст. 15 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" от 12.08.1995 N 144-ФЗ (далее - Закон об ОРД) позволяет при проведении гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий <1>, установленных в ст. 6 этого Закона, производить "изъятие предметов, материалов и сообщений" (здесь и далее выделено мной. - В.К.). Намеренно или нет, но Закон об ОРД в отличие от иных федеральных законов (к примеру, см. ст. 5 УПК РФ, ст. 11 НК РФ) не содержит определений используемых в нем терминов. Этот недостаток нормотворческой деятельности позволяет вольно трактовать термины "материалы" и "сообщения", отождествлять их на практике с термином "документы", что вовсе не одно и то же. ————————————————————————————————<1> В настоящей статье рассматриваются вопросы, связанные с проведением органами внутренних дел гласных оперативно-розыскных мероприятий.
Более того, не разъясняя их правовую характеристику и степень различия между ними, законодатель пошел по пути "размножения" самостоятельных источников получения информации об обстоятельствах подготавливаемого (совершенного) правонарушения (преступления). Так, согласно Закону РФ "О милиции" от 18.04.1991 N 1026-1 (с изм. и доп.) должностные лица органов внутренних дел, осуществляя мероприятия по проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, вправе "получать от граждан и должностных лиц необходимые объяснения, сведения, справки, документы..." (п. 4 ст. 11); осуществлять "наведение справок" (п. 2 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД). Значение термина "документ" не вызывает сомнений. А вот под видом "сведений" на практике, ввиду отсутствия официального разъяснения сути этого термина в вышеназванных законах, зачастую изымаются именно документы. Таким образом, очевидна необходимость специального рассмотрения понятий этих и других источников информации о правонарушениях (преступлениях). Попытаемся раскрыть наиболее важные характеристики этих источников. Для облегчения задачи и наглядности ее решения начнем с наиболее юридически значимого источника, с "документа". О документах. Деятельность всех организаций и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица немыслима без документооборота. Вместе с тем с помощью документов устанавливаются обстоятельства совершения правонарушений (преступлений). В этой связи в ходе проверки исполнения законодательства о налогах и сборах должностных лиц органов внутренних дел в первую очередь интересуют те документы, которые являются способом фиксации финансовой, хозяйственной и предпринимательской деятельности. В соответствии со ст. 1 Федерального закона "Об обязательном экземпляре документов" от 29.12.1994 N 77-ФЗ (с изм. и доп.), документ, - это материальный носитель с зафиксированной на нем информацией. Закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 20.02.1995 N 24-ФЗ (изм. и доп.) дополняет: "документированная информация (документ) - зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать" (ст. 2). Для целей выявления налоговых правонарушений посредством проведения оперативно-розыскных и иных проверочных мероприятий, документ представляет собой юридическое удостоверение, каких-либо противоправных фактов, учитываемых должностными лицами органов внутренних дел при сборе информации о налоговых правонарушениях (преступлениях). В обобщенном виде документ - это деловая бумага установленной формы, юридически подтверждающая определенные права и обязанности ее обладателей - субъектов налогообложения. Она фиксирует и удостоверяет определенные факты их экономической деятельности, контролируемой уполномоченными государственными органами. Документ, будь это подлинник или копия, не изготавливается для ответа на запрос указанных органов (как, например, справка), он (документ) имеется в наличии, хранится, используется помимо запроса (до запроса), а присущие ему идентификационные признаки позволяют индивидуализировать каждый из документов в отдельности. Применительно к теме статьи индивидуализация видов документов, используемых в предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, содержится в законодательстве, регулирующем правоотношения в экономической сфере. Поскольку ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах предусмотрена нормами НК РФ, КоАП РФ, Уголовного кодекса РФ (УК РФ), обратимся в первую очередь к нормам этих кодифицированных законов. Но надо сказать, что различные виды документов упоминаются и в тех статьях КоАП РФ и УК РФ, которые не предусматривают соответствующую ответственность за нарушения в области налогов и сборов. В Налоговом кодексе РФ понятие "документ" применяется в следующих значениях: - документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления и перечисления налогов (п. 4 ст. 24); - документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений (пп. 3 п. 1 ст. 31); - документы, подтверждающие права на освобождение от обязанностей налогоплательщика по уплате НДС (ст. 145); - счет-фактура (ст. ст. 169, 178, 198); - транспортные и товаросопроводительные документы (ст. 178); - расчетные документы, в том числе реестры чеков и реестры на получение средств с аккредитива (ст. 198); - первичные учетные документы; платежные документы (ст. 198); - документы, подтверждающие целевые расходы (ст. 238); - платежные поручения о перечислении налога (ст. 243); - договор гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), лицензионный договор (ст. 237) и другие. В Кодексе РФ об административных правонарушениях упоминаются: бухгалтерские и иные учетные документы (ст. ст. 14.13, 15.11), документы, необходимые для осуществления налогового контроля (ст. 15.6), ценные бумаги документов, удостоверяющих денежные и иные обязательства (ст. 15.24) и другие. В Уголовном кодексе РФ можно встретить: платежный документ (ст. 187), учетный документ (ст. 195) и другие. Как известно, Федеральный закон "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 N 129-ФЗ (с изм. и доп.) обязывает оформлять все хозяйственные операции, осуществляемые организацией, оправдательными документами. Назначение этих документов в том, чтобы быть первичными учетными документами (ст. 9), на основании которых и ведется бухгалтерский учет. Именно такой документ содержит наиболее точную информацию о различных сторонах деятельности организаций. Денежные и расчетные документы без подписи главного бухгалтера недействительны и к исполнению не принимаются. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) различает документы: исполнительные (ст. 855), платежные (ст. ст. 849, 855), расчетные (ст. 864), складские (ст. ст. 907, 912, 917), транспортные, сопроводительные (ст. 513), учредительные документы юридического лица (ст. 52) и другие. Существующие виды документов позволяют условно квалифицировать их по форме и содержанию в самостоятельные группы, содержащие однородные признаки. 1. Документы об образовании, реорганизации и ликвидации юридического лица. 2. Документы о государственной регистрации и постановке на налоговый учет предпринимателя без образования юридического лица; о прекращении его деятельности. 3. Гражданско-правовые договоры субъектов финансово-хозяйственной и предпринимательской деятельности. 4. Документы о приобретении, отчуждении имущества. 5. Оправдательные (учетные) документы, фиксирующие ведение и результат деятельности организации и индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. 6. Документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов. 7. Налоговые декларации. 8. Индивидуальные нормативные акты (решения, постановления, заключения) контрольно-надзорных органов, вынесенные по результатам контрольной (надзорной) деятельности. Согласно п. 25 ч. 1 ст. 11 Закона РФ "О милиции" должностные лица органов внутренних дел при наличии данных, требующих проверки, о нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, вправе по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (его заместителя): - изучать документы организаций и граждан на материальные ценности, денежные средства: - временно изымать эти документы для установления их подлинности; - при наличии оснований полагать, что эти документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, изъятие производится на срок не более 7 суток; - а в случае, если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, изъятие производится на срок не более 48 часов; - опечатывать места хранения документов на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей, но не более чем на 7 суток, а в случае, если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации, - не более чем на 48 часов. О предметах. Предмет может быть как материальным изделием, так и творением природы. Применительно к деятельности налоговых органов предметы первой группы дифференцируются на три подгруппы: а) вещи - обеспечивающие организацию труда (см. например, Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" от 22.05.2003 N 54-ФЗ) и др.; б) имущество налогоплательщика (п. 1 ст. 72, п. 4 ст. 73, ст. 77 НК РФ); в) товары - объекты торгового оборота (ст. 40 НК РФ). Предметы - материальные изделия хранят в себе видимые и невидимые изменения принадлежащих им состояний и свойств. Применительно к деятельности подразделений ДЭБ МВД России предметы передают информацию о подлежащих установлению обстоятельствах нарушений в экономической сфере, в том числе в области налогов и сборов. Сущность и значение предмета заключаются в непосредственном материальном отображении обстоятельств, имеющих значение для установления признаков нарушения законодательства