![]() |
| ![]() |
|
Ликвидация объектов основных средств (Начало) ("Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7)
"Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 7
ЛИКВИДАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ
Одним из видов выбытия основных средств является их ликвидация. Ликвидацию объекта основных средств производят в результате его морального износа или в связи с его непригодностью для дальнейшего использования. По общему правилу стоимость объекта основных средств, который выбывает или постоянно не используется для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг либо для управленческих нужд организации, подлежит списанию с регистров бюджетного учета. Предметом данной статьи является отражение операций по ликвидации объектов основных средств в бюджетном и налоговом учете.
Списание объекта основных средств
Списание - заключительная хозяйственная операция при использовании ОС, включающая: - определение технического состояния каждой единицы ОС; - оформление необходимой документации;
- получение разрешения на списание; - демонтаж, разборку; выбраковку; - оприходование возможных возвратных материальных ценностей; - сортировку и утилизацию вторичного сырья; - списание с балансового учета. Постоянно действующая комиссия учреждения, назначаемая руководителем при проведении хозяйственной операции "списание ОС": - производит непосредственный осмотр объекта, определяет его техническое состояние, возможность дальнейшего использования по назначению на основании технической документации (технического паспорта, проекта, чертежей, технических условий, инструкций по эксплуатации и т.д.), данных бухгалтерского учета и устанавливает непригодность его к восстановлению и дальнейшему использованию. - определяет конкретные причины выхода из строя объекта: износ физический, моральный; авария; нарушение условий эксплуатации; низкое качество ремонта(ов); ликвидация по реконструкции, перевооружению учреждения и др.; - устанавливает возможность использования отдельных узлов, деталей, конструкций и материалов списываемого объекта в деятельности учреждения и производит их оценку; - осуществляет контроль над изъятием из списываемого оборудования пригодных узлов, деталей, конструкций и материалов, драгоценных металлов и камней, цветных металлов и вторичного сырья, определяет их количество и вес, контролирует пересдачу их на склад. Списание объектов ОС оформляется: - актом о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306003); - актом о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. 0306033); - актом о списании автотранспортных средств (ф. 0306004). В актах приводится полная оценка состояния объекта ОС на дату его списания. Однако подписанный акт о списании объекта ОС не может являться основанием для его списания в бухгалтерском учете. Только с приложением к нему акта демонтажа (ликвидации) с указанием изъятых и пригодных для дальнейшего использования материалов (запасных частей) данный объект подлежит списанию. Поэтому после подписания акта всеми членами постоянно действующей комиссии и утверждения руководителем учреждения объект ОС подвергается разборке и демонтажу.
Демонтаж объекта основных средств
Учет материалов (запасных частей)
Работа комиссии по списанию объектов основных средств подписанием акта не заканчивается, так как в результате их демонтажа ею устанавливаются материалы (запасные части), пригодные для дальнейшего использования. Все детали, узлы и агрегаты разобранных и демонтированных объектов, пригодные для ремонта других объектов, а также получаемые материалы (запасные части) приходуются по соответствующим счетам согласно правилам бухгалтерского учета для бюджетных организаций. По какой стоимости производится учет материалов, оставшихся после выбытия объектов ОС, в бухгалтерском учете? Пунктом 52 Инструкции N 25н <1> указывается, что такие материалы принимаются к учету по фактической стоимости, которая определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также из сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, в котором они пригодны для использования. Причем под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате их продажи на дату принятия к бухгалтерскому учету. ————————————————————————————————<1> Инструкция по бюджетному учету, утвержденная Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
При определении рыночной цены можно использовать: - данные о ценах на аналогичную продукцию, полученные в письменной форме от предприятий-изготовителей; - сведения об уровне цен, имеющиеся у Госкомстата и торговых инспекций; - данные, опубликованные в средствах массовой информации, и специальные заключения экспертов. Материалы (запасные части) по фактической стоимости согласно п. 57 Инструкции N 25н подлежат оприходованию на склад учреждения. Данная операция отражается проводкой: Дебет счета 0 105 00 000 "Материальные запасы" Кредит счета 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов" Воспользоваться такой проводкой можно в случае отсутствия у учреждения дополнительных расходов, связанных с демонтажом объектов ОС. Если фактическая стоимость материалов (запасных частей) определяется с учетом дополнительных расходов, то, по мнению автора, формирование фактической стоимости должно отражаться проводкой: Дебет счета 0 106 04 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)" Кредит счета 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов"
Особенности учета лома и отходов драгоценных металлов
Особые требования при списании объекта ОС предъявляются к учету драгоценных металлов, находящихся в узлах и деталях. Согласно п. 6.19 Инструкции N 68н <2> при списании приборов и изделий учреждения изымают из них детали, содержащие драгоценные металлы и их сплавы. При этом составляется акт ликвидации, в котором указывается отдельно масса в лигатуре изъятых деталей, а также масса в чистоте драгоценных металлов согласно паспорту или учетным документам на данный прибор или изделие. При отсутствии сведений о содержании драгоценных металлов (импортное, устаревшее отечественное оборудование и т.п.) данные об их количестве вносятся согласно данным организаций-разработчиков, изготовителей или комиссионно на основе аналогов. Решение комиссии также оформляется актом. ————————————————————————————————<2> Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении, утвержденная Приказом Минфина России от 29.08.2001 N 68н.
В отдельных случаях, когда комиссионно невозможно определить содержание драгоценных металлов, в учетных документах делается запись о том, что в данном оборудовании могут находиться драгоценные металлы, содержание которых будет определено после его списания и утилизации. Серебросодержащие отходы от использованных кинофоторентгеноматериалов приходуются в карточках или книгах учета по общему объему, массе отходов и массе серебра в них на основании лабораторных анализов или расчетных данных. На основании этих актов соответствующие приборы и изделия списываются с карточек учета и одновременно изъятые детали приходуются в карточках учета отходов по наименованию, массе (в граммах), а также в стоимостном выражении. Обязанность осуществления сбора всех видов лома и отходов драгоценных металлов во всех местах и от всех источников их образования (п. 3.1 Инструкции N 68н) возложена на учреждения. Хранение лома и отходов, содержащих драгоценные металлы, должно осуществляться в учреждениях таким образом, чтобы была обеспечена сохранность их в местах хранения, переработки и транспортировки (п. 4.1 Инструкции N 68н). Соли, кислоты и другие химические соединения, содержащие драгоценные металлы, во избежание их порчи хранятся в соответствующей таре, предусмотренной ГОСТами или техническими условиями. Хранение лома и отходов осуществляется в помещениях, отвечающих требованиям по технической укрепленности и оборудованию средствами охранной и пожарной сигнализации, устанавливаемым федеральными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ. Вскрытие их по мере необходимости производится материально-ответственным лицом (м. о. л.). В его отсутствие вскрытие производится комиссионно с разрешения руководителя организации, с составлением акта. Склады (кладовые), где хранятся лом и отходы, а также несгораемые шкафы, металлические ящики и сейфы должны по окончании работы закрываться на замок, опломбироваться или опечатываться и сдаваться под охрану.
Контроль учета и хранения лома и отходов драгметаллов
Как указано выше, хранению лома и отходов драгоценных металлов должно уделяться особое внимание. Поэтому согласно п. 5.1 Инструкции N 68н в учреждениях производится один раз в год (по состоянию на 1 января) инвентаризация драгоценных металлов в ломе и отходах. Кроме того, в учреждениях осуществляется периодический государственный контроль над извлечением, переработкой, обращением, учетом и хранением лома и отходов драгоценных металлов (п. 7.4 Положения N 91 <3>), который возложен на государственные инспекции пробирного надзора и другие структурные подразделения, осуществляющие функции федерального пробирного надзора и государственного контроля на территории соответствующих районов. Данные инспекции и структурные подразделения подчиняются Российской государственной пробирной палате, являющейся федеральным учреждением при Минфине России. ————————————————————————————————<3> Положение о Российской государственной пробирной палате при министерстве финансов РФ, утвержденное Приказом Минфина России от 29.05.1998 N 91.
Списание объекта ОС
Акт ликвидации (демонтажа) является основанием для списания объекта ОС с учета. Какими проводками отражаются операции по списанию объекта ОС? Списание объектов ОС, пришедших в негодность, отражается следующими проводками: Дебет счетов 0 104 00 000 "Амортизация" - на сумму начисленной амортизации 0 401 01 172 "Доходы от реализации активов" - на сумму остаточной стоимости объекта основного средства Кредит счета 0 101 00 000 "Основные средства" Списание объектов, пришедших в негодность вследствие стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций: Дебет счетов 0 104 00 000 "Амортизация" - на сумму начисленной амортизации 0401 01 273 "Чрезвычайные расходы по операциям с активами" - на сумму остаточной стоимости Кредит счета 0 101 00 000 "Основные средства"
От редакции. Окончание статьи И. Зерновой "Ликвидация объектов основных средств" будет опубликовано в следующем номере журнала "Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение".
И.Зернова Зам. главного редактора журнала "Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение" Подписано в печать 23.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— ——
(C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |