Главная страница перейти на главную страницу Buhi.ru Поиск на сайте поиск документов Добавить в избранное добавить сайт Buhi.ru в избранное


goБухгалтерская пресса и публикации


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов


goБухгалтерские статьи и публикации

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансам

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН


goПубликации из бухгалтерских изданий


goВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006


goПубликации из бухгалтерских изданий

Публикации на тему сборы ЕНВД

Публикации на тему сборы

Публикации на тему налоги

Публикации на тему НДС

Публикации на тему УСН


goВопросы бухгалтеров - Ответы специалистов

Вопросы на тему ЕНВД

Вопросы на тему сборы

Вопросы на тему налоги

Вопросы на тему НДС

Вопросы на тему УСН




Особенности уплаты налога на имущество организаций для бюджетных учреждений ("Ваш бюджетный учет", 2006, N 7)



"Ваш бюджетный учет", 2006, N 7

ОСОБЕННОСТИ УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО

ОРГАНИЗАЦИЙ ДЛЯ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Согласно гл. 30 "Налог на имущество организаций" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетные организации, получающие финансирование из бюджетов всех уровней на осуществление деятельности по смете доходов и расходов в сфере государственного управления, образования, культуры и искусства, здравоохранения и иных областях, признаются плательщиками налога на имущество организаций (ст. 373 Кодекса).

Признание бюджетных организаций плательщиками налога на имущество организаций производится на основании государственной регистрации в качестве юридического лица.

Государственная регистрация юридического лица производится в соответствии со ст. 51 Гражданского кодекса Российской Федерации. Юридическое лицо подлежит государственной регистрации в порядке, определяемом Федеральным законом от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Таким образом, бюджетные организации признаются плательщиками налога на имущество организаций на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица. Вновь созданные бюджетные организации - со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Основные положения главы 30 НК РФ

Напомним, что все положения, установленные гл. 30 "Налог на имущество организаций", применяются непосредственно на всей территории России.

Учитывая, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам и полностью зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации, законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации Кодексом предоставлено право определить в своих законах о налоге только отдельные элементы налогообложения. В частности, им предоставлено право установить ставку налога в пределах, установленных ст. 380 Кодекса, сроки уплаты налога. Кроме того, они могут установить форму отчетности по налогу. Им предоставлено право предусматривать сверх установленных гл. 30 Кодекса (ст. 381 Кодекса) дополнительные льготы по налогу для организаций. Законодательные органы субъекта Российской Федерации могут не устанавливать отчетные периоды, а также предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.

Главное, что необходимо отметить, что положения закона субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций не должны дополнять гл. 30 Кодекса. Положения этого закона не должны противоречить нормам, установленным данной главой. Правовые нормы указанного закона о налоге действуют только на территории данного субъекта.

Следовательно, при исчислении и уплате налога на имущество организаций по имуществу, подлежащему налогообложению согласно гл. 30 Кодекса в пределах территории субъекта Российской Федерации, бюджетные организации должны руководствоваться положениями гл. 30 Кодекса, применяя при этом ставку налога, сроки уплаты налога и авансовых платежей, установленные региональным законом о налоге на имущество организаций. Что касается льгот по налогу, то налогоплательщик вправе использовать их как по ст. 381 Кодекса, так и установленные законом субъекта Российской Федерации о налоге.

Налоговая декларация

В отношении налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) следует иметь в виду, что, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, бюджетные организации должны представлять налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам) по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23 марта 2004 г. N САЭ-3-21/224. При этом необходимо учитывать разъяснения МНС России, направленные территориальным налоговым органам Письмом от 28 мая 2004 г. N 21-3-05/155.

Заполняя налоговую декларацию или авансовый расчет по налогу на имущество организаций, следует иметь в виду, что согласно ст. 374 Кодекса объектом налогообложения являются только основные средства (движимое и недвижимое имущество), находящиеся на балансе бюджетной организации на праве оперативного управления, в т.ч. приобретенные за счет бюджетных средств и за счет коммерческой деятельности.

Недвижимое имущество

При этом к недвижимому имуществу для целей налогообложения относятся объекты основных средств, определенные гл. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. Это земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей. То есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в т.ч. леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.

Под объектом недвижимого имущества, в отношении которого отдельно исчисляется налоговая база и уплачивается налог на имущество организаций, необходимо понимать единый обособленный комплекс как совокупность объектов, установок, сооружений, оборудования и другого имущества, объединенных единым функциональным предназначением, конструктивно обособленный как единое целое. В указанный обособленный комплекс включается имущество как указанное в технической документации (техническом паспорте) на объект недвижимого имущества, так и дополнительно установленное, смонтированное в ходе капитальных вложений, которое функционально связано со зданием (сооружением) так, что его перемещение без причинения несоразмерного ущерба его назначению невозможно.

Например, в состав объекта недвижимого имущества необходимо включать учитываемые как отдельный инвентарный объект такие объекты основных средств, как лифты, встроенная система вентиляции помещений, локальные сети, другие коммуникации здания и прочие. Не включаются в состав объекта недвижимого имущества, учитываемые как отдельные инвентарные объекты, объекты основных средств, которые не требуют монтажа, могут быть использованы вне объекта недвижимого имущества, демонтаж которых не причиняет несоразмерного ущерба их назначению и (или) функциональное предназначение которых не является неотъемлемой частью функционирования объекта недвижимого имущества как единого обособленного комплекса (компьютеры, столы, транспортные средства, средства видеонаблюдения и другие).

Относительно имущества казны, находящегося на балансе бюджетных организаций, в ведении которых находятся вопросы управления государственным имуществом, необходимо иметь в виду следующее. Статьями 214 и 215 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности и не закрепленное за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, находится в государственной или муниципальной казне.

Согласно правилам ведения бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях имущество казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования учитывается на балансе исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом (Приказ Минфина России N 25н от 10 февраля 2006 г. "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету", вступивший в действие с 1 января 2006 г.).

Объекты государственной и муниципальной казны отражаются и учитываются на балансе исполнительного органа по управлению имуществом на соответствующих счетах аналитического учета счета 10000 000 "Нефинансовые активы" в порядке, установленном вышеназванным Приказом, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета имущества в бюджетных организациях.

Следовательно, объекты государственной и муниципальной казны, учитываемые на счете 10000 000 "Нефинансовые активы" в качестве основных средств, вплоть до их закрепления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации за государственными предприятиями и учреждениями в форме оперативного управления или хозяйственного ведения, будут являться объектом налогообложения налогом на имущество организаций у исполнительного органа государственной власти (местного самоуправления), на который возложены функции управления и распоряжения государственным (муниципальным) имуществом.

По вопросу государственной регистрации объектов недвижимого имущества бюджетные организации должны иметь в виду следующее.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество осуществляется с 31 января 1998 г. согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа (п. п. 1 - 4 ст. 2 Закона N 122-ФЗ).

Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. ст. 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в т.ч. сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда (п. 1 ст. 4 Закона N 122-ФЗ).

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в т.ч. граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст. 5 Закона N 122-ФЗ).

Права на недвижимое имущество, возникшие до 31 января 1998 г., признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной названным Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей. Государственная регистрация прав, осуществляемая в отдельных субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях до вступления в силу указанного Федерального закона, является юридически действительной (п. 1 ст. 6 Закона N 122-ФЗ).

Объект налогообложения

Как известно, основой для ведения бухгалтерского учета является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также принятые в соответствии с ним правовые, нормативные и иные документы, которые распространяются на бюджетные организации.

Признание основных средств объектом налогообложения налогом на имущество организаций определяется их нахождением на балансе организации в соответствии с требованиями ведения бухгалтерского учета.

К основным средствам относятся: жилые и нежилые помещения, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, библиотечный фонд, драгоценные и ювелирные изделия, прочие основные средства.

Необходимо обратить внимание, что согласно пп. 1 п. 4 ст. 374 Кодекса не являются объектами налогообложения: земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы). Перечень таких объектов установлен Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Не относятся к указанным объектам здания и искусственные сооружения, возведенные человеком.

При применении пп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса, в соответствии с которым не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации, необходимо иметь в виду следующее.

К военной службе относится служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках ФСБ России, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны (другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ).

Согласно законодательству Российской Федерации к военной службе приравнивается служба в органах внутренних дел (в т.ч. миграционной службе), государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ (ст. 8 Закона N 53-ФЗ).

К военной службе приравнивается фельдъегерская служба согласно Федеральному закону от 17 декабря 1994 г. N 67-ФЗ "О Государственной фельдъегерской связи". Таможенные органы (в т.ч. региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) в соответствии с Указом Президента от 22 декабря 1993 г. N 2253 и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ входят в систему правоохранительных органов Российской Федерации и отнесены к государственным военизированным организациям.

При рассмотрении указанного вопроса в отношении других федеральных органов власти следует руководствоваться действующим законодательством и Положениями об этих органах, а также Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 414 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти", согласно которому в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

При этом не подлежат налогообложению основные средства федеральных органов исполнительной власти, используемые ими для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации. Если указанное имущество используется полностью не по назначению, в т.ч. сдается в аренду, то оно подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

При определении состава основных средств для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка рекомендуется руководствоваться Законом Российской Федерации от 5 марта 1992 г. N 2446-1 "О безопасности" и Федеральным законом от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне".

Иное имущество указанных федеральных органов исполнительной власти подлежит налогообложению в общеустановленном порядке. Необходимо обратить внимание, что входящие в систему указанных выше органов самостоятельные юридические лица - учреждения (лаборатории, научно-исследовательские учреждения, вычислительные центры и другие организации и унитарные предприятия, снабженческие базы и др.) уплачивают налог на имущество организаций в общеустановленном порядке, поскольку не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

Федеральные органы исполнительной власти в целях исчисления и уплаты налога на имущество организаций обязаны обеспечить обособленный учет основных средств, подлежащих налогообложению налогом на имущество организаций.

Рассмотрим пример, подлежит ли налогообложению налогом на имущество организаций имущество военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, военных госпиталей и санаториев внутренних войск МВД России.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 27 января 1999 г. N 2-П, в систему федеральных органов исполнительной власти входят Правительство Российской Федерации, состоящее из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров, а также министерства и другие федеральные органы исполнительной власти, которые определяются на основе Конституции Российской Федерации, Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и иных федеральных законов. По вопросам, касающимся системы федеральных органов исполнительной власти, не урегулированным законодателем, Президент Российской Федерации может издавать указы, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.

Согласно п. п. 1 и 2 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации (далее - Положение), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927 "Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации", МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в т.ч. миграции. При этом одной из основных задач МВД России является управление и организация деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.

МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутренних дел субъектов Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально-технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (представителей) МВД России за рубежом, иные организации и подразделения, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска (п. 5 Положения).

Согласно ст. 1 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" внутренние войска входят в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации и предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.

При этом ст. 2 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" определено, что выполнение задач, возложенных на внутренние войска, осуществляется:

- органами управления внутренними войсками;

- соединениями и воинскими частями оперативного назначения;

- специальными моторизованными соединениями и воинскими частями;

- соединениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов;

- авиационными воинскими частями;

- морскими воинскими частями;

- военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования;

- разведывательными воинскими частями (подразделениями);

- воинскими частями (подразделениями) специального назначения;

- учреждениями (медицинскими, научными и другими) и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск (учебными, научными, связи и другими).

Также указанной статьей установлено, что соединения и воинские части входят в состав оперативно-территориальных объединений внутренних войск (округов, региональных командований, региональных управлений и других), за исключением соединений и воинских частей, непосредственно подчиненных главнокомандующему внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - главнокомандующий внутренними войсками). Органы управления внутренними войсками, соединения, воинские части, военные образовательные учреждения высшего профессионального образования и учреждения внутренних войск в гражданско-правовых отношениях выступают в качестве организаций. Указанные организации могут быть юридическими лицами, регистрация которых осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом в соответствии с п. 1 Положения об оперативно-территориальном объединении внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2005 г. N 627, оперативно-территориальное объединение внутренних войск МВД России является основной военно-административной единицей внутренних войск.

Кроме того, п. п. 2 и 6 Общего положения о соединении и воинской части внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 15 ноября 2003 г. N 884, определено, что под соединениями и воинскими частями внутренних войск понимаются органы военного управления соединений (дивизий и отдельных бригад), бригады, полки, отдельные батальоны, отдельные военные и специальные комендатуры, учреждения (медицинские, научные и другие), воинские части обеспечения деятельности внутренних войск (учебные, связи и другие), полигоны, учебные центры, входящие в состав оперативно-территориальных объединений внутренних войск или непосредственно подчиненные главнокомандующему внутренними войсками. Воинские части могут быть юридическими лицами. В гражданско-правовых отношениях воинские части выступают в качестве организаций в организационно-правовой форме государственных учреждений.

Учитывая изложенное, оперативно-территориальные объединения внутренних войск, включая входящие в их состав соединения и воинские части, а также непосредственно подчиненные главнокомандующему внутренними войсками соединения и воинские части, вправе использовать налоговую льготу, установленную пп. 2 п. 4 ст. 374 Кодекса в отношении имущества, используемого для обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.

Что касается находящихся в ведении МВД России воинских частей, военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, учреждений, а также санаториев, являющихся самостоятельными юридическими лицами, и, следовательно, не входящих в структуру федерального органа, то имущество, находящееся на балансе данных организаций, подлежит обложению налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке.

Аналогичные разъяснения о применении льготы по налогу на имущество организаций и транспортному налогу учреждениями и организациями, подведомственными Минобороны России, даны Минфином России в Письме от 5 августа 2004 г. N 01-02-01/03-1625.

Судебная практика подтверждает данную позицию (Постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 11 августа 2005 г. N А42-13441/04-20, от 14 октября 2005 г. N А13-1616/2005-05, от 28 октября 2005 г. N А42-871/2005-20, Постановления Федерального Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/315 и 12 апреля 2006 г. N Ф03-А73/06-2/159), из которой следует, что подведомственные Министерству обороны Российской Федерации учреждения и унитарные (казенные) предприятия, являющиеся самостоятельными юридическими лицами, не относятся к федеральным органам исполнительной власти.

Налоговая база

Налоговая база (ст. 375 Кодекса) по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость основных средств (имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 Кодекса).

При этом основные средства включаются в налоговую базу по налогу на имущество организаций по их остаточной стоимости, сформированной в порядке, предусмотренном правилами ведения бухгалтерского учета и утвержденной в учетной политике бюджетной организации.

В соответствии с общеустановленным порядком ведения бухгалтерского учета в организациях остаточная стоимость основных средств определяется как разница между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой амортизации.

С 1 января 2005 г. бюджетные организации на основании Приказов Минфина России 70н и 25н начисляют амортизацию в общеустановленном порядке.

На формирование остаточной стоимости основных средств влияют результаты проводимой организацией переоценки основных средств. Переоценка основных средств бюджетными учреждениями осуществлялась в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (последнюю переоценку регулировал совместный Приказ Минэкономразвития России, Минфина России и Госкомстата России от 25 января 2003 г. N 25/64/14/7) с применением коэффициентов Госкомстата России. Ее результаты учитываются при определении остаточной стоимости имущества для целей налогообложения.

В настоящее время учреждения проводят переоценку основных средств, за исключением активов в драгоценных металлах, по состоянию на начало отчетного года путем прямого пересчета их балансовой стоимости и начисленной суммы амортизации. В соответствии с п. 16 Инструкции N 25н сроки и порядок переоценки устанавливаются Правительством Российской Федерации. При этом результаты переоценки, проведенной по состоянию на первое число отчетного года, не включаются в данные бухгалтерской отчетности предыдущего года и принимаются при формировании данных бухгалтерского баланса на начало отчетного года.

В соответствии со ст. 376 Кодекса налоговая база определяется налогоплательщиками самостоятельно.

Налоговая база по налогу на имущество организаций определяется бюджетной организацией отдельно в отношении имущества, находящегося по месту нахождения:

- организации;

- каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;

- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации и вне места нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;

- имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.

Таким образом, налоговая база по недвижимому имуществу определяется по месту его фактического нахождения.

Что касается движимого имущества, то оно включается в налоговую базу в зависимости от отражения его стоимости на балансе (организации или обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс), что должно быть отражено в учетной политике бюджетной организации (в отношении движимого имущества, находящегося вне места нахождения организации или вне места нахождения его обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс).

Льготы по налогу на имущество организаций

Рассмотрим, какие налоговые льготы предусмотрены для бюджетных организаций по налогу на имущество организаций.

Статьей 381 Кодекса предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций, предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне. При предоставлении налогоплательщикам указанных льгот по налогу на имущество организаций необходимо иметь в виду следующее.

1. Освобождаются от налогообложения организации уголовно-исполнительной системы по п. 1 ст. 381 в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.

Уголовно-исполнительная система Министерства юстиции Российской Федерации включает:

1) учреждения, исполняющие наказания;

2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы;

3) центральный орган уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.

Данные организации являются бюджетными учреждениями.

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5 Закона РФ от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", далее - Закон N 5473-1).

Не подлежит налогообложению имущество, используемое для осуществления возложенных на указанные организации и бюджетные учреждения задачи, установленные ст. ст. 1 и 2 Закона N 5473-1.

На балансе бюджетных организаций (в частности музеев) могут находиться памятники истории и культуры, которые относятся к объектам социально-культурной сферы. Поэтому организации вправе использовать льготу по налогу по п. 5 ст. 381 Кодекса.

При предоставлении льготы по налогу, установленной п. 5 ст. 381 Кодекса, в отношении находящихся на балансе организаций объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке, необходимо руководствоваться Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ), которым определен перечень таких объектов.

В целях предоставления льготы по налогу на имущество организаций организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), должна представить охранное обязательство, оформленное в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом охранное обязательство должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования (ст. 29 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного муниципального имущества").

В случае если интерьер внутренних помещений объекта культурного наследия является предметом охраны данного объекта, что должно подтверждаться охранным обязательством, то такие основные средства, относящиеся к памятникам истории и культуры, также не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций.

При этом необходимо иметь в виду, что согласно п. 3 ст. 63 Закона N 73-ФЗ охранные обязательства применяются вплоть до включения объекта культурного наследия в единый государственный реестр. Таким образом, в отношении объектов культурного наследия, включенных в указанный реестр, охранные обязательства не выдаются. В этом случае для подтверждения права на льготу следует использовать паспорт объекта культурного наследия, который выдается собственнику указанного объекта и содержит необходимые сведения.

Кроме того, в целях предоставления льготы по налогу по объектам, признаваемым памятниками истории и культуры федерального значения, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган из уполномоченного Правительством Российской Федерации государственного органа документ о внесении памятника истории и культуры в реестр федерального имущества.

В аналогичном порядке до 1 января 2006 г. предоставлялась льгота в отношении памятников истории и культуры регионального и местного значения по п. 7 ст. 381 Кодекса. Однако данная льгота применялась только при условии использования этих объектов по назначению. В случае если данные объекты использовались, например, для сдачи под офисы, магазины и т.п., то данные объекты подлежали налогообложению.

Если, например, в здании - памятнике культурного наследия произошла реконструкция, в результате которой внесены существенные изменения или к объекту были пристроены дополнительные площади, то организация в целях использования налоговой льготы должна подтвердить принадлежность данного объекта к памятнику культурного наследия, обратившись в соответствующую организацию, в ведении которой находятся вопросы охраны исторических памятников и ведения соответствующего реестра.

Рассмотрим еще одну льготу по налогу на имущество организаций, которая утратила силу с 1 января 2006 г. и вызывала большой интерес у бюджетных организаций, осуществляющих деятельность в социально-культурной сфере.

Это налоговая льгота по п. 7 ст. 381 Кодекса, которая предоставлялась организациям в отношении находящихся на балансе объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.

Указанная льгота предоставлялась бюджетным организациям социально-культурной сферы по всему имущественному комплексу, который включает совокупность объектов основных средств, находящихся на балансе, и используемому в рамках основной деятельности в области образования, здравоохранения, культуры и искусства, физической культуры и спорта, социального обеспечения.

При этом еще раз обращаем внимание, что объектом культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения является единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения. В него входит все имущество бюджетной организации, например, образовательного учреждения, которое включает административные здания и помещения (в т.ч. инвентарь, учебные корпуса, объекты по содержанию зданий (включая котельные), столовые для студентов и преподавателей, общежития, гаражи, транспортные средства, библиотеки, клубы и т.д. То есть совокупность основных средств, находящихся на балансе образовательного учреждения, используемых полностью для осуществления основной деятельности организации.

В этой связи, если бюджетная организация кроме основной деятельности (в т.ч. по оказанию платных услуг по этой деятельности) другими видами деятельности не занимается, то ее имущество не подлежит налогообложению налогом на имущество организаций.

В отношении объектов социально-культурной сферы, используемых для здравоохранения, необходимо иметь в виду следующее.

Характерными признаками использования объектов социально-культурной сферы непосредственно для здравоохранения является экономическая деятельность организации, которая определяется по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) как деятельность в области здравоохранения (код по ОКВЭД 85.1). Она включает:

- медицинскую, хирургическую, терапевтическую деятельность (в больницах широкого профиля, специализированных больницах, военных госпиталях и иных больницах) (85.11.1);

- санаторно-курортную деятельность на базе лечебно-профилактических учреждений (санаториев, курортов, профилакториев, пансионатов, санаторно-оздоровительных лагерей) (85.11.2);

- врачебную практику, медицинскую консультацию и лечение в области общей и специальной медицины (в поликлиниках, клиниках для амбулаторных пациентов и т.д.) (85.12);

- стоматологическую практику (в поликлиниках, медпунктах при предприятиях, в школах, операционных кабинетах и т.д.) (85.13);

- прочую деятельность по охране здоровья (85.14): в лечебных клиниках, действующих при предприятиях, школах, домах для престарелых, рабочих организациях и прочих объединениях, на дому у пациентов и т.д.; деятельность медицинских лабораторий (медицинские лаборатории, банки крови, банки органов для трансплантации и т.д.); деятельность учреждений скорой помощи (скорая медицинская помощь, перевозка больных санитарно-транспортными средствами); деятельность учреждений санаторно-эпидемиологической службы; деятельность судебно-медицинской экспертизы.

При этом к деятельности в области здравоохранения не относятся:

- ветеринарная деятельность, поскольку она классифицирована отдельным кодом по ОКВЭД - 85.2 "Ветеринарная деятельность";

- фармацевтическая деятельность, классифицирована отдельным кодом по ОКВЭД - 52.3. "Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами".

В отношении имущества бюджетных организаций, осуществляющих научную деятельность по п. п. 15 и 16 ст. 381 Кодекса, ранее также были предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций. С 1 января 2006 г. налоговая льгота по п. 16 утратила действие.

Так, при предоставлении льготы по налогу, установленной п. 15 ст. 381, в отношении имущества государственных научных центров следует иметь в виду, что Порядок присвоения статуса государственного научного центра утвержден Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 1993 г. N 939 "О государственных научных центрах Российской Федерации" (далее - Указ N 939).

Отнесение организаций науки, а также высших учебных заведений к государственным научным центрам Российской Федерации осуществляется Советом Министров - Правительством Российской Федерации по представлению Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике (п. 2 Указа N 939).

Государственный научный центр Российской Федерации действует в соответствии с законодательством Российской Федерации и Положением об условиях государственного обеспечения центра, утверждаемым Советом Министров - Правительством Российской Федерации одновременно с принятием решения о присвоении организации или высшему учебному заведению статуса государственного научного центра (п. 4 Указа N 939).

Руководители организаций науки, а также высших учебных заведений, получивших статус государственного научного центра Российской Федерации, ежегодно представляют Межведомственной координационной комиссии по научно-технической политике отчеты о деятельности руководимых ими центров (п. 5 Указа N 939).

При предоставлении льготы по налогу, установленной п. 16 ст. 381, научным организациям Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств следует иметь в виду, что льгота по налогу предоставляется указанным научным организациям в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.

При этом научная (научно-исследовательская) деятельность определена как деятельность, направленная на получение и применение новых знаний (ст. 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике"). При этом к научной (научно-исследовательской) деятельности относятся:

- фундаментальные научные исследования, которые определяются как экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды;

- прикладные научные исследования, которые определяются как исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.

Научно-техническая деятельность, которая определена как деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечение функционирования науки, техники и производства как единой системы, к научной (научно-исследовательской) деятельности не относится.

Поэтому указанная налоговая льгота применяется только в отношении имущества, используемого в целях научной (научно-исследовательской) деятельности научной организацией, имеющей свидетельство об аккредитации научной организации, осуществляющей в качестве основной научную (научно-исследовательскую) деятельность и входящей в состав вышеназванных российских академий наук.