о налогах и сборах и лиц, его совершивших. Иначе говоря, предмет может содержать сведения о времени, месте, исполнителе и способе нарушения законодательства о налогах и сборах, размере неуплаченных и (или) сокрытых от уплаты налогов и сборов. Такие сведения могут быть материализованы в информационных системах (компьютерная техника, средства связи), видео- и аудиотехнике, кино- и фотоаппаратуре, контрольно-кассовой технике, приборах, используемых в качестве средств измерения, и в других технических и специальных средствах. Кроме того, к предметам относятся поддельные (подложные) документы, используемые для неправомерной неуплаты (сокрытия от уплаты) налогов и сборов. Согласно п. 5 ст. 6 Закона об ОРД при осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводится "исследование предметов и документов", т.е. ознакомление, изучение, анализ. Результаты такого исследования могут быть оформлены справкой или протоколом. О материалах. Из анализа текстов законов, где упоминается термин "материалы", аксиоматично следует, что материалы не идентичны документам. Приведем в подтверждение несколько примеров, выражающих единый подход к этому вопросу, содержащийся в правовых предписаниях законодателя: "Милиция обязана обеспечить лицу возможность ознакомления с документами и материалами, в которых непосредственно затрагиваются его права и свободы...". (Закон РФ "О милиции", ст. 5); "Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращения представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии" (п. 5 ст. 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"). Материалы выездной налоговой проверки состоят из акта проверки и приложений к нему, в числе которых могут находиться и документы в заверенных должным образом копиях (ст. ст. 89, 93 НК РФ). Точно так же, дело об административном правонарушении состоит из протокола и других материалов (пп. 5 п. 1 ст. 29.4 КоАП РФ). Специальные производства и проверки представляют собой процедурную деятельность в ее динамике, оформленную материалами. Одновременно материалы специального производства (проверки) есть достигнутый результат в ходе осуществления процедурной (процессуальной) деятельности. Документы - лишь составная часть материалов. Более того, документы появляются в ходе специального производства (проверки) на основании вынесенных (составленных) материалов. Например, с одной стороны, постановление должностного лица налогового органа на выемку документов в ходе выездной налоговой проверки, с другой сами изъятые документы. В других случаях отдельные группы материалов представляют только себя. Например, чтобы приступить к проведению выездной налоговой проверки, необходимо вынесение для этого соответствующего решения руководителем налогового органа или его заместителем и т.д. Помимо специальных производств и налогового контроля, материалы оформляются в процессе иных официальных проверок. Это, например, материалы ревизий, инвентаризаций и т.п., по итогам которых, на основании имеющихся материалов и документов, составляются соответствующие акты и принимаются решения. У юридических и физических лиц - налогоплательщиков существуют материалы внутреннего пользования, например, составляемые и используемые в процессе трудовых отношений между работником и работодателем, ведения делопроизводства и т.п. Под материалами Налоговый кодекс РФ понимает еще и комплектующие элементы, составные части, из которых производится, собирается тот или иной товар. Например, подакцизные товары, производимые из давальческого сырья и материалов (ст. 200). Определяющими признаками для классификации материалов служат: - процедурно - правовой режим сбора материалов; - полномочия субъекта, осуществляющего сбор материалов; - юридическое значение собранных материалов. По этим основополагающим признакам выделим материалы в следующие группы: 1. Материалы специальных производств. 1.1. Производство по делу о налоговом правонарушении (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ). 1.2. Производство по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением законодательства о налогах и сборах (пп. 2 п. 1 ст. 62 НК РФ; разд. 4 КоАП РФ). 1.3. Досудебное производство (п. 9 ч. 1 ст. 5 УПК РФ); 1.4. Уголовное судопроизводство - досудебное и судебное производство по уголовному делу (п. 56 ч. 1 ст. 5 УПК РФ). 2. Материалы об отказе в возбуждении уголовных дел за совершение действий (бездействия) в экономической сфере (п. 2 ч. 1 ст. 145 УПК РФ). 2.1. По реабилитирующим основаниям (пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). 2.2. По нереабилитирующим основаниям (пп. 4, 5, 6 ч. 1 ст. 24 УПК РФ). 3. Материалы специальных проверок в экономической сфере. 3.1. Материалы государственного финансового контроля (отдельные его аспекты освещены Бюджетным, Налоговым, Таможенным кодексами РФ). 3.2. Материалы валютного контроля (гл. 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"; 3.3. Другие материалы проверок, осуществляемых правомочными органами в порядке контроля и надзора <2>. ————————————————————————————————<2> Порядок проведения выездных налоговых проверок, осуществляемых налоговыми органами с участием органов внутренних дел, урегулирован "Инструкцией "О порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок", утвержденной совместным Приказом МВД России, МНС России от 29.01.2004 N 76/АС-3-06/37.
4. Материалы инвентаризаций. 4.1. Инвентаризация имущества, проводимая по инициативе и силами самой организации. 4.2. Инвентаризация имущества, проводимая по инициативе правоохранительного либо контролирующего органа; 4.2.1. Инвентаризация имущества налогоплательщика, проводимая в ходе выездной налоговой проверки (ст. 89 НК РФ). 5. Материалы ревизий финансово-хозяйственной деятельности организации (Приказ Минфина России от 14.04.2000 N 42н "Об утверждении инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации"). При проверке заявления о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь и прокурор вправе требовать производства документальных проверок, ревизий (ст. 144 УПК РФ). В соответствии с п. 25 ст. 11 Закона РФ "О милиции" уполномоченные должностные лица органов внутренних дел "при наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность" вправе "требовать обязательного проведения проверок, инвентаризаций и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности организаций, а также проводить их". 6. Не являющиеся налоговыми, документальные проверки соблюдения законодательства о налогах и сборах, проводимые органами внутренних дел. В соответствии с положением п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" должностные лица органов внутренних дел "при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вправе "проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации". 7. Внутренние материалы организаций. 7.1 Личные дела работников. 7.2 Материалы служебных проверок. 7.3 Материалы служебной переписки. 7.4 Материалы делопроизводства. 7.5 Иные материалы организации. В меньшем объеме такие материалы имеются у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица. 8. Особая разновидность материалов. 8.1 Материалы - комплектующие элементы производимого или произведенного товара (ст. 200 НК РФ). 8.2 Сырье и материалы, предназначенные для непосредственного участия в производстве (п. 4 ст. 47, п. 7 ст. 48 НК РФ). По своей правовой природе эта группа материалов близка к предметам. Как видно, далеко не всякие материалы находятся у налогоплательщика, что существенно как для проверяющих, так и для проверяемых. Отсюда дополнительный критерий классификации материалов: 9. По месту нахождения. 9.1 Материалы, находящиеся у налогоплательщика. 9.2 Материалы, находящиеся в правоохранительных, контролирующих (надзорных) и иных органах. Особенности оформления факта изъятия материалов и предметов определяется процедурно-правовым режимом, в котором оно осуществляется: - в ходе выполнения оперативно-розыскных мероприятий в порядке п. 1 ст. 15 Закона об ОРД отражается в рапорте или справке оперативного работника с приложением изъятого; - в процессе проверки соблюдения организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах в порядке п. 35 ст. 11 Закона РФ "О милиции" составляется акт об изъятии; - при проверке административного правонарушения в порядке, предусмотренном КоАП РФ, факт изъятия фиксируется в соответствующем протоколе (ст. 27.10). О сведениях и сообщениях. Компетентные должностные лица органов внутренних дел согласно п. 34 ст. 11 Закона РФ "О милиции" вправе в соответствии с российским законодательством получать сведения, составляющие налоговую тайну. К налоговой тайне относятся любые сведения о налогоплательщике, за исключением сведений, указанных в п. 1 ст. 102 НК РФ. Перечень лиц, пользующихся правом доступа к сведениям, составляющим налоговую тайну, утвержден Приказом МВД России от 26.12.2003 N 1033. В обобщенном виде налоговое и административное законодательство различает следующие сведения: - сведения об открытии и закрытии счетов в банке (ст. 118 НК РФ); - сведения, необходимые для осуществления налогового контроля (сведения о налогоплательщике) - ст. ст. 126, 129.1 НК РФ; ст. 15.6 КоАП РФ; - сведения о своем хозяйственном положении либо финансовом состоянии (ст. 14.11 КоАП РФ). Очевидно, что сообщение есть материальная форма передачи сведений. Иначе говоря, сведения содержатся в сообщениях. Наиболее заметно это в названии и тексте ст. 129.1 НК РФ "Неправомерное несообщение сведений налоговому органу". Другой пример: "Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения..." - ст. 41 Закона РФ "О средствах массовой информации" от 27.12.1991 (с последующими изменениями). Сообщения в печати и других средствах массовой информации содержат сведения, доступные для всех. В приведенном примере сообщение может иметь форму интервью, очерка, фельетона и др. В этой связи по сообщении о преступлении, распространенном в средствах массовой информации, редакция СМИ обязана передать прокурору, следователю или органу дознания, осуществляющим проверку (по их требованию), имеющиеся документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении (ч. 2 ст. 144 УПК РФ). Сообщение о совершенном или готовящемся преступлении рассматривается нормами УПК РФ как один из поводов к возбуждению уголовного дела (п. 43 ч. 1 ст. 5; ч. 1 ст. 140). Сведения различаются как: а) представляемые по разовым запросам; б) представляемые систематически и определенного характера. Существующий порядок изъятия и ознакомления со сведениями соответствует аналогичному порядку изъятия и ознакомления с материалами и предметами. Об объяснениях. Объяснения физических лиц как источник информации о правонарушении (преступлении) широко применяется должностными лицами органов внутренних дел и другими органами дознания в ходе оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности. При получении объяснений от граждан им должно разъясняться содержание ст. 51 Конституции РФ, п. 1 которой гласит: "Никто не обязан свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется законом". В названной конституционной норме формально не оговаривается, что приведенные в ней положения распространяются только на производство по уголовным делам. Это позволяет утверждать: физические лица вправе отказаться от сообщения информации о самом себе и своих близких родственниках не только в гражданском или уголовном процессе. Это право имеется у физических лиц - участников производства по делам об административном правонарушении, оно закреплено в ст. 25.6 КоАП РФ. В соответствии с названной правовой нормой кодекса свидетель вправе не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников. Аналогичная норма закреплена в ч. 4 п. 1 ст. 56 УПК РФ, положения которой распространяются на получение объяснений от граждан при проверке информации о преступлении до возбуждения уголовного дела. Очевидно, что в контексте конституционной формулировки "не обязан свидетельствовать против самого себя" подразумевается лицо, чья причастность к совершению правонарушения (преступления) проверяется. Перед началом опроса должностное лицо органа внутренних дел предлагает очевидцу либо лицу, чья причастность к совершению правонарушения (преступления) проверяется, ответить на вопросы, связанные с проверяемым противоправным фактом нарушения законодательства о налогах и сборах. В этих условиях опрашиваемому известно, кто проводит опрос и по какому поводу. Физическое лицо, дающее объяснение, не предупреждается об уголовной ответственности по ст. 308 УК РФ за отказ от дачи показаний и по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний. И, соответственно, уголовной ответственности по этим статьям УК РФ нести не может. Исключение составляет предусмотренная в ст. 17.9 КоАП РФ административная ответственность свидетеля за отказ или уклонение от исполнения своих обязанностей в процессе производства по делам об административных правонарушениях. Речь идет об ответственности свидетеля, не входящего в узкий круг лиц, предусмотренный ст. 51 Конституции РФ и ст. 25.6 КоАП РФ. Напомним, что для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, дача объяснения - его право, а не обязанность (п. 1 ст. 25.1 КоАП РФ). Информация, получаемая от лица, опрашиваемого в процессе проведения гласных оперативно-розыскных мероприятий, оформляется получением от него письменного объяснения или письменным рапортом сотрудника органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. В процессе проведения органами внутренних дел административной и иной проверочной деятельности составляется письменное объяснение опрашиваемого. КоАП РФ различает объяснения лица, в отношении которого ведется административное производство по делу об административном правонарушении и показания свидетеля и потерпевшего (п. 1 ст. 26.3 КоАП РФ). Все они отражаются в соответствующем протоколе, а в случае необходимости записываются отдельно и приобщаются к делу об административном правонарушении. Само по себе объяснение, полученное до возбуждения уголовного дела, не может быть признано доказательством вины лица, совершившего уголовно - наказуемое нарушение налогового законодательства. Объяснения содержат сведения, имеющие отношение к проверяемому факту нарушения законодательства о налогах и сборах. О справках. Справка - это деловая бумага, не являющаяся документом, но содержащая информацию (сведения), представляющую интерес для проверяющего (правоохранительного либо контролирующего) органа. Иначе говоря, справка - это информация справочного характера, ее обработке и предоставлению предшествует запрос уполномоченного на то органа, для которого она, собственно, и готовится. Наведение справок преследует цель ознакомления с документами и материалами, содержащими информацию, имеющую отношение к нарушению законодательства о налогах и сборах. Официальная форма получения справки - запрос либо непосредственное ознакомление на месте с документами и материалами организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица. В первом случае ответ на запрос поступает от адресата в письменном виде. Во втором - по результатам наведения справки должностным лицом органа дознания составляется рапорт. Сведения, содержащиеся в рапорте, носят исключительно ориентировочный характер. В справках, как и в сообщениях, отображены сведения, но их юридический статус и процедурный порядок получения различен. В отличие от сообщения сведения включаются в справку по инициативе органа внутренних дел, ему же они и адресованы. Законодательно закреплено, что различие в статусе источника информации о нарушениях налогового законодательства влечет различие в процедуре его истребования и получения. Пример: для истребования из банков сведений (в форме справки) налоговым органам достаточно направить мотивированный запрос (ст. ст. 86, 87 НК РФ; ст. 7 Закона РФ "О налоговых органах Российской Федерации" от 21.03.1991 N 943-1 - с изм. и доп.). Но получение налоговым органом соответствующих документов, связанных с деятельностью проверяемого им налогоплательщика (плательщика сбора), допустимо лишь в рамках проводимой в отношении банка встречной проверки (ст. 87 НК РФ). О соотношении приведенных терминов. Рассмотренные термины и понятия объединяет то, что они являются носителями информации о налоговом правонарушении (преступлении). Документы, предметы, материалы, сообщения, объяснения, справки представляют собой материальную форму передачи такой информации различного юридического статуса. Наличие материального объекта позволяет персонифицировать названные источники информации о нарушениях законодательства о налогах и сборах. Сведения же по своей сути есть разновидность информации. В узком смысле сведения содержатся только в сообщениях. В широком смысле - во всех других источниках информации о нарушении законодательств о налогах и сборах. Недостаточное законодательное урегулирование рассматриваемых в статье понятийных категорий дает возможность налоговой администрации для произвольного толкования своих полномочий по истребованию тех или иных источников информации о нарушении законодательства о налогах и сборах. О последствиях нарушений, связанных со сбором источников информации. В уголовно-процессуальном аспекте назначение источников о нарушении налогового законодательства, добытых органами дознания до возбуждения уголовного дела по правилам оперативно-розыскной, административной и иной проверочной деятельности, состоит в том, чтобы быть принятыми и использованными в качестве доказательств в уголовном судопроизводстве. Вопрос о невозможности использования в уголовно-процессуальном доказывании результатов, полученных должностными лицами органа дознания в процессе выявления и пресечения налоговых преступлений, а также административных и налоговых правонарушений, может возникнуть лишь в случае нарушения законности при их получении. Источники информации об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов, полученные должностными лицами органов внутренних дел с нарушением установленного законом порядка сбора, невозможно использовать в качестве доказательств по уголовному делу. Уголовно-процессуальное вето в этой части наложено ст. 89 УПК РФ: "В процессе доказывания запрещается использование результатов оперативно-розыскной деятельности, если они не отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам настоящим Кодексом". Такие требования содержатся в ч. 1 ст. 88 УПК РФ: "Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в совокупности - достаточности для разрешения уголовного дела". Организация, физическое лицо, полагающее, что действия (бездействие) органов внутренних дел, осуществляющих оперативно-розыскную, административную и иную проверочную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган внутренних дел, прокурору или в суд (ст. ст. 45, 46, 53 Конституции РФ; ч. 2, 8 ст. 5 Закона об ОРД; ст. ст. 39, 40 Закона РФ "О милиции"; гл. 30 КоАП РФ).
В.П.Кузнецов Доцент кафедры финансов Оренбургского государственного университета Подписано в печать 27.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |