|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Совершенствование оплаты труда государственных гражданских служащих ("Ваш бюджетный учет", 2006, N 7)
"Ваш бюджетный учет", 2006, N 7
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОПЛАТЫ ТРУДА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ
В настоящее время система оплаты труда государственных гражданских служащих находится на стадии реформирования, основанного в основном на приемлемости ранее установленных условий.
Система оплаты труда государственных гражданских служащих в соответствии с Законом о государственной гражданской службе
Согласно положениям ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее - Федеральный Закон N 79-ФЗ) оплата труда гражданских служащих осуществляется в виде денежного содержания, состоящего из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином гражданской службы (оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат. К дополнительным выплатам в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ отнесены ежемесячная надбавка за выслугу лет на гражданской службе в размере от 10 до 30%; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200% оклада; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение, а также единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.
Указанные выплаты осуществляются в пределах фонда оплаты труда гражданских служащих, формируемого в соответствии со ст. 51 Федерального закона N 79-ФЗ. При всем этом положения ст. 50 указанного Федерального закона должны применяться в особом порядке, а именно одновременно с вступлением в силу нового указа Президента Российской Федерации о денежном содержании федеральных гражданских служащих. Принятие данного указа ожидается до конца текущего календарного года. До этого должны применяться ранее установленные условия оплаты труда государственных гражданских служащих. В отличие от положений применяемых в настоящее время нормативных правовых актов, Федеральный закон N 79-ФЗ: - гарантирует выплату ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, с включением на эти цели соответствующих расходов в фонд оплаты труда, а также сохранение за гражданским служащим выплаты денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности в период урегулирования конфликта интересов (п. 2 ст. 32 Федерального закона N 79-ФЗ); - определяет ежегодную индексацию размеров окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы с учетом уровня инфляции (п. 11 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ); - устанавливает осуществление единовременной выплаты в размере двух месячных окладов денежного содержания при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (п. 11 ст. 46 Федерального закона N 79-ФЗ), а также отдельные выплаты при расторжении заключенного с гражданским служащим служебного контракта (п. 9 ст. 31, п. 2 ст. 40 Федерального закона N 79-ФЗ); - предусматривает возможность применения по отдельным должностям гражданской службы особого порядка оплаты труда, при котором уровень заработной платы определяется в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте (п. п. 14 - 17 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ). Как и ранее, гражданским служащим выплачивается районный коэффициент и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Система оплаты труда государственных гражданских служащих в соответствии с действующими нормативными правовыми актами
Согласно действующим в настоящее время нормативным актам в отношении гражданских служащих применяются системы денежного вознаграждения и (или) денежного содержания. К нормативным правовым актам, определяющим условия оплаты труда в текущий период, относятся: - Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 309 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации" (в редакции изменений и дополнений, далее - Указ Президента Российской Федерации N 309); - Указ Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих" (в редакции изменений и дополнений, далее - Указ Президента Российской Федерации N 310); - Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1998 г. N 265 "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" (в редакции изменений и дополнений, далее - Указ Президента Российской Федерации N 265). В отношении отдельных категорий гражданских служащих условия оплаты труда определены специальными Указами Президента Российской Федерации. Денежное вознаграждение введено для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, аппаратах палат Федерального Собрания Российской Федерации, Аппарате Правительства Российской Федерации и Управления делами Президента Российской Федерации, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), а также в отношении руководителей некоторых федеральных органов исполнительной власти. Система денежного вознаграждения предусматривает установление должностному лицу единой суммы содержания, включающей все возможные дополнительные выплаты (доплаты, надбавки и т.п.), если только производство каких-либо дополнительных выплат особо не предусмотрено соответствующим нормативным правовым актом (например, согласно отдельным нормативным актам устанавливаются выплаты ежемесячных и ежеквартальных поощрений). В этом заключается основное отличие системы денежного вознаграждения от системы денежного содержания, при которой в состав оплаты труда включаются оклад и установленные действующим законодательством дополнительные выплаты. Размеры денежного вознаграждения определены Указами Президента Российской Федерации N N 309 и 310. Наряду с денежным вознаграждением лицам из числа Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации, Заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, его заместителей, секретаря и членов указанной комиссии, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, федеральных министров, Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также лиц, замещающих должности федеральной государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации, Аппаратах палат Федерального Собрания Российской Федерации, аппарате Правительства Российской Федерации и Управлении делами Президента Российской Федерации, выплачиваются ежемесячное и ежеквартальное поощрения (см. Приложения N 1 и N 2 к данной публикации). Лицам, занимающим должности Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, установлена выплата исключительно ежемесячного денежного вознаграждения без каких-либо иных дополнительных выплат. С 9 марта 2004 г. размер ежемесячного денежного вознаграждения Президента Российской Федерации составляет 146 853 руб., а Председателя Правительства Российской Федерации - 117 482 руб. 40 коп. (определены Указом Президента Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 655 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации" (в редакции изменений и дополнений)). В отношении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах), в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 августа 2001 г. N 1080 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в дипломатических представительствах и представительствах Российской Федерации при международных организациях (в иностранных государствах)" установлено денежное вознаграждение в рублях, выплачиваемое в дополнение к установленным денежным выплатам в иностранной валюте. Размеры вознаграждения установлены с учетом должностных окладов, надбавок и других выплат, и в отношении указанных лиц иные условия оплаты их труда (в рублях) не применяются. В отдельном порядке согласно Указу Президента Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 1260 "Об оплате труда руководителей некоторых федеральных органов исполнительной власти" введено ежемесячное денежное вознаграждение для лиц, замещающих государственные должности министра обороны Российской Федерации, министра внутренних дел Российской Федерации, министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации, директора Службы внешней разведки Российской Федерации, директора Федеральной службы охраны Российской Федерации и директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков. С учетом окладов по должностям, их увеличений (повышений), надбавок и других выплат размер вознаграждения указанных лиц составил 21 600 руб/мес. Наряду с выплатой ежемесячного денежного вознаграждения замещающим указанные государственные должности лицам выплачивается ежемесячное денежное поощрение в размере 3,3 месячного денежного вознаграждения и ежеквартальное денежное поощрение в размере месячного денежного вознаграждения. Денежное содержание в соответствии с действующими нормативными актами состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы, выслугу лет, премий по результатам работы. Выплачиваются федеральным государственным служащим также материальная помощь, ежемесячные денежные поощрения, а также иные выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами. Из таких же составных частей складывается денежное содержание федеральных государственных служащих территориальных органов исполнительной власти, что определено в Указе Президента Российской Федерации N 265. В соответствии с данным нормативным актом регулируется денежное содержание федеральных государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, в представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти и представительствах государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, в аппаратах верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов, районных судов, гарнизонных военных судов, федеральных арбитражных судов округов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации, в прокуратурах субъектов Российской Федерации, в прокуратурах городов (районов). Размеры должностных окладов лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы, в настоящее время определяются в соответствии с Указами Президента Российской Федерации N 310 и N 265 с учетом их индексации по состоянию на сегодняшний день. Должностные оклады выплачиваются за все время пребывания на государственной гражданской службе - со дня поступления и до дня увольнения включительно. Ежемесячные надбавки к должностному окладу за квалификационный разряд (классный чин) федеральным государственным служащим выплачиваются в следующих размерах, установленных Указом Президента Российской Федерации N 310 (с учетом индексации на сегодняшний день):
——————————————————————————T———————————————————————————————————————————————————¬ | Наименование | Размеры надбавок, руб/мес. | |квалификационных разрядов+————————————T————————————T————————————T————————————+ | |с 01.04.1997|с 01.09.1999|с 01.12.2000|с 01.10.2003| | | <1> | <2> | <3> | <4> | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Действительный | 800 | 1200 | 1440 | 1598,40 | |государственный советник | | | | | |Российской Федерации 1 | | | | | |класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Действительный | 750 | 1125 | 1350 | 1498,50 | |государственный советник | | | | | |Российской Федерации 2 | | | | | |класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Действительный | 700 | 1050 | 1260 | 1398,60 | |государственный советник | | | | | |Российской Федерации 3 | | | | | |класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Государственный советник | 650 | 975 | 1170 | 1298,70 | |Российской Федерации 1 | | | | | |класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Государственный советник | 600 | 900 | 1080 | 1198,80 | |Российской Федерации 2 | | | | | |класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Государственный советник | 550 | 825 | 990 | 1098,90 | |Российской Федерации 3 | | | | | |класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Советник Российской | 500 | 750 | 900 | 999 | |Федерации 1 класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Советник Российской | 450 | 675 | 810 | 899,10 | |Федерации 2 класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Советник Российской | 400 | 600 | 720 | 799,20 | |Федерации 3 класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Советник государственной | 375 | 562,50 | 675 | 749,25 | |службы 1 класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Советник государственной | 325 | 487,50 | 585 | 649,35 | |службы 2 класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Советник государственной | 300 | 450 | 540 | 599,40 | |службы 3 класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Референт государственной | 250 | 375 | 450 | 499,50 | |службы 1 класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Референт государственной | 225 | 337,50 | 405 | 449,55 | |службы 2 класса | | | | | +—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————+ |Референт государственной | 200 | 300 | 360 | 399,60 | |службы 3 класса | | | | | L—————————————————————————+————————————+————————————+————————————+————————————— ————————————————————————————————<1> Размеры надбавок определены Указом Президента Российской Федерации от 9 апреля 1997 г. N 310 "О денежном содержании федеральных государственных служащих". <2> Размеры надбавок увеличены в 1,5 раза в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 августа 1999 г. N 1103 "О денежном вознаграждении лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности государственной службы, и денежном содержании федеральных государственных служащих". <3> Размеры надбавок увеличены в 1,2 раза в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2000 г. N 1853 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих". <4> Размеры надбавок увеличены в 1,11 раза в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 сентября 2003 г. N 1117 "О повышении денежного вознаграждения лиц, замещающих отдельные государственные должности федеральной государственной службы, и денежного содержания федеральных государственных служащих".
Ежемесячная надбавка за дипломатический ранг выплачивается в размерах, установленных Указом Президента Российской Федерации от 15 октября 1999 г. N 1371 "О порядке присвоения и сохранения дипломатических рангов и об установлении ежемесячной надбавки к должностному окладу за дипломатический ранг" (в редакции изменений и дополнений):
——————————————————————————————T——————————————————————————————————¬ | Дипломатический ранг | Размер выплачиваемой надбавки по | | | календарным периодам, руб/мес. | | +————————T————————————T————————————+ | | |с 01.12.2000|с 01.10.2003| +—————————————————————————————+————————+————————————+————————————+ |Чрезвычайный и Полномочный | 1125 | 1350 | 1498,50 | |Посол | | | | +—————————————————————————————+————————+————————————+————————————+ |Чрезвычайный и Полномочный | 1050 | 1260 | 1398,60 | |Посланник 1 класса | | | | +—————————————————————————————+————————+————————————+————————————+ |Чрезвычайный и Полномочный | 900 | 1080 | 1198,80 | |Посланник 2 класса | | | | +—————————————————————————————+————————+————————————+————————————+ |Советник 1 класса | 750 | 900 | 999 | +—————————————————————————————+————————+————————————+————————————+ |Советник 2 класса | 710 | 852 | 945,72 | +—————————————————————————————+————————+————————————+————————————+ |Первый секретарь 1 класса | 635 | 762 | 845,82 | +—————————————————————————————+————————+————————————+————————————+ |Первый секретарь 2 класса | 600 | 720 | 799,20 | +—————————————————————————————+————————+————————————+————————————+ |Второй секретарь 1 класса | 560 | 672 | 745,92 | +—————————————————————————————+————————+————————————+————————————+ |Второй секретарь 2 класса | 525 | 630 | 699,30 | +—————————————————————————————+————————+————————————+————————————+ |Третий секретарь | 485 | 582 | 646,02 | +—————————————————————————————+————————+————————————+————————————+ |Атташе | 450 | 540 | 599,40 | L—————————————————————————————+————————+————————————+————————————— При формировании фонда оплаты труда для федеральных государственных служащих средства на выплату ежемесячной надбавки за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) формируются из расчета 4-х должностных окладов на год (согласно Федеральному закону N 79-ФЗ такие же ассигнования предусмотрены для выплаты оклада за классный чин). Ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд федеральным государственным служащим территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации, представительств федеральных органов исполнительной власти и представительств государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации выплачивается в размерах, определенных Приложением N 8 к Указу Президента Российской Федерации N 265. При формировании фонда оплаты труда указанных органов средства на выплату ежемесячной надбавки за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) планируются также из расчета 4-х должностных окладов. Необходимо учитывать, что в соответствии с положениями Федерального закона N 79-ФЗ со дня присвоения федеральному государственному гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации ему должен устанавливаться месячный оклад в соответствии с присвоенным классным чином (оклад за классный чин). Однако до принятия нового указа Президента Российской Федерации об условиях оплаты труда гражданских служащих федеральным государственным гражданским служащим, которым присвоен классный чин государственной гражданской службы Российской Федерации, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд, соответствующий присвоенному классному чину, в размерах согласно Указам Президента Российской Федерации N 310 и N 265. Таблица соответствия квалификационных разрядов федеральных государственных служащих классным чинам государственной гражданской службы Российской Федерации утверждена Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 113 "О порядке присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Российской Федерации федеральным государственным гражданским служащим", а в части федеральных государственных гражданских служащих Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов - Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2006 г. N 577. Ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации N 310 и N 265 выплачивается в следующих размерах: - по высшим государственным должностям - в размере от 150 до 200% должностного оклада; - по главным государственным должностям - в размере от 120 до 150% должностного оклада; - по ведущим государственным должностям - в размере от 90 до 120% должностного оклада; - по старшим государственным должностям - в размере от 60 до 90% должностного оклада; - по младшим государственным должностям - в размере до 60% должностного оклада. При формировании фонда оплаты труда средства на выплату надбавки за особые условия государственной службы планируются из расчета 14 должностных окладов на год. Такие же объемы ассигнований для выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы предусмотрены Федеральным законом N 79-ФЗ. Условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы устанавливаются руководителями федеральных органов государственной власти или их аппаратов, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет выплачивается в следующих размерах:
————————————————————————————————T————————————————————————————————¬ | При стаже государственной | Размер ежемесячной надбавки | | службы | (в процентах от должностного | | | оклада) | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |от 1 до 5 лет | 10 | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |свыше 5 лет до 10 лет | 15 | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |свыше 10 лет до 15 лет | 20 | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |свыше 15 лет | 30 | L———————————————————————————————+————————————————————————————————— При утверждении фондов оплаты труда для федеральных государственных служащих средства на выплату ежемесячной надбавки за выслугу лет планируются из расчета 3-х должностных окладов на год. Для информации: в таких же размерах надбавка выплачивается в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ. Премии по результатам работы в соответствии с Указами Президента Российской Федерации N 310 и N 265 выплачиваются исходя из результатов деятельности федерального государственного служащего и максимальными размерами не ограничивается. Однако при формировании фонда оплаты труда средства на выплату премии закладываются из расчета 3-х должностных окладов на год (для сравнения - в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ средства на выплату премий за выполнение особо важных и сложных заданий формируются из расчета 2-х окладов денежного содержания). Условия выплаты премий устанавливаются руководителями федеральных органов государственной власти или их аппаратов, иных государственных органов, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации. Материальная помощь выплачивается федеральным государственным служащим из расчета планируемых в фонде оплаты труда 2-х должностных окладов на год. Для сравнения - в соответствии с Федеральным законом N 79-ФЗ средства на оказание материальной помощи совместно с выплатой при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска формируются из расчета 3-х окладов денежного содержания. Указами Президента Российской Федерации для государственных служащих в течение 2004 - 2005 гг. установлена выплата ежеквартальных и (или) ежемесячных денежных поощрений, определяемых в размере, кратном денежному вознаграждению или должностному окладу по должности гражданского служащего. В настоящее время выплата поощрения осуществляется: - в аппаратах Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ - в соответствии с Указом Президента РФ от 26 июля 2005 г. N 880; - в органах прокуратуры РФ и Главной военной прокуратуры РФ - в соответствии с Указом Президента РФ от 26 июля 2005 г. N 879; - в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, аппаратах некоторых федеральных судов и управлениях (отделах) Судебного департамента при ВС РФ в субъектах РФ - в соответствии с Указом Президента РФ от 26 мая 2005 г. N 589; - в таможенных органах - в соответствии с Указами Президента РФ от 7 мая 2005 г. N 513 и от 27 декабря 2004 г. N 1614; - Уполномоченному по правам человека в РФ и в рабочем аппарате Уполномоченного по правам человека в РФ - в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 2005 г. N 505; - в Счетной палате и в аппарате Счетной палаты РФ - в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 2005 г. N 506; - Генеральному директору Судебного департамента при ВС РФ и в Судебном департаменте при ВС РФ - в соответствии с Указом Президента РФ от 15 марта 2005 г. N 296; - в аппаратах палат Федерального Собрания РФ - в соответствии с Указом Президента РФ от 29 декабря 2004 г. N 1634; - в Управлении делами Президента РФ - в соответствии с Указом Президента РФ от 15 ноября 2004 г. N 1439; - в Центральной избирательной комиссии РФ и в аппарате Центральной избирательной комиссии Российской Федерации - в соответствии с Указом Президента РФ от 18 октября 2004 г. N 1321; - в центральных аппаратах федеральных министерств и федеральных служб, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, в центральных аппаратах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим федеральным министерствам - в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 2004 г. N 1261; - в центральном аппарате Главного управления специальных программ Президента РФ - в соответствии с Указом Президента РФ от 30 сентября 2004 г. N 1256; - в центральном аппарате МИДа России - в соответствии с Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 866; - в Аппарате Правительства РФ - в соответствии с Указом Президента РФ от 26 апреля 2004 г. N 562; - в Администрации Президента РФ; в центральных аппаратах федеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, - в соответствии с Указом Президента РФ от 10 апреля 2004 г. N 519. Как вариант - можно привести приложения к данной публикации. Необходимо учитывать, что суммы выплачиваемого ежеквартального и (или) ежемесячного денежного поощрения в полной мере учитываются при расчете среднего заработка, а также на указанные выплаты начисляются районные коэффициенты и надбавки за работу в отдаленных местностях. На это указано, в частности, в Письме Федерального казначейства от 11 августа 2005 г. N 42-7.1-04/8.1-228 "О ежемесячном денежном поощрении" со ссылкой на Письмо Минздравсоцразвития России от 8 августа 2005 г. N 2557-17. Дополнительно к рассмотренным выплатам гражданским служащим в настоящее время производятся следующие дополнительные выплаты: 1) выплаты в пользу лиц, занимающих должности в юридических службах государственных органов, установленные Указом Президента Российской Федерации от 8 мая 2001 г. N 528 "О некоторых мерах по укреплению юридических служб государственных органов": - денежное вознаграждение, увеличенное на 30%, - лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и отдельные государственные должности федеральной государственной службы, по которым введено денежное вознаграждение; - ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы в размере до 70% должностного оклада - федеральным государственным служащим, замещающим должности, по которым введено денежное содержание; - ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, увеличенная на 50%, - федеральным государственным служащим, которым ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы не установлена. Условия производства указанных дополнительных выплат определяются согласно внутриведомственным нормативным актам; 2) дополнительные выплаты лицам, допущенным к государственной тайне, предусмотренные Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" (в редакции изменений и дополнений), Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1161 "О порядке и условиях выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне" (в редакции изменений и дополнений) и Постановлением Минтруда России от 23 декабря 1994 г. N 84 "Об утверждении разъяснения "О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне": - ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу в пользу должностных лиц, допущенных к государственной тайне на постоянной основе, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну в зависимости от степени секретности сведений, к которым они имеют доступ:
————————————————————————————————T————————————————————————————————¬ | За работу со сведениями, | Размер ежемесячной надбавки в | | имеющими степень секретности | процентах к должностному окладу| | | (тарифной ставке) | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |"особой важности" | 25 | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |"совершенно секретно" | 20 | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |"секретно" | 10 | L———————————————————————————————+————————————————————————————————— - ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за стаж работы в структурных подразделениях по защите государственной тайны:
————————————————————————————————T————————————————————————————————¬ | При стаже работы | Размер ежемесячной надбавки в | | |процентах к должностному окладу | | | (тарифной ставке) | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |от 1 до 5 лет | 5 | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |от 5 до 10 лет | 10 | +———————————————————————————————+————————————————————————————————+ |от 10 лет и выше | 15 | L———————————————————————————————+————————————————————————————————— До принятия нового Указа Президента Российской Федерации об условиях оплаты труда гражданских служащих выплата надбавок лицам, допущенным к государственной тайне, осуществляется за счет средств общего фонда оплаты труда без планирования в нем специальных средств на данные выплаты. Федеральным законом N 79-ФЗ для осуществления ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, предусмотрены ассигнования в размере полутора должностных окладов на год; 3) дополнительные выплаты, производимые в пользу лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, расположенных в Чеченской Республике. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2001 г. N 565 "О дополнительных условиях оплаты труда лиц, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, расположенных в Чеченской Республике" лицам, замещающим государственные должности федеральной государственной службы в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, расположенных в Чеченской Республике, наряду с ежемесячной надбавкой к должностному окладу за особые условия государственной службы, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации N 265, выплачивается ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной службы в Чеченской Республике в размере 100% должностного оклада. Для выплаты указанной надбавки в фонд оплаты труда включаются дополнительные средства.
Особенности исчисления среднего заработка в отношении государственных гражданских служащих
Средний заработок сохраняется за государственными гражданскими служащими за время предоставленных им ежегодных оплачиваемых отпусков, служебной командировки, исполнения общественных и иных обязанностей, а также в иных установленных случаях сохранения за служащими замещаемой должности и денежного содержания. Расчет среднего заработка осуществляется в соответствии со ст. 139 ТК РФ и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213. При расчете средней заработной платы государственных гражданских служащих необходимо учитывать следующие принципиальные особенности: - суммы выплачиваемой государственным гражданским служащим материальной помощи не учитываются при исчислении среднего заработка, на что указано в Письме Минтруда России от 27 мая 2002 г. N 743-21; - суммы начисленного ежемесячного денежного поощрения учитываются при исчислении среднего заработка пропорционально фактически отработанному времени, на что указано в Письме Федерального казначейства от 11 августа 2005 г. N 42-7.1-04/8.1-228 "О ежемесячном денежном поощрении" со ссылкой на Письмо Минздравсоцразвития России от 8 августа 2005 г. N 2557-17. Необходимо учитывать, что введение выплаты ежемесячного денежного поощрения не влечет за собой индексацию сумм среднего заработка в соответствии с п. п. 15 и 16 Положения об исчислении среднего заработка. Индексация возможна только при увеличении в соответствии с указами Президента РФ размеров должностных окладов, надбавок за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг) и за особые условия государственной службы.
Пример 1. С 1 апреля 2005 г. в территориальном органе федерального министерства введена выплата ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада. Предположим, что государственному служащему с должностным окладом в 2997 руб. предоставлен ежегодный отпуск продолжительностью 35 календарных дней с 18 мая 2005 г. Расчетный период в три календарных месяца, предшествующих маю, а именно февраль, март и апрель, отработаны полностью. Сумма денежного вознаграждения за февраль и март составила по 8120 руб., за апрель - 11 117 руб., в т.ч. денежное поощрение - 2997 руб. Сумма среднего заработка за отпуск составит 10 782 руб. 60 коп. ((8120 руб. + 8120 руб. + 11 117 руб.) / 3 / 29,6 х 35 календарных дней отпуска).
Обратим внимание, что на ежемесячное денежное поощрение начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока. На это обращено внимание в Письме Федерального казначейства от 11 августа 2005 г. N 42-7.1-04/8.1-228 со ссылкой на Письмо Минздравсоцразвития России от 8 августа 2005 г. N 2557-17. На сохранение среднего заработка за период служебной командировки государственных гражданских служащих указано также в п. 12 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденного Указом Президента РФ от 18 июля 2005 г. N 813 (далее - Порядок командирования). Исчисляя средний заработок, рассчитывают величину среднего дневного заработка работника путем деления суммы учитываемого денежного вознаграждения за расчетный период на количество фактически отработанных в данном расчетном периоде рабочих дней. Напомним, что в качестве расчетного периода в соответствии со ст. 139 ТК РФ принимается период в 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, на который приходится начало служебной командировки. Если, конечно, действующим в органе власти служебным регламентом или коллективным договором не предусмотрено применение иного расчетного периода, отличного от 12 календарных месяцев, - 3 месяца, 6 месяцев или др. Сумма среднего заработка за время служебной командировки определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество служебных дней по графику по основному месту работы, приходящихся на период служебной командировки. Как зафиксировано в п. 6 Порядка командирования, днем выезда в командировку считается день отправления соответствующего транспортного средства от постоянного места работы гражданского служащего, а днем приезда из служебной командировки - день прибытия транспортного средства на постоянное место работы гражданского служащего. При отправлении транспортного средства до 24 ч включительно днем выезда в служебную командировку считаются текущие сутки, а с 00 ч и позднее - следующие сутки. Таким образом, чтобы рассчитать сумму среднего заработка за время командировки, необходимо: - определить границы периода служебной командировки (день выезда и прибытия); - установить количество служебных дней по графику работы гражданского служащего, приходящихся на определенный период времени служебной командировки; - исчислить среднедневной заработок и сумму среднего заработка за дни служебной командировки.
Пример 2. Предположим, что государственный гражданский служащий одного из министерств направлен в служебную командировку с 16 по 25 января 2006 г. На указанный период времени приходится 8 служебных дней по графику работы указанного сотрудника. Для расчета среднего заработка за дни служебной командировки следует принять расчетный период в 12 календарных месяцев, предшествующих январю 2006 г., т.е. период с 1 января 2005 г. по 31 декабря 2005 г. Предположим, что за указанный период времени гражданским служащим отработано 198 дней, за которые начислено денежное содержание в размере 225 000 руб. Сюда включается сумма должностного оклада, а также ежемесячная надбавка к должностному окладу за квалификационный разряд, ежемесячная надбавка за особые условия государственной службы, ежемесячная надбавка за выслугу лет, премия по результатам работы, ежемесячное денежное поощрение. Для расчета суммы среднего заработка за дни служебной командировки следует: - определить размер среднедневного заработка - 1136 руб. 36 коп. (225 000 руб. / 198 дней); - рассчитать сумму среднего заработка за дни служебной командировки - 9090 руб. 88 коп. (1136 руб. 36 коп. х 8 дней командировки).
На гражданских служащих, которые находятся в служебной командировке, распространяется режим служебного времени тех государственных органов (организаций), в которые они командированы. Об этом сказано в п. 33 Порядка командирования. А если режим служебного времени в указанных государственных органах (организациях) отличается от режима служебного времени в государственном органе, в котором гражданский служащий проходит службу, в сторону уменьшения дней отдыха? В таких случаях взамен дней отдыха, не использованных в период нахождения в служебной командировке, гражданскому служащему предоставляются другие дни отдыха по возвращении из служебной командировки. Чтобы подтвердить режим работы в пункте командировки, командированным лицам рекомендуется проставлять соответствующую отметку на командировочном удостоверении или истребовать от руководства (администрации) государственного органа (организации) соответствующую справку.
Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2 и предположим, что в месте проведения командировки сотрудник работал по графику шестидневной рабочей недели, что подтверждается отчетом об исполнении задания на служебную командировку, а также соответствующей записью в командировочном удостоверении. Средний заработок в данном случае подлежит выплате за 8 дней командировки по графику работы по основному месту работы. За работу 21 января 2006 г. (суббота) работнику должен быть предоставлен дополнительный день отдыха или же должна быть произведена его оплата в повышенном размере.
Условия оплаты труда государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих
Условия оплаты труда государственных служащих субъектов Российской Федерации и муниципальных служащих определяются в порядке, установленном ст. ст. 85 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом N 79-ФЗ. В частности, согласно ст. ст. 85 и 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать размеры и условия оплаты труда соответственно государственных служащих субъекта Российской Федерации и работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации, а органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных унитарных предприятий и учреждений. При этом в "дотационных" субъектах Российской Федерации размеры оплаты труда государственных гражданских служащих субъекта Российской Федерации не могут превышать размеры оплаты труда, установленные для соответствующих категорий федеральных государственных служащих. Соответственно в "дотационных" муниципальных образованиях размеры оплаты труда муниципальных служащих должны устанавливаться не выше предельных значений, установленных законом соответствующего субъекта Российской Федерации. Необходимо также учитывать, что п. 12 ст. 50 Федерального закона N 79-ФЗ устанавливает ежегодную индексацию размеров окладов денежного содержания по должностям гражданской службы субъекта Российской Федерации с учетом уровня инфляции (роста потребительских цен). При этом индексация денежного содержания должна производиться в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации.
С.Н.Смирнов Консультант Подписано в печать 25.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |