|
Бухгалтерская пресса и публикацииВопросы бухгалтеров - ответы специалистовБухгалтерские статьи и публикацииВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНВопросы бухгалтеров, ответы специалистов по налогам и финансамВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСНПубликации из бухгалтерских изданийВопросы бухгалтеров - ответы специалистов по финансам 2006Публикации из бухгалтерских изданийПубликации на тему сборы ЕНВДПубликации на тему сборыПубликации на тему налогиПубликации на тему НДСПубликации на тему УСНВопросы бухгалтеров - Ответы специалистовВопросы на тему ЕНВДВопросы на тему сборыВопросы на тему налогиВопросы на тему НДСВопросы на тему УСН |
Проведение обязательных медицинских осмотров ("Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2006, N 4)
"Бухгалтерский учет и налоги в торговле и общественном питании", 2006, N 4
ПРОВЕДЕНИЕ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ <*>
————————————————————————————————<*> Публикуем фрагмент книги "Медицинские осмотры работников: организация, оформление, учет", выпущенной издательством "Финпресс". Схемы проведения медицинских осмотров Общая процедура проведения обязательных медицинских осмотров подробно определена в Порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. Согласно указанному Порядку предварительные и периодические медицинские осмотры работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности. Работникам, занятым на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение 5 и более лет, периодические осмотры (обследования) проводятся в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболеваний с профессией, 1 раз в 5 лет. Какие именно лечебно-профилактические учреждения имеют право проводить медицинские осмотры в полном объеме, работодатель может узнать в территориальном подразделении Роспотребнадзора в субъекте Российской Федерации или органе местного самоуправления. Так, например, территориальное управление Роспотребнадзора по г. Москве в своем Письме от 14.10.2005 N 1-16-303 довело до сведения работодателей перечень организаций, с которыми ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве" заключило соглашения о взаимодействии в части проведения гигиенического обучения и аттестации, профилактических медицинских осмотров, оформления и выдачи личных медицинских книжек. Работодатель определяет контингенты, подлежащие предварительным и периодическим медицинским осмотрам (обследованиям) и составляет поименный список работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников. Указанный список согласовывается с территориальными органами Роспотребнадзора и не позднее чем за 2 месяца до начала осмотра направляется в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Частота проведения периодических медицинских осмотров (обследований) определяется территориальными органами Роспотребнадзора совместно с работодателем исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, но периодические медицинские осмотры (обследования) должны проводиться не реже чем 1 раз в 2 года. Конкретная периодичность проведения осмотров в зависимости от вредных факторов и условий труда определяется в соответствии с Приложениями 1 и 2 к настоящему пособию. Лица, не достигшие возраста 21 года, проходят периодические медицинские осмотры ежегодно. Работодателям следует помнить, что территориальный орган Роспотребнадзора, исходя из конкретной санитарно-гигиенической и эпидемиологической ситуации, вправе принять решение о досрочном проведении осмотров отдельных категорий работников. Направление территориального органа Роспотребнадзора на медицинский осмотр должно иметь соответствующее обоснование и содержать причину принятия решения о досрочном (внеочередном) осмотре (обследовании). Необходимость проведения досрочного осмотра (обследования) может обосновываться и в медицинском заключении, выданном работнику. Если осуществляется прием на работу, отнесенную к видам работ, при выполнении которых обязателен предварительный медицинский осмотр, работодатель должен сразу же направить работника на медицинский осмотр. В дальнейшем осуществляется планомерное направление работников на медицинские осмотры в соответствии с установленной периодичностью. Работнику для прохождения медицинского осмотра работодатель выписывает соответствующее направление, в котором указываются вредные и (или) опасные производственные факторы и вредные работы. Если работник совмещает профессии (должности), то эти профессии (должности) должны указываться работодателем в направлении на медицинский осмотр. Как следует из Письма Роспотребнадзора от 13.01.2005 N 0100/63-05-32, разъясняющего условия применения рассматриваемого Порядка проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, единые формы таких документов, как перечни контингентов, поименные списки и направления на медицинские осмотры, Минздравсоцразвития России планирует утвердить отдельным приказом в ближайшее время. Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), совместно с работодателем утверждает календарный план проведения медицинских осмотров (обследований). Руководитель медицинской организации, осуществляющий предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), утверждает состав медицинской комиссии. Председателем комиссии назначается врач-профпатолог или врач иной специальности, имеющий специальную подготовку по профпатологии. В комиссию включаются специалисты, прошедшие в рамках своей специальности подготовку по профессиональной патологии. Необходимость участия в медицинском осмотре врачей соответствующих специальностей определяется в соответствии с Приложениями 1 и 2 к настоящему пособию. Комиссия самостоятельно с учетом критериев, приведенных в Приложениях 1 и 2 к настоящему пособию, определяет виды и объемы необходимых исследований с учетом специфики производственных факторов и медицинских противопоказаний к осуществлению или продолжению работы на основании действующих нормативных правовых актов. Для прохождения предварительного медицинского осмотра (обследования) работник представляет комиссии: - паспорт или другой документ, его заменяющий; - амбулаторную карту или выписку из нее с результатами периодических осмотров по месту предыдущих работ; - решение врачебной психиатрической комиссии (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации). Результаты предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) отражаются: 1) в карте предварительных и периодических медицинских осмотров. В ней приводятся заключение медицинской комиссии и результаты предварительного и периодического медицинского осмотра (обследования); 2) в акте по итогам медицинского осмотра. В акте приводятся обобщенные медицинской организацией совместно с территориальными органами Роспотребнадзора и представителем работодателя результаты проведенных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников. Акт составляется в 4 экземплярах, по одному для работодателя, Роспотребнадзора, медицинской организации и центра профпатологии. О результатах проведенного медицинского осмотра (обследования) отдельно информируется сам работник. В случае индивидуального допуска к работе в заключение вносятся данные об обязательном пользовании протезом, слуховым аппаратом, очками и др. Действия лечебно-профилактического учреждения в случае выявления признаков профессионального заболевания В случае если при проведении медицинского осмотра (обследования) у комиссии возникают подозрения на наличие у работника профессионального заболевания, медицинская организация направляет его в установленном порядке в центр профпатологии на экспертизу связи заболевания с профессией. Согласно разъяснению, данному в Письме Минздравсоцразвития России от 04.10.2005 N 4732-ВС, вопросы экспертизы связи заболевания с профессией находятся в ведении субъектов Российской Федерации. Решение особо сложных экспертных случаев, касающихся вопросов установления связи заболевания с профессией, не решенных на уровне субъектов Российской Федерации, возлагаются на Координационный центр профпатологии Минздравсоцразвития России, расположенный на базе ГУ "Научно-исследовательский институт медицины труда РАМН". Основной целью деятельности указанного Центра согласно п. 4 Положения о Координационном центре профпатологии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 16.06.2005 N 408/46, является координация организационно-методической, научно-практической и экспертной деятельности по вопросам организации медицинской помощи работающему населению и экспертизе связи заболевания с профессией. Задачами и функциями Координационного центра являются: 1) подготовка предложений по формированию базовой инфраструктуры системы оказания медицинской помощи работающему населению и экспертизе связи заболевания с профессией; 2) проведение научных исследований по совершенствованию методов для создания информативного комплекса показателей диагностики, эффективности реабилитации и профилактики профессиональной патологии; 3) совершенствование медицинской статистической учетной и отчетной документации по профессиональным заболеваниям, трудопотерям вследствие временной и стойкой утраты трудоспособности с использованием компьютерного программного обеспечения; 4) установление заключительного диагноза - хронического профессионального заболевания (в том числе возникшего спустя длительный срок после прекращения работы в контакте с вредными веществами или производственными факторами), составление медицинского заключения на основании данных клинического обследования состояния здоровья работника и представленных документов; 5) рассмотрение особо сложных случаев профессиональных заболеваний; 6) проведение анализа эффективности использования научных работ по проблемам профессиональной патологии и внесение в Минздравсоцразвития России предложений по профилактике профессиональных заболеваний; 7) участие в создании автоматизированного единого регистра больных профессиональными заболеваниями и подсистемы здоровья трудоспособного населения в системе социального гигиенического мониторинга; 8) проведение анализа профессиональной заболеваемости, инвалидности и смертности вследствие профессиональной патологии и несчастных случаев на производстве в целом по стране и по отдельным субъектам Российской Федерации, отраслям промышленности, производствам; 9) участие в разработке критериев профессионального риска нарушения здоровья работающих во вредных и опасных условиях труда на основе обоснованных данных научных исследований; 10) разработка моделей прогноза вероятности развития профессиональной и производственно обусловленной патологии у работников на основании априорной и апостериорной оценки профессионального риска; 11) проведение анализа по соответствующему запросу работодателей (их объединений) и работников (профсоюзов) о профессиональных заболеваниях и травматизме на производстве и представление сведений о рекомендуемых адекватных мероприятиях по их профилактике; 12) участие в работе Экспертного совета по вопросам профессиональной патологии при Минздравсоцразвития России; 13) участие в работе комиссий (лицензирования, сертификации, аккредитации) федеральных органов исполнительной власти по вопросам, относящимся к компетенции Координационного центра; 14) участие в разработке модели системы оценки качества медицинской помощи работникам; 15) участие в разработке технических регламентов по проблеме охраны здоровья и безопасности работников с учетом рекомендаций Директив Евросоюза; 16) проведение научных исследований по разработке информативных методов диагностики профессиональной патологии и о мерах по ее комплексной профилактике; 17) участие в проведении экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболеваний с профессией; 18) участие в проведении оценки эффективности профилактических мероприятий и разработанных новых средств коллективной и индивидуальной защиты, адекватных к конкретным производствам, профессиям и производственным факторам; 19) издание статистических сборников, сборников научных трудов, монографий и других материалов по проблемам охраны здоровья работающего населения; 20) подготовка проведения и участие в работе съездов, конференций, совещаний и симпозиумах по проблемам профессиональной патологии; 21) оказание методологической и консультативной помощи учреждениям, оказывающим медицинскую помощь работающему населению; 22) участие в подготовке медицинских кадров для организаций, оказывающих медицинскую помощь работающему населению, и другие. Работа по решению экспертных вопросов (очная и заочная) по установлению связи заболевания с профессией осуществляется на договорной основе с органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации либо с иными юридическими лицами, направившими материалы на экспертизу при условии представления соответствующего пакета документов. Центр профпатологии при установлении связи заболевания с профессией составляет медицинское заключение и в 3-дневный срок направляет соответствующее извещение в территориальный орган Роспотребнадзора, работодателю, страховщику и в медицинскую организацию, направившую работника. Работник, у которого установлен диагноз профессионального заболевания, направляется центром профпатологии с соответствующим заключением в медицинскую организацию по месту жительства, которая оформляет документы для представления на медико-социальную экспертизу. Если в результате осмотра будут выявлены признаки инфекционного или паразитарного заболевания, то потребуется уточнение или подтверждение диагноза врачами-инфекционистами или другими специалистами по профилю патологии в инфекционных стационарах. Согласно Инструкции по применению Списка профессиональных заболеваний, утвержденной вышеуказанным Приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90, основным документом, который используется при установлении диагноза профессионального заболевания, связи его с выполняемой работой или профессией, при решении вопросов экспертизы трудоспособности, медицинской и трудовой реабилитации, а также при рассмотрении вопросов, связанных с возмещением ущерба, причиненного работнику повреждением здоровья, является Список профессиональных заболеваний (см. Приложение N 4 к настоящему пособию). В него включены заболевания, которые вызваны исключительно или преимущественно действием вредных, опасных веществ и производственных факторов, и дана их классификация: 1) острые профессиональные заболевания (отравления) - формы заболеваний, развившиеся внезапно, после однократного (в течение не более одной рабочей смены) воздействия вредных и опасных производственных факторов, интенсивность которых значительно превышает предельно допустимую концентрацию или предельно допустимый уровень; 2) хронические профессиональные заболевания (отравления) - формы заболеваний, которые возникли в результате длительного воздействия вредных, опасных веществ и производственных факторов. К хроническим также относятся ближайшие и отдаленные последствия профессиональных заболеваний (например, стойкие органические изменения центральной нервной системы после интоксикации окисью углерода). Необходимо учитывать возможность развития профессиональных заболеваний через длительный срок после прекращения работы в контакте с вредным, опасным веществом и производственным фактором (поздние силикозы, бериллиоз, папиллома мочевого пузыря и т.д.). К профессиональным могут быть также отнесены болезни, в развитии которых профессиональное заболевание является фоном или фактором риска (например, рак легких, развившийся на фоне асбестоза, силикоза или пылевого бронхита). Диагноз острого профессионального заболевания (отравления) может быть установлен с учетом заключения специалистов центра профпатологии. При решении вопроса о том, является ли заболевание профессиональным, учитывается характер действующего этиологического фактора и выполняемой работы, особенности клинической формы заболевания, конкретные санитарно-гигиенические условия производственной среды и трудового процесса, стаж работы во вредных и опасных условиях труда. Все указанные параметры должны быть подтверждены соответствующей медицинской документацией. В Списке профессиональных заболеваний приводится примерный перечень производств и выполняемых работ. При смешанной этиологии профессиональных заболеваний экспертные вопросы должны решаться как по профессиональному заболеванию. Определение степени утраты профессиональной трудоспособности в процентах возложено на медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК) субъектов Российской Федерации. При наличии оснований, определяемых МСЭК, устанавливается соответствующая группа инвалидности и определяется нуждаемость потерпевшего в дополнительных видах помощи. При формулировке диагноза профессионального заболевания указываются основные синдромы поражения и степень нарушения (компенсации) функций. Признание заболевания профессиональным не всегда означает нарушение общей трудоспособности. При начальных и легких формах профессиональных заболеваний и интоксикаций в заключении о трудоспособности могут быть даны рекомендации о необходимости прекращения работы в конкретных производственных условиях и рациональном трудоустройстве без снижения квалификации и заработка. Такое заключение в соответствии с ч. 2 ст. 72 Трудового кодекса РФ является основанием для перевода работника (с его согласия) на другую работу. При отказе работника от перевода либо отсутствии в организации соответствующей работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 8 ст. 77 Трудового кодекса РФ. Оплата медицинских осмотров. Особенности налогообложения Согласно ч. 2 ст. 212 Трудового кодекса РФ в случаях, предусмотренных Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан обеспечить и организовывать за счет собственных средств проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований). Оплата работодателем медицинских осмотров осуществляется по тарифам, устанавливаемым на региональном уровне и в соответствии с договором, заключенным с медицинской организацией. В зависимости от того, какой проводится осмотр - предварительный или периодический, законодательство предусматривает различные механизмы его оплаты. Так, согласно ст. 14 Федерального закона от 22.12.2005 N 173-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2006 год" ФСС РФ в 2006 г. разрешено: 1) принимать решения о направлении страхователем до 20% сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленных за 2005 г., за вычетом расходов на выплату обеспечения по указанному виду страхования, произведенных страхователем в 2005 г., на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами; 2) направить средства обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 1 900 000,0 тыс. руб. на финансирование дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансирование в 2006 г. указанных мероприятий должно осуществляться в соответствии с Правилами финансирования в 2006 году дополнительных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 22.03.2006 N 189. Согласно названным Правилам финансирование дополнительных медицинских осмотров работников осуществляется Фондом социального страхования РФ за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере, предусмотренном на эти цели в бюджете Фонда. Фонд распределяет средства между региональными отделениями Фонда для оплаты дополнительных медицинских осмотров работников пропорционально количеству работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами и подлежащих периодическим медицинским осмотрам в 2006 г. Региональные отделения Фонда финансируют дополнительные медицинские осмотры работников в пределах средств, предусмотренных соответствующим видом расходов внутриведомственной росписи расходов бюджета Фонда на 2006 г. по региональным отделениям Фонда и из расчета рекомендуемого норматива затрат на проведение дополнительного медицинского осмотра одного работника в размере 535 руб. в следующем объеме: - осмотр врачами-специалистами: терапевтом, эндокринологом, хирургом, неврологом, офтальмологом, урологом (для мужского населения); - лабораторные и функциональные исследования: клинический анализ мочи, исследование уровня холестерина крови, исследование уровня сахара крови, электрокардиография, флюорография (1 раз в год), маммография (для женского населения в возрасте 40 - 55 лет - 1 раз в 2 года) или УЗИ молочной железы, ультразвуковое исследование предстательной железы (по медицинским показаниям). Для финансирования расходов по дополнительным медицинским осмотрам медицинская организация представляет в региональное отделение Фонда по месту регистрации работодателя (страхователя) копию договора с работодателем (страхователем) на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров работников с приложением поименных списков работников страхователя, подлежащих периодическим и дополнительным медицинским осмотрам, согласованных с территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и содержащих сведения о дате рождения и профессии работников. Региональные отделения Фонда перечисляют средства на оплату дополнительных медицинских осмотров работников в соответствии с договорами о финансировании расходов на проведение дополнительных медицинских осмотров работников, заключаемыми между региональными отделениями Фонда и медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, в части осуществления работ и оказания услуг по предварительным и периодическим медицинским осмотрам. Медицинские организации по результатам проведения дополнительных медицинских осмотров ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за истекшим, представляют в региональные отделения Фонда счет на оплату проведенных медицинских осмотров и реестр, содержащий сведения о результатах дополнительных медицинских осмотров по форме и в формате, утверждаемыми Фондом. Региональные отделения Фонда производят оплату счетов, представленных медицинскими организациями, в течение 10 рабочих дней с даты получения счета путем перечисления средств на счета медицинских организаций. С учетом сложившейся практики прием документов от страхователей (работодателей) производится после утверждения перечня предупредительных мер на текущий год по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, частично финансируемых за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В частности, указанный Перечень на 2005 г., утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 24.06.2005 N 420, п. 1 определял в числе предупредительных мер на 2005 г. проведение обязательных периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Налоговое законодательство в отношении затрат на медицинские осмотры не предусматривает особых льгот. Проведение медицинских осмотров работников обременительно для работодателей не только в части оплаты стоимости этих осмотров, но и в части сохранения за работником на время прохождения осмотра среднего заработка (ст. ст. 212 - 213 Трудового кодекса РФ). Расходы на оплату труда за это время в соответствии со ст. 255 (пп. 7) Налогового кодекса РФ относятся к расходам на оплату труда, и на их сумму, в силу ст. 252 этого же Кодекса, налогоплательщик (работодатель) при исчислении налога на прибыль уменьшает полученные доходы (разумеется, при условии, что эти затраты документально подтверждены). Затраты на проведение медицинских осмотров (оплату услуг медицинских организаций) относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ, и также исключаются из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Отдельные работодатели предпочитают заключать договоры добровольного медицинского страхования, в которых проведение медицинских осмотров работников выделяется в особую статью, и в соответствии с пп. 16 ч. 2 ст. 255 Налогового кодекса РФ относят затраты на их проведение к расходам на оплату труда. Что касается единого социального налога, то при его исчислении не подлежат налогообложению расходы по проведению обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований) работников, внеочередных медицинских осмотров (обследований) работников по их просьбам в соответствии с медицинским заключением с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров (обследований) в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ (ст. ст. 212 и 213), законами и иными нормативными правовыми актами (включая медицинские осмотры работников, занятых на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта (ст. 238 Налогового кодекса РФ). Для целей налогообложения принципиальное значение имеет договор на проведение медицинских осмотров (на оказание платных услуг), заключенный с медицинской организацией. Как правило, договоры разрабатываются непосредственно медицинскими организациями и согласовываются с территориальными органами Минздравсоцразвития России в субъектах Российской Федерации. В ряде субъектов и муниципальных образований используются типовые формы договоров, утвержденные нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Для примера приведем следующую форму договора на проведение периодических медицинских осмотров. Договор N __ на проведение периодических медицинских осмотров г. _________ "__" _____________ 20__ г. _________________________________________________________________, (наименование медицинской организации) именуемое в дальнейшем "Исполнитель", в лице _____________________ _________________________________________________________________, (Ф.И.О., должность) действующего на основании ________________________________________ _________________________________________________________________, (Положения о медицинской организации, иного документа) с одной стороны, и _______________________________________________ (наименование юридического лица) в лице __________________________________________, действующего на (Ф.И.О., должность) основании _____________________________________________, именуемое (Устава, Положения, иного документа) в дальнейшем "Заказчик", с другой стороны, заключили настоящий договор о следующем: 1. Предмет договора 1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель проводит периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (далее - осмотры) работников в соответствии со ст. ст. 212 - 213 Трудового кодекса РФ и на основании Приказа Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 "Об утверждении Перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения этих осмотров (обследований)". 1.2. Целью периодических медицинских осмотров является динамическое наблюдение за состоянием здоровья работников, профилактика и своевременное установление начальных признаков заболеваний, выявление общих заболеваний. 2. Условия оказания услуг и порядок расчетов 2.1. Исполнитель обязуется сформировать медицинскую комиссию в составе _______________________________________________________. 2.2. Направление на осмотр выдается Заказчиком на руки работнику для представления Исполнителю. 2.3. Данные осмотра заносятся в карту предварительных и периодических медицинских осмотров. Каждый врач, принимающий участие в осмотре, дает свое заключение о пригодности и при показаниях намечает необходимые лечебно-оздоровительные мероприятия. На отдельный лист выносится окончательное заключение о соответствии состояния здоровья получаемой работе или иное заключение (о временном или постоянном переводе на другую работу). При изменении трудовой деятельности в лист вносятся уточнения и дополнения. 2.4. Работникам, прошедшим осмотр, Исполнителем выдается соответствующее заключение. 2.5. В случае обнаружения признаков заболевания у работника, он в установленном порядке направляется лечащим врачом в центр профпатологии специального обследования с целью уточнения диагноза и установления заболевания. 3. Цена договора 3.1. Цена договора определяется из расчета стоимости осмотра одного работника, умноженного на количество работников, подлежащих осмотру. 3.2. Стоимость осмотра одного работника определяется в зависимости от объема осмотра в соответствии с протоколом согласования договорной цены (Приложение N 1 к настоящему Договору) в соответствии с прейскурантом цен. 3.3. Исполнитель имеет право в одностороннем порядке изменить стоимость осмотра в случае изменения экономических условий, связанных с инфляционными процессами. 3.4. Заказчик перечисляет Исполнителю предоплату в размере ________ стоимости услуг. При необходимости перерасчет производится в 3-дневный срок с момента окончания работ по акту выполнения услуг. 3.5. Исполнитель обязуется начать проведение осмотров с момента предоплаты в соответствии с графиком, который доводится до Заказчика в рабочем порядке. 3.6. Заказчик обеспечивает явку работников, которые должны своевременно явиться на осмотр, имея при себе направление и обоснования заключений в случае выявления общих заболеваний или отклонений в состоянии здоровья, а также (при необходимости) направление в центр профпатологии. 3.7. Результаты медицинского осмотра отражаются в заключительном акте по итогам медицинского осмотра, составляемом в 4-х экземплярах, один из которых направляется Заказчику. 4. Прочие условия 4.1. Споры, возникающие при исполнении настоящего Договора, рассматриваются в арбитражном суде ______________________________. 4.2. Во всем остальном, прямо не указанном в настоящем Договоре, стороны руководствуются действующим законодательством. 4.3. Настоящий Договор вступает в силу с момента подписания и действует до ____________________________________________________. Приложение N 1 к Договору: Протокол согласования договорной цены на _______________ листах. Юридические адреса сторон: Исполнитель: _______________________________ Заказчик: __________________________________ Подписи сторон: Исполнитель _________ Заказчик __________ Поскольку договоры и операции по ним принимаются к учету, крайне важно, чтобы заключенный работодателем договор соответствовал установленным требованиям и содержал необходимые условия, позволяющие обосновать выплаты на проведение обязательных медицинских осмотров. Обязанности и права работника, связанные с медицинскими осмотрами Согласно ст. 214 Трудового кодекса РФ работник обязан проходить обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры (обследования). Неисполнение работником этой обязанности является дисциплинарным проступком, за который на работника в соответствии со ст. 192 Кодекса может быть наложено дисциплинарное взыскание. Наложить на работника дисциплинарное взыскание можно за отказ или уклонение от прохождения периодического медицинского осмотра (см. следующий параграф настоящей главы). В случае же отказа от прохождения предварительного медицинского осмотра применить дисциплинарное взыскание к лицу, с которым трудовые отношения еще окончательно не оформлены, проблематично. Вспомним, что установлено ст. 69 Трудового кодекса РФ: обязательному предварительному освидетельствованию при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста 18 лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами. Фактически речь идет о том, что медицинское освидетельствование должно предшествовать заключению сторонами трудового договора. Работодатель, прежде чем заключить договор, должен убедиться в том, что работник может быть допущен к работе, а последняя ему не противопоказана по состоянию здоровья. Подтверждением того, что работник по состоянию здоровья соответствует поручаемой работе, является медицинское заключение, выдаваемое по итогам медицинского осмотра. Поскольку направление на медицинские осмотры осуществляется работодателем, лицо, поступающее на работу и подпадающее под категорию работников, подлежащих осмотрам, должно пройти такой осмотр еще до окончательного оформления трудовых отношений. В противном случае работодатель после получения отрицательного медицинского заключения (о противопоказаниях к выполнению поручаемой работы, о признании работника полностью нетрудоспособным) вынужден будет производить увольнение по пп. "а" п. 3 ст. 81, по п. 5 ст. 83 или по ст. 84 Трудового кодекса РФ (в зависимости от рекомендаций и выводов, указанных в медицинском заключении). Еще более обременительным для работодателя может стать медицинское заключение, в котором работнику рекомендуется выполнять не ту работу, вопрос о приеме на которую обсуждается, а другую - более легкую, не противопоказанную ему по состоянию здоровья. Все это дает основания работодателям направлять работников на медицинские осмотры до заключения трудового договора. Только сравнительно небольшое количество работодателей оплачивает прохождение предварительных осмотров. Объясняется это и особенностями налогового законодательства (для отнесения затрат на медицинские осмотры к отдельным видам расходов необходимо, чтобы между организацией и физическим лицом существовали именно трудовые отношения), и нежеланием работодателя оплачивать осмотры лица, еще не ставшего его работником. На практике этот вопрос может решаться следующим образом: затраты на медицинский осмотр, произведенные непосредственно лицом, поступающим на работу, возмещаются ему при получении положительного медицинского заключения и после оформления приема на работу. На время проведения медицинских осмотров работнику в соответствии со ст. ст. 212 и 213 Трудового кодекса РФ гарантируется сохранение места работы (должности) и среднего заработка. Сохранение места работы (должности) означает, что в период прохождения медицинского осмотра работник не может быть уволен или переведен на другую работу (должность). С сохранением места работы (должности) связаны дополнительные гарантии для работника. Так, время, затраченное на осмотр, в соответствии с ч. 1 ст. 121 Трудового кодекса РФ включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск. Если с работником до направления на предварительный медицинский осмотр заключен трудовой договор с испытательным сроком, то время прохождения осмотра в соответствии с ч. 6 ст. 70 Трудового кодекса РФ не должно засчитываться в срок испытания. Средний заработок за время прохождения медицинского осмотра рассчитывается по правилам, изложенным в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 N 213. Время прохождения работником медицинского осмотра определяется по табелям учета рабочего времени (унифицированные формы N Т-12 и N Т-13). Согласно ч. 1 ст. 219 Трудового кодекса РФ работник имеет право на внеочередной медицинский осмотр (обследование) за счет работодателя в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка во время прохождения указанного медицинского осмотра (обследования). Обязанности работодателя, связанные с медицинскими осмотрами Обязанности, возложенные на работодателя ст. 212 Трудового кодекса РФ в связи с прохождением работниками медицинских осмотров, прямо корреспондируют с их правами, а именно: 1) работодатель обязан обеспечить проведение предварительных, периодических, внеочередных медицинских осмотров за свой счет; 2) работодатель должен сохранить за работником на время прохождения им осмотра: - место работы (должность); - средний заработок. Однако есть еще ряд действий, которые работодатель должен выполнить в силу требований Трудового кодекса РФ. Частью 2 ст. 212 Кодекса установлено, что работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований). Как именно должен действовать работодатель в этом случае, определяется в ст. 76 ТК РФ: работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр; работник отстраняется от работы (не допускается к работе) на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. Направление работников (группы) на периодический медицинский осмотр по общему правилу оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В приказе (распоряжении) приводится список направляемых на осмотр работников и указывается срок прохождения медицинского осмотра. Фактически это первый приказ (распоряжение) о недопущении работников к работе на время прохождения медосмотра. Зачем он нужен - поясним далее. Как правило, еще при заключении договоров с медицинскими организациями, стороны (работодатель и медицинская организация) определяют сроки, необходимые для проведения медицинского осмотра, а также порядок информирования работодателя о явке работников на медосмотр. Если по истечении установленных сроков работодателю не представлены медицинские итоговые акты или же не внесены записи в личные медицинские книжки, а из сведений, представленных медицинской организацией, следует, что работник не явился на осмотр, работодатель принимает решение либо об отстранении работника от работы, либо об учете указанного дня как прогула, если работник не представит документов, подтверждающих наличие уважительных причин, воспрепятствовавших его явке в медицинскую организацию. Для оформления отстранения причина непрохождения медицинского осмотра имеет важное значение. Так, если работник в установленные приказом (распоряжением) о направлении на медицинский осмотр сроки не явился на медицинский осмотр в связи с временной нетрудоспособностью, срок прохождения медицинского осмотра продлевается (при этом, как правило, приказ (распоряжение) об отстранении от работы не издается). Если работник не по своей вине не может пройти медицинский осмотр в установленные сроки (например, по причине временной нетрудоспособности одного из врачей), работодатель может продлить действие первого приказа (распоряжения) о направлении на медосмотр, а может издать приказ (распоряжение) об отстранении от работы, при этом обязательно указав причину непрохождения работником медицинского осмотра. Если же работник отказывается от прохождения медицинского осмотра или не имеет уважительных причин, то издается приказ (распоряжение) об отстранении от работы (при этом из него должно следовать, по какой причине работник не прошел медицинский осмотр), а также начинается процедура проверки для решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности. Для начала остановимся на приказе (распоряжении) о направлении работников на медицинский осмотр. Его издание нельзя назвать обязательным в том случае, если направление на медицинский осмотр осуществляется по всем правилам (с выдачей бланка направления на руки работнику) и при наличии утвержденного графика медицинских осмотров (речь идет о плановых периодических осмотрах). С момента выдачи направления на медицинский осмотр и до момента, указанного в графике проведения медицинского осмотра или согласованного с медицинской организацией, работник должен выполнять свою обязанность. Именно эти документы впоследствии рассматриваются в качестве распоряжения работодателя о прохождении работником медицинского осмотра, а также служат основанием для учета времени, затраченного на осмотр. Если же требования по оформлению направлений и составлению графика не выполнены в полной мере, то приказ (распоряжение) о направлении работников на медицинский осмотр необходим работодателю, во-первых, для того, чтобы иметь подтверждение о выполнении своей обязанности об обеспечении прохождения работниками медицинских осмотров и недопущении работников к работе на время прохождения осмотра, а во-вторых, для отсчета времени прохождения осмотра. Приказ (распоряжение) о направлении работников на медицинский осмотр понадобится и в случае незапланированного (внеочередного) направления работников на медицинский осмотр по требованию территориального органа Роспотребнадзора или по решению органа местного самоуправления (например, в случае вспышки инфекционных заболеваний, эпидемии, пр.). Издав приказ (распоряжение) о направлении на медицинский осмотр, работодатель имеет возможность контролировать его исполнение работником (работниками). Если по истечении установленного срока работодатель по вине работника так и не получит заключительный акт по итогам медицинского осмотра, то он обязан отстранить работника от работы и вправе применить к нему дисциплинарное взыскание. Если работодатель не желает воспользоваться своим правом на применение к работнику дисциплинарного взыскания за отказ или уклонение от прохождения медицинского осмотра, то он все равно должен формально выполнить свою обязанность по отстранению работника от работы - издать специальный приказ (распоряжение). В приказе (распоряжении) об отстранении от работы необходимо перечислить обстоятельства, послужившие основанием для отстранения, а также документы, которые подтверждают наличие таких оснований. Так, если работник уклоняется от прохождения медицинского осмотра, подтвердить этот факт может справка из медицинской организации, в которую был направлен работник. Документальным основанием для отстранения работника от работы может выступать, например, докладная записка непосредственного руководителя работника или лица, ответственного за прохождение работниками организации медицинских осмотров. Это может быть и требование (предписание) службы охраны труда организации, которой предоставлено полномочие требовать от работодателя отстранения от работы лиц, не прошедших медицинские осмотры (Рекомендации по организации работы службы охраны труда в организации, утвержденные Постановлением Минтруда России от 08.02.2000 N 14). Здесь необходимо отметить, что для отстранения принципиальное значение имеет сам факт непрохождения медицинского осмотра в установленные сроки. Поэтому, если работодатель ограничится в приказе (распоряжении) только констатацией основания отстранения - "непрохождение медицинского осмотра" - его обязанность, предусмотренная ст. 76 Трудового кодекса РФ, будет считаться выполненной. Указание в приказе (распоряжении) срока, на который отстраняется работник, с одной стороны, приведет к увеличению документооборота (если и по его прошествии работник не пройдет медицинский осмотр, то придется издавать новый приказ), с другой стороны, он даст работодателю возможность все-таки привлечь работника к дисциплинарной ответственности. Чаще всего в приказах (распоряжениях) об отстранении от работы срок отстранения определяется не конкретной календарной датой, а наступлением определенного события - прохождением медицинского осмотра. Хотя это, по сути, правильно (поскольку в соответствии с ч. 2 ст. 76 Трудового кодекса РФ работник отстраняется от работы на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы), рекомендуем работодателям не ограничиваться формулировкой в приказе (распоряжении) "до прохождения медицинского осмотра", а ввести дополнительные уточнения (определить конкретный срок, в течение которого работник должен пройти медицинский осмотр). Поскольку приказ (распоряжение) об отстранении издается по факту непрохождения работником медосмотра, работодателю должно быть известно, по чьей вине - лично его, работника или медицинской организации - не пройден медосмотр. Вина работодателя в том, что работник вовремя не прошел медицинский осмотр, может заключаться в несвоевременной выдаче работнику направления на медосмотр, работник не был освобожден от исполнения своей трудовой функции или же медицинской организации не были своевременно перечислены денежные средства за осмотр. Наконец, в том, что работник своевременно не прошел медицинский осмотр, может быть виновна и медицинская организация - в связи с отсутствием одного из профильных врачей, введением карантина, пр. В этом случае в соответствии с ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса РФ работнику производится оплата за все время отстранения от работы как за простой, то есть в соответствии со ст. 157 Кодекса. Названная статья различает порядок оплаты простоя, произошедшего по вине работодателя, от простоя, произошедшего по причинам, не зависящим от работодателя и работника: в первом случае время простоя оплачивается в размере не менее 2/3 средней заработной платы работника; во втором - не менее 2/3 тарифной ставки (оклада). Если работник не прошел медицинский осмотр по вине медицинской организации, работодатель вправе привлечь это учреждение к ответственности и тем самым компенсировать затраты на оплату работнику времени отстранения. Если же работник не прошел медицинский осмотр по своей вине, то в соответствии с ч. 3 ст. 76 Трудового кодекса РФ в период отстранения от работы заработная плата ему не начисляется. Эти крайне принципиальные моменты по выплатам работнику за время отстранения должны найти отражение в приказе (распоряжении) об отстранении - бухгалтерии необходимо иметь документальное основание для приостановления начисления заработной платы или же для начисления ее по правилам ст. 157 Трудового кодекса РФ. В приказе (распоряжении) об отстранении можно решить вопросы о переводе или перемещении на должности (рабочие места) отстраненных других работников (на время отсутствия первых). При этом крайне важно, чтобы эти работники имели право на выполнение обязанностей или работ отстраненных. Приказ (распоряжение) об отстранении от работы в связи с непрохождением медицинского осмотра может быть составлен по следующему образцу: ЗАО "Авангард" Приказ Об отстранении от работы 14.07.2006 N 420-к Москва В связи с непрохождением периодического медицинского осмотра работников секции "Мясные деликатесы" по вине службы охраны труда в сроки, установленные графиком проведения медицинских осмотров в 2006 г., приказываю: 1. Отстранить от работы на срок до прохождения медицинского осмотра (до 20.07.2006): - заведующую секцией "Мясные деликатесы" Парамонову Татьяну Сергеевну; - продавца продовольственных товаров секции "Мясные деликатесы" Кузьмичеву Ирину Владимировну; - продавца продовольственных товаров "Мясные деликатесы" Волкову Ольгу Семеновну. 2. Службе охраны труда (Сомову) незамедлительно подготовить направления на медицинский осмотр работников, указанных в п. 1, и обеспечить прохождение осмотров в установленные сроки. 3. Бухгалтерии (Ивановой) работникам, указанным в п. 1, на время их отстранения начислять заработную плату в размере 2/3 от среднего заработка. 4. Отделу кадров (Корнеевой): - подготовить документы для привлечения начальника службы охраны труда Сомова Сергея Петровича к дисциплинарной ответственности; - на время отсутствия работников, указанных в п. 1, переместить в секцию "Мясные деликатесы" работников смежных секций; - ознакомить работников, указанных в п. 1, с настоящим приказом. Осенин Д.О. Осенин Генеральный директор ---------- ----------------- ———— подпись расшифровка подписи
Приказ (распоряжение) визируется исполнителями (в приведенном образце - работниками соответствующих структурных подразделений) и под расписку доводится до сведения каждого работника, направляемого на медосмотр. Для того чтобы оперативно воздействовать на работника, отказывающегося от прохождения медицинского осмотра или игнорирующего свою обязанность по прохождению медицинского осмотра (уклоняющегося от осмотра), работодатель может воспользоваться своим правом на применение дисциплинарного взыскания и одновременно отстранить работника от работы. В этом случае готовится сводный приказ (распоряжение) - об отстранении работника от работы и о применении к нему дисциплинарного взыскания. Издание такого приказа (распоряжения) возможно в том случае, если в первый день после окончания отведенного на осмотр срока есть возможность получить от работника объяснение, предусмотренное ч. 1 ст. 193 Трудового кодекса РФ. Напомним, что в соответствии с этой нормой работодатель до применения дисциплинарного взыскания должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания, если он оформлен соответствующим актом. В том случае, если работодатель выполнил указанные требования, издание сводного приказа (распоряжения) будет правомерным. При повторном неисполнении работником своей обязанности по прохождению медицинского осмотра работодатель может воспользоваться своим правом на применение крайней меры дисциплинарного воздействия - увольнения по п. 5 ст. 81 Трудового кодекса РФ. В отношении контингентов работников, подлежащих медицинским осмотрам II группы (по отдельным профессиям, производствам и организациям, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения), на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работников личными медицинскими книжками. Новая форма личной медицинской книжки для работников отдельных профессий, производств и организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утверждена Приказом Роспотребнадзора от 20.05.2005 N 402. Согласно указанному Приказу изготовление бланков личной медицинской книжки осуществляет Федеральное государственное учреждение здравоохранения "Информационно-методический центр "Экспертиза". Оно же обеспечивает бланками книжки и голографическими марками к ним центры гигиены и эпидемиологии, которые и выдают книжки по итогам медицинских обследований. В личной медицинской книжке указываются:
- фамилия, имя и отчество лица, получающего книжку, и наименование организации (работодателя); - отметки о работе на протяжении трудовой деятельности, переводы к другому работодателю в период действия итогов обследования; - отметки о перенесенных инфекционных заболеваниях; - отметки о профилактических прививках; - заключение врача о допуске к работе по результатам медицинского обследования; - результаты обследования на туберкулез, на носителей возбудителей кишечных инфекционных заболеваний; - результаты лабораторных исследований и осмотра дерматовенеролога; - результаты исследований: на гельминтозы, на носительство возбудителей дифтерии, на носительство патогенного стафилококка. Кроме того, в личной медицинской книжке проставляются отметки о прохождении работником профессиональной подготовки и аттестации, обязательных для рассматриваемой категории работников в силу ст. 36 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. на 31.12.2005). Порядок проведения профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения, утвержден Приказом Минздрава России от 29.06.2000 N 229. Работники, не имеющие личной медицинской книжки установленной формы, не прошедшие медицинские осмотры и не прошедшие профессиональной гигиенической подготовки и аттестации, не могут быть допущены к работе, которая связана с производством, хранением, транспортированием и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения. Личная медицинская книжка выдается работникам отдельных профессий и должностным лицам в соответствии с установленным порядком оформления документов: 1) представление работодателем в территориальный центр Роспотребнадзора и на транспорте (водном и воздушном) заявки на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации; 2) заключение договора с работодателем на проведение профессиональной гигиенической подготовки и аттестации; 3) регистрация и выдача личной медицинской книжки; 4) прохождение предварительных, при поступлении на работу, и периодических медицинских осмотров в территориальных лечебно-профилактических учреждениях (по договорам); 5) профессиональная гигиеническая подготовка (обучение) и аттестация - контрольное тестирование (собеседование, компьютерный экзамен, заполнение тестовых карт или опросных листов в территориальных органах Роспотребнадзора); 6) внесение результатов аттестации в личную медицинскую книжку и голографирование. По общему правилу оформленная личная медицинская книжка выдается работнику, но должна передаваться на хранение работодателю. Наличие книжек на работников указанных выше профессий, производств и организаций является одним из предметов проверки инспекторами Роспотребнадзора. В исключительных случаях допускается передача личной медицинской книжки на руки работнику - в том случае, если работник выполняет свою трудовую функцию на отдаленных точках (например, продавцу мелкорозничной точки), на транспортном средстве (например, водителю). При увольнении и переходе к другому работодателю личная медицинская книжка остается у владельца (работника) и предъявляется по месту новой работы. Отсутствие личной медицинской книжки дает территориальному органу Роспотребнадзора право не допускать работника проверяемой организации к работе (отстранять от работы), а также для применения к организации штрафных санкций.
Подписано в печать 20.06.2006
—————————————————————————————————————————————————————————————————— ———————————————————— —— (C) Buhi.ru. Некоторые материалы этого сайта могут предназначаться только для совершеннолетних. |