Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Правовое регулирование рекламы банковских услуг в связи с принятием нового Федерального закона "О рекламе" ("Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 3)



"Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 3

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМЫ БАНКОВСКИХ УСЛУГ

В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ НОВОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ"

Реклама является наиболее значимой сферой продвижения товаров, услуг, в том числе и банковских, различных субъектов рынка. 13 марта 2006 г. был принят новый Федеральный закон N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - новый Закон о рекламе), который вступает в действие с 01.07.2006, за исключением статей, вступающих в силу с 2007 г. <1> и 2008 г. <2>. В связи с тем что ряд требований к рекламе, в том числе банковских и финансовых услуг, существенным образом изменился, предметом настоящей статьи является комментарий наиболее значительных нововведений.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> Использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций запрещается с 01.01.2007.

<2> Требования нового Закона, касающиеся продолжительности распространяемой в телепрограммах рекламы, вступают в силу с 01.01.2008.

Общие требования к рекламе

Новый Закон о рекламе не распространяется на упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Из вышеуказанного следует, что по новому Закону о рекламе допустимо упоминание о товарном знаке, услуге, в том числе банковской, в кино и телевизионных фильмах или телевизионных программах и т.д. (то есть Product Placement), если такое размещение или упоминание об услуге, о самом банке органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

При этом ввиду субъективности указанного критерия следует с осторожностью размещать информацию о продуктах в теле- и видеофильмах.

В соответствии с действующим Законом "О рекламе" от 18.07.1995 не допускалось использование в радио-, теле-, видео-, аудио- и кинопродукции, а также в печатной продукции нерекламного характера целенаправленного обращения внимания потребителей рекламы на конкретную марку (модель, артикул) товара либо на изготовителя, исполнителя, продавца для формирования и поддержания интереса к ним без надлежащего предварительного сообщения об этом (в частности, путем пометки "на правах рекламы").

В новом Законе о рекламе указанное ограничение содержится только в отношении печатной продукции. Размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы".

Таким образом, размещение Product Placement в фильмах, сериалах возможно, однако во избежание того, что антимонопольный орган расценит упоминание о банковских продуктах в качестве рекламы и применит меры ответственности за нарушение законодательства о рекламе, такое упоминание не должно быть слишком навязчивым.

В новом Законе о рекламе появились новые критерии определения недобросовестной рекламы, в частности, недобросовестной является реклама, которая:

- представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара;

- является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством.

Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения:

- о предоставлении дополнительных прав или преимуществ приобретателю рекламируемого товара;

- об объеме производства или продажи рекламируемого или иного товара;

- о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи, конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончания приема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по его результатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источнике информации о таком мероприятии;

- об источнике информации, подлежащей раскрытию в соответствии с федеральными законами;

- о месте, в котором до заключения договора об оказании услуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должна быть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

- о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.

Тем не менее следует иметь в виду, что сравнение с другим товаром/услугой не запрещено законодательством о рекламе. Однако такое сравнение должно быть достоверным и проведено по одним и тем же параметрам.

В рекламе не допускается:

1. Использование иностранных слов и выражений, которые могут привести к искажению смысла информации.

2. Указание на то, что объект рекламирования одобряется органами государственной власти или органами местного самоуправления либо их должностными лицами.

В соответствии с п. 7 ст. 5 нового Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации, и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Предшествующий Закон также не допускал рекламу, которая вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара посредством злоупотребления доверием физических лиц или недостатком у них опыта, знаний, в том числе в связи с отсутствием в рекламе части существенной информации.

За нарушение указанной нормы Федеральная антимонопольная служба (далее - ФАС России) привлекала к ответственности субъектов рекламного рынка, в том числе ОАО "Сбербанк России".

В частности, в рекламных материалах, размещенных ОАО "Сбербанк России", условием для возможности предоставления определенного вида кредита было наличие у соответствующего физического лица положительной кредитной истории в Сбербанке России. Присутствовавшее же в рекламе выражение "когда отношения проверены временем" не является указанием на то, что для получения кредита необходимо обладать положительной кредитной историей в Сбербанке России, и не содержит сведений, позволяющих оценить его содержание с точки зрения отношений, связанных с кредитованием.

Арбитражный суд посчитал, что реклама кредитов Сбербанка России вводила потребителей в заблуждение относительно возможности предоставления кредита и злоупотребляла их доверием в связи с отсутствием указания на требование обладания положительной кредитной историей в Сбербанке России.

При рассмотрении дела суд признал выводы ФАС России обоснованными. То есть информация о требовании обладания положительной кредитной историей в Сбербанке России является существенной, поскольку данные сведения могут повлиять на решение потребителя по возможности обращения за получением кредита, а также могут обмануть ожидания потребителей, сформированные рекламной информацией, по возможности получения кредита (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2005 по делу N А40-58933/05-92-513).

Указанную арбитражную практику следует иметь в виду при разработке рекламных материалов, содержащих условия кредитования.

С момента вступления в силу нового Закона о рекламе не допускается размещение рекламы в учебниках, предназначенных для обучения детей по программам начального общего и основного общего образования, школьных дневниках, а также в школьных тетрадях.

В рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце данных товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя.

Если в соответствии с ГК РФ реклама признается офертой, то такая оферта действует в течение двух месяцев со дня распространения рекламы при условии, что в ней не указан иной срок.

Указанное положение нового Закона о рекламе является принципиально новым, так как ранее в рекламе товаров и услуг, в том числе банковских, необходимо было указывать срок действия рекламы, признаваемой офертой даже в тех случаях, когда этот срок было определить достаточно затруднительно.

После вступления в силу указанных изменений действие предложений, адресованных потребителям рекламы, будет ограничиваться двухмесячным сроком, если иное не будет указано в самой рекламе.

Следует обратить внимание на то, что рекламные материалы или их копии, в том числе все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы должны храниться в течение года со дня последнего распространения рекламы или со дня окончания сроков действия таких договоров, кроме документов, в отношении которых законодательством РФ установлено иное.

Помимо вышеуказанного, в принятом Законе о рекламе не содержится требований об указании в рекламе номера лицензии, а также органа, выдавшего эту лицензию, если деятельность рекламодателя подлежит лицензированию.

Вместе с тем в соответствии с п. 2 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" если вид деятельности, осуществляемой изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию, то потребителю должна быть предоставлена информация о номере лицензии, сроках действия лицензии, а также информация об органе, выдавшем лицензию.

Также следует учитывать, что рекламодатель по требованию рекламораспространителя обязан предоставлять документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требованиям Закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации.

При этом за рекламу товаров, для производства и (или) реализации которых требуется получение лицензий, в случае отсутствия таких лицензий несут ответственность в соответствии с новым Законом о рекламе как рекламодатель, так и рекламораспространитель.

Отдельные способы распространения рекламы

В принятом Законе о рекламе прописаны особенности отдельных способов распространения рекламы, уточнены требования, предъявляемые в том числе к рекламе на радио и телевидении.

Реклама в периодических печатных изданиях

Осталось неизменным требование о том, что размещение текста рекламы в периодических печатных изданиях, не специализирующихся на сообщениях и материалах рекламного характера, должно сопровождаться пометкой "реклама" или пометкой "на правах рекламы". Объем рекламы в таких изданиях должен составлять не более 40% объема одного номера периодического печатного издания.

Реклама, распространяемая по сетям электросвязи

и размещаемая на почтовых отправлениях

Распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.

Не допускается использование сетей электросвязи для распространения рекламы с применением средств выбора и (или) набора абонентского номера без участия человека (автоматического дозванивания, автоматической рассылки).

Следует иметь в виду, что при справочном телефонном обслуживании (как платном, так и бесплатном), в том числе осуществляемом посредством подвижной радиотелефонной связи, реклама может предоставляться только после сообщения справки, запрашиваемой абонентом.

Размещение рекламы на почтовых отправлениях допускается при наличии разрешения в области связи, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Наружная реклама и установка рекламных конструкций

В новом Законе о рекламе определен порядок распространения наружной рекламы, регламентированы порядок установки, демонтажа рекламных конструкций и указаны органы, выдающие разрешения на такую установку.

Рекламная конструкция должна использоваться исключительно в целях распространения рекламы.

В соответствии с пп. 3 п. 4 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" "реклама не должна иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожать безопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушного транспорта". Схожее требование содержалось в ст. 14 Федерального закона от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе".

Нововведением принятого Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" является ст. 19, в соответствии с п. 3 которой "распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается".

Перечень дорожных знаков содержится в Правилах дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 <1>.

     
   ————————————————————————————————
   
<1> В редакции от 28.02.2006.

В Российской Федерации действует ряд подзаконных актов, которыми было введено понятие рекламно-информационного знака, не относящегося к знакам дорожным.

В соответствии с Государственным стандартом РФ N Р52044-2003 "Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденным 22.04.2003, средства наружной рекламы не должны быть размещены на одной опоре, в створе и в одном сечении с дорожными знаками и светофорами.

В соответствии с п. 7.1 указанного ГОСТа допускается размещать информационно-указательные знаки индивидуального проектирования (знаки 5.20.1, 5.20.2, 5.21, 5.27 по ГОСТ N 10807-78 "Знаки дорожные. Общие технические условия") с элементами рекламной информации при условии выполнения следующих требований:

- рекламную информацию размещают на отдельном щите непосредственно под знаком индивидуального проектирования, при этом ширина щита должна быть равна ширине знака индивидуального проектирования, щит должен быть конструктивно связан со знаком индивидуального проектирования;

- рекламные надписи выполняют на желтом фоне и др.

Кроме того, в соответствии с Приказом Федеральной дорожной службы от 02.11.1998 N 405 о введении Инструкции "О порядке согласования распространения наружной рекламы в полосе отвода и придорожной зоне автомобильных дорог и на территории городских и сельских поселений" не следует располагать рекламу:

- на разделительной полосе, если расстояние от края рекламной конструкции или опоры до края проезжей части составляет менее 2,5 метров;

- путем нанесения ее краской на дорожных сооружениях, деревьях, камнях или других природных объектах, а также на павильонах автобусных остановок и т.д.

Таким образом, принятый Закон о рекламе, по сути, закрепил и те требования к рекламе на автомобильных дорогах, которые ранее содержались в подзаконных нормативных актах.

В случае наличия противоречий следует иметь в виду, что многие из ГОСТов устарели и будут приведены в соответствие с новым Законом о рекламе.

В принятом Законе о рекламе определен порядок установки и эксплуатации рекламных конструкций.

Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором.

Установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции (далее - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного законного владельца соответствующего недвижимого имущества или владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления.

Установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается. В случае повторной самовольной установки рекламной конструкции она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления.

Органы местного самоуправления муниципального района или местного самоуправления городского округа не вправе требовать от заявителя представления документов и сведений, не относящихся к территориальному размещению, внешнему виду и техническим параметрам рекламной конструкции, а также взимать помимо государственной пошлины дополнительную плату за подготовку, оформление, выдачу разрешения и совершать иные, связанные с выдачей разрешения, действия.

Органы местного самоуправления муниципального района или местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляют согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.

Решение в письменной форме о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче должно быть направлено органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа заявителю в течение двух месяцев со дня приема от него необходимых документов.

Решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления района исключительно по следующим основаниям:

1) несоответствие проекта рекламной конструкции и ее территориального размещения требованиям технического регламента;

2) несоответствие установки рекламной конструкции в заявленном месте схеме территориального планирования или генеральному плану;

3) нарушение требований нормативных актов по безопасности движения транспорта;

4) нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа;

5) нарушение требований законодательства Российской Федерации об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, их охране и использовании.

Разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа сроком на пять лет.

Также органом местного самоуправления принимается решение об аннулировании разрешения.

В случае аннулирования разрешения или признания его недействительным владелец рекламной конструкции либо собственник или иной законный владелец соответствующего недвижимого имущества, к которому такая конструкция присоединена, обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца.

При невыполнении обязанностей по демонтажу рекламной конструкции орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа вправе обратиться в суд или арбитражный суд с иском о принудительном осуществлении демонтажа рекламной конструкции.

При этом следует учитывать, что в соответствии с новым Законом о рекламе вопросы установки, эксплуатации, демонтажа наружных рекламных конструкций входят в компетенцию органов местного самоуправления. В частности, антимонопольный орган вправе применять меры ответственности, в случае если содержание рекламы, размещенной на рекламной конструкции, не соответствует Закону о рекламе. Однако вопросы эксплуатации, установки, аннулирования разрешения на установку рекламной конструкции отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.

Реклама на транспортных средствах

С 1 января 2007 г. запрещается использование транспортных средств исключительно или преимущественно в качестве передвижных рекламных конструкций, а также размещение рекламы на транспортных средствах:

- оборудованных устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов;

- федеральной почтовой связи, на боковых поверхностях которых расположены по диагонали белые полосы на синем фоне;

- предназначенных для перевозки опасных грузов и др.

Распространение звуковой рекламы с использованием транспортных средств, а также звуковое сопровождение рекламы, распространяемой с использованием транспортных средств, не допускаются.

Особенности рекламы отдельных видов товаров

Закон "О рекламе" от 13.03.2006 содержит требования, предъявляемые к рекламе отдельных товаров и услуг.

В частности, ряд нововведений коснулся требований, предъявляемых законодателем к рекламе финансовых услуг.

В соответствии с новым Законом реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество).

Реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна:

1) содержать гарантии или обещания в будущем эффективности деятельности (доходности вложений), в том числе основанные на реальных показателях в прошлом, если такая эффективность деятельности (доходность вложений) не может быть определена на момент заключения соответствующего договора;

2) умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которую получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В новом Законе о рекламе содержится прямая норма, регулирующая рекламу кредитных продуктов.

Если реклама услуг, связанных с предоставлением, использованием и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее.

Требования к рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита, являются нововведением нового Закона о рекламе на уровне федерального законодательства.

Ранее ФАС России привлекала к ответственности субъектов рекламного рынка за отсутствие в рекламе всех условий, определяющих фактическую стоимость кредита, используя общие нормы Закона "О рекламе" от 18.07.1995, в том числе запрет на недобросовестную рекламу.

В частности, ФАС России привлекла к ответственности ОАО "Сбербанк России", так как в рекламе указанного банка отсутствовало указание на какие-либо условия, связанные с дополнительными платежами потребителей по кредитному договору, тогда как к одним из условий предоставления одного кредита относился обязательный единовременный платеж за обслуживание ссудного счета - 2% от суммы кредита. Также обязательным условием выдачи кредита другого вида являлся единовременный платеж за открытие кредитной линии - 0,5% от лимита кредитной линии.

ФАС России был сделан вывод о том, что реклама таких кредитов вводит потребителей в заблуждение относительно стоимости предоставляемых банком услуг кредитования и злоупотребляет их доверием в связи с отсутствием указания на наличие обязательного единовременного платежа за обслуживание ссудного счета по предоставляемым кредитам, а также на наличие единовременного платежа за открытие кредитной линии.

Арбитражный суд признал обоснованными выводы ФАС России о том, что информация о наличии обязательного единовременного платежа за обслуживание ссудного счета и за открытие кредитной линии, отсутствующая в рекламе услуг Сбербанка России, является существенной, поскольку данные сведения могут повлиять на решение потребителя по возможности обращения за получением кредита (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 20.10.2005 по делу N А40-58933/05-92-513).

В связи с принятием нового Закона о рекламе наметилась в какой-то мере тенденция к смягчению требований, предъявляемых к рекламе банковских услуг.

В соответствии с Законом "О рекламе" от 18.07.1995 при производстве, размещении и распространении рекламы финансовых (в том числе банковских) услуг не допускалось умалчивать хотя бы об одном из условий договора, если в рекламе сообщается об условиях договора. То есть все условия договора об оказании банковских услуг должны были быть изложены в рекламе, что значительно затрудняло и несоизмеримо увеличивало объем рекламного материала.

С 1 июля 2006 г. не допускается умалчивать только об условиях оказания услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, а также об условиях, определяющих фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющих на нее.

Новым Законом о рекламе определены требования к рекламе услуг, связанных с осуществлением доверительного управления активами, к рекламе, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, к рекламе ценных бумаг.

Не допускается реклама ценных бумаг, предложение которых неограниченному кругу лиц не предусмотрено федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Не допускается реклама имущественных прав, не удостоверенных ценными бумагами, под видом рекламы ценных бумаг.

Реклама ценных бумаг должна содержать сведения о лицах, обязавшихся по рекламируемым ценным бумагам.

Реклама эмиссионных ценных бумаг должна содержать наименование эмитента и источник информации, подлежащий раскрытию в соответствии с законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.

Реклама ценных бумаг не должна содержать:

1) обещания выплат дивидендов по акциям, а также дохода по иным ценным бумагам, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске или дополнительном выпуске эмиссионных ценных бумаг и правилами доверительного управления паевыми инвестиционными фондами или правилами доверительного управления ипотечным покрытием либо зафиксирована в ценных бумагах;

2) прогнозы роста курсовой стоимости ценных бумаг.

Реклама эмиссионных ценных бумаг не допускается до осуществления регистрации их проспекта, за исключением случая, если в соответствии с федеральным законом для публичного размещения или публичного обращения эмиссионных ценных бумаг осуществление регистрации их проспекта не требуется.

Государственный контроль в сфере рекламы

и ответственность за нарушение законодательства

Российской Федерации о рекламе

Государственный контроль за соблюдением рекламного законодательства возлагается на антимонопольный орган, который не только выявляет, пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, но и возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

Антимонопольный орган вправе:

1) выдавать рекламодателям, рекламопроизводителям, рекламораспространителям обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

2) выдавать федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления обязательные для исполнения предписания об отмене или изменении актов, изданных ими и противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе;

3) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о запрете распространения рекламы, осуществляемого с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе;

4) предъявлять в суд или арбитражный суд иски о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы);

5) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительными полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, ненормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ненормативных актов органов местного самоуправления;

6) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействующими полностью или в части противоречащих законодательству Российской Федерации о рекламе нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

7) применять меры ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции.

Антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе подлежит исполнению в срок, который указан в предписании. Такой срок не может составлять менее чем пять дней со дня получения предписания.

Решение и предписание антимонопольного органа могут быть оспорены в суде или арбитражном суде в течение трех месяцев со дня вынесения решения, выдачи предписания.

В новом Законе о рекламе установлена ответственность за нарушение законодательства о рекламе.

Лица, права и интересы которых нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы, вправе обращаться в установленном порядке в суд или арбитражный суд, в том числе с исками о возмещении убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических лиц, о компенсации морального вреда, о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы).

В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламы) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения.

Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нововведением принятого Закона о рекламе является дифференцированный подход к ответственности рекламодателя, рекламораспространителя, рекламопроизводителя. В новом Законе установлен перечень положений, за нарушение которых каждый из указанных субъектов несет ответственность.

Рекламопроизводитель несет ответственность за нарушение требований, указанных в ч. 6 и 7 ст. 38, в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине.

Анализ указанных статей показывает, что рекламодатель несет ответственность преимущественно за нарушения норм в части содержания рекламной информации, а рекламораспространитель - за нарушения норм Закона о рекламе в части времени, месте, способах размещения рекламы.

Тем не менее за нарушения целого ряда норм нового Закона о рекламе несут ответственность и рекламодатель, и рекламораспространитель.

Со дня вступления в силу Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" утрачивает силу Федеральный закон от 18.07.1995 N 108-ФЗ "О рекламе", некоторые из положений которого, безусловно, устарели и не имели должного механизма реализации.

Достоинства и недостатки нового Федерального закона "О рекламе" и формы разрешения по нему спорных вопросов покажет практика его применения.

Е.М.Кольцова

Заместитель начальника отдела

Юридическое управление

ОАО "Альфа-Банк"

Подписано в печать

26.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Правовое регулирование бесспорного списания денежных средств с банковских счетов по исполнительным документам и документам, приравненным к исполнительным ("Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 3) >
НДС по операциям с драгоценными металлами на межбанковском рынке ("Юридическая работа в кредитной организации", 2006, N 3)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.