Поскольку налоговые льготы, указанные выше, утратили свое действие, то расходы бюджетных организаций федерального значения на уплату налога на имущество организаций возмещаются из федерального бюджета в порядке, предусмотренном федеральными законами о бюджете на соответствующий год, а также на основании принятых постановлений Правительства Российской Федерации.

Обращаем внимание, что по земельному налогу, введенному с 1 января 2005 г. в Кодекс (гл. 31 "Земельный налог"), предусмотрен аналогичный порядок возмещения бюджетным организациям расходов на его уплату.

Как уже было сказано выше, законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе предусмотреть любые налоговые льготы для отдельных категорий налогоплательщиков и основания для их использования. При этом льготы, предусмотренные ст. 381 Кодекса, применяются вне зависимости от их упоминания в законах субъектов Российской Федерации. Как показывает анализ действующих региональных законов о налоге на имущество организаций, региональные и местные бюджетные организации освобождены от уплаты данного налога.

Разъяснения по применению установленных региональными законами о налоге на имущество организаций дополнительных налоговых льгот согласно ст. 34.2 НК РФ дают региональные финансовые органы.

Порядок представления и заполнения формы налоговой декларации

По вопросу представления налоговой декларации (налоговых расчетов по авансовым платежам) по налогу на имущество организаций следует иметь в виду, что согласно ст. 373 Кодекса налогоплательщиками признаются, в частности, российские организации.

Поэтому вне зависимости от того, имеет ли организация объект налогообложения или льготу по налогу на имущество организаций, налоговая декларация представляется в обязательном порядке по всему имуществу, которое находится у нее на балансе. Это подтверждает арбитражная практика (Решение ВАС РФ от 3 февраля 2004 г. N 16125/03). Причем налоговая декларация представляется по месту фактического нахождения недвижимого имущества и месту учета движимого имущества (т.е. месту нахождения организации и месту нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс).

При этом следует иметь в виду, что налоговая декларация представляется по форме, утвержденной в каждом субъекте Российской Федерации самостоятельно, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ о налоге на имущество организаций. Такое право им предоставлено ст. 372 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если законодательным собранием соответствующего субъекта РФ законом не утверждена собственная форма налоговой декларации, налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по форме, утвержденной МНС России Приказом САЭ-3-21/224 от 23 марта 2004 г.

Как показывает практика, почти на всей территории России применяется налоговая декларация, утвержденная ФНС России.

Налоговая декларация (налоговый расчет по авансовому платежу) представляется по месту нахождения учреждения в следующем составе:

- титульного листа;

- разд. 1;

- разд. 2;

- разд. 5 в случае наличия по месту нахождения российской организации необлагаемого налогом имущества.

По месту нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, и по месту нахождения недвижимого имущества налоговая отчетность представляется в том же составе.

Если недвижимое имущество находится по месту нахождения обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, то учреждение должно представить налоговую декларацию по месту нахождения объекта недвижимого имущества в вышеуказанном составе (в отношении объекта недвижимого имущества).

Раздел 2 налоговой декларации представляется и заполняется отдельно в отношении имущества, подлежащего налогообложению по месту нахождения организации в отношении имущества обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося вне места нахождения организации, обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, а также в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам. При этом при заполнении расчета по авансовым платежам строка 160 разд. 2 "Налоговая база" не заполняется. Данный показатель рассчитывается только по итогам налогового периода (т.е., как правило, за год).

Если организация имеет льготу, она заполняет разд. 5 налоговой декларации. Порядок его заполнения (исчисления среднегодовой стоимости необлагаемого имущества) аналогичен порядку, установленному для разд. 2 налоговой декларации.

В случае установления законом субъекта РФ о налоге дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории налогоплательщиков ставка налога указывается по строкам 180 разд. 2 (170 разд. 5) налоговой декларации.

При этом строка 170 разд. 2 заполняется только в случае установления законом субъекта РФ о налоге для конкретной категории налогоплательщиков льготы в виде пониженной налоговой ставки.

В случае установления законом субъекта РФ дифференцированных налоговых ставок в зависимости от видов имущества, признаваемого объектом налогообложения, разд. 2 и 5 заполняются отдельно по имуществу, облагаемому по разным налоговым ставкам.

После заполнения налоговой декларации необходимо проверить контрольные соотношения в налоговой декларации (налоговом расчете по авансовому платежу). Напомним контрольные соотношения по разд. 1 и 2 налоговой декларации (налогового расчета по авансовому платежу).

Раздел 1.

Код строки 030 = (код стр. 200 - код стр. 230) раздела (при предоставлении налоговых расчетов по авансовым платежам).

Код строки 030 = код стр. 190 разд. 2 - (код стр. 210 + код стр. 230) разд. 2 (при предоставлении налоговой декларации за налоговый период).

Код строки 040 = код стр. 190 разд. 2 - (код стр. 210 + код стр. 230) разд. 2.

Раздел 2.

Код строки 140 = (стр. 010 + 020 + 030 + 040) гр. 3 разд. 2) : 4 (при предоставлении налогового расчета по авансовому платежу за I квартал).

