Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Старая ошибка ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7)



"Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7

СТАРАЯ ОШИБКА

Правильное исчисление налогов - дело непростое, и от ошибок здесь никто не застрахован. Причины их возникновения могут быть разные - и часто меняющееся законодательство о налогах и сборах, и наличие в нем множества неясностей и неоднозначно трактуемых формулировок, и чисто субъективные. Причем результатом ошибок может быть не только занижение налогооблагаемой базы, но и ее завышение и, следовательно, и переплата налогов. Одна из задач, которые стоят перед бухгалтером, - своевременное выявление и исправление искажений налоговой отчетности. Однако по различным обстоятельствам факт возникновения переплаты может быть обнаружен только через несколько лет. Как поступить налогоплательщику в таком случае? Можно ли исправить ошибку, совершенную более чем три года назад? Ответам на эти вопросы и посвящена данная статья.

Прежде всего необходимо учитывать общее правило, которое содержится в п. 1 ст. 54 НК РФ: при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения). Поэтому, определив, что не учтенные вовремя расходы относятся к прошлому налоговому периоду, организация должна произвести перерасчет единого налога именно за этот период. Однако если эта ошибка относится к налоговому периоду более чем трехлетней давности, то, по мнению Минфина России, высказанному в Письме от 15.07.2004 N 03-03-05/1/80, налогоплательщик не сможет осуществить перерасчет налоговых обязательств из-за нормы, содержащейся в ст. 87 НК РФ. Согласно ей камеральной и выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщиков, непосредственно предшествующие году проведения проверки, а если инспектор не может проверить, была ли ошибка, то у налогоплательщика нет возможности для ее исправления. Такая вот логика.

К сожалению, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 29.06.2004 N 2046/04 (далее - Постановление N 2046/04) также придерживается данного подхода. Однако он не ограничился этим и провел более детальный анализ посвященных этой проблеме норм НК РФ, который сводится к следующему.

Статьей 78 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика на зачет или возврат излишне уплаченных им сумм налога, сбора и пеней. За исключением отдельных случаев зачет и возврат переплаченных сумм налогов, сборов и пеней осуществляются налоговым органом по заявлению налогоплательщика. Как следует из п. 8 ст. 78 НК РФ, заявление о возврате может быть подано в течение трех лет со дня уплаты излишне уплаченной суммы налога. Учитывая тот факт, что зачет излишне уплаченных сумм налога является по своему экономическому содержанию формой возврата этих сумм (и в том, и в другом случае происходит восстановление имущественного положения налогоплательщика), к требованиям о зачете и возврате должен применяться единый правовой режим. Исходя из этого налогоплательщик, пожелавший произвести перерасчет налоговых платежей, обязан соблюдать трехлетний срок, который отведен для подачи заявления о возврате (зачете) налога.

Однако Президиум ВАС РФ отменил Постановление ФАС Уральского округа, несмотря на то что последний является практически единственным сторонником высказанной им позиции в части необходимости применения общих подходов к правилам подачи заявлений на возврат и зачет излишне уплаченных налогов. Высшее судебное ведомство обратило внимание на начало течения трехлетнего срока, упомянутого в п. 8 ст. 78 НК РФ. По мнению суда, он должен определяться как день уплаты налога. Однако как только суд сделал этот вывод, начала рушиться вся логика рассуждений о невозможности налоговой проверки отчетности за пределами срока, установленного ст. 87 НК РФ. Для объяснения своей позиции приведем пример.

Пример. Организация произвела уплату налога по итогам 2003 г. в срок, установленный действующим тогда законодательством, то есть 31.03.2004. Может ли организация сдать уточненную декларацию и зачесть сумму переплаты в 2007 г.?

Исходя из позиции Президиума ВАС РФ срок подачи заявления о возврате (зачете) переплаченной суммы налога истечет 31 марта 2007 г. Если бы налог был уплачен несколькими платежами и в разные периоды, то срок на подачу заявления исчислялся бы со дня каждого платежа.

Если придерживаться мнения Минфина России, то в 2007 г. подача уточненных деклараций, а следовательно, и заявления о зачете излишне уплаченных налогов невозможна. И действительно, в силу ст. 87 НК РФ налоговой проверкой в 2007 г. могут быть охвачены лишь 2004, 2005 и 2006 гг.

Таким образом, ссылка Президиума ВАС РФ на положения ст. 87 НК РФ при совершенно верном, на наш взгляд, подходе к исчислению начала течения трехгодичного срока лишняя, так как фактически приводит в определенных случаях к невозможности их применения.

Минфин для своей аргументации фактически обратился только к этому положению НК РФ и нарушил положения п. 8 ст. 78 НК РФ. Обратите внимание на его формулировку: заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. "Со дня уплаты", а не с какого-либо другого дня предписывает начинать исчисление трехгодичного срока НК РФ. Однако Минфин России не обратил на этот "пустяк" никакого внимания.

Президиум ВАС РФ в своих рассуждениях использует экономический анализ сущности отношений, возникающих в результате возврата и зачета излишне уплаченных налогов. С выводами экономического плана, на наш взгляд, спорить нет смысла - они верны. Однако с юридической точки зрения, на которую только и должен был бы обратить внимание суд, на наш взгляд, не все гладко. В соответствии с пп. 3, 4, 7, 9 п. 1 ст. 6 НК РФ нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим настоящему Кодексу, если такой акт:

- изменяет определенное настоящим Кодексом содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- запрещает действия налогоплательщиков, разрешенные настоящим Кодексом;

изменяет установленные настоящим Кодексом основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса.

Обратите внимание: "буквальному смыслу конкретных положений настоящего Кодекса". Следовательно, законодатель не допускает расширительной трактовки содержащихся в НК РФ норм. Несмотря на то что процитированные положения посвящены нормативным актам, они в полной мере относятся и к ненормативным, так как именно эти положения определяют общие начала налогового законодательства.

Необходимо отметить, что до выхода Постановления N 2046/04 большинство арбитражных судов придерживалось этой, на наш взгляд, единственно верной позиции при рассмотрении подобных дел. В качестве примеров можно привести:

- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.04.2004 N А26-7770/03-22: НК РФ не установлен срок обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о зачете сумм излишне уплаченных сумм налога;

- Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.03.2004 N А58-2278/2003-Ф02-725/04-С1: срок для подачи заявления о зачете суммы излишне уплаченного налога законодательством о налогах и сборах не установлен;

- Постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.02.2004 N А56-21591/03: НК РФ не установлен срок обращения налогоплательщика в налоговый орган с заявлением о зачете сумм излишне уплаченного налога. Предусмотренный НК РФ трехгодичный срок установлен только для обращения с заявлением о возврате таких сумм, и распространять его на отношения по зачету налога оснований нет;

- Постановление ФАС Центрального округа от 18.12.2003 N А48-2325/03-18: срок давности, установленный п. 8 ст. 78 НК РФ, распространяется только на заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога, поэтому суд первой инстанции правомерно обязал ИМНС зачесть излишне уплаченные страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в счет предстоящих платежей по единому социальному налогу. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения;

- Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15.08.2003 N А43-9181/02-11-418: арбитражный суд сделал обоснованный вывод о незаконности действий налогового органа об отказе принятия к зачету суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей и правомерно удовлетворил заявленные налогоплательщиком требования, обязав налоговый орган принять к исполнению (рассмотрению) уточненный расчет истца по земельному налогу за пределами трехгодичной давности;

- Постановление ФАС Поволжского округа от 20.06.2003 N А06-1503у-21/02: нормы действующего налогового законодательства, регулирующие зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пени, не предусматривают сроков обращения для зачета налога и сбора;

- Постановление ФАС Московского округа от 29.05.2003 N КА-А40/3502-03: суду необходимо дать оценку заявлению общества на предмет того, являлось ли оно заявлением о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога.

Единственным судом, позиция которого вносила диссонанс в общепринятые подходы, являлся ФАС Уральского округа, например Постановление от 19.04.2004 N Ф09-2909/02АК. Правда, следует отметить, что и этот суд придерживался такой позиции не всегда. В Постановлении от 20.06.2001 N Ф09-1249/2001АК он, в частности, указал, что срок на подачу налоговому органу заявления о зачете излишне уплаченного налога Налоговым кодексом не установлен.

Однако следует отметить, что сегодня мы имеем то, что имеем. Минфин высказал свою точку зрения однозначно. В общем плане ему соответствует и позиция Президиума ВАС РФ. И несмотря на то что данные акты вызывают сомнения с точки зрения законности, федеральная налоговая служба будет использовать их в своей работе, и перспективы положительного решения для налогоплательщиков в результате судебных разбирательств, к сожалению, практически нет.

Понятно, что в данном случае в налоговом законодательстве существует пробел. Ситуация, когда налогоплательщик может заявить о переплате налога, а налоговое ведомство практически лишено возможности провести проверку данных расчетов, абсурдна. Из нее есть два выхода: либо предусмотреть в ст. 87 НК РФ исключение из общего правила и предоставить возможность проверки уточненных налоговых деклараций, поданных за пределами трехгодичного срока, либо в п. 8 ст. 78 НК РФ после слов "о возврате" добавить слова "или зачете". Это единственно правильный и законный вариант решения обсуждаемой проблемы. Однако избран другой путь - путь расширительного толкования норм закона в выгодном для фискального ведомства смысле, путь прямого нарушения закона. Думается, что он представляется заинтересованным ведомствам более перспективным, так как позволяет распространить его и на другие ситуации, "когда по закону нельзя, но очень хочется, то...". Продолжение, надеемся, всем известно. Но куда нас это заведет?

Н.В.Юрген

Редактор журнала

"Упрощенная система налогообложения:

бухгалтерский учет и налогообложение"

Подписано в печать

27.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Единый налог не расход ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7) >
...Организация находится на УСН с 2005 г., объектом налогообложения выбраны доходы, уменьшенные на величину расходов. В 2005 г. приобретен станок стоимостью 180 000 руб. Он был введен в эксплуатацию в ноябре 2005 г. Оплата произведена равными суммами по 60 000 руб. ежемесячно с декабря 2005 г. по февраль 2006 г. Вправе ли наша организация учесть расходы на приобретение основного средства по мере его оплаты? ("Упрощенная система налогообложения: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.