Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Как не попасть в кредитную ловушку ("Практическая бухгалтерия", 2006, N 7)



"Практическая бухгалтерия", 2006, N 7

КАК НЕ ПОПАСТЬ В КРЕДИТНУЮ ЛОВУШКУ

Когда фирме не хватает свободных денежных средств, она, как правило, берет кредит в банке. Надо сказать, что процедура эта не только довольно утомительна, но и имеет неоднозначные последствия. Мы подскажем, на что следует обратить внимание, чтобы не попасть впросак.

Прежде чем принять решение о выдаче кредита конкретному заемщику, банковские работники должны подробно изучить информацию о компании. Для этого им понадобятся следующие бумаги: заверенные нотариально копии учредительных документов, бухгалтерская отчетность, бизнес-план, технико-экономическое обоснование окупаемости проекта, под который берутся деньги, копии паспортов руководителя и главного бухгалтера. Если деньги выдаются под залог, то понадобятся еще и документы, которые подтверждают право собственности на имущество, предоставляемое в залог.

А что взамен?

Для банка выдача кредита - это всегда риск. Значит, ему нужны гарантии полного и своевременного исполнения обязательств по договору. Такой гарантией чаще всего является залог недвижимости, транспортных средств, оборудования, ценных бумаг.

Внимание! Если деньги выдавались под залог ценностей и фирма не выполнила свои обязательства, то банк вправе реализовать такое имущество. Именно за счет вырученной суммы и гасится кредит. А если стоимость заклада превышает сумму выданных денежных средств, банк должен вернуть разницу заемщику (ст. 349 ГК РФ). Если же кредит не обеспечен залогом, то за возвратом денег банку придется обратиться в суд. При этом по требованию кредитной организации взыскание может быть наложено практически на любое имущество должника. В то же время кредитор не вправе претендовать на жилое помещение, если оно является единственно пригодным для постоянного проживания должника (ст. 446 ГПК РФ).

Довольно часто возникает такая ситуация. На заемные средства, полученные в банке, организация приобретает имущество, которое и передается в залог до момента исполнения компанией обязательств по кредитному договору. У бухгалтера в этом случае возникает вопрос: кто является плательщиком налога на имущество в период обременения ценностей? Но ответ довольно прост. Даже при залоге право собственности остается за фирмой (п. 2 ст. 209 ГК РФ). Значит, если указанное имущество учитывается на балансе фирмы, то компания и является плательщиком налога. Следует отметить, что операции, связанные с закладом ценностей, отражаются по дебету счета 009 "Обеспечения обязательств и платежей выданные". Сумму обеспечения бухгалтер списывает по мере погашения задолженности.

За все надо платить

При получении кредита компании предстоит ряд расходов. На практике довольно часто у бухгалтеров возникают проблемы с их отражением в учете.

Так, затраты на оплату услуг нотариуса входят в состав прочих расходов (пп. 16 п. 1 ст. 264 НК РФ), но только в пределах установленных тарифов (ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1). Это значит, что если компания заплатит больше, то учесть разницу она не сможет. Кроме того, чтобы уменьшить базу по налогу на прибыль, затраты надо подтвердить (ст. 252 НК РФ). Для этого достаточно справки с указанием перечня и стоимости услуг.

Что касается расходов на оценку заложенного имущества, то, если речь идет о недвижимости, такие затраты могут быть включены в состав прочих расходов (пп. 40 п. 1 ст. 264 НК РФ). Более подробную информацию об оценке имущества вы сможете найти в ПБ N 9, 2005.

Уменьшают налогооблагаемую прибыль и затраты по страхованию предмета залога. Разъяснения по этому поводу дал Минфин России в Письме от 2 марта 2006 г. N 03-03-04/4/42. По мнению представителей финансового ведомства, эти расходы являются экономически обоснованными.

К слову сказать, страхования имущества можно и избежать. Так, по согласованию с банком в кредитном договоре можно указать, что необходимость страхования предмета залога будет заменена единовременной фиксированной платой. Она считается вознаграждением банку за неполное исполнение фирмой условий договора в части требований, предъявляемых к обеспечению. Эти затраты учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на оплату услуг банка (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). Об этом говорят и чиновники Минфина России в Письме от 7 апреля 2006 г. N 03-03-04/1/329.

Кроме вышеперечисленных затрат фирме также предстоит ежемесячно выплачивать банку комиссионные за обслуживание счета. Для целей налогообложения прибыли эти расходы включаются в состав прочих расходов (пп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но иногда комиссия за проведение операций по ссудному счету устанавливается в процентах от суммы непогашенного долга. В таком случае она включается в состав расходов в виде процентов по кредиту (пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ). Данную точку зрения поддерживает и Минфин (Письмо от 26 января 2006 г. N 03-03-04/1/64). Заметим, что размер процентов, учитываемых при налогообложении прибыли, не может превышать ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,1 раза по рублевым кредитам или 15 процентов по валютным (п. 1 ст. 269 НК РФ). Более подробно об учете процентов по займам "Практическая бухгалтерия" писала в N 3, 2006.

Ю.Шаталина

Эксперт ПБ

Подписано в печать

26.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Неразбериха с филиалами ("Практическая бухгалтерия", 2006, N 7) >
Избавимся от субаренды ("Практическая бухгалтерия", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.