Код строки 140 = (стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 070) гр. 3 разд. 2) : 7 (при предоставлении налогового расчета по авансовому платежу за полугодие).

Код строки 140 = (стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 070 + 080 + 090 + 100) гр. 3 разд. 2) : 10 (при предоставлении налогового расчета по авансовому платежу за 9 месяцев).

Код строки 140 = (стр. 010 + 020 + 030 + 040 + 050 + 060 + 070 + 080 + 090 + 100 + 110 + 120 + 130) гр. 3 разд. 2) : 13 (при предоставлении налоговой декларации за год).

Код строки 160 = (стр. 140 - стр. 150) разд. 2 (при предоставлении налоговой декларации за налоговый период).

Код строки 190 = (стр. 160 х стр. 180) разд. 2 : 100 (при предоставлении налоговой декларации за налоговый период).

Код строки 200 = 1/4 х ((стр. 140 - стр. 150) разд. 2 х стр. 180) : 100 (при предоставлении налогового расчета по авансовому платежу).

Код строки 210 = сумме значений стр. 200 разд. 2 налоговых расчетов по авансовым платежам, представленных в течение налогового периода (при предоставлении налоговой декларации за налоговый период).

Увязка налоговой декларации с балансом, учитывая, что налоговая декларация в целом по организации не заполняется, проводится налогоплательщиком только для внутреннего пользования. Проверка сводится к контролю за соблюдением контрольного соотношения остаточной стоимости основных средств, отраженной в балансе и налоговых декларациях, представленных как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения обособленных подразделений и недвижимого имущества.

Начисление начисленных платежей по налогу в течение налогового периода отражается в бухгалтерском учете ежеквартально в следующем порядке.

Если при проверке расчетов с бюджетом по налогу на имущество организаций выявлена ошибка в исчислении налога, то в соответствии со ст. ст. 80 и 54 Кодекса организация должна представить уточненные расчеты по налогу за все периоды искажения величины подлежащего уплате в бюджет налога, затем отразить в учете доначисленную сумму налога, исчислить и уплатить в бюджет пени за несвоевременное внесение налога в бюджет.

Важный вопрос - порядок представления налоговой декларации и ее заполнения бюджетными организациями за 2005 г. при осуществлении перехода к Инструкции N 25н.

В соответствии с п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Российской Федерации к причинам, порождающим обязанность налогоплательщика по представлению уточненной налоговой декларации, относятся обнаружение неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате.

К вышеуказанным причинам не может быть отнесено изменение остаточной стоимости основных средств, учитываемой при расчете налоговой базы по налогу на имущество организаций, в результате перехода бюджетной организации на новый План счетов бюджетного учета при реализации положений Приказа N 25н.

Таким образом, в данном случае у бюджетной организации не возникает обязанности по представлению уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество организаций (налоговых расчетов по авансовым платежам) независимо от сроков перехода к применению указанной Инструкции.

Изменения в остаточной стоимости основных средств, связанные с переходом бюджетной организации на новый План счетов бюджетного учета, должны были найти отражение в налоговой декларации по налогу на имущество организаций, представляемой за 2005 г., по состоянию на первое число каждого месяца, начиная с 1 января 2005 г.

Поэтому, если бюджетная организация неправильно заполнила налоговую декларацию по налогу на имущество организаций, необходимо в соответствии со ст. 81 Кодекса внести в нее изменения и представить уточненную налоговую декларацию за 2005 г.

Проведение инвентаризации имущества организации

налоговыми органами

Рассмотрим еще один важный аспект, который влияет на налоговую базу по налогу на имущество организаций и, следовательно, на размер налога, подлежащего уплате в бюджет. Напомним, что вопрос касается порядка проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке и контроле налоговых органов за уплатой налога на имущество предприятий, поскольку ее результаты влияют на отражение стоимости имущества в налоговой декларации.

В соответствии с п. 1 ст. 31 части первой Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения, территории, а также проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.

С целью выявления фактического наличия имущества и неучтенных объектов, подлежащих налогообложению, сопоставления фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, а также проверки полноты отражения в учете всех финансовых активов Министерством Российской Федерации по налогам и сборам совместно с Министерством финансов Российской Федерации разработано Положение о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке. Это Положение, утвержденное совместным Приказом Министерства финансов Российской Федерации и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам от 10 марта 1999 г. N 20н/ГБ-3-04/39 и введенное в действие с 1 января 1999 г., устанавливает порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при выездной налоговой проверке.

Для целей проведения инвентаризации под имуществом налогоплательщика понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства, кредиторская задолженность и иные финансовые активы.

В перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество организации независимо от его местонахождения и все виды финансовых обязательств (в т.ч. товары на комиссии, оборудование для монтажа, незавершенное строительство и производство и другое имущество).

Кроме того, в перечень имущества, подлежащего инвентаризации, могут быть включены производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие налогоплательщику, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, в доверительном управлении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.

Инвентаризация имущества налогоплательщика при выездной налоговой проверке проводится по месту нахождения налогоплательщика, месту нахождения филиалов и других обособленных подразделений, месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, а также по месту нахождения каждого материально-ответственного лица.

Руководитель налогового органа или его заместитель принимает решение о проведении инвентаризации имущества налогоплательщика. Основанием для проведения инвентаризации является распоряжение, которым утверждается персональный состав комиссии, сроки проведения инвентаризации, причины ее проведения, а также виды имущества.

Инвентаризация имущества налогоплательщика может проводиться при выездной налоговой проверке по усмотрению руководителя Государственной налоговой инспекции при наличии достаточных оснований. Например, когда имеются сведения об уклонении налогоплательщика от уплаты налогов; недостоверности бухгалтерской отчетности (т.е. несопоставимости отчетных данных первичным документам, данным, отраженным в главной книге, и т.д.); в случае изменения учетной политики в отчетном периоде; грубые нарушения правил ведения бухгалтерского учета (или уклонения от его ведения); необоснованном внесении исправлений в кассовые и банковские документы; частой смене материально-ответственных лиц; в случае получения организацией убытков от финансово-хозяйственной деятельности в течение длительного времени; изменений в оценке дебиторской задолженности, имущества и других обязательств; некачественном проведении обязательной инвентаризации (уклонении от проведения) в установленных законодательством случаях и др.

Инвентаризационной комиссии должны быть предоставлены все необходимые бухгалтерские документы на момент проведения инвентаризации (инвентарные карточки, инвентарные книги, оборотные ведомости, технические паспорта, акты приемки-передачи основных средств, договоры на аренду имущества и доверительного управления имуществом, договоры купли-продажи и другие необходимые договоры, при необходимости - поэтажный план зданий и т.д.). При этом материально-ответственные лица, а также лица, имеющие подотчетные суммы или доверенности на приобретение имущества, дают расписки о сдаче всех документов в бухгалтерию или непосредственно комиссии, а также о том, что все материальные ценности к началу инвентаризации оприходованы или списаны в расход.

Инвентаризация имущества налогоплательщика проводится по материально-ответственным лицам. При проведении инвентаризации основных средств (зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств и др.), сырья и материалов, производственных запасов готовой продукции, товаров составляются установленные Положением инвентаризационные описи.

При инвентаризации члены комиссии в присутствии материально-ответственных лиц проверяют фактическое наличие основных средств, материалов, запасов и других товарно-материальных ценностей, осматривают объекты и записывают их полное наименование, инвентарные номера, стоимость в инвентаризационную опись. Объекты, не числящиеся в учете, также включают в инвентаризационную опись.

При необходимости эксперты производят оценку объектов, т.е. определяют их стоимость и износ по фактическому техническому состоянию. Основные средства и другие материальные ценности, не числящиеся в учете и выявленные в процессе инвентаризации, должны быть оприходованы и внесены в описи. На вновь выявленные неучтенные объекты также составляются инвентаризационные описи. По арендованным объектам составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых указываются сведения об арендодателе и сроке аренды.

Инвентаризация нематериальных активов, дебиторской и кредиторской задолженности, финансовых вложений в ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций, предоставленных займов проводится на основании данных бухгалтерского баланса и подтверждающих документов, представленных налогоплательщиком.

Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков документов строгой отчетности проводится в соответствии с порядком ведения кассовых операций, установленным Центральным банком РФ.

Инвентаризация других финансовых активов проводится на основании данных бухгалтерского учета и отчетности, первичных документов. При этом инвентаризационная комиссия должна также установить правильность расчетов по налогам с бюджетом.

Результаты проведенной инвентаризации отражаются в Акте проверки налогового органа, проводившего инвентаризацию имущества налогоплательщика, который передается на рассмотрение руководителю организации.

Окончательное решение о зачете, начислении дополнительных налогов, взыскании финансовых санкций за ненадлежащее ведение бухгалтерского учета и сокрытие от налогообложения объектов принимает руководитель налогового органа.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируются в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете" и принятыми в соответствии с ним нормативными актами Минфина России в отношении бюджетных учреждений.

Результаты проведенной инвентаризации, в т.ч. в отношении количества, видов и стоимости основных средств, должны быть отражены в соответствующих документах, бухгалтерской отчетности и, конечно, в налоговой декларации по налогу на имущество организации на соответствующую дату после проведения указанной инвентаризации имущества организации и утверждения ее результатов руководителем налогового органа, проводившего инвентаризацию имущества налогоплательщика.

Н.А.Гаврилова

Заместитель начальника отдела

имущественных и прочих налогов

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики

Минфина России

Подписано в печать

25.06.2006

     
   ——————————————————————————————————————————————————————————————————
————————————————————
——
   





Прокомментировать
Ваше имя (не обязательно)
E-Mail (не обязательно)
Текст сообщения:



еще:
Особенности составления отчета об исполнении бюджета за первое полугодие 2006 г. ("Ваш бюджетный учет", 2006, N 7) >
Совершенствование оплаты труда государственных гражданских служащих ("Ваш бюджетный учет", 2006, N 7)



(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